uzluga.ru
добавить свой файл
1
Цикл музыкальных занятий по теме: «Путешествие по жанрам»

Тема: "Как. рождается музыка и какой она бывает"

Занятие: "Музыки волшебная страна. Музыкальные жанры."

Репертуар: П. Чайковский, "Колыбельная"; Ф. Шопен, "Вальс".

  • Сегодня мы с вами, дети, отправимся путешествовать в волшебную
    страну музьки. В этой стране живут музыкальные произведения. Они очень
    разные: каждое имеет свой характер. Их очень, очень много, и как не
    заблудиться в этой стране, как найти в ней нужное музыкальное
    произведение?. Я открою вам секрет.

Каждое музыкальное произведение имеет как бы свою "визитную
карточку" В ней, кроме названия произведения и его автора -
композитора, часто указан и его жанр Жанр в переводе означает род, то
есть музыкальные произведения одного жанра как бы родственники.
Например, вагъс. или полька - из семейства танцевальных жанров, или
танцев. Уже само название жанра музыки может рассказать о многом.
Стоит его назвать, и мы уже так или иначе представляем, что за музыка
будет звучать, и можем даже попробовать угадать ее характер. Хотите
проверить? Я назову музыкальный жанр, а вы мне скажете, какой бывает
музыка этого жанра.

  • Колыбельная.

  • Дети: ласковая, тихая, нежная, маленькая.

  • Правильно. А скажите, это музыка вокальная или инструментальная?

  • Дети: вокальная.

  • Да, чаде всего композиторы пишут колыбельные для голоса, но иногда
    они сочиняются и для музыкальных инструментов. Главное в колыбельной -
    то настроение, которое вы правильно определили: ласковое, нежное,
    убаюкивающее. А еще вы сказали, что колыбельная маленькая. Сейчас мы с
    вами послушаем "Колыбельную" П.И. Чайковского (из Программы ср.гр.).

  • Дети, а что можно сказать о музыке, которая называется "Вальс"?
    -Дети: танцевать, плавная, кружиться, красивый.

  • Правильно, вальс - это плавный, красивый танец с кружащейся мелодией,
    кета™, само слово "ваше" происходит от слова "кружиться". Сегодня мы с
    вами услышим прекрасный ваше композитора Фридерика Шопена.
    (Прослушивание вальса.)

  • Понравилась вам музыка? (Ответы детей).

  • Действительно, зтог вальс удивительно красивый и благородный.

Каждый жанр, дета, имеет свою историю жизни. Одни жанры живут
долго, а другие сейчас почти забыты. Но есть три жанра, которые в музыке

имеют особое значение. Замечательный композитор Д.Б. Кабалевский
назвал их так: "три кита" в музыке. А вот почему он их так назвал и что
это за жанры, я расскажу вам в следующей раз.

Занятие "Три кита в музыке" основу занятия положены материалы
книги Д. Кабалевского "Как рассказывать детям о музыке?" М.,1977).

  • На прошлом занятии я обещала рассказать вам о трех самых важных
    жанрах - "трех китах" в музыке. Вы спросите меня; при чем же здесь киты,
    ведь мы говорим о музыке, а кит это что?

-Дети: зто такая большая рыба.

-Правильно. А вот чтобы вы поняли, какое отношение киты имеют к
музыке, я расскажу вам интересную историю. Давным-давно, очень много
лет тому назад, люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой
они живут. Они еще не знали, что Земля похожа на что?
-Дети: мячик, шарик.

-Правильно. Земля похожа на шар, но древние люди об этом не знали. Они
думали, что земля похожа на большой круг, со всех сторон окруженный
морями и океанами. А чтобы этот круг никуда не провалился, держат его
три огромных, могучих кита. Древние люди верили, что эти три кита
поддерживают Землю. Есть такие "три кита" и в музыке. На этих "трех
китах" - трех основных жанрах - держится вся волшебная страна музыки.

Что же зто за "три кита", спросите вы? Самое интересное, что
они вам очень хорошо знакомы.

  • Сейчас я сыграю вам музыкальное произведение, а вы скажете мне, что
    зто за музыка. ( Если детям будет трудно ответить на этот вопрос, его
    можно упростить: что под нее можно делать?)

Проигрывание марша Ф. Надененко или С. Шварца из репертуара этой
программы ( см. "Хрестоматию"). Музыкальный руководитель может выбрать
и любой другой марш.

  • Правильно, дети, под эту музыку можно маршировать, это марш.
    Марш - это наш первый "кит".

  • А теперь давайте послушаем другую музыку. Зто будет наш второй "кит",
    попробуйте его отгадать.

Прослушивание "Польки-Анны" И, Штрауса, Фрагмента "Вальса" 3. Грига.
Вместе с детьми определяем, что веселая, задорная музыка - это полька,
плавная и нежная - это вальс.

-Дети, а что такое вальс, полька; как их можно назвать одним словом?

  • Правильно, конечно, это танец.
    Танец - это наш второй "кит".

  • Ну а теперь пришло время встретиться с третьим "китом". Его вы тоже

узнаете без труда.

На Фортепиано исполняется знакомая детям песеннаяя мелодия.

