uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4


Состояние исторического образования в технических вузах
Российской Федерации



аналитический обзор,

подготовленный Межвузовским центром

по историческому образованию в

технических вузах Российской Федерации

(в сокращенном виде)


ВВЕДЕНИЕ


Преподавание истории в вузах России за последние пятнадцать лет претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе социогуманитарного образования. Неоднократно менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле, которые подчас диктовались не научной целесообразностью, а политической конъюнктурой. От такого подхода историческое образование студентов больше всего пострадало в технических вузах страны. Во многих из них кафедры истории были упразднены, в большинстве своем соединены с другими дисциплинами или в весьма сокращенном виде подчинены интересам профиля учебного заведения.

В феврале 2000 года коллегия Министерства образования Российской Федерации утвердила курс «Отечественная история» наряду с философией, иностранными языками и физической культурой в качестве обязательной дисциплины для всех высших учебных заведений страны. Были также утверждены требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню исторического образования дипломированного специалиста и разработана примерная программ дисциплины "Отечественная история.

Что изменилось за прошедшее время время? В каком состоянии находится историческое образование в технических вузах Российской Федерации на современном этапе? Эти вопросы Минобразование России, а затем и всероссийское совещание заведующих поручили изучить Межвузовскому центру по историческому образованию в технических вузах Российской Федерации.

Объектом исследования были определены 153 вуза (список прилагается), в которых обучается почти половина студентов от общего набора в систему Минобразования России. Только в 2002/2003 учебном году в технические вузы поступило 469,7 тысяч первокурсников.

В анализ результатов мониторинга изучаемой проблемы ряд вузов не вошел (12, 15, 22, 41, 90, 92, 100, 119, 147, 148, 149, 150, 152, 153), так как они ни разу не откликнулись на просьбу Межвузовского центра.

Мониторинг полученных из 139 высших учебных заведений материалов показал следующее.


Структура управления дисциплиной и кадры историков

Прежде всего, представим общую характеристику кафедр, начиная с их названия и места в общеинститутской (университетской) структуре, а также покажем те кадры, которые работают на кафедрах, преподающих отечественную историю.

Только 40 кафедр или 28,7% от их общего числа, сохранили самостоятельность. Они носят названия: кафедра отечественной истории; кафедра истории или кафедра истории России. Кафедры с такими названиями сохранились в следующих вузах:

1; 2; 4; 9; 18; 20; 21; 28; 30; 35; 38; 43; 44; 45; 50; 54; 55; 65; 66; 67; 73, 77; 80; 82; 86; 89; 101; 102; 105; 109; 110; 114; 120; 122; 124; 129; 139; 140; 145; 151.

Большинство руководителей вузов пошло по линии ликвидации кафедр истории как самостоятельных. Как правило, такие кафедры объединяют несколько гуманитарных дисциплин: историю Отечества и культурологию (5, 19, 23, 25, 26, 29, 49, 64, 72, 78, 94, 99, 117, 118, 125, 134, 141, 142, 143); историю и правоведение (51, 60, 63, 144, 145, 146); историю и политологию (социологию) (1, 3, 6, 14, 16, 27, 37, 34, 57, 62, 74, 78, 83, 94, 95, 97, 98, 106, 128, 130, 131, 132, 137); историю и философию (24, 39, 40, 70; 87; 96; 115, 112; 126, 127); историю и регионоведение (132). Имеются также кафедры политической истории (68,93); кафедра отечественной истории и культуры (69, 79, 92, 117); кафедра истории, теории государства и права и социологии (46).

В ряде вузов на одной кафедре объединены все или почти все гуманитарные дисциплины (7, 31, 32, 33, 36, 42, 48, 52, 53, 56, 58, 61, 81, 84, 104, 107, 108, 123, 133, 136, 138 и др.). Эти кафедры носят названия: гуманитарных дисциплин или гуманитарных и социально-экономических дисциплин; истории и социально-политических дисциплин; социальных наук и другие.

Исходя из предоставленной вузами информации, новым в их жизни и деятельности является открытие факультетов гуманитарного и экономического профиля. С одной стороны, это свидетельствует о том, что институты пошли по пути комплексной перспективы своего дальнейшего развития в современных условиях, а с другой - о повороте в сторону гуманитаризации образования, что требует особого внимания к преподаванию соответствующих дисциплин.

