uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 7 8
История Литвы


Предыстория Литвы

 С отступлением ледников вслед за пасущимися в тундре северными оленями на территорию Литвы с юга и юга-запада пришли первые жители. Это было около X тысячелетия до н.э. Небольшие группки охотников оборудовали кратковременные стоянки у берегов рек. Они оставили и первые орудия труда: кремневые наконечники стрел, скрепки для обработки шкур, скобели. По форме наконечников стрел археологи выделяют две культуры этого времени: Свидерскую и Мадленскую.

В VIII тысячелетии до н.э. на территории Литвы началось быстрое потепление, край порос лесом. Основным промыслом жителей, наряду с охотой, стали рыболовство и собирательство. Люди стали плести сети, выдалбливать челны. Совершенствовалась и обработка кремня: изготавливались мелкие орудия труда из кремневых отломков и более сложные из двух разных материалов. Так появились костяные остроги с кремневыми наконечниками. Люди селились у более крупных водных источников большими группами по несколько семей. По обнаруженным кремневым изделиям на территории Литвы выделяются две культуры - Неманская и Кундская.

К этому периоду относятся и первые захоронения. 5871 год. до н.э. - радиоуглеродная дата древнейшего известного в Литве захоронения человека в Спигино-рагас (Тяльшяйский р-он). На скелете обнаружено ожерелье из звериных зубов, он осыпан минералом красного цвета - охрой. Это был европеоид среднего роста и массивного телосложения.

Постоянное потепление позволило людям жить более оседло, больше заниматься бытом и хозяйством. Вместо шалашей возводились жилища столбовой конструкции, в которых жили большие семьи. В IV тысячелетии до н.э. уже употреблялись лепные остродонные сосуды, поверху украшенные различным орнаментом. С III тысячелетия до н.э. люди начали обрабатывать землю примитивной деревянной сохой, заниматься скотоводством. Возникли ремесла и торговля. В приморских районах люди обрабатывали янтарь и обменивали его у соседних племен на сланцевые тесла. Культура этого периода носит название Неманской и Нарвской.

В III тысячелетии до н.э. на территорию Литвы с юга пришли носители культуры шнуровой керамики (названной так по характерному орнаменту - шнуровому оттиску на горшках). Их большинство ученых склонно относить к индоевропейцам. Это была своеобразная культура, для которой характерны также шлифованные каменные топоры с просверленными дырами для топорищ и обычай хоронить умерших с притянутыми к подбородку коленями. Представители этой культуры занимались скотоводством. Они появлялись на территории Литвы волнообразно, передвигаясь, по всей вероятности, на лошадях. В результате их слияния с местными жителями сформировались две культуры: Приморская (с преобладанием пришельцев) и Нарвская (с преобладанием местных жителей).

Около 1800 г. до н.э. из Средней Европы на территорию Литвы проникли первые бронзовые изделия. Спустя несколько столетий местные жители освоили литъе бронзы из привозного сырья. С началом использования в хозяйстве металла в обществе произошли резкие изменения: умельцы, освоившие производство металлических орудий труда и оружия, стали элитным сословием. Постепенно началась имущественная дифференциация с ее неизбежным следствием - вооруженными столкновениями. Началось строительство укрепленных поселений: возводились деревянные укрепления, поселения строились на отвесных холмах. Так на стыке II и I тыясечелетий до н.э. на холмах в восточной части территории Литвы возникли первые поселения - городища. В то время в Западной Литве места погребений стали отмечаться земляными насыпями - появились курганы с каменными венцами. Возник обычай трупосожжения. Пепел ссыпался в специальные глиняные сосуды - урны.

В I тысячелетии до н.э. на преобладающей территории Литвы утвердилась культура штриховой керамики, для которой характерна лепка с выравниванием поверхности пучком травы. Носители этой культуры были земледельцы, занимающиеся животноводством и охотой. Большинство орудий труда выделывалось из камня и кости, так как бронза была дорогим материалом. С увеличением числа жителей стало нехватать места в поселениях - городищах, и приблизительно с середины I тысячелетия до н.э. начали заселяться их окрестности. С V века до н.э. появились первые изделия из железа, но только во II веке его научились выплавлять из болотной руды. Городища в это время укреплялись насыпью и рвом с наиболее доступной стороны.