  • Правильно, это песня, молодцы.
    Песня - это третий "кит".

  • Вот видите, все "три кита" музыки нам с вами хорошо знакомы. Давайте

еще раз их назовем: первый "кит" - это марш, второй - танец, третий -
песня ( дети вместе с музыкальным руководителем произносят названия
жанров)

  • А как вы думаете, почему можно назвать марш, танец и песью тремя
    "китами" и сказать, что на них держится музька? Потому, что на Земле
    нет нл одного человека, который бы не спел ни одной песни, не станцевал
    ни одного танца, не маршировал бы хоть раз под звуки музыки. Поэтому,
    хотя в музыке есть и другие, более сложные жанры, основными жанрами
    все-таки являются марш, песня и танец.

На последующих занятиях идет закрепление понятия
"музыкальные жанры" как в разделе "Слушание музыки", так и в
музыкальном движении и оркестре.

Занятие: "Его Величество Вальс" .

Репертуар: И. Штраус, "На прекрасном голубом Дунае". Ф. Шопен, "Вальс"
до-диез минор.

  • В волшебной стране музыки некоторые жанры занимают совершенно
    особое, кфолевское положение. Таким королем среди танцев по праву
    считается вальс. Его танцевали давным-давно и танцуют сейчас люди во
    всех странах мира. Вальс звучит на концертной эстраде, в оперном и
    балетном театре, в кино и по телевизору. Вальс живет уже целых триста
    лет и совсем не постарел.

Мы уже с вами знаем, дети. ЧТО КЗЖШЙ музыкальный Жанр имеет
свою историю. История вальса увлекательна. Когда много лет назад вальс
родился, он был простым деревенским танцем, и его на праздниках
танцевали крестьяне. Они весело кружились парами. От немецкого слова
"кружиться"-"вальцен" - произошло и название танца - вальс. Очень быстро
вальс полюбился и горожанам. Он становился все более плавным, полетным,
прекрасным; и скоро в вихре вальса закружился весь мир! Вот как об этом
тогда говорили: "Все, от прачки до знатной дамы, от мастерового до
вельможи кружатся в вальсе. Какая-то танцевальная болезнь!"

Вальсы писали очень многие композиторы, но сегодня я назову
имена лишь двух композиторов, которые создали удивительные по красоте
вальсы Запомните их имена.

Фридерик Шопен написал не много вальсов, но каждый из них так
прекрасен, что его хочется слушать снова и снова. Сегодня мы с вами
послушаем один из вальсов Шопена.

(Прослушивание Вальса до-диез минор Ф. Шопена).

  • Понравилась вам эта музыка? Что вы можете о ней сказать?
    (Высказывания детей.)

  • А сейчас мы послушаем вальс композитора, которого называли "королем
    вальса". Имя этого композитора - Иоганн Штраус. Интересно, что было два
    Иоганна Штрауса - отец и сын, и оба они были композиторами и писали
    вальсы. Но "королем вальсов" стап Иоганн Штраус - сын. Музыка его
    вальсов - сверкающая, блестящая, полетная. Сейчас мы с вами послушаем
    один из его вальсов, который называется "На прекрасном голубом Дунае".
    (Прослушивание вальса И. Штрауса).

  • Какое настроение у этого вальса? ( Высказывания детей).

  • Правильно, он торжественный, блестящий, "бальный". Когда его слушаешь,
    легко представить, как на балу кружатся пары, мелькают счастливые лица,
    праздничные наряды, яркие краски...

На последующих занятиях вновь обратиться к музыке вальсов Ф.
Шопена и И. Штрауса. В вальсе Шопена обратить внимание детей на три
основные темы, услышать их. Первая тема вальса - нежная, грациозная -
звучит мягко и плавно. Она очень красива и выразительна. Вторая тема
звучит немного быстрее первой, ее кружащаяся мелодия создает
впечатление полетности, плавного вращения. Третья тема медленная,
плавная, певучая. Услышать чередование тем вальса, повторение первой и
второй тем. Обратить внимание на типично вальсовый аккомпанемент.

Сравнить вальс И. Штрауса с вальсом Ф. Шопена. Вальс Штрауса
более праздничный и торжественный. Оба вальса состоят из сменяющих
друг друга тем-эпизодов. Предложите детям поднимать руки каждый раз,
когда они услышат в музыке новую тему. Обратите их внимание на яркую,
красочную звучность оркестра.

Занятие, "Арфы волшебные звуки..."

Репертуар: М Глинка, Ноктюрн Ми-бемоль мажор.

  • Сегодня мы будем слушать необыкновенно красивую музыку. Она
    исполняется на необыкновенном инструменте, который называют
    волшебным за его чудесные звуки. Давайте послушаем музыку, может быть
    кому-то из вас этот инструмент уже знаком. (Прослушивание пьесы.)

  • Узнали этот инструмент? кто из вас помнит его название? (Высказывания
    детей).

  • Это звучала арша, инструмент с удивительным голосом. И внешне она
    очень красива (показать иллюстрацию). По Форме ар Фа напоминает крыло
    огромной бабочки, вверху на тонкой колонне как бы маленькая золотая
    корона; золотом переливаются внизу педали, на каркас натянуто 46 стун.

