uzluga.ru
добавить свой файл
1

Становление и развитие либерализма в России…

В.И. АЛЕКСАНОВА

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX вв.


В данной статье рассмотрен вопрос о формировании либерализма в России как целостной концепции реформирования государства и общества. Наиболее полно российскими либералами были разработаны программные требования буржуазного характера во второй половине XIX в. Некоторые из них (создание правового государства и гражданского общества) не утратили своего значения и в современных условиях.


Либерализм – буржуазное по своему содержанию идеологическое и общественно-полити­че­ское течение – зародился в Западной Европе в период становления капитализма. Духовными отцами либерализма были просветители (Локк, Монтескье, Дидро, Вольтер), создатели буржуазной классической политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо). Сторонники либерализма – молодая буржуазная интеллигенция и обуржуазившееся дворянство выступали за буржуазно-парламентский строй, буржуазные свободы, незыблемость частной собственности, утверждение правовых норм в обществе. Они верили в достижение социальной гармонии, равенства, торжество разума, мира, неуклонного поступательного общественного прогресса. Претворение в жизнь этих идей представлялось возможным на основе конкретной программы, предусматривающей принятие конституции; разделение властей – законодательной, исполнительной, судебной при осуществлении контроля со стороны общества; предоставление свободы индивиду в экономике и других сферах человеческой деятельности. Все это, по представлению либералов, должно было способствовать развитию и укреплению капиталистического строя, который они считали естественным и вечным.

Знакомство русского общества с либеральными идеями относится к периоду правления Екатерины II. Считая себя ученицей западноевропейских просветителей, она декларировала необходимость власти закона в любом государстве, в том числе и самодержавном, указывала на недопустимость религиозных преследований и крепостного права, провозглашала принципы свободы и равенства граждан. Ее либеральные намерения были поддержаны некоторыми видными деятелями той эпохи (Е. Дашковой, Н. Новиковым, Д. Фонвизиным, С. Десницким и др.), но общественные силы России того времени были не готовы к таким преобразованиям. К тому же на практике идеи Екатерины II оказались во многом показными, рассчитанными на внешний эффект.

Становление либерализма как самостоятельного течения в общественной мысли России относится к 40-м годам ХIХ в. Зародившийся либерализм нашел свое выражение во взглядах западников и славянофилов, которые выступали за отмену крепостного права, ограничение самодержавия, уничтожение сословных привилегий, гласность. Эти требования в условиях абсолютистско-крепостнического государства были своевременными и прогрессивными. Так возникло первоначально на теоретическом, интеллектуальном уровне либерально-реформистское направление в российском общественном движении. Ряд исследователей, в основном зарубежных, утверждает, что русский либерализм представляет собой западный «трансплантат», который не имеет традиций в русской общественной мысли и попал в чуждую ему социальную среду. Эта мысль подтверждалась тем, что индивидуализм как основополагающий принцип европейского либерализма остался за пределами восприятия русского либерализма. Отметим, что если на Западе генезис либеральной доктрины и политики был взаимосвязан с формирующимся правовым государством и гражданским обществом, то в России становление либерализма осуществлялось в рамках феодализма, а не в конфронтации с ним, как в европейских странах.

Во второй половине ХIХ в. либерализм оставался в рамках легальной оппозиции самодержавию, но его требования конкретизировались, значительно расширился социальный состав, оформилось два типа либерализма: земский и буржуазный. Их социальную основу, как и на Западе, составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенция, участие которой в либеральном движении постоянно возрастало. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России, настаивали на введении демократических свобод, выступали за продолжение буржуазных реформ. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Идеологами либералов являлись ученые, писатели, земские деятели (К. Каверин, Б. Чичерин, Д. Шаховской, П. Долгоруков и др.).

Либеральные публицисты выражали недовольство административным произволом, требовали «усовершенствования» государственного строя (создания представительного учреждения, введения гласности, выборности), критиковали торгово-промышленную и аграрную политику правительства, систему налогообложения и другие вопросы. При этом либералы стояли за разрешение всех проблем мирным путем, за преобразования «сверху». Взгляды и идеи либералов нашли отражение в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы», в газетах «Голос», «Земство», «Молва», «Порядок».

В 70-е годы наибольшим влиянием отличалось земское либеральное движение. Начало его становления связано с проведением Александром II земской реформы в 1864 г. В стране созданы земства – органы местного самоуправления. Они были сформированы на принципах буржуазного права – выборности и всесословности, но политических прав не имели. Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно вопросами местного значения. Даже в пределах этой компетенции они находились под контролем местной и центральной властей – губернатора и министра внутренних дел. В этих условиях земские деятели в своих верноподданнических обращениях к правительству ходатайствовали о расширении прав земств и привлечении их к законосовещательной деятельности в государстве, о создании общероссийского центрального органа, объединяющего и координирующего деятельность земств. На практике эти предложения, несмотря на их умеренность и лояльность по отношению к самодержавной власти, оставались без ответа.