 Во II веке все проживавшие на территории племена разделились на 4 больших группы, которые различались между собой по материальной культуре и обычаям погребения. В приморских районах стали преобладать захоронения с трупоположением. Место захоронения обносилось каменными венцами. В захоронениях обнаружены и различные орудия труда, а также украшения. Такие захоронения исчезли в VII веке. В Средней Жямайтии и Северной Литве погребения производились в курганах, обнесенных каменными венцами. В одном кургане обычно обнаруживалось несколько захоронений с трупоположением. Рядом с умершими обнаружены орудия труда и оружие, украшения. Эти захоронения сохранились до конца V века. В Средней Литве еще в I веке распространились захоронения с трупоположением и небольшим количеством погребального инвентаря - в основном бронзовых украшений - в грунтовых могильниках. В низовьях Нямунаса такие захоронения стали весьма частыми начиная с I в. В них обнаружено большое количество железных наконечников, боевых топоров, ножей, бронзовых пряжек и браслетов. Названия племен, которым принадлежали эти захоронения, установить не удалось.

 В I веке - веке расцвета Римской империи, племена, жившие на восточном побережье Балтийского моря, попали в поле зрения римских купцов. Римляне обменивали бронзовые изделия - в основном монеты и модные в то время пряжки на янтарь. В 98 году римский историк Публий Корнелий Тацит упоминал о земледельческом племени эстов, или эстиев (айсчяй), собирающем янтарь. Это первое упоминание о балтских племенах в исторических источниках.

 Во II веке по территории Литвы прокатилась первая волна великого переселения народов, а в конце IV в. - отголоски второй волны. Балтийские племена под натиском готов, пришедших с юго-запада, начали уходить на юг и восток. Они принесли с собой новые обычаи, и существовавшая здесь культура штрихованной керамики исчезла. Пришельцы обосновывались в неукрепленных поселениях у подножий городищ или на некотором расстоянии от них, своих умерших хоронили несожженными вместе с бронзовыми украшениями и железным оружием в курганах с каменными венцами. Приблизительно в то же время возник обычай вместе с покойником хоронить его коня. На юге территории появились сложенные из камней могильники с трупоположением. Городища в этот период уже представляли собой укрепленные убежища, в которых люди укрывались при возникновении опасности. В захоронениях этого времени обнаруживается большое количество оружия - признак частых вооруженных столкновений. Они свидетельствуют также о явном имущественном неравенстве - наряду с богатыми захоронениями с большим количеством украшенного золотом и серебром оружия и другого погребального инвентаря встречаются и могилы с незначительным количеством инвентаря или вообще без него. В то время происходило быстрое формирование противоположных слоев - племенных вождей и рабов. Балтские племена втягивались в происходящие на территории Европы войны. Около середины IV в. король готов Германарих подчинил себе эстов. Около 525 года к правителю остготов Теодориху в Рим прибыли послы эстиев. Они поднесли ему в дар янтарь.

 В первой половине V века на территорию Литвы напали степные кочевники. В восточной и средней ее части были сожжены поселения, уничтожены жители. Об этом свидетельствуют обнаруженные в городищах следы пожарищ, своеобразные наконечники стрел. Начиная с V века с востока и юга в западном направлении распространялся обычай трупосожжения. Останки подвергнутых сожжению покойников вместе с различным инвентарем закапывались в землю.

В VI веке на огромных пространствах Восточной Европы появились многочисленные славянские племена, начавшие вытеснять балтов с востока. Населенные балтами территории быстро уменьшались. По захоронениям VI - VII вв. можно выделить балтские имена, названия которых упоминаются в более поздних письменных источниках. В Восточной Литве курганы с земляными насыпями - погребальные памятники литовцев. Это погребения с трупосожжением. Литовцы жили в деревнях, занимались в основном животноводством; высоко ценились кони. В захоронениях того времени находят железные боевые топоры, наконечники копий, небольшое количество украшений и орудий труда. Влияние этого племени распространялось в северном, западном и юго-западном направлениях. Северные его соседи - селы жили в затерянных среди лесов деревнях, в их захоронениях с трупоположением находят большое количество украшений: браслетов, ожерелий, фибул. К западу от литовцев, в Средней Литве, жили аукштайты, занимавшиеся земледелием. Они не только выращивали богатый урожай на плодородных землях по берегам рек, но и занимались скотоводством. Здесь преобладают погребения с трупосожжением, небольшим количеством погребального инвентаря. Вместе с хозяином захоронен его конь. К юго-западу от литовцев, между реками Нярис и Нямунас, а также в Занеманье жили немногочисленные воинственные ятвяги. Они тоже занимались земледелием и скотоводством, для их погребений характерно трупосожжение.