АрФа - очень древний инструмент, сна звучала уже давным- давно, и тогда люди считали, что придумал арфу Бог, так божественно
прекрасны ее звуки. Древние арФЫ были меньше и легче нынешних. Их
держали в руках и играли, перебирая пальцами струны. Но были в храмах и
огромные арФЫ, на которых можно было играть только стоя. Позднее на
арФе стали играть сидя, перебирая или защипывая струны и нажимая на
педали. Так играют и сейчас. (Показать иллюстрацию).

АрФа - самый древний инструмент, на котором можно взять
несколько звуков одновременно. На Флейте, например, одновременно
несколько звуков не сыграешь, а на арФе сразу можно защигнуть несколько
струн, тогда получится аккорд. А если струны перебирать, то получается
красивое арпеджио, звуки которого переливаются, как струи Фонтана.
Давайте еще раз послушаем музыку, которую мы слушали в начале занятия.
Она называется "Ноктюрн", написал ее композитор М. Глинка. Вслушайтесь
в звуки арФЫ, и вы услышите и красивые аккорды, и переливы арпеджио. А
потом можете взять фаски и нарисовать эту музыку.
(Повторное прослушивание пьесы, после которого впечатления от музыки
дети передают в своих рисунках).

Тема: "Шутка в музыке"

Занята. "Композиторы смеются".

Репертуар: И.С. Бах, "Шутка"; В.А. Моцарт, "Музыкальная шутка".

  • Дети, вы, наверно, думаете, что композиторы очень серьезные и даже
    немного скучные люди? Это совсем не так. Композиторы любят посмеяться
    и пошутить, и их веселый смех и шутки слышны в музыке. Сейчас мы с вами
    услышим прекрасную музыку Иоганна Себастьяна Баха, которая так и
    называется "Шутка". (Прослушивание пьесы).

  • Понравилась еам эта музыка? А как вы думаете, что в ней шутливого?

  • Правильно, она веселая, звонкая, журчащая. Кто из вас услышал, какой
    инструмент исполняет эту пьесу?

  • Правильно, Флейта - инструмент с нежным и прозрачным голосом.

А хотите послушать еще одну музыкальную шутку? Ее написал
уже известный вам великий композитор ВольФганг Амадей Моцарт. Моцарта
рассмешил нестройный деревенский оркестр, в котором музыканты иногда
сбивались с такта и играли, кто во что горазд. Об этих незадачливых
музыкантах и расскажет музыка, которую мы с вами сейчас услышим.
(Прослушивание "Музыкальной шутки" В.А. Моцарта).

  • Что интересного вы услышали в этой музыке? (Высказывания детей).

  • Какие знакомые вам инструменты здесь звучали?

  • А вы услышали, как здесь Моцарт "шутит"? Весь оркестр играет так, как
    будто музыка вот-вот кончится, пауза ... и вдруг неожиданно звучит

веселая, смешливая тема начала. Но еще забавней окончание музыки:
музыканты сбиваются и играют так
Фальшиво и невпопад, что так и
хочется улыбнуться.


Вот видите, дети, музыка прекрасно передает веселое
настроение. А еще она может передавать смешные жесты, движения,
интонации. В музыке появились даже специальные "шутливые" жанры. О них я
расскажу вам на следующем занятии.


Занятие. "Шутливые жанры в музыке".

Репертуар: Р. Щедрин, "Юмореска" , И. Штраус, "Трик-трак" (по/ька-галоп).

  • Сегодня я расскажу вам о "шутливых" жанрах музыки. Их несколько. Это
    скерцо, что в переводе означает "шутка", а еще бурлеска, юмореска,
    каприс. Бурлеска - в переводе значит "шуточная", "смешная"; юмореска -
    понятно, от слова "юмор", а каприс происходит от слова "каприз" и
    обозначает пьесы капризного, прихотливого характера.


Сейчас мы с ваш услышим пьесу, музыка которой полна всяких
неожиданностей, забавных уловок, искрометного юмора. Недаром же она
носит название "Юмореска". А написал ее наш современник - композитор
Родион Щедрин, он же сам ее и исполняет. Слушайте. (Прослушивание
пьесы )


  • Что вы услышали в этой музыке? О чем она рассказывает?
    (Высказывания детей.)


  • А знаете, дети, композиторам оказалось мало смешливых скерцо,
    веселых каприсов и озорных юморесок. Они даже серьезные музыкальные
    жанры стали делать шутливыми Так появились вальсы-шутки, польки-
    шутки, шутливые рондо и т.д. Сейчас мы послушаем шутливую польку
    композитора И. Штрауса с забавным названием "Трик-трак".
    (Прослушивание пьесы.) *

  • Как вы думаете, какое у этой музыки настроение? Какие вы услышали в
    ней шутливые моменты? А какие знакомые инструменты здесь звучали?


(Высказывания детей.)

  • Может быть вы хотите подвигаться под эту музыку? Пусть каждый из
    вас придумает свои забавные, веселые движения.


дети двигаются в характере музыки.