uzluga.ru
добавить свой файл
Мавляутдинов И.С., аспирант ЦПЭИ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА ТРУДА В ИСЛАМЕ


Одно из направлений проникновения религии в современный социум – это его влияние на предпринимательскую, профессиональную и хозяйственную деятельность членов общества. Заметим, что возникновение той или иной формы профессиональной этики является результатом взаимодействия реальной практической деятельности и ее идеальных регуляторов. Однако задача этики, и общей, и профессиональной, заключается не только в том, чтобы перечислить основные ценности и связать их в определенное практическое нравоучение. Одной из задач этики является объяснение и обоснование того, почему именно эти ценности получают статус основных, какова природа и причина их обязательности, в каком отношении ценности профессиональной этики находятся к другим формам регулирования производственной деятельности.

Исторически сложилось так, что Ислам является традиционной религией для многих тюрко-язычных народов, в том числе и для татар. После того как Волжская Булгария в 922 году официально приняла Ислам формирование татарской нации начало тяготеть к Исламскому востоку. Многовековой накоплен­ный мусульманскими народами опыт воспитания на основе Исламских канонов и традиций, достижения исламской цивилизации и культуры оставили глубокий след в сознании Татарского народа. В течение одиннадцати веков, несмотря на политические и социально-экономические перемены, Ислам остается одной из главных составляющих общественно-культурной жизни татар.

Достаточен незатейливый взгляд на исламский мир, представленный сегодня ближневосточными мусульманскими государствами для того, чтобы определить, что они собой представляют в сфере экономики. Экономическое положение большинства государств исламского мира обоснованно тем, что они, в первую очередь, выступают в роли сырьевых поставщиков. Они сбывают природные ископаемые высокоразвитым странам Запада, имея хороший источник дохода.

В данном обстоятельстве можно уследить просвечивающуюся параллель с идейными представлениями ислама, который поощряет и приветствует торгово-рыночные отношения. Ещё пророк Мухаммед говорил о том, что 9/10 прибыли в торговле. Это указывает на значимость, которая придается в исламе торгово-экономическим отношениям. Можно сказать, что и в нашей стране данные идеи аналогично отражаются в сознании мусульман, но в меньшей степени (по причине интенсивного процесса секуляризации в период советской власти), сказываясь среди этнических мусульман нашей страны, их отношении к торговле и бизнесу.

На наш взгляд, сама доктрина ислама не только не противостоит росту рыночной экономики, активизируя ускорение его роста, более того имеет потенциальную возможность стимуляции общественного отношения к таким ценностям как труд, прибыль, время, а так же мотивации общества на достойную, цивилизованную, и обеспеченную жизнь, а не нищенствование и побирушничание. В основах Ислама заложено уважительное отношение к труду, к работе, их качеству. Так, изречения пророка о том, что блага больше в руке дающей, нежели берущей, или же его слова в форме наставления: когда трудитесь, делайте это так, как будто останетесь жить на земле вечно, когда молитесь, делайте это так, как будто это ваша последняя молитва, подтверждают вышесказанное.

Ислам мотивирует каждого верующего на то, чтобы он старался достичь в жизни наибольших высот, как в материальном, так и духовно-нравственном плане не нарушая равновесия и гармонии. Стимулирует правоверного на добросовестное отношение к труду и придает огромное значение таким ценностям как искренность, «неподдельность» и призирает такие пороки как ханжество и лицемерие. В доказательство этого тезиса приведем сравнение «протестантской этики» Макса Вебера и исламского понимания социальной этики. Вебер показывает, что кальвинистское толкование протестантства создало такие мотивации, которые способствовали формированию капиталистического строя. Суть ее заключается в следующем:

1.Существует Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но Он не постижим для конечного человеческого разума;

2.Всемогущий и таинственный Бог заранее определил каждому из нас спасение или осуждение на погибель, мы же своими действиями бессильны изменить предначертание Божие;

3.Бог создал мир во славу себе;

4.Человек, которого Он предопределил к спасению или гибели, должен трудиться для приумножения славы Божией и для создания царства Божия на земле;

5.Дела мирские, человеческая природа, плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как Божия благодать.

Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, постарается найти в этом мире признаки своей избранности. Именно поэтому считает Вебер, кальвинисты в успешной хозяйственной деятельности увидели доказательства своей избранности.

Аналогично можно выявить суть исламской этики.

1. Изначально существует Аллах, Всевышний, Всезнающий, Вездесущий (всего 99 определений, атрибутов), который сотворил мир и человека, является не постижимым для конечного человеческого разума;

2. Человек – наместник на земле, все остальное создано, дабы служить ему в добрых деяниях.

3. В течение своей жизни на земле Человек проходит испытание.

4. Выбор собственного пути в руках каждого. Каждый имеет право выбора, в итоге его ждет вознаграждение (рай) или наказание (ад).

5. Все люди равны перед Всевышним. Превосходство одного человека над другим может быть только в благодеянии. Чем больше добра сделает человек, тем он будет праведней и ближе к благоволению Всевышнего.

Как видно из вышеизложенного, в данном смысле исламская этика по своей сути как мотиватор близка к протестантству. В потенциале ислама имеются все основные принципы, для того чтобы мусульмане стремились к развитому во всех отношениях, цивилизованному обществу, а так же старались приукрасить и облагородить этот мир и свое существование, настолько насколько это возможно, оставаясь верным принципам нравственности и не ущемляя права и свободы окружающих.

Однако в реальной действительности обстоятельства выглядят несколько иначе. Должно быть, в первую очередь данное обстоятельство объясняется низкой общественной грамотностью в области религии. А так же в особенности тем, что наш народ склонен воспринимать религию как что-то похожее на миф, легенду и сказку. Отсюда концентрация общественного внимания не на смыслообразующей – рациональной, а на сентиментальной стороне религии, на которой склонно заострять внимание традиционное духовенство должно быть оттого, что при происходящих социальных, экономических и политических переменах, «проще» и эффективнее учитывать традиционные представления, нежели целенаправленно на них влиять.

Учитывая актуальность проблемы, а так же тот факт, что влияние мусульманской идеологии и религии в целом в нравственном воспитании татар остается недостаточно изученной, и в целях повышения нравственного состояния общества, а также выявления в нем социальной роли религии, нами с октября 2004 по март 2005 года, на протяжении шести месяцев были проведены исследования, которые дают возможность более четко определить влияние Ислама на наше общество.

В рассматриваемом нами аспекте из результатов исследования научный интерес представляет реакция респондентов на следующий вопрос: «Как влияет религия (ваша вера) на развитие научного прогресса, новых технологий в нашем обществе?» – без чего трудно представить развитое цивилизованное общество – ответы были даны следующим образом:

Положительно

Скорее положительно

Не влияет

Скорее отрицательно

Отрицательно

20,17%

20,17%

48,23%

8,32%

3,12%

Как видно по графику большинство респондентов – 48% полагают, что религия не влияет на развитие научного прогресса и новых технологий; более 11% находят в религии отрицательное влияние; чуть более 40% видят в религии положительное влияние, из которых половина отвечает не уверенно.

Интересен тот факт, что среди респондентов «питающих симпатии к исламу» количество сторонников мнения о положительном влиянии религии в области развития научного прогресса и новых технологий, ощутимо отличается на общем фоне и, в особенности, от мнения респондентов «симпатизирующих христианству», что можно проследить на графике.

На наш взгляд, данные показатели, отображая общие позиции общественного сознания в плане влияния религии в области развития научного прогресса и новых технологий, без которого существование развитого цивилизованного общества не представляется возможным, явно подтверждают состоятельность тезиса исламской социальной этики.