 На Западную Литву с VII века совершали набеги скандинавские викинги, иногда пытавшиеся обложить данью местные племена. Наиболее частыми были столкновения с воинственным племенем земледельцев и мореплавателей - куршами, населявшими отрезок Балтийского побережья между Клайпедой и Вентспилс. В 853 году викинги совершили нападение на Апуольский замок (Скуодасский р-он). Это первая конкретная местность на территории Литвы, упоминающаяся в исторических источниках. Курши с X в. постепенно проникали в глубь края. Погребения куршей отличаются множеством оружия (мечи, топоры, наконечники копий), украшений (браслеты, фибулы), сожженных вместе с покойником и захороненных в грунтовых могильниках. К востоку от куршей, в Северной Литве и Южной Латвии, находились поселения земгалов. На своих плодородных землях они выращивали обильные урожаи и торговали с соседями. Для них характерны захоронения с трупоположением, причем покойники укладывались рядами. Погребальный инвентарь составлял короткий односторонний меч, несколько наконечников копий, довольно многочисленные бронзовые украшения (головные украшения, булавки), орудия земледелия. К юго-востоку от куршей, на Жямайтской возвышенности, жили жямайты, оставившие захоронения с трупоположением с многочисленным погребальным инвентарем - украшениями и орудиями труда. Это мирное племя, окруженное другими балтскими племенами, имело обычай рядом с умершим класть голову и ноги его коня. К югу от куршей, в низовье Нямунаса, проживало еще одно балтское племя - скалвы, для которых характерен обряд трупосожжения. В их многочисленных могильниках встречаются и черепа коней. Это было процветающее племя, занимающееся земледелием и торговлей, а также нападавшее на соседей.

Для всех балтских племен в конце I тысячелетия были характерны процессы имущественной дифференциации. Наряду с прослойкой племенных вождей формировалась воинская знать, купцы и ремесленники. Процветала добыча и обработка железа, ювелирные ремесла. Распадались и территории, населенные самими племенами, росли локальные центры - зачатки будущих земель. Особенно быстрыми темпами этот процесс происходил в Западной Литве. Западные балты - курши с IX в. начали объединяться в конфедерации земель - зачатки будущих государств с целью противостоять набегам викингов на приморские земли. Началось строительство и укрепление деревянных замков. В конце IX века купец и путешественник Вульфстан упоминает о наличии в стране эстов множества воюющих друг с другом замков - резиденций. Он отмечает также, что в этих краях высоко ценились хорошие кони. В X веке такие явления наблюдались и в Восточной Литве, старавшейся противостоять натиску образовавшегося государства Киевской Руси на земли балтов. Ятвяги в этом же веке начали испытывать давление со стороны Польского государства. На землях западных балтов в X веке появились и первые христианские миссионеры. Балты оказались на пороге встречи с христианской цивилизацией.

Текст Гинтаутаса Забелы

XI век

14 февраля 1009 года в Кведлинбургских анналах впервые упоминается название Литвы. В них же говорится и о трагической судьбе миссии св. Брунона Кверфуртского:

"Святой Брунон, носящий имя Бонифация, архиепископ и монах, на 11 год своего обращения на границе Руси и Литвы ( in confinio Rusciae et Lituae ) ударом по голове был отправлен на небо вместе с 18 своими спутниками 9 марта [ = 14 февраля ]"

Миссию св. Брунона организовал польский король Болеслав Храбрый с целью распространения своего влияния на прусских землях. Еще в 997 году он послал в Пруссию св. Войцеха Адальберта, который, ничего не добившись, погиб в Помезании. Когда миссию св. Адальберта решил повторить архиепископ Брунон Кверфуртский, король Болеслав послал его в другой конец Пруссии - земли ятвягов. За эти земли польский король соперничал с великим князем Владимиром, который еще в 983 году заставил ятвягов признать его власть.

Как только Брунон вступил в земли ятвягов,он был препровожден к местному "королю" Нетимеру и стал уговаривать его креститься. Получив отказ, Брунон бросил в огонь идолы "короля", и Нетимер приказал сжечь его самого. Миссионер был возведен на костер, но разжечь огонь не удавалось, и Нетимер счел это знамением Божьим. Он отпустил монаха и вместе с 300 приближенными (скорее всего, на волостном сходе) принял крещение. Впоследствии он даже приказал убить своего брата, отказавшегося креститься. Однако дальнейшая миссия Брунона не была удачной. Он направился в другую подвластную Нетимеру волость, где был схвачен местным князем, в более поздних источниках именуемым Зебеденом, и по его приказу был обезглавлен, а его спутники повешены. В более поздних источниках упоминается, что голова Брунона была брошена в реку Алстру. По всей вероятности, имеется в виду река Ятра (Айтра), приток Молчади недалеко от Новогрудка, на границе литовских, ятвяжских и русских земель.

