uzluga.ru
добавить свой файл
Сюмбель Таишева,

заместитель генерального директора

Агентства Республики Татарстан

по массовой коммуникации «Татмедиа»


Инновационная журналистика в Татарстане


Динамичное развитие социальной, научно-технической и экономической сферы, появление новых знаний и инноваций наряду с увеличением потока информации накладывают новые требования к журналистике. С другой стороны, на ее инновационное развитие повлияла сама потребность общества. Сегодня огромный объем информации черпается через систему Интернет, а также активное влияние на жизнь оказывают зарубежные средства массовой информации.

В условиях развития оn-line журналистики, СМИ проводят собственные маркетинговые исследования, поскольку они всесторонне заинтересованы в увеличении зрительской аудитории и читателей. В борьбе за оперативность подачи качественной и дорогой, с точки зрения сенсационности, информации и контроль над информационным пространством, СМИ не имеют иного выхода как своевременно внедрять инновационные технологии и проекты. Иначе на масс-медийном рынке они потеряют конкурентное преимущество. В связи с этим, явной становится тенденция ускорения взаимовыгодного сотрудничества между электронными и печатными СМИ, а также вовлечение целевой аудитории в процесс создания и наполнения проектов.

На рынке появляются принципиально новые инновационные проекты - телевизионные аукционы, мобильное телевидение, IPTV, телевизионные марафоны, ТВ мосты между городами и видео-встречи с участием СМИ. Численность инновационных проектов в российских и региональных СМИ возрастает с появлением новых технических возможностей - мобильная связь, жидкокристаллические мониторы, запись информации на диски, переход на новый формат вещания и др. К примеру, недавно Ватикан объявил о том, что официальную точку зрения Римско-католической церкви можно будет узнать не только по отдельному телевизионному каналу и через Интернет, но и через мобильную связь. Среди новых тенденций в журналистике – это появление виртуальной журналистики, в частности появилось виртуальное телевидение, которое представляет собой серию текстов с иллюстрациями, графиками, фотографиями и другими мультимедиа материалами.

Следующий этап – это телевидение в Интернете. В конце апреля телеканал О2ТВ в целях привлечения зрительской аудитории, которая активно использует Интернет, объявил о старте нового инновационного проекта - TV 2.0. Это телевидение создается на основе принципов Web 2.0, что позволяет зрителям управлять ТВ-контентом с помощью Интернета. Как сообщают создатели проекта, «местом аккумуляции контента и точкой входа для зрителя станет интернет-портал, точкой выхода – телевизионный эфир. Интернет-портал разрабатывается в виде социальной сети». Таким образом, пользователи этого телеканала могут участвовать в создании и управлении контента совместно с редакцией телеканала.

Инновационная журналистика в Татарстане развивается в одном русле наряду с федеральными СМИ, внедряя новые технологии и инновационные проекты. По оценкам специалистов, уровень развития региональной телеиндустрии приближается к федеральному телевидению, которое, в свою очередь, соответствует по техническому вооружению мировым лидерам. Полный переход на цифровое телевидение в России запланирован к 2015 году. В Татарстане уже начата работа по переходу телевещательного комплекса на цифровые технологии, так тестовое вещание было начато в середине 2007 года. На данный момент более половины территории республики находится в слабой зоне приема аналогового сигнала, из-за чего жители сельских районов принимают не более трех каналов. Переход к цифровому телевещанию обеспечит районы телесигналом с улучшенным качеством звука и изображения, свободного от помех и позволит передавать на одном частотном канале одновременно несколько программ, так называемый пакет. К примеру, в странах Европы от 70% (Германия, Бельгия, Италия, Великобритания) до 90 % (Финляндия) населения принимают передачи цифрового телевидения. В Татарстане цифровое телевидение предлагается кабельными операторами – ТВТ, «Эр-телеком».

Единственным спутниковым каналом в республике является «ТНВ», который транслируется в кабельных сетях 144 городов России. В Москве через «Комкор ТВ» доступ к ТНВ имеют 20 тысяч абонентов. Эфирное вещание осуществляется в Свердловской, Оренбургской, Пермской, Ульяновской областях. В составе цифрового пакета канал транслируется в Кургане и Курганской области. 5 миллионов жителей Казахстана и Эстонии смотрят ТНВ через кабельного оператора. В тех зарубежных странах, регионах России и сельских районах Татарстана, где отсутствует техническая возможность получения аналогового сигнала, любители «Ак барса» и «Рубина» имеют возможность смотреть спортивные трансляции и другие передачи в сети Интернет через компанию «Корбина ТВ».

