uzluga.ru
добавить свой файл

Семенова Г.Д.

Записки с ходу.


Ницше обрисовывал доблести сверхчеловека

как существа, находящегося по ту сторону добра и зла.

Его «поняли» и дружной толпой

ринулись, - по ту сторону от добра.

Народная мудрость.

Странноприимное поле трактовок великого искусства древности И Цзин Чжоу И пополнилось интерпретациями известных методологов1.

Правда, «основания», как и возможности у них весьма разные.

П.Мрдуляш пожелал осуществить «перевод» стратагем «с языка И Цзин на язык Илиады», куда, в качестве составной части входит намерение - нарисовать «схемы стратагем». Китайские стратагемы послужили для него поводом для «упражнений в схематизации.

Однако, из источников о военных стратегиях Китая известно, что за каждой из 18 основных военных стратагем скрывается соответствующая ей гексаграмма, как всегда данная в весьма многозначительной трактовке.

Если Мрдуляш, игнорируя связи 36 китайских стратегем с гексаграммами и опираясь в основном на ранее расписанное Зенгером поле соответствий афоризма с каким-либо печально известным или напротив победоносным фактом из истории разных стран (амнистируя тем самым легионы «транспортировщиков» афоризмов, не только сопровождающих 36 стратегем, но также и в значительно большей степени - афоризмы И Цзин Чжоу И - на все стороны обыденного существования2) - вменял каждой из стратегем самозначимые для него и его окружения, отнюдь не идущие от версий времен Фу Си и от других авторов и толкователей3 - содержательные пласты на фоне собственноручно им изобретенной схемотехники (зачастую теряющих стратегический, а по сути - тактический посыл оригинала), то у О.С.Анисимова «выражаемая в знаках схемы авторская мысль является результатом согласованного участниками коммуникации нормированного представления о вариантах развертывания ее значений в содержании текста. Именно, договорные основы нормирования коммуникации, т.е. социологизации процедур фиксации замысла и его понимания служат для поддержки сохранности требований языка и усиления его «мощи».

Анисимов О.С., подхвативший идеи «государственника» Конфуция4 и других соавторов и интерпретаторов И Цзин5, - провел стратегическую рекогносцировку сначала – онтологически значимых хитросплетений двоичных кодов гексаграмм (или Древнего компьютера Китая, как их называют исследователь Скляров (http://piramyd.express.ru/disput/sklyarov/sklyarov.htm6 или Лейбниц-Буве7), прицеливаясь к военным стратегемам – загодя, и начиная реконструкцию, как и положено - с постижения основ8.

Как считает О.С.Анисимов, обосновывая свой интерес к наследию древних: «Китайцы давно научились учитывать и вписываться в бытие «охватывающих нечто» и, в пределе - в универсум. Поэтому они могут отличать судьбу отдельного человека от судьбы семьи, семьи – от рода, рода – от общества в целом, общества – от мирового сообщества и т.д. Тем самым, они могут иметь

  • терпение и мудрость переносить трудности в менее масштабных «нечто», глядя на динамику бытия «охватывающих нечто».

Даже в мировой политике они могут позиционироваться - не исходя из своего самодвижения и желаний как таковых, а

  • исходя из того места в развитии мирового сообщества, которое складывается

  • и сложилось в реальных исторических условиях,

  • из стадии циклов бытия,

  • подчиняя свои устремления требованиям стадий циклов, но,

  • не забывая о своих устремлениях, если они достаточно обеспечены, в настоящее или будущее время - тем, что необходимо для реализации замыслов.

Опыт философско-логического движения мысли в Европе (Западе в целом), методологической практики в России показывает, что есть особые преимущества и у этих наследий, если их соотнести и найти место в подобных процедурах у китайцев.

В этом направлении не только можно, но и нужно идти, чтобы наладить достаточно осмысленные отношения с китайскими мыслителями, увеличить вероятность общецивилизационного синтеза аналитических техник и управленческих усилий на благо самой цивилизации.

1 1.Анисимов О.С. «И Цзин Чжоу И как шедевр акмеологической мысли». – М., ИПКгосслужбы, 2006;

2. Мрдуляш П.Б."Китайские стратагемы (упражнения в схематизации)". Практическое пособие по курсу «Схематизация» - М.: АНО Институт образовательных исследований и разработок, 2007.