Следует отметить, что вклад земств и позже созданных городских дум в налаживании местного хозяйства, просвещения и медицины оказался значительным. Сотни молодых и образованных людей России поступили на земскую службу. Это истинно творческая, плодотворная работа русской интеллигенции тех лет стала своего рода альтернативой народническому «хождению в народ», имевшему скорее не созидательный, а разрушительный характер. В то же время земцы не оставили без внимания просьбу правительства поддержать его в борьбе с революционерами, но при этом они не отказались от своих требований. Стремясь к мирному урегулированию и спокойствию в обществе, земские либералы пытались договориться с революционными народниками о совместных действиях. В декабре 1878 г. в Киеве на частной квартире произошла встреча либералов-конституционалистов во главе с И. Петрункевичем и революционерами – В. Осинским, М. Ковалевской и др. Соглашение предполагало: со стороны революционеров – отказаться от всех террористических актов, а со стороны либералов – убедить правительство в необходимости проведения либеральных реформ. Переговоры успеха не имели, и земцы разработали свой собственный план действий.

На рубеже 70–80-х годов ХIХ в. земский либерализм делает первые шаги в своем организационном оформлении, стремлении консолидировать либералов разных оттенков и выработать общую программу. На проведенных земских собраниях в ряде губерний (Харьковской, Черниговской, Киевской, Самарской, Тверской и др.) были выдвинуты политические требования: независимость суда, свобода печати, неприкосновенность прав личности, принятие конституции, созыв Учредительного собрания. Особенно остро стоял вопрос о конституции. Это было связано не столько со знанием либералами конституционных проектов Александра I, сколько с современными событиями того времени, а именно с освобождением русскими войсками Болгарии от турецкого гнета и учреждением там конституционной монархии. Этот факт, который не мог, конечно, иметь места без согласия на него императора Александра II, чрезвычайно ободрил надежды русских патриотов и либералов. Тверское земство открыто заявило, что русский народ должен пользоваться теми же благами конституционных свобод, какие получил болгарский народ. Правительство запретило обсуждение подобных вопросов в земских собраниях и всякие междуземские связи, ограничило права земств в местном управлении, а к некоторым земцам были применены меры административного наказания.

Совещания земских деятелей, несмотря на запрещение правительства, проводились полуофициально, они устраивались по случаю каких-либо общественных событий в столицах страны. А в 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, образовавший «Общество земского союза и самоуправления» («Земский союз»). Земства настаивали на включение их в сеть государственных учреждений. Было решено начать выпуск литературы за границей с целью пропаганды либеральных идей, важности проведения реформ. Вскоре после этого в Галиции была напечатана брошюра «Ближайшие задачи земства», в которой определены важнейшие программные требования: свобода слова и печати, гарантия неприкосновенности личности, созыв Учредительного собрания. Однако полиция конфисковала все брошюры, рукописи, и попытки в дальнейшем издавать нелегальную литературу не увенчались успехом.

В 1881 г. в соответствии с обстановкой, сложившейся после убийства Александра II, Земский союз сформулировал свои политические требования: отрицание правительственного и революционного террора, децентрализация государственного управления, упразднение самодержавия и создание центрального народного представительства. Ограничение деятельности земских органов в годы правления Александра III и Николая II не давало значительных результатов – движение усиливалось и расширялось. Органом, проводившим в жизнь взгляды земцев, стало Вольное Экономическое Общество, которое издавало сборники по актуальным вопросам развития России. В это же время земское влияние выходит за пределы земских организаций и активизируется в начале ХХ в., когда в стране назревал революционный кризис.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. начался качественно новый этап эволюции русского либерализма: возникает и постепенно набирает силу новое течение – буржуазное. Его ведущими представителями стали известные общественные деятели, ученые: П. Милюков, В. Набоков, П. Новгородцев, С. Муромцев, П. Струве и др. Интеллигенция в этот период наиболее остро осознавала возрастающее несоответствие между объективными потребностями развития страны и отживавшей свой век политической надстройкой – царским самодержавием. Все это вело к возрастанию, углублению конфликта между властью и обществом, которое было чревато непредсказуемыми последствиями для судеб страны. Буржуазная интеллигенция внесла в либеральную идеологию и политику элементы демократизма и социального реформаторства. Одновременно русский либерализм отмежевывался от устаревших славянофильских идей, взглядов и впитывал в себя достижения западноевропейской науки и общественной мысли.

Буржуазная интеллигенция настаивала на замене самодержавного режима конституционно-парламентским строем, на введении всеобщего избирательного права, демократических свобод, реализации требования культурного самоопределения наций и народов России, выдвигала идею создания правового государства и гражданского общества. В отличие от дворянских либералов, выдвигавших в основном политические лозунги, интеллигенция внесла в свою программу ряд социальных требований: принудительное отчуждение части помещичьей земли за выкуп, легализация профсоюзов, введение 8-ми часового рабочего дня, обязательное государственное страхование, запрет ночного и сверхурочного труда, охрана детского труда и пр.