Сегодня вузы продолжают находиться в состоянии поиска наиболее рациональных организационных форм руководства гуманитарными кафедрами. В подчиненности кафедр прослеживается следующая тенденция: там, где существуют гуманитарные факультеты (экономические, менеджмента и др.), кафедры входят в их подчинение, где отсутствуют гуманитарные факультеты, кафедры напрямую подчиняются ректорату или одному из технических факультетов дневной формы обучения (16, 19, 20, 29, 34, 53, 59, 79, 91, 97, 122, 133, 136, 114 и др.).

38,1% вузов (53 из 139) (1, 3, 4, 13, 14, 18, 25, 27, 30, 35, 38, 39, 42, 43, 46, 47, 50, 51, 54, 55, 58, 61, 64, 67, 69, 70, 76, 77, 82, 83, 86, 89, 93, 95, 99, 102, 105, 106, 107, 108, 110, 113, 115, 121, 125, 128, 131, 132, 134, 138, 140, 141, 142, 143) в связи с перестройкой гуманитарного образования пошло на создание специальных факультетов, которым подчиняются все гуманитарные кафедры и специальности. В некоторых вузах созданы центры гуманитарного и социально-экономического образования (48, 57).

При этом название факультетов самое разное. Наряду с гуманитарными есть факультет экономики и права (46); факультет управления, права и гуманитарного образования (50); факультет новых социальных технологий (47). 14% вузов создали экономические факультеты или институты (7, 10, 26, 31, 32, 33, 35, 36, 40, 49, 52, 56, 66, 68, 73, 80, 85, 116, 120, 124), другие - юридический (145), исторический (129) факультеты, факультет экономики и управления производством (112).

В отдельных вузах традиционно кафедры подчиняются непосредственно ректорату (9, 57, 60, 65, 72, 74, 78, 81, 98, 101, 104 123). При этом для их руководства созданы Советы по гуманитарному образованию (117), Институт гуманитарного и социально-экономического образования (146), другие общественные объединения.


Профессорско-преподавательский состав кафедр. Практические во всех вузах работают преподаватели, имеющие базовое историческое образование (университет или пединститут).

В большинстве случаев на кафедрах работают квалифицированные преподаватели, окончившие аспирантуру или докторантуру и защитившие диссертации. Около 80% преподавательского состава - доктора и кандидаты наук. Многие кафедры имеют по 1-2 профессора со степенями докторов исторических наук, далее преобладают ставки доцентов, затем - старших преподавателей. В ряде вузов (96, 97, 99, 101, 102, 106, 108, 112, 115 и др.) работают по 1-2 ассистента.

Однако есть вузы (6, 16, 19, 28, 47, 81, 84, 89, 95, 96, 124, 128, 145 и др.), в которых преобладают педагоги, не имеющие ученой степени. Примером могут являться кафедры: Грозненского государственного нефтяного института, где около 70% преподавателей без степени и звания (4 из 6); Братского государственного технического университета, в котором их 58% (10 из 17); Воронежского государственного технического университета - 50%; Иркутского государственного технического университета - около 30% (6 из 21); Майкопского государственного технологического института - 57% (4 из 7); Пермского государственного технического университета - 40%; Сибирского государственного индустриального университета - 66% (6 из 9); Тверского государственного технического университета - 46%; Читинского государственного технического университета - 60% (6 из 10).

В большинстве случаев на кафедрах сложились и работают стабильные коллективы. Основной их костяк сформировался в 80-90-е годы ХХ века. Причем, в 90-е годы пополнение составило около 40% нынешнего состава кафедр. Однако анализ показал, что значительного омоложения кафедр не произошло, так как пополнили их люди в возрасте.


Повышение квалификации. Как правило, вузы используют традиционные формы повышения квалификации. Среди них можно выделить формы всероссийского и регионального уровней, такие как:

- направление преподавателей в Институт переподготовки и повышения квалификации МГУ им. М.В. Ломоносова (54, 67, 69, 72, 73, 85, 93, 94, 95 и др.), а также в региональные ИПК, в частности, при Уральском государственном университете (76, 81, 82, 83, 86, 87, 88, 89, 91 и др.);

- стажировки на родственных кафедрах своего или другого вуза в рамках одного города;

- повышение квалификации преподавателей на методологических и методических семинарах кафедр (как правило, ежемесячных), различных научно-практических конференциях, семинарах молодых преподавателей;

- как исключение, можно отметить стажировку за границей (112).