Некоторые историки считают Нетимера литовцем. Они исходят из того, что Брунон погиб на границе с Литвой, и считают, что источники, упоминающие Пруссию, называют Литву Пруссией. Такое объяснение не является достоверным, так как Брунон погиб уже после того, как покинул владения Нетимера. Одни источники местом его гибели называют границу Руси и Литвы, другие - Пруссии и Руси, третьи - Пруссии, Литвы и Руси (все они основываются на несохранившейся "Книге деяний Брунона"). Наиболее достоверной, скорее всего, следует считать последнюю версию - она совпадает с упомянутым моментом локализации речки Алстры-Айтры. Таким образом, Брунон погиб, еще не ступив на землю Литвы. Впоследствии Болеслав Храбрый выкупил останки мучеников и воздвиг в их честь храм.

Миссия Брунона не была безрезультатной. Ятвяги и их правитель Нетимер некоторое время находились под влиянием Польши (их земли граничили с принадлежащей Польше Мазовией, и мазовецкие князья поддерживали это влияние). Однако вскоре после смерти Болеслава Храброго в Польше начались внутренние раздоры.

В 1038 году мазовецкий князь Мецлав вступил в борьбу с польским князем Казимиром I. Он втянул в эту борьбу не только ятвягов, но и литовцев. Этим воспользовался великий киевский князь Ярослав Мудрый. Он предложил Казимиру помощь и в 1038 году напал на Ятвягию.

В 1040 году Ярослав Мудрый совершил поход и в Литву, в 1041 году - в Мазовию, а в 1044 - опять в Литву. В конце концов в 1047 г. он организовал решающий поход в Мазовию. Мецлав погиб, Мазовия воссоединилась с Польшей, а Ятвягия и Литва попали в зависимость от Руси.

В течение почти полутора cтолетия Литва находилась в зависимости от Руси и платила ей дань, которую собирали полоцкие князья, так как Полоцкая земля граничила с Литвой. Таким образом уже и раньше установившиеся между Литвой и Русью взаимоотношения стали еще более интенсивными. У Руси Литва переняла некоторые новшества в области земледелия и ремесел. Значительные изменения произошли и в социальной и политической структуре.

В то время появились первые деревянные замки, ставшие княжескими резиденциями (возможно, здесь сыграла роль необходимость обороняться от экспансии Руси). Между князьями все больше проявлялась иерархия, они постепенно становились профессиональными правителями, находящимися на содержании общества, т.е. в Литве формировалась ранняя государственная структура. К сожалению, для подтверждения этого недостаточно данных, и подобное предположение делается исходя и из дальнейшего возвышения Литвы. Литовцы единственные из всех балтов сумели создать зрелую государственную структуру и таким образом утвердить свою государственность.

В XI веке Литва занимала восточную часть современной Литвы и западную часть современной Белоруссии. О других землях аукштайтов известно только из источников XIII века. То же можно сказать и о расположенных к западу от них землях и волостях жямайтов. Больше сведений имеется о земгалах, населявших Северную Литву и Среднюю Латвию. Еще раньше скандинавы неоднократно заставляли их платить дань. Около 1035 - 1040 гг. выплату дани на некоторое время возобновил предводитель шведов Ингвар. В XI в. земгалы четырежды упоминаются в шведских рунах. В память торговцев, отправлявшихся в Земгалию, были поставлены три камня с руническими надписями, кроме того, сохранился медный ларец для весов с надписью, указывающей, что он получен от земгала. Эти надписи свидетельствуют о тесных торговых связях земгалов со шведами.

В XI веке на южной части территории современной Литвы расцвела культура куршей. Это было богатое племя, занимавшееся пиратством и не ценившее своих богатств: значительную часть имущества они закапывали вместе с покойниками. Курши населяли побережье Балтийского моря, они часто воевали и торговали со скандинавами и неоднократно были вынуждены платить им дань. В середине и во второй половине XI века датчанам приходилось защищать свои прибрежные территории от куршей. В датских храмах даже звучала молитва: "Упаси нас, Господи, от куршей". Адам Бременский в 1075 году упоминает о куршах как о "жестоком племени", жрецы которого умеют предсказывать будущее. Он утверждал, что куршей посещают греки и испанцы. Считается, что греки - это русины греческого вероисповедания, а слово "испанцы" ошибочно написана фраза из his paganis ("этих язычников").

Пиратствующую куршскую знать трудно было заставить подчиниться, поэтому процесс политической интеграции был медленным. Литва успешней развивала политическую организацию, поэтому будущее принадлежало ей.

Текст Томаса Баранаускаса



следующая страница >>