uzluga.ru
добавить свой файл
Л.Е.Петрова, к. соц. н., доцент,

Уральский государственный педагогический университет

Социальная ответственность бизнеса: мнение руководителей предприятий Екатеринбурга


Социальная ответственность бизнеса становится все более актуальной темой. И актуальность эта – не сугубо научная, как часто бывает, но и «практическая». Помимо научного корпуса публикаций, проводятся научные семинары с активным участием представителей бизнеса. Хорошо, если дело не дойдет до присуждения звания «лучшее предприятие социальной ответственности» - обычно это на корню губит идею. Более конструктивный путь – это рациональное отношение руководителей предприятий к самой перспективе быть социально ответственными. Здесь есть две принципиальных возможности: а) бизнес, «обиженный» на власть, не разделяет социальное бремя; б) бизнес, осознавая обоюдную выгоду, активно включается в «обслуживание» общества. Естественно, оба этих варианта имеют пролонгированную во время и довольно сложную (даже с индивидуальной точки зрения) структуру действия. Бизнесмены должны сформировать свое понимание этих процессов, плюс – эмоционально к этому отнестись, и, наконец, предпринять конкретные шаги – действовать в том или ином направлении.

Наш исследовательский интерес сосредоточен не на теоретических конструктах социальной ответственности, а на ее понимании самими бизнесменами. Учить их технологии социальной ответственности можно и нужно именно на подобных данных.

В данной публикации представлены материалы двух исследовательских проектов, посвященных социальной ответственности бизнеса. В феврале 2003 г. в рамках проекта Международного Консультационного Центра «Бизнес-сектор и некоммерческие организации на Среднем Урале: начало сотрудничества» авторомi осуществлена серия личных фокусированных интервью с руководителями предприятий г. Екатеринбурга. Всего было опрошено 20 чел. Выборка целевая, отбор информантов производился по следующим критериям: более или менее строгая наполняемость групп «старые промышленные», «новые промышленные», «старые непромышленные» и «новые непромышленные» предприятия; наличие опыта и выраженной мотивации филантропической, благотворительной деятельности; «стаж» в бизнесе.

Представление о социальной ответственности бизнеса


Представление о социальной ответственности бизнеса, выраженное бизнесменами в интервью, сводится к двум основным типам: либеральный и индульгенческий.

Обозначенный нами как либеральный тип понимания социальной ответственности предполагает, что социальная ответственность бизнеса – это создание новых рабочих мест и добросовестная выплата налогов государству. Именно уплата налогов и достойная зарплата персонала предприятия – сфера социальной ответственности российского бизнеса. Разделение роли хозяйствующего субъекта, преследующего цель получение прибыли и пользы обществу, которое может приносить фирма, кажется опрошенными нами екатеринбургским бизнесменам неверным. Развитие общества происходит, по их мнению, именно благодаря созданию рабочих мест и выплате налогов. Дело государства – распределить средства должным образом.

«Достойная зарплата и не бегать от налогов, это и есть основная задача бизнеса. Благотворительность – это... упущение самого государства. Государство, перераспределяет деньги, которые зарабатывает бизнес, ... должно закрывать все «проплешины» - неимущих, бедных, больных, сирых и так далее. Если бизнес начнет содержать клубы, хоккейные команды, больницы и пр., то извините, ему бизнесом некогда будет заниматься. Он не деньги будет зарабатывать, он превращается в ту распределительную структуру, которой является государство» - генеральный директор завода по производству строительных материалов1.

Другой тип – индульгенческий, выраженный просторечным выражением «делиться надо». Согласно такой позиции, предприниматели, будучи успешными, обеспеченными людьми, должны делиться частью своего благополучия с остальными членами общества. Тем самым, компенсируя выгодность позиции, в которой находятся. В таком случае помощь нуждающимся группам, сферам в обществе является неизбежной платой за успех, за предоставление возможности иметь прибыль. Социальная ответственность бизнеса в индульгенческой позиции заключается в разделении функций по исполнению социальной политики с государственными структурами. Неудивительно, что в этом случае благотворительная политика осуществляется по инициативе или совместно с властями.

«Если люди сумели в этой сложной ситуации найти свою…[удачу]. Вот если люди сумели, то они должны почувствовать, как бы сказать помягче, что им повезло. А мне вот не повезло. Как классики марксизма писали, стартовый капитал честным путем не зарабатывается. Ну, уж если потом ты их заработал, должен же ты отдать часть этих денег людям, которые тоже работают» - помощник генерального директора крупной промышленной группы

«В любом обществе есть богатые и бедные. Поэтому, обязанность богатых – скрашивать хоть немножко жизнь бедных» - начальник управления банка

Необходимо отметить, что представление о социальной ответственности бизнеса совершенно не касается персонала собственного предприятия. Здесь большинство бизнесменов выразили озабоченность тем, как живут и что чувствуют их сотрудники. Ответственность перед персоналом компании выражается не только в добросовестной выплате зарплаты, но и предоставлении дополнительных социальных льгот (оплата занятий спортом, лечения, отдыха, корпоративные праздники и пр.). Забота о сотрудниках, даже если это делает «сверх» установленного законом уровня, не рассматривается как внутренняя благотворительность.

