uzluga.ru
добавить свой файл
Замечания начальника отдела геодезических и кадастровых работ компании «Прайм груп» Сергеева А.А к проекту поправок в ФЗ «О геодезии и картографии»


ФЗ «О геодезии и картографии» давно нуждается в доработке.

Проект закона, подготовленный с участием Роскартографии не проработан с точки зрения полного решения всех задач, поставленных в концепции законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии и картографии», а именно – устранения препятствий для развития рыночных отношений в области геодезии и картографии как составной части обеспечения реализации прав граждан Российской Федерации. Представленный проект закона вносит косметические поправки, не решая проблем отрасли. Законопроект составлен без учета разработанной под эгидой ГИС – Ассоциации концепции инфраструктуры пространственных данных и представленном виде не нужен.

В преамбуле закона абзац:

«Настоящий Федеральный закон направлен на создание условий для удовлетворения потребностей государства, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также условий для функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области геодезии и картографии.» предлагаем представить в формулировке:

«Настоящий Федеральный закон направлен на удовлетворение потребностей граждан, государства, и юридических лиц в геодезической и картографической продукции, а также для регламентирования деятельности органов государственной власти, представляющих интересы Российской Федерации в области геодезии и картографии.»

В соответствие с законом орган, уполномоченный государством должен быть обязан обеспечить потребности в продукции, а не отвечать за эфемерные условия.


Статья 2 пункт 3.

Отнесение «дистанционного зондирования Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности» к геодезическим и картографическим работам федерального назначения представляется неправомерным и неприемлемым, поскольку проведение юридическими лицами таких работ на ограниченной территории в зоне своих производственных интересов и за счет собственных средств не влияет на решение «…общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач…».

Что касается ссылки на постановление Правительства РФ от 10 июня 2005 г. N 370, то, поскольку на рынке существуют другие предложения такого рода данных, проталкивание подобных постановлений в интересах отдельных хозяйствующих субъектов представляется некорректным.

Вообще желательно в законопроекте ограничить любое внимание Роскартографии к «иным задачам» работами, выполняемыми за счет средств федерального бюджета.

строку:

создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

считаю излишней в законе, поскольку созданная ИПД должна лежать в основе фонда пространственных данных, в том числе, содержащего сведения о картографо-геодезическом обеспечении территорий,

Такие пункты ФЗ как:

«геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;»

«проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;»

«… обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований(??!!)

«картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств, Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;»

могут выполняться не только за счет федерального бюджета, так что незачем загромождать закон перечислением работ, выполняемых Роскартографией как производственной структурой.

Что касается пункта:

«создание и ведение федерального и региональных картографо-геодезических фондов;»

сколько его можно создавать? ведение и предоставление сведений – вот действительно нерешенная задача

«метрологическое обеспечение геодезических, картографических и топографических работ;» - может, быть следует ограничиться нормативно-правовым регулированием, а не тянуть на себя все увиденные одеяла?

организация серийного производства геодезической и картографической техники. – абсолютно устаревший, не нужный и вредный для общего развития отрасли пункт в тексте законопроекта.


Предлагается следующая формулировка пункта 3 Статьи 2:


К геодезическим и картографическим работам федерального назначения относятся работы, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение и выполняются за счет средств федерального бюджета:

определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля;

создание и обновление государственных топографических карт и планов, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных задач;

создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных задач;

ведение и предоставление сведений федерального фонда пространственных данных;

ведение географических информационных систем федерального назначения;

проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;

производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания;

установление, нормализация, упорядочение употребления, регистрация, учет и сохранение наименований географических объектов;

выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлениям, указанным в настоящем пункте;

Поскольку геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения выполняются в соответствии с нормативной документацией соответствующих профильных ведомств, предлагаю пункт 3 из закона исключить.

Пункт 4 представить в редакции:

Геодезические и картографические работы федерального назначения подлежат регистрации в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия.

Если представлять в редакции «федерального органа исполнительной власти по надзору за геодезической и картографической деятельностью», нужно предварительно пояснить – что это такое – еще один федеральный орган уже по надзору, или все-таки это часть функций, делегированных государством органу по геодезии и картографии.


Статья 4.

Пункт 1

Поскольку « …От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности участвуют…» все-таки не все « федеральные органы исполнительной власти.»

Предлагаю абзац в следующей редакции:

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в правовых отношениях в области геодезической и картографической деятельности участвуют федеральные органы исполнительной власти, которым делегированы соответствующие полномочия.

Пункт 2 предлагаю в редакции:

Объектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются территория Российской Федерации, континентальный шельф в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

По-моему, включение в область правовых отношений Российской Федерации, территории иностранных государств, материки земного шара, Мировой океан, в том числе острова, и космическое пространство, в том числе естественные небесные тела отдает манией величия.


Статья 5. Вопросы ведения Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности


Пункт 1

предлагаю в редакции:

В ведении Российской Федерации находятся:

осуществление функций нормативно-правового обеспечения и надзора за соблюдением действующего законодательства в области геодезической и картографической деятельности;

координация деятельности субъектов геодезической и картографической деятельности в целях исключения проведения аналогичных геодезических и картографических работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета;

установление единых государственных систем координат, высот, гравиметрических измерений, а также масштабного ряда государственных топографических карт и планов, определение порядка установления местных систем координат и государственный геодезический надзор за их установлением и применением.

