uzluga.ru
добавить свой файл
Тема: Допуски и посадки деталей машин и механизмов


Практическое занятие № 3 (2 часа)

Графическое построение отклонений размеров в системах вала и отверстия


Цель: Освоение методики построения отклонений в системах вала и отверстия.


При графическом изображении допусков детали, для которых строятся схемы допусков, не вычерчивают. Вместо деталей на схемах дают условные изображения отверстий и валов без соблюдений масштаба (рис. 1, а).

Совместим контуры отверстий и отдельно валов, изготовленных по предельным размерам так, чтобы совпадали их осевые линии (рис.1, а). Тогда lдействительные размеры всех годных деталей ока­жутся в зонах, ограниченных предельными размерами. Сумма этих зон, расположенных симметрично относительно оси, выражает до­пуски отверстия ТД и вала Тd (0,5Т*2 = Т). Однако такое изображе­ние допусков неудобно. Для упрощения и повышения наглядности эскизов удобнее изображать зоны допусков отверстий и валов целиком Для этого предельные контуры отверстий и валов совме­щают нижними образующими. Тогда при тех же размерах допуски можно изобразить зонами, расположенными между верхними образую­щими совмещенных контуров.

Типовые примеры графического изображения допусков, отклоне­ний, номинальных и предельных размеров и других параметров точ­ности отверстия и вала показаны на рис. 1, а. Эти схемы построены на основе изложенного принципа. Масштаб при построении таких схем выдержать нельзя, так как допуски на обработку деталей в сот­ни и тысячи раз меньше номинальных размеров. В примере 1 для D = 22 мм ТО = 21 мкм, что составляет менее 1/1000Д. Поэтому го­ризонтальные линии, определяющие предельные размеры Dmах, Dmin, dmax, dmin проводят на произвольных расстояниях от нижней ли­нии, являющейся нижней образующей совмещенных контуров отвер­стий или валов. Кроме того, проводят еще горизонтальную линию 00, называемую нулевой линией.




Нулевая линия — линия, положение которой при графическом изо­бражении допусков и посадок соответствует номинальному размеру. От нулевой линии отсчитывают отклонения-, положительные откло­нения откладывают по одну сторону, а отрицательные — по другую, например вверх и вниз от нее.


Рис. 1 Графическое изображение полей допусков


На схемах указывают номинальный D и предельные Dmax, Dmin, dmax, dmin размеры, предельные отклонения ES, EI, es, ei поля до­пусков и другие параметры.

Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклоне­ниями. Поле допуска определяется величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поля допусков показывают зонами, которые ограничены двумя ли­ниями, проведенными на расстояниях, соответствующих верхнему и нижнему отклонениям (рис. 1, а).

Положение поля допуска относительно номинального размера или нулевой линии определяется одним из двух отклонений — верхним или нижним, которое называется основным отклонением. В системе допусков и посадок СЭВ за основное отклонение принято меньшее из двух отклонений по абсолютному значению, т, е. ближайшее к нулевой линии. Для схемы, показанной па рис. 1, а, основными отклонения­ми являются: для поля допуска отверстия — нижнее отклонение EI для поля допуска вала — верхнее отклонение es

На рис. 1, а предельные отклонения отложены от нулевой ли­нии; численные значения их вполне определяют величину и положе­ние поля допуска относительно этой же линии. Это обстоятельство позволяет применять более простой способ графического изображения полей допусков — через одни отклонения (рис. 1, б). На таких уп­рощенных схемах не указывают номинальные и предельные размеры, причем положение нулевых линий всегда соответствует концу вектора номинального размера, который условно направляют снизу вверх. Благодаря этому упрощенные схемы можно вычерчивать в масштабе; они получаются более наглядными, простыми и компактными, чем схемы на рис. 1, а.

Пример 4.5. Даны размеры соединения оси с корпусом. Диаметр оси (вала) ø10;отверстия в корпусе ø10. Построить схему расположения полей допусков через предельные размеры в масштабе.

Решение. Для построения схемы прежде всего необходимо установить значения предельных отклонений (в данном случае ES = 15, ЕI = 0, es = - 5, еi = — 14 мкм) и наметить масштаб отклонений МE = Е/l (мкм/см) или е значение отклонения, мкм; l — единица длины чертежа, см). Масштаб выбирают с учетом значений заданных отклонений и желаемых размеров чертежа. В дан­ном примере отклонения малы по абсолютной величине, и поэтому принимаем масштаб Ме = 5 мкм: 1 см.

Для построения схемы на чертеже проводим нулевую линию и перпендику­лярно к ней ось ординат (рис. 2) На оси ординат наносим деления, указы­вающие, сколько микрометров содержится в 1 см. В соответствии с принятым





Рис. 2. Расположение полей допусков посадки с зазором

масштабом в данном примере содержится 5 мкм в 1 см. После этого изображаем поля допусков, наносим все условные обозначения, их значения и выполняем не­обходимые вычисления. Протяженность схем вдоль нулевой линии намечают про­извольно, но с учетом того, что она должна обеспечивать наглядность чертежа.

Задание 1. По таблицам допусков и посадок выбрать предельные отклонения для отверстия 210 H11, и вала 210d10. Построить в выбранном масштабе схему расположения полей допусков.

Задание 2. Для вала Ø18 и отверстия Ø18 построить схему расположения полей допусков.

Контрольные вопросы:

1. Что такое поле допуска и чем оно определяется?

2. Для чего нужна нулевая линия при графическом изображении допусков и посадок?

3. Что такое основное отклонение?