uzluga.ru
добавить свой файл
Министерство образования Республики Марий Эл

МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа»


Тема: «Крымская война 1853-1856 гг»

(8 класс)


Урок проведен:

учителем истории Кольцовой Л.В.

для ШМО учителей истории и геграфии

23.10.2007г.


2007г.


Цель урока:

- формирование знаний учащихся о событиях Крымской войны, причинах поражения

России в войне;

-формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, учить детей

ориентироваться во времени и пространстве. Развивать познавательный интерес к

предмету, применяя новые информационные технологии;

-воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству.

План:

  1. Организационный момент

  2. Закрепление знаний. Постановка проблемы.

3. Причины и повод Крымской войны

  1. Начало войны.

  2. Слава и горечь Севастополя

  3. Парижский мир.

7 Закрепление новой темы.

Оборудование:

Карта «Российская империя в сер. 19 в.», компьютер, проектор, CD-ROM-диск «Энциклопедия истории России с древнейших времен до 19 века", рабочие листы.

Ход урока:

1. Мы с вами изучаем эпоху правления Николая I. Давайте вспомним годы его правления (1825-1855) и основные направления внутренней политики .(Учащиеся отмечают, чтоцелью Николая 1 было укрепление гос. власти; в его правление подавлялось вольномыслие,было создано 3 отделение, жандармерия, вводилась цензура, появилась теория«официальной народности», проводились крестьянская и финансовая реформы и тд.)Какие важные вопросы оставались нерешенными? (не было отменено крепостное право, вРоссии не было Конституции) Почему крепостное право- зло? (задерживало ростпроизводительных сил, ставило Россию в невыгодное положение, крепостное хозяйствобыло малодоходным) Таким образом, учащиеся делают вывод: крепостное право былоодной из причин отставания России от европейских держав. Учащиеся также отмечают,что огромные средства в России направлялись на военные нужды, что неминуемоприводило к кризису николаевской системы (пример - Кавказская война)

Далее учитель ставит перед учащимися проблему: «Было ли поражение России в Крымской войне следствием отставания от европейских государств?»

.На протяжении 18 -нач. 19 века русско-турецкие войны вспыхивали неоднократно. Вчем их причина, что делили между собой Российская и Османская империи?- послушаемсообщение . (ученик рассказывает о русско-турецких конфликтах до изучаемой войны).При Николае 1 главным направлением внешней политики оставалось восточное. Острымиоставались 2 проблемы: российский флот не мог проходить через черноморские проливыи Россия желала укрепить свое влияние на Балканах.

Поводом к войне послужил спор между православными и католиками из-за палестинских святынь. Не без давления Луи Наполеона Турция решила спор в пользу католиков. В ответ на это Россия потребовала признать себя покровителем всего православного населения в Османской империи и вводит войска в Молдавию и Валахию. Найти союзников в лице Англии и Франции России не удалось, так как они опасались ее усиления и решили поддержать Турцию. В октябре 1853 года Турция объявляет войну России.

2. Как дальше развивались события, давайте посмотрим на экран.

{просмотр анимации и кинофрагмента о военных действиях начала войны и Синопском

сражении)

Выполнение зад.: охарактеризовать военные действия до вступления в войну Англии и

Франции. (Учащиеся приходят к выводу, что до вступления в войну союзников Турции,

военные действия России были успешными. Турция, как и Россия, располагая парусным

флотом, потерпела поражение в Синопском сражении.)

3. О событиях Крымской войны создано немело произведений искусства. Это и
кинофильм «Адмирал Нахимов», и песни, и стихи.

Просмотр анимации «Оборона Севастополя» на CD-ROM-диске.

Задание учащимся: отметить слабые и сильные стороны обороны Севастополя с военной

точки зрения. {Учащиеся отмечают плохое снабжение нашей армии, новейшее оружие

противника с большей дальностью боя, скорострельностью, крепкую броню кораблей и

тд. В то же время отмечают и сильную нашу сторону- мужество и героизм наших

солдат и офицеров.)

Учитель: «Действительно, было очень много трудностей. Обозы с боеприпасами вязли на

дорогах, на 4 выстрела приходилось отвечать одним. Единственное, что оставалось- это

самоотверженность и храбрость тех, кто оборонял город. Одним из таких

самоотверженных и храбрых людей был адмирал Нахимов.