Буржуазные интеллигенты стремились привлечь к своей деятельности земских либералов и создать единый оппозиционно-либеральный блок. Но земские либералы были не готовы уйти с исторической арены, уступить интеллигенции свое место в общественном движении. С целью консолидации сил земского либерализма в 1899 г. по инициативе князя Павла Долгорукого в Москве был создан полулегальный кружок «Беседа». Он объединил около 50 земских деятелей разных направлений и привлек представителей интеллигенции, например П. Милюкова, П. Струве и др., к изданию ряда сборников. Так было положено начало сотрудничеству представителей земского и буржуазного либерализма, которые в этот период были нужны друг другу. Земцы-конституционалисты рассчитывали, что сближение с интеллигенцией поднимет престиж земского либерализма в общественном мнении и позволит усилить давление на правительство. Со своей стороны, интеллигенция рассчитывала использовать легальные возможности, материальные средства, технический аппарат, имеющиеся у земского самоуправления, расширить пропаганду своих идей в земских кругах и на основе современных теоретических знаний разработать программу для создания в будущем либеральной партии.

Важным шагом в деле программного и организационного оформления либерализма как политической организации в общенациональном масштабе явилось основание на средства земцев (наиболее крупные средства около 100 тыс. руб. предоставил земец Д.Е. Жуковский) нелегального журнала «Освобождение». Он издавался с июля 1902 г. по октябрь 1905 г. сначала в Штутгарте, затем в Париже под редакцией П. Струве (тираж 9–10 тыс. экз.). В журнале было опубликовано программное заявление с требованиями политической свободы и созыва «по высочайшей воле» представительного законодательного органа. Уже в первом номере «Освобождения» либералы призывали объединить либеральные течения с революционной демократией и создать таким путем костяк конституционной партии, а царское правительство пойти на разумный компромисс с обществом и дать конституцию. Но эта попытка оказалась нереализованной.

Революционная демократия имела свои программные требования и организации, ее поддерживали широкие слои населения. В самом либеральном движении не было выработано единой платформы. В 1903–1904 гг. оформилось две нелегальные либеральные организации: «Союз освобождения», в котором объединились либеральные земцы с группой буржуазных интеллигентов, и «Союз земцев-конституционалистов», состоящий исключительно их представителей земств. Их главные разногласия сводились к тому, что первые отстаивали необходимость принятия конституции и создания законодательного органа власти, вторые выступали за конституцию и совещательный характер будущего представительного органа. «Освобождены» повели активную борьбу за массы. Пытаясь овладеть рабочим движением, они разработали летом 1905 г. «Устав союза рабочих», который должен был находиться под их руководством, дополняли свою программу требованиями о защите прав и интересов трудящихся, социальных гарантий, прав народов России и пр. «Союз освобождения» имел легальные органы печати – еженедельник «Право», газеты «Новая жизнь» и «Сын отечества». Этот «освобожденческий» либерализм привлек на свою сторону новых сторонников, однако существование двух, параллельно действовавших союза, свидетельствовало о неудачи попытки лидеров нового либерализма создать единый, целостный либерально-оппозиционный блок.

В условиях российской действительности представители старого и нового либерализма отстаивали разные варианты реформистского решения политических и социально-экономических проблем. Буржуазная интеллигенция была более радикальна и последовательна в своих требованиях с точки зрения ликвидации феодальных пережитков и развития капитализма в России. В тоже время оба типа либерализма оставались родственными идейно-политическими течениями. Их сближало желание любой ценой избежать социальной революции, вера в реформы «сверху», склонность к политическим компромиссам с царизмом. Все это притягивало, особенно в экстремальных ситуациях, различные течения либерализма друг к другу. Но встать во главе общенационального движения, как это было в Западной Европе, российским либералам не удалось.

В целом либеральное движение исследуемого периода стало важным фактором политической жизни. Первая русская революция во многом изменила ситуацию в стране. С изданием Манифеста 17 октября 1905 г. самоопределился и партийно оформился либеральный лагерь. На базе консервативного меньшинства земских съездов возникла умеренно-либеральная партия – Союз 17 октября. Левое, радикальное крыло либерального движения, представляла Конституционно-демократическая партия, образовавшаяся на базе большинства земско-городских съездов и «Союза освобождения». Одновременно с ними возникли и какое-то время действовали еще несколько небольших партий: Мирного обновления, Правового порядка, Демократических реформ, Торгово-промышленная и др. Они занимали промежуточное место между октябристами и кадетами, но так и не стали общероссийскими организациями. На политической арене вплоть до 1917 г. активно выступали две общероссийские буржуазные политические партии – кадеты и октябристы.