Про «иные» функции сказано многократно, а что касается «…обеспечение выполнения геодезических и картографических работ…», то это противоречит целям концепции законопроекта - устранение препятствий для развития рыночных отношений. Необходимо сформировать правовое поле в области геодезии и картографии, а обеспечить выполнение… участники рынка должны будут сами.

Пункт 3 предлагаю в редакции:

Осуществление функций в области геодезической и картографической деятельности, относящихся к ведению Российской Федерации, выполняет федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии, которому делегированы соответствующие полномочия.

Пункт 4 предлагаю исключить


Статья 7.

Считаю необходимым разделить единство измерений, обеспечиваемое системами координат – об этом уже сказано, про надзор сказано, что касается метрологического обеспечения средств измерений, об этом написано в соответствующем законе, статья 7 явно лишняя в законопроекте, т.к. состоит только из ссылок на соответствующие разделы законодательства. Если уполномоченный орган решит вопросы стандартов (см. нормативно-правовое обеспечение), вопросами метрологического обеспечения ему заниматься не придется. Предлагаю статью 7 исключить.


Статья 8.


Предлагаю исключить упоминания о геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения как не относящиеся к предмету обсуждаемого законопроекта.

Пункт 2 предлагаю исключить.

Пункт 3 предлагаю в редакции

Субъекты геодезической и картографической деятельности, обязаны выполнять работы, с учетом информации, накопленной в федеральном фонде пространственных данных.

Идеология этого пункта предполагает использование материалов, соответствующих требованиям заказчика, а не обязательное приобретение ненужных данных, к тому же, в настоящее время де факто, принадлежащих предприятиям Роскартографии и использующих это как один из доводов в конкурентной борьбе.


Статья 9.


Считаю неприемлемым ссылаться в качестве обоснований положений закона на внутриведомственные приказы и инструкции.

Статью предлагаем изложить в соответствии идеями, изложенными в концепции ИПД.

В частности, предлагаем

более конкретно определить состав данных фонда ИПД в соответствии с концепцией ИПД.

исключить из числа держателей материалов «… подведомственные этим федеральным органам организации…», что автоматически отсечет попытки приватизации материалов фонда ИПД.

удалить из законопроекта предложения о «Ведомственные картографо-геодезические фонды» как не имеющие отношения к сути законопроекта.

Пункт 4 в законопроекте абсолютно неприемлем.

Во-первых, ВСЕ работы выполняются с целью извлечения прибыли – даже в структуре стоимости работ, выполняемых предприятиями ГУГК во времена СССР присутствовали проценты рентабельности.

Во-вторых, работы, выполняемые за счет федерального бюджета, опосредованно через налоги уже оплачены налогоплательщиками. Нет основания повторно взимать плату за их создание. В сочетании с предшествующими положениями об обязательном использовании материалов это искусственно навязываемая услуга, к тому же без обоснованного рыночными механизмами формирования стоимости такой услуги.

В третьих кем взимается плата? Почему плату должен получать фонд (…подведомственные этим федеральным органам организации…) ? Если стоимость изготовления и пересылки данных ещё оправдана, то услуга по их подбору не нужна при должной организации предоставления сведений о их наличии, наборов метаданных с доступом через Интернет.

Пункт 5 противоречит пункту 4: Если данные куплены, почему налагаются ограничения на их использование, понятные при предоставлении данных во временное пользование.

Пункт 6. В составе фонда ИПД не должно быть секретных данных. Если на данные какое-то ведомство налагает ограничения, то пусть это ведомство и заботится об их сохранности и использовании и включает эти данные в свой специальный, особо засекреченный фонд.

Пункт 7. Предлагаю в редакции:

Граждане и юридические лица обязаны безвозмездно передавать метаданные о созданных ими геодезических и картографических материалах и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды.

Редакцию Роскартографии с сентенциями о сохранении авторских прав просто смешно читать. Внутриведомственные приказы (приказ Роскартографии от 6 июня 2003 г. N 97-пр) не должны ограничивать права граждан. При хранении в фондах базовых наборов данных и метаданных о дополнительных работах, вопросы взаимоотношений между хозяйствующими субъектами – стоимость, порядок передачи и хранения и т.п. будут разрешаться в соответствии с нормами соответствующего законодательства, а не вмешательством третьего субъекта (Роскартографии) во взаимоотношения заказчика и исполнителя работ.

Считаю статью 9 не пригодной для принятия в качестве нормы закона и требующей полной переработки.


Статья 13.


Считаю необходимым исключить из состава прав Федерального органа исполнительной власти в области надзора за геодезией и картографией и его территориальных органов при осуществлении государственного геодезического надзора права по контролю концентрации, учета, хранения, использования и реализации геодезических и картографических материалов и данных. Это – внутренние вопросы хозяйствующих субъектов.


Статья 16.


Поскольку сказано, что пункты государственных геодезических сетей являются федеральной собственностью, федеральному органу исполнительной власти в области геодезии и картографии или его территориальным органам нужно довести дело до конца – оформить в установленном порядке право собственности, в том числе, оформить права на земельные участки, занятые объектами собственности, неразрывно с этими объектами связанными, установить, если необходимо сервитуты, а не перекладывать свою головную боль на сторонних «Собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов»

Считаю необходимым пункт 2 исключить из законопроекта.


Считаю необходимым провести более глубокую доработку законопроекта с учетом реалий и потребностей сегодняшнего дня, а не времен «ГУГК при НКВД СССР».