«К своим работникам мы ... трепетно относимся... чтобы работник был заинтересован работать на предприятии, а не искать работу где-то в другом месте, работая у нас» - директор рыбного завода

Поразительно, но представления о социальной ответственности бизнеса подчас не связаны с представлением о благотворительности. Выражая сходные позиции – например, либеральные – по поводу социальной ответственности бизнеса, руководители предприятий могут иметь разную филантропическую политику и реализовывать ее в разных формах.

Интимная и публичная благотворительность


Вообще, представления о том, что такое благотворительность, можно представить в нескольких типах: благотворительность «интимная» и благотворительность «публичная».

«Интимная» благотворительность четко разнится со спонсорством, участием в социальных программах города, района и пр. В этом случае оказывается помощь конкретным людям, не всегда связанным с профилем фирмы (например, не являющимся ее потенциальными клиентами и пр.). Интимный, личный характер такой филантропической помощи проявляется в том, что о ней никому не рассказывается, информация о благотворительности не используется ни в рекламных, ни в политических целях. Спонсорство же несет хоть и небольшие, и по большей части латентные, но экономические эффекты, предприятие улучшает имидж – а значит, есть корысть, и это уже не рассматривается как благотворительность.

«Помощь – это дело интимное, нельзя на этом имидж зарабатывать. Это скверная привычка... это должно идти от души... когда это не от души, я хочу создать себе имидж, чтобы обо мне все говорили, я помогаю …для своего имиджа, для улучшения каких-то продаж, еще для чего-то, это не благотворительность, ...я покупаю себе какой-то статус» - директор завода строительных материалов

«...благотворительность – это совершенно безвозмездно, ... желательно даже анонимно. Спонсорская помощь – она не безвозмездна, ... если не получили прямую прибыль, то хотя бы какие-то косвенные» - начальник отдела завода электронных технологий

«Спонсорство филармонии ... это не бюджет благотворительности, это скорее рекламный бюджет» - директор завода

Публичная благотворительность сочетает и незаметную, не несущую прямых или косвенных прибылей, поддержку нуждающихся групп, и спонсорство со скрытой рекламой, продвижением товара, а также участием в реализации программ социальной направленности, инициированных властями. В этом случае бизнес рассчитывает на экономические эффекты от филантропических вливаний. Бонусы, которые могут быть получены – это и установление хороших отношений с властями, и формирование положительного имиджа фирмы, ее известности, и, наконец, об этом не надо забывать – решение социальных проблем.

«Не все измеряется деньгами. Если грамота у меня висит в кассовом зале, наши клиенты приходят – смотрят – ... банк проводит работу, значит, порядочные люди тут работают. Не страшно, значит, к ним обращаться... появляется статья в газете – банк помог отремонтировать школу. ... директор говорит об этом родителям, они знают... они тоже пойдут к нам в банк, значит, денежки их пойдут к нам» - помощник президента банка

Таким образом, современный российский бизнес подчас не связывает социальную ответственность с благотворительностью. Причины – в понимании благотворительность как личного, интимного дела, которое нельзя использовать в целях получения прибыли. А также – в уровне современного российского бизнеса, который, возможно, «дорос» только до того, чтобы платить достойную зарплату и налоги государству.

Бизнес и власть в оценках руководителей предприятий Екатеринбурга


Продолжением исследования социальной ответственности бизнеса стал стандартизированный опрос. Аналитический центр ИТАР-ТАСС-Уралii в октябре 2003 г. провел телефонный опрос руководителей предприятий Екатеринбурга. Всего опрошено 143 чел., выборка сформирована по базе данных Облстатуправления. Среди опрошенных – представители малого (29%), среднего (57%) и крупного (14%) бизнеса. Большинство опрошенных руководят промышленными предприятиями (48%), в сфере услуг населению (37%), предприятиями транспорта (8%). Опрашивались только руководители предприятия – директор, финансовый директор/главный бухгалтер, зам. директора и пр.

Статус российского бизнеса



Условия развития бизнеса в современной России респонденты оценили как средние. Так, 14% считают эти условия благоприятными 36% - скорее благоприятными, 34% - скорее неблагоприятными, а 15% - неблагоприятными.

Только каждый десятый руководитель предприятия считает, что российский бизнес не влияет на политическую ситуацию в стране, положительный ответ – «бизнес влияет» - дали 86% опрошенных.

Мы попросили руководителей предприятий оценить эффективность деятельности властных и коммерческих структур в современной России. Оценка – по десятибалльной шкале, где 1 – минимальная эффективность, 10 – максимальная эффективность.

Эффективность деятельности бизнеса (коммерческих структур) оценивается респондентами более высоко – среднее значение 6,1 по сравнению с оценкой эффективности деятельности властей 4,6. Сравнивая результаты оценки эффективности деятельности властей и бизнеса, можно сказать, что опрошенные нами руководители предприятий почти не выставили бизнесу низких оценок.