Особую важность в последнее время приобретает умение пользоваться компьютером, которому активно обучают преподавателей истории в Московском государственном текстильном университете имени А.Н. Косыгина, Московском государственном институте электронной техники (ТУ) и других вузах.

Вместе с тем многие кафедры высказали желание повысить квалификацию в столичных и других ведущих ИППК и ИПК. Однако им вузы не выделяют соответствующего финансирования.


Образовательные программы курса "Отечественная история" и их наполнение

Главной составляющей в работе кафедр является организация и проведение учебного процесса.

Что касается организации учебного процесса, то следует отметить, что дисциплина «Отечественная история», как правило, преподается на первом курсе в течение одного семестра.

Однако есть вузы (35, 36, 60, 61, 62, 63, 67, 69, 70, 72, 74, 75, 78, 79, 81, 82, 91, 94, 104, 105, 106, 114, 130, 146 и др.), в которых отечественная история охватывает два семестра. В некоторых вузах преподают историю Отечества на 2-ом и даже 3-ем курсах (50,58, 65). Имеются единичные примеры, когда ее преподают более двух семестров.


Количество потоков и групп. Сравнивая количество лекционных потоков и групп в исследуемый период, следует отметить значительный рост их числа. Объясняется это увеличением приема студентов и ежегодным открытием новых специальностей.

Основная тенденция – увеличение количества потоков и групп по сравнению с 1995 г. (1, 2, 6, 7, 13, 14, 16, 17, 18, 21, 25, 28, 29, 31, 35, 36, 38, 39, 40, 43, 45, 46, 51, 54, 56, 62, 63, 64, 67, 69, 70,73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 83, 85, 86, 94, 96, 102, 116, 117, 120, 121, 123-134, 137, 139, 140, 141, 143, 144, 145, 146 и др.). Увеличение количества лекционных потоков и семинарских групп произошло без увеличения штатов ППС, следовательно, это привело к увеличению учебной нагрузки на преподавателей.

Наблюдается и иная тенденция: лекционные потоки остаются в прежнем количестве при увеличении в них учебных групп, а значит и числа студентов, что тут же сказывается на качестве усвоения материала. Кстати, в технических дисциплинах такой подход не наблюдается. Больше того, в них группы нередко делятся на подгруппы, в то время, как у историков они зачастую выходят за рамки 30 студентов.


Нагрузка на 1 преподавателя. Увеличение лекционных потоков и учебных групп, желание вузов сэкономить на этом средства, привело к увеличение нагрузки на преподавателей. Это общая тенденция, хотя в отдельных вузах этого не произошло.

Уменьшение нагрузки преподавателей характерно особенно для тех вузов, в которых сократился набор. В данном случае наблюдается стремление ректоратов сохранить квалифицированные кадры даже путем уменьшения индивидуальной аудиторной нагрузки.

По итогам 2001/2002 учебного года общая картина нагрузки преподавателя отечественной истории, имеет следующий вид:

  • 1000 - 800 часов показали:

3, 7, 14, 16, 18, 20, 21, 28, 29, 39, 42, 43, 51, 74, 95, 114, 116, 120, 125, 133, 135, 137, 138, 139, 140, 146, 151 и другие.

  • 800 - 600 часов

1, 4, 8, 9, 17, 35, 36, 46, 54, 57, 59, 60, 61, 64, 66, 70, 71, 78, 81, 82, 84, 89, 94, 97, 98, 103, 113, 121, 126, 127, 129, 134, 141, 144, 145 и другие.

  • 600 - 500 часов

44, 53, 62, 65, 108, 110, 124, 131, 132, 136, 143 и другие.

  • 500 - 300 часов

2, 26, 34, 38, 47, 50, 52, 56, 67, 85, 87, 88, 91, 99, 101, 102, 106, 107, 111, 112, 115, 122, 128, 130, 142 и другие. Во многих из этих вузов к нагрузке по истории добавляется преподавание других социогуманитарных дисциплин.

Остальные вузы (5, 6, 10, 11, 13, 19, 23, 24, 25, 27, 30, 31, 32, 33, 37, 40, 45, 48, 49, 55, 58, 63, 68, 69, 72, 73, 75, 76, 77, 79, 80, 83, 86, 93, 96, 104, 105, 118 и другие) аудиторную нагрузку на одного преподавателя не сообщили.

