uzluga.ru
добавить свой файл
1
СИНЕРГЕТИКА И ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ

МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ


А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина


Чувашский государственный университет

428015, Чебоксары, Московский проспект, 15

тел.: (8352) 497917, 497906, e-mail: merlina@cbx.ru


В связи с катастрофическим ростом объема информации человеку приходится непрерывно учиться. Отсюда следует вывод о новой концеп-ции непрерывного обучения. Ей соответствует и новая модель специалиста –целеполагающего саморазвивающегося специалиста, умеющего самостоятельно анализировать обстановку, ставить себе задачи обучения.

Реформирование российской школы находится еще в самом начале, но уже сейчас стало ясно, что «без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может». А «пре-образовывать ее в новую школу» возможно лишь «проведя реформу шко-лы через реформу учителя». Это утверждение С.Т. Шацкого относится к 20-м годам прошлого века, к этапу становления советской школы, но не менее актуально оно и сейчас.

Самоорганизация − одно из ключевых понятий синергетики. В аспекте образования это означает самообразование. Образование, постро-енное на принципах синергетики, наиболее эффективно, отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и спо-собам непрерывного самообразования. Как отмечено в статье [1]: «Лучшее управление - это самоуправление. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Главное - не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знания, способами самообразования. А в передаче этого know how может помочь учитель».

Исходя из выделенных принципов, на наш взгляд, следует в вузах, готовящих преподавателей, разрабатывать и внедрять в практику спецкурсы, направленные на самообразование, стимулирующее непрерывное самообучение. Программам и содержанию спецкурсов: «Конструирование математических задач»; «Новые информационные технологии в образовании»; «Компьютерная графика», читаемых в Чувашском государственном университете, и будет посвящен доклад.

Литература

1. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения. http://www.xaoc.ru/artarc.php?sa=show_all&topic=21.