Социальная ответственность бизнеса


Условно можно выделить 3 сегмента – государство, бизнес и население (как общество). Мы попросили участников опроса ответить, на чью долю приходится большая социальная ответственность. Большинство руководителей предприятий полагают, что это – государство – так ответили 49%. Считают, что ответственность должно нести население – 22%, каждый десятый указал, что ответственность должен нести бизнес (11%). И, наконец, 14% опрошенных заявили, что все должны нести ответственность в равной степени. Таким образом, бизнесмены склонны перекладывать социальную ответственность на государство, либо делить ее с другими субъектами социума.





В распределении социальной ответственности возможны два основных варианта: так называемый «американский», где социально ориентированный бизнесмен обеспечивает поддержку социальной сферы, или пример государств Северной Европы, например, Швейцарии, где социальная ноша - прерогатива государства. Руководителям предприятий Екатеринбурга, участвующим в опросе, было предложено сформулировать свое отношение к той и другой модели. Мы не могли использовать термины, хоть в какой-то степени влияющие на ответ, поэтому вопрос звучал так: «Если рассматривать роль государства в обществе, то выделяются две основных модели: первая – государство привлекает бизнес к решению социальных проблем, вторая – государство решает социальные проблемы общества за счет налогов. Какая из указанных моделей кажется вам правильной?». Большинство опрошенных считают, что правильной является вторая модель – так ответили 57% опрошенных.

В ответе на следующий вопрос – «Какая модель подходит для современной России?» – респонденты также выбрали «государственную» модель – ответы 59%.

Все-таки надо учитывать, что в исследовании зафиксирована и другая тенденция - есть группа бизнесменов, которые склоняются к активному участию бизнеса в решении социальных проблем. Правильной такую позицию считают 34% опрошенных, подходящей для современной России – 28%.




Популярность темы социальной ответственности бизнеса в современных СМИ может являться как требованием времени, так и конъюнктурой. 44% руководителей предприятий Екатеринбурга считают, что это – политическая конъюнктура, 49% - реальная потребность.

Образ социально ответственной компании



Чтобы ту или иную компанию назвать социальной ответственной, требуется оценить огромное количество показателей, параметров ее деятельности и пр. Мы предложили руководителям предприятий Екатеринбурга оценить по 10-балльной шкале важность основных критериев социальной ответственности бизнеса.

Таблица 1. Средние оценки значимости показателей социально ответственного бизнеса

Оцениваемая сфера деятельности компании

Средняя оценка

Неукоснительное выполнение обязательств перед клиентами, партнерами, персоналом и государством, полная прозрачность компании

7,9

Социальные программы для сотрудников: гарантии, льготы, работа с профсоюзами, повышение профессиональной квалификации

7,7

Ведение бизнеса с непременным учетом интересов местных сообществ – согласование изменений ландшафта, решение экологических проблем

6,6

Участие компании в социальных программах города, области

5,7

Благотворительность в чистом виде – поддержка проектов, не связанных напрямую с бизнесом компании

4,5


Как видно из таблицы, самым значимым для социальной ответственности бизнеса оказалось «ведение бизнеса по-белому» - открытость, прозрачность компании перед всеми участниками социального взаимодействия. На втором месте – персонал компании: его обучение, социальный пакет и пр. Третье место по значимости – решение экологических проблем, учет интересов местных жителей. Четвертое место – участие компании в региональных социальных программах. Пятое место – у «чистой» благотворительности. Это последнее место не означает низкую оценку данного показателя, просто опрошенные выставили средние оценки по сравнению с более высокими в описанных выше ответах.

Проведенные опросы позволяют сформулировать некоторые выводы, касающиеся понимания бизнесменами социальной ответственности, а также их отношению к данном социальному феномену.

Бизнесмены считают, что коммерческие структуры действуют эффективнее, чем властные. При этом условия для развития бизнеса в России нельзя назвать благоприятными.

Большинство опрошенных руководителей предприятий Екатеринбурга считают, что большая доля ответственности в обществе приходится на государство. В реализации социальной политики государство должно, прежде всего, использовать налоговые средства, а уже потом привлекать бизнес для решения социальных проблем.

Социально ответственная компания в первую очередь исполняет все свои обязательства, заботится о сотрудниках, экологической ситуации, принимает участие в реализации региональных социальных программ.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА:


Петрова Л.Е. Социальная ответственность бизнеса: мнение руководителей предприятий Екатеринбурга // Современные проблемы под-готовки специалистов по соци-альной работе и социальной педагогике: Материалы Меж-дународной III научно-практической конференции 27-28 марта 2003 г. / Росс. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. Вып. 2.

1 Здесь и далее курсивом приведены цитаты из интервью с бизнесменами Екатеринбурга.

i В проекте участвовал также М.Н. Вандышев. С нашей совместной публикацией можно познакомиться в издании «Благотворительность в России», Санкт-Петербург, 2002.

ii Автор – руководитель Аналитического центра РИЦ ТАСС-Урал.