2 «Истина», как подчеркивает Ньютон-Смит, «играет регулятивную роль в науке, и если отказаться от этого, исчезают запреты на произвольное формирование проблем» (курсив мой, Г.Д.). Без истины грядет хаос плюрализма.

3 Чэн Сюань полагал, что гексаграммы создал Шэньнун, Сунь Шэн – что Юй, Бань Гу и Ян Сюн приписывали их Вэнь Вану.

4«В Китае служили не народу, а именно государству – явлению трансцендентному по возникновению и сакральному по своему характеру. Государство отнюдь не совокупность людей, живущих в нем, но сущность, бесконечно превосходящая обыденную разумность бытия, оно потусторонне, как всякая мистическая реальность, как горизонт сознания и идеал существования. 77 стр. (Лао Цзы. Дао дэ цзин. 480 с. Ростов на Дону Феникс. 2003. (вступительная статья, перевод и комментарии Маслов Алексей Александрович). «Как регулировать государство, как привести страну в гармонию с Небом – высшим деятельно-указующим началом мира? Как сделать народ покорным, устранить смуты? Может быть, стоит обратиться к «высокой древности», когда народ придерживался важнейших морально-нравственных понятий, оставленных велики мудрецами и связывающих каждого человека с высшими сакральными силами мироздания. - Так формируется мысль конфуцианства, основателем которого стал Кун-Цзы, известный нам в западной транскрипции как Конфуций. Прежде всего, надо все расставить на свои места или «исправить имена», когда «правитель будет правителем, отец – отцом, сын сыном» (указ. соч., с.140). Универсальное регулирующее начало – культура (вэнь) управляла хаосом жизни. В этой идеальной связи с идее «служения государству» мировоззрение Конфуция Щуцкий описывает, как «требовавшего в первую очередь «выравнивания имен», т.е., раз навсегда установленного отношения номенклатуры de jure и de facto, стремившегося всегда к незыблемой неизменности документа»… В защиту конфуцианского понимания «Книги Перемен» можно привести мнение Олсона Стюарт Алви «Тайцзи в согласии с И-Цзином» перевод с анг. Под ред. А.Мышкина и А. Костенко. ИД «София», 2003, 224 с.: «Не совсем понятно, почему обсуждаемая нами книга была названа именно «И»: это слово совершенно не подходит к ее содержанию. Структура текста И-Цзина на самом деле – довольно жестко фиксированная. Вэнь-ван и его сын Чжоу-гун позаботились об этом. Многочисленные указания цзюньцзы («благородному человеку») оставляют мало места для переменчивости, спонтанности и вообще собственной воли. Короче говоря, они устанавливают законы и правила для перемен, но для перемен совершено не спонтанных. Возможно, этим как раз и объясняется тот факт, что И-Цзин очень почитают конфуцианцы и гораздо меньше – даосы.

5 Терьен де Лакупри утверждал, что перед нами «словарь, в котором под 64 словами изложено нечто вроде государствоведения». Арлез, на основании перевода Конради, приходит к выводу, что «Книга Перемен это по существу памятная книжка какого-то политика, которую другой политик превратил в гадательный текст.

6 Восхищаясь тем, что «еще 5 тысяч лет назад древние китайцы были знакомы с позиционным принципом записи чисел и двоичной системой счисления !!!»

7 Открытию «Компьютера Древнего Китая» Скляровым - по всему видно, – предшествует маленький трактат (неоконченная рукопись в 16 листов на французском языке) озаглавленный «Philosophie des Chinois» и опубликованной в Штуттгарте в 1968 году Г.Лейбница. В книге “Novissima Sinica” 1697г., Лейбниц опубликовал часть своей переписки с отцами Гримальди, Буве и др. Как пишет Буве Лейбницу: «64 графемы, которые суть «естественные символы, представляющие идеи, и, будучи соединены в этот восхитительный порядок, в котором он (Фу-Си) их выстроил, образовав свою двойную схему в виде квадрата и круга, представляют весьма совершенный метод, позволяющий до конца исследовать и с предельной ясностью изложить без помех и трудностей, и при использовании одних и тех же терминов и аналогий, принципы всякого рода знания» (курсов мой, Г.Д.). В письме герцогу Рудольфу Августу Брауншвейгскому и Люнебургскому от 2. 1. 1697 Лейбниц предлагает отлить серебряную медаль в честь открытия алгоритма