Средняя аудиторная нагрузка на одного преподавателя за 1991-2002 гг. увеличилась на 25-40% и составляет 650-700 часов в год. При этом, как правило, это лекции, семинарские занятия, консультации и прием экзаменов. Только в 1/3 вузов в учебную нагрузку преподавателя включили такие виды как индивидуальная его работа со студентами, вывод их в музеи, солидная затрата времени на подготовку и проверку рефератов, курсовых и контрольных работ. В остальных вузах от этих форм работы отошли. А это привело не только к ухудшению знаний студентов, но и к интенсификации труда преподавателей, частой их профессиональной болезни (горло), к отсутствию времени на научную работу и т.д.


Содержание курса «Отечественная история». В подавляющем большинстве вузов кафедры разработали учебные программы курса «Отечественная история». Программа – это отправной документ, дающий представление о содержании курса и распределении часов по отдельным темам. Она формирует ключевые проблемы, которые ложатся в основу исторического образования студентов.

Программы, как правило, обсуждаются на заседаниях кафедр, ученых советов факультетов или Советов кафедр общественных наук, которым они подчинены, и утверждаются проректорами по учебной работе.

В основном, содержание учебных программ соответствует новому, по сравнению со школьным, уровню исторических знаний. Оно нацелено на осмысление исторического процесса с позиций последних достижений всего комплекса гуманитарных наук.

В абсолютном большинстве вузами представлены программы дисциплины "Отечественная история". Однако из исключений Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, где базовым курсом является дисциплина "Проблемы отечественной и всеобщей истории".

Большинство программ (74%) подготовлено объединенными кафедрами гуманитарных наук, которые наряду с отечественной историей преподают те или иные гуманитарные дисциплины. Лишь в 29% вузов программы раз­работаны самостоятельными кафедрами истории.

Государственный образовательный стандарт требует отражения в программах всего курса отечественной истории - с древнейших времен до наших дней. Однако в ряде программ выявлены отступ­ления от этого требования. Так, изучение истории в программе Санкт-Петербургского морского технического университета завершается 1991 г., а в Санкт-Петербургском государственном институте машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ) - 1917 г.

Примерная программа по отечественной истории, утвержденная Министерством образования России и составленная на основе ГОС второго поколения, предусматривает в целом 78 часов на изучение курса. В вузах они значительно колеблятся - от 30 до 98 часов. Общие количество часов, выделенных на изучение отечественной истории в вузах имеет следующий вид:

  • 30-36 часов - 64, 87, 95, 136;

  • 40-46 часов - 48, 88;

  • 48-51 час - 3, 5, 53, 67, 72, 73, 79, 83, 98, 113, 116, 127, 132, 133, 137, 143;

  • 54-56 часов - 9, 11, 14, 26, 42, 44, 56, 65, 97, 108, 111, 134, 138, 141, 142;

  • 64-68 часов -1, 2, 4, 6, 7, 8, 18, 21, 27, 28, 29, 30, 39, 45, 50, 54, 57, 59, 62, 63, 65, 69, 70, 76, 78, 80, 81, 84, 85, 89, 99, 101, 102, 105, 106, 107, 110, 115, 117, 120, 121, 131, 135, 140, 144, 151;

  • 70-72 часа – 7, 18, 24, 31, 43, 51, 52, 62, 66, 71, 74, 93, 96, 98, 109, 112, 124;

  • 84–98 часов – 13, 23, 35, 36, 49, 51, 60, 61, 82, 91, 114.

Основными формами реализации программы являются лекции и семинарские занятия. Примерная программа предлагает относительно равное распределение часов на эти две формы (из общего числа 78 ч. - 42 ч. лекции и 36 ч. семинары). Анализ показал, что в вузах наблюдается следующее варьирование часов по этим формам обучения:

Распределение часов на лекции и семинары

Количество вузов, %

Равное количество часов

55

Больше часов на лекции

30

Больше часов на семинары

15

Причем, в ряде вузов разница в часах весьма значительна. Так, в Санкт-Петербургском государственном институте точной механики и оптики (техническом университете) из 54 ч. - 36 ч. выделено на лекции и 18 ч. на семинары, в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете из 96 ч. - 62 ч. на лекции и 34 ч. - на семинары, в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ" - из 60 ч. - 45 ч. на лекции и 15 ч. на семинары, в Санкт-Петербургском институте машиностроения (ВТУЗ-ЛМЗ) из 51 ч. - 34 ч. на лекции и 17 ч. на семинары.

