uzluga.ru
добавить свой файл
1

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема 1. Природа и характеристика организации

Предмет теории организационного поведения. Понятие, генезис и цели организационного поведения. Основополагающие концепции организационного поведения. Элементы системы организационного поведения. Модели организационного поведения.

Тема 2. Личность и ее развитие в организации

Понятие личности и ее структура. Развитие личности и социализация. Современные теории личности. Типологии личностей. Взаимодействие человека и организации. Критериальная основа поведения. Характеристика индивидуальности человека. Вхождение человека в организацию. Адаптация человека к организационному окружению. Установки работников организации.

Тема 3. Мотивация и научение в организации

Понятие мотивации поведения и работы индивида. Структура мотивационного цикла: потребности - целенаправленное поведение-вознаграждение или наказание. Классификация теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории Содержательные теории. Иерархическая модель потребностей и мотивация А. Маслоу Использование теории А. Маслоу в менеджменте, методы удовлетворения потребностей высших уровней. Двухфакторная мотивационная теория Ф. Герцбёрга. Воздействие гигиенических факторов и мотиваторов на поведение работника. Использование теории Ф. Герцберга для обогащения труда на монотонных и рутинных работах. Теория потребностей (власти, успеха и причастности) Д. МакКлеланда. Сильные и слабые стороны содержательных теорий мотивации. Процессуальные теории. Основные положения теории ожидания В. Врума. Использование теории ожидания для разработки мотивационных программ в организации. Комплексная мотивационная модель Портера-Лоулера. Использование модели Портера-Лоулера для повышения производительности труда. Преимущества и. недостатки процессуальных теорий мотивации. Комплексное использование мотивационных теорий в практике современного менеджмента.

Теоретические процессы обучения. Бихевиористские теории. Когнитивные теории. Теория социального научения. Принципы научения: подкрепление и наказание.

Тема 4. Целеполагание в организации

Понятия организационной структуры фирмы, ее элементы и параметры: штата, департаментализация, иерархия, централизация. Влияние параметров организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение. Bыбор основы построения организационной структуры фирмы (целевая, функциональная, предметная, органическая, инструментальная), поведенческое воздействие и влияние на эффективность функционирования организации. Факторы департаметализации и их влияние на межличностные воздействия. Позитивные и негативные моменты изменения диапазона контроля и централизации управления организацией. Типовые организационные структуры (линейная, функциональная, штабная, дивизиональная, проектная, матричная), их преимущества и недостатки, области эффективного применения, влияние на индивидуальное и групповое поведение. Формирование оптимальной организационной структуры, фирмы с учетом факторов внешней и внутренней среды

Тема 5. Групповая динамика

Понятие группы, их разновидности. Формальные и неформальные группы. Признаки и основания формирования групп. Характеристики групп: структура, статусы и роли, сплоченность, групповые нормы, и правила. Этапы формирования и развития групп, взаимодействие формальных и неформальных групп на различных этапах. Методы изучения выделения групп. Социометрические методы определения статуса индивида в группе. Критерии оценки сплоченности группы. Методы управления сплоченностью группы. Ценностно-ориентационное единство труппы как показатель ее социальной зрелости. Групповые нормы, их разновидности, условия формирования, влияние на поведение индивида в организации. Ролевое поведение членов группы, целевые и поддерживающие роли. Лидерство в группе, его влияние на групповые нормы. Ролевое поведение индивида. Конвенциональные и межличностные роли. Принятие роли, восприятие роли в группе, противоречия Роли. Интегрированная модель формирования и развития групп, воздействие групповой динамики на эффективность управления

Тема 6. Лидерство в организации

Понятия руководства и лидерства, их соотносительность. Функции руководителя в организации (институциональные, инновационные, административные, партисипативные и др.). Основные требования к личным характеристикам руководителей. Оценка склонности руководителей к риску. Профессиональные профили для различных категорий руководителей. Методы тестирования личностных характеристик руководителей, их достоверность и результативность. Стиль руководства. Различные модели социально-психологических типов руководства (авторитарная, анархическая, либеральная, демократическая, дистанционная и др.). Методы оценки стиля руководства, ситуационный подход к эффективному стилю руководства. Взаимоотношения руководитель-подчиненный, поведенческие аспекты этих отношений. Классификация типов работников по отношению к руководителю, выбор эффективной позиции взаимоотношений. Понятие суггестии в отношениях индивидов. Методы повышения эффективности убеждения работников. Значение лидерства для эффективного функционирования организации. Основные теории лидерства (теория характеристик, теория личного поведения, ситуационная теория), их применение для эффективного руководства. Методы оценки лидерских качеств, выявление лидеров, развитие лидерских способностей. Понятие эффективного руководителя, ограничения эффективного руководства, методы их преодоления.

Тема 7. Коммуникации в организации

Общая характеристика коммуникативной системы организации (каналы, процессы, обратная связь, семантика, вербальность). Межуровневые коммуникации в организациях, их эффективное построение. Межличностные коммуникации. Процесс общения и его структурные элементы. Формальное и неформальное общение. Межличностный стиль общения, его варианты, влияние на эффективность деятельности организации. Основные барьеры эффективного общения. Невербальное общение, основные коммуникационные жесты, позы, мимика, их значение я влияние на поведение индивида. Организационные, коммуникации, информационные перегрузки, искажения, современные, информационные, технологии. Разработка программ повышения эффективности коммуникативных систем в организациях. Управленческие решения как компонент коммуникационных процессов. Психологические факторы, влияющие на индивидуальное принятие решений: характер, позиции, убеждения, склонность к риску. Организация группового принятия решений. Методы развития творчества при групповом принятии решений.

Тема 8. Управление конфликтами и стрессами

Управление конфликтами как функция менеджмента.  Роль руководителя в урегулировании конфликтов.  Разрешение конфликтов между руководителем и подчиненным.  Основные формы завершения конфликтов. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов. Логика разрешения производственного конфликта. Стратегия выхода из конфликта.

Тема 9. Организационная культура

Организация формирует собственный облик, систему общепринятых представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места вызвало к жизни понятие организационной культуры.

Тема 10. Организационное поведение и национальная культура

Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения. Системный подход к изучению национального в ОК. Модель Хофстида. Модель Лэйн и Дистефано. Модель Оучи. Коммуникации в международной среде. Мотивация в разных культурах. Лидерство в разных культурах. Управление интернациональной рабочей силой.