(Сообщение учащихся об адмирале Нахимове) Итак, Россия потерпела поражение. Давайте обратимся к проблеме. (учащиеся приходят к выводу, что отставание России привело к поражению в войне)

4. Учащиеся находят в учебнике условия Парижского мирного договора и выполняют
задания 1,2,3,

5. Этап рефлексия.

Учащиеся учатся делать самоанализ своей деятельности. Оценки за урок.

Домашнее задание .

Прочитать параграф № 14, ответить на 2 вопроса:

  1. Что необходимо было сделать, чтобы Россия победила в войне?

  2. Как бы развивались события после этой победы?

Задание 1

Выберите правильный ответ.

Непосредственным поводом к началу войны с Турцией послужило:

  1. восстание сербов;
    Б) восстание болгар;

  2. нарушение султаном религиозной традиции в Иерусалиме;
    Г) нарушение турецкой армией границы в Закавказье.

Задание 2



Страны-союзники Турции




Англия




Австрия




Германия




Франция




Сардинское королевство




В приведенной таблице «+» и «-« отметить союзников Турции в войне

Задание 3

Заполните таблицу « Ключевые события Крымской войны»

На начальном этапе

После вступления в войну Англии и Франции

























Задание 4

Прочитайте отрывок из произведения К. Г. Паустовского «Судьба Шарля Лонсевиля».

Россию можно назвать страной не столь жестокой, сколь несчастной. Беззаконие господствует сверху донизу- от приближенных венценосца до последнего городничего . Вот небольшой тому пример: в разгар войны (Крымской.- Л.Л.), когда ядра были нужнее хлеба, я получил приказ изготовлять ...железные пуговицы с гербами всех губерний Российской империи.

  1. Согласны ли вы с характеристикой России, данной Лонсевилем?

  2. Чем был, по вашему мнению, вызван такой странный приказ о пуговицах?

Задание 5

В декабре 1854 года Николай 1 приказал каждый месяц пребывания солдат и офицеров в Севастопольском гарнизоне зачесть им за год службы. С чем это связано?


Выполнение 1,2,3,4,5 заданий рабочего листа.


Самоанализ урока

Урок по теме «Крымская война» был проведен в 8 классе. Эта тема является одной из ключевых в изучении истории Отечества 19 века. Кроме формирования исторических знаний о событиях Крымской войны, она дает учащимся возможность усвоить и понять несостоятельность самодержавной крепостнической системы России, приведшей к поражению в войне.

По типу урок - комбинированный. На нем мною были поставлены следующие цели:

  • формирование знаний у учащихся о событиях Крымской войны, причинах поражения
    России в войне;

  • формирование у учащихся умения сравнивать, анализировать, обобщать, решать
    поставленную на уроке проблему; учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
    развивать познавательный интерес к предмету, применяя новые информационные
    технологии;

-воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству.

Урок был разделен на 5 этапов. Организационный этап прошел быстро, охватив 1-2 минуты. Цель этапа актуализации я- закрепить знания об основных направлениях политики Николая 1, сравнить развитие России с европейскими державами. Формой организации деятельности был фронтальный опрос, в ходе которого учащиеся подвели итоги и перед ними была поставлена проблема: было ли поражение в Крымской войне следствием отставания России от европейских государств? Задания и вопросы предложенные на этом этапе были связаны с усвоением новой темы.

  1. этап - этап изучения новой темы занял большую часть урока. На этом этапе
    основными видами деятельности были: рассказ учителя, выступление учащихся о русско-
    турецких войнах 18 - нач. 19 века, адмирале Нахимове; просмотр CD-ROM-диска о
    событиях Крымской войны, совместный анализ исторических событий; выполнение
    заданий на рабочих листах (промежуточный контроль).

  2. этап - закрепление новой темы. Цель этапа: научить детей работать с
    документами, раздаточным материалом, высказываниями очевидцев военных событий. На
    данном этапе были выполнены задания 4-6 рабочего листа.

  3. этап - рефлексия. На данном этапе учащиеся учились делать самоанализ своей
    деятельности. Выставлялись и комментировались оценки.

В конце урока было задано творческое домашнее задание: помимо чтения учебника, подумать и ответить на 2 вопроса:

1. Что было необходимо сделать в России, чтобы она победила в Крымской войне?

2. Как бы развивались события после этой победы?

По окончании урока были подведены итоги, цели урока были достигнуты. Психологическая атмосфера была благоприятной. Класс был работоспособный.

Считаю, что такие проблемные уроки с применением новых информационных технологий очень актуальны в настоящее время. Такие уроки интересны и насыщенны.