В Рунете появились "новости нового формата" - news2.ru, все больше увеличивается число электронных газет и агентств, которые на своих сайтах выкладывают видео сюжеты. В феврале 2007 года в Поволжье появилось первое Интернет – телевидение, вещание которого осуществляется на сайте информационного агентства «Татар-информ», филиала ОАО «Татмедиа». На сайте www.tatar-inform.ru ежедневно журналисты размещают видео репортажи, он-лайн конференции, осуществляются включения с крупных спортивных и культурных мероприятий. Были запущены социальные проекты «Жалуйтесь.ру» - жалобная книга Рунета, сайт видеоблогов «Видео для меня», на который имеется льготный доступ для провайдеров. Совместно с телекомпанией ТРК «Казань» «Татар-информ» участвует в производстве еженедельной информационно-аналитической программы «Итоги недели: Республика». Сегодня агентство прорабатывает вопрос, связанный с увеличением каналов распространения информации. Сотрудничество с сотовыми операторами, работающими в стандарте 3G, позволит в ближайшее время пользователям мобильных телефонов загружать видео и телепроекты агентства «Татар-информ».

В целях увеличения читательской аудитории, Агентством Республики Татарстан по массовой коммуникации «Татмедиа» был запущен Интернет-проект – портал средств массовой информации Республики Татарстан www.tatmedia.com, на котором республиканские районные и городские газеты размещают новости районов в Интернете.

Появился симбиоз электронных и печатных СМИ. К примеру, студенческая газета «Молодежь Татарстана» имеет тираж 9,5 тысяч экземпляров. Для увеличения аудитории, как и большинство газет издаваемых в Казани, редакция создала Интернет-версию. Количество посещений составляет от 800 до 1000 в день оригинальных пользователей. Поскольку молодежь до 30 лет газетную версию читает мало, редакция расширила свою аудиторию посредством использования новой технологии - через сообщество блогов и социальные каналы связи (одноклассники.ру). К сожалению, пока у региональных рекламодателей нет понимания эффективности Интернет-рекламы.


Развитие инновационной журналистики порождает позитивные изменения в информационном пространстве, но, с другой стороны, приводит к появлению новых проблем. На мой взгляд, можно выделить:

  1. Необходимо увеличить финансирования масс-медийной отрасли. Инновационное развитие возможно за счет мощных инвестиций, бюджетного финансирования или поддержки спонсоров. В 2007 году правительство РФ выделило на поддержку телевидения и радиовещания более 20 млрд. рублей. Это означает, что финансовых средств на телерадиовещание было выделено на 64% больше, чем в предыдущие годы. Часть из них была направлена на финансирование каналов «Russia Today», «Культура», «Спорт», компенсацию за покрытие аналоговым вещанием отдаленных районов России.

  2. переподготовка профессиональных кадров. Это касается журналистов, которые готовят «контент», а также технического персонала, который «упаковывает продукт».

Несколько лет назад, когда к нам приезжали преподаватели из Института коммуникационного менеджмента, им был задан вопрос «Информацию какого формата легче всего продать?» Был получен нижеследующий ответ: самая востребованная информация начинается на «С». Это так называемое правило «четырех С» - «смерть», «сенсация», «секс», «скандал». Отдельные СМИ, которые специализируются на подобной категории информации, искусственно раздувают события, намеренно вкладывая переносный смысл уже в заголовки своих сообщений и публикаций. В тоже время мы с горечью отмечаем появление новой проблемы - отсутствие интеллектуальной журналистики, также «обучающей» журналистики, дающей знания. В Правительстве России была высказана идея о необходимости создания правового канала для повышения юридической грамотности россиян. Ощущается также потребность в образовательном канале. С развитием инновационной журналистики возникает потребность в подготовке профессиональных специалистов на профильных факультетах, владеющих современными технологиями и компьютерными программами.

3) Появление инновационной журналистики стимулирует появление новых институтов и участников информационного пространства, а также изменения в законодательстве. Хочется привести один пример. В 2006 году между Правительством Татарстана и компанией «Радиотелеком» было заключено соглашение о развитии цифрового телевидения в Татарстане. В соответствии с программой участниками этого сегмента являются государственные и коммерческие предприятия, создана республиканская комиссия по развитию телерадиовещания. Если говорить о законодательстве, была принята и одобрена руководством республики «Концепция развития телерадиовещания в Республике Татарстан с учетом перехода на цифровые технологии на период 2007-2015 годы». Во исполнение было подписано постановление Правительства Татарстана «О Республиканской комиссии по развитию телерадиовещания и переходу на цифровые технологии в Республике Татарстан».

4) Нарушение Закона об авторском праве. В Интернете функционируют новостные порталы и сайты, которые выкладывают украденную информацию без указания первичного источника, тем самым, нарушая закон об авторском праве. Данная тенденция сдерживает развитие СМИ. Особенно негативно это отражается на информационных новостных агентствах, которые не могут привлечь рекламодателей в полной мере. Получается что на новостях, изготовление которых является одной из основных затратных статей агентств, невозможно сделать бизнес.


Инновационная стратегия является одним из стержней развития промышленности и науки. Инновации стимулируют развитие экономически оправданных проектов, в том числе и в журналистике. Инновации также порождают социально-востребованные проекты, без которых наша жизнь уже никогда не будет прежней.