Дополнительными формами реализации программы по отечественной истории являются спецкурсы по выбору студентов и рефераты. Однако они имеют место не во всех вузах. Так, спецкурсы читаются в 32 % вузов, а реферативная форма работы присутствует в 28 % вузов. Более того, в ряде вузов (54, 55, 82, 88, 91, 93, 132, 137 и других) за последнее время эти формы работы ликвидированы.

В тех же институтах, в которых читаются специальные курсы, их в среднем 3 - 10. Большего всего их в Московском физико-техническом институте (государственном университете), Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете, Московском энергетическом институте (техническом университете), Новосибирском государственном техническом университете, Марийском государственном техническом университете, Саратовском государственном техническом университете, Южно-Российском государственном техническом университете (Новочеркасский политехнический институт), Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана. Кроме того, в ряде вузов помимо спецкурсов проводятся спецсеминары, на которые выделяется от 6 (109) до 17 часов (18).

Количество часов на один спецкурс колеблется от 10 (50) до 30 -36 часов (7, 25, 34, 35, 64, 65, 72, 127,) и реже до 60-70 часов (107, 120, 124). Форма контроля, в основном, - зачет. Иногда формой контроля является написание реферата или сдача экзамена.

По тематике спецкурсы распределяются следующим образом:

  • Историческая тематика, различные аспекты отечественной истории – 50%;

  • История культуры – 20%,

  • Краеведение – 12%

  • История науки и техники – 10%:

  • Профиль вуза – 6%

  • Различные проблемы обществоведения – 2%.

Формы работы со студентами во внеучебное время. Они разнообразны, но вместе с тем в большинстве случаев традиционны. Это посещение региональных, краеведческих, вузовских музеев (54, 116, 117, 120, 123-127, 129, 130, 132, 133, 134, 137-140), встречи с ветеранами, научные студенческие конференции, исторические кружки, олимпиады по истории и другим гуманитарным дисциплинам (54, 117, 122, 130, 131, 132, 133), круглые столы, конкурсы студенческих работ, встречи со студентами в общежитиях.

В целом, эта работа после длительного застоя находится в зачаточном состоянии. Однако в отдельных вузах она ведется довольно эффективно. Это Ухтинский государственный технический университет, где созданы студенческие научные общества и дискуссионный клуб, проводятся регулярные студенческие конференции и публикуются тезисы докладов студентов; Красноярская государственная академия цветных металлов и золота, в которой силами краеведческого кружка студентов создаются видеофильмы по истории Сибири, ведется сбор фотодокументов, проводятся студенческие фестивали по гуманитарным предметам. В Ивановском государственном энергетическом университете осуществляется написание родословной семьи, составление генеалогического древа, написание рецензий на прочитанные исторические произведения, составление творческих заданий по истории (кроссворд, тест), участие в конференциях. Московский государственный горный университет проводит внеаудиторное обсуждение информации, полученной через ТВ, газеты, другие СМИ, коллективные посещения музеев, выставок на Крымском валу, музеев г. Москвы. Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) создает музей истории института и привлекает к этой работе студентов. Московский государственный технический университет проводит для первокурсников занятия в увлекательной, непринужденной игровой форме (метод малых групп, проблемные ситуации, дискуссии, викторины, инсценировки). Широко используются средства наглядной агитации и рейтинговая система контроля знаний студентов, что стимулирует к систематической и самостоятельной работе. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана проводит студенческие научные чтения «История и современность» и лучшие работы включает в программу конференций «Универсальные ценности и уникальные феномены», проводимой под эгидой Департамента ЮНЕСКОМЦОС «Передовые технологии в промышленности и образовании».

Интересная форма работы со студентами проводится в Самарском государственном аэрокосмическом университете, где кафедра истории ежегодно готовит команду студентов к участию в Поволжской олимпиаде по отечественной истории на компьютерах.

В Санкт-Петербургском государственном горном институте действенной формой привлечения студентов к научной работе является постоянно действующий институт ассистентов профессора.

В Санкт-Петербургском технологическом университете растительных полимеров проводятся занятия по истории Санкт-Петербурга, организуются выставки по истории отечественной и мировой культуры.

Заслуживающим внимания является тот факт, что многие кафедры организуют регулярные посещения музеев своих институтов (54, 55, 60, 65, 69, 110 и другие). Такой подход представляется важным для изучения истории науки и техники: студенты прикасаются к историческим источникам, своей профильной специализации и с еще большим уважением начинают воспринимать курс "Отечественная история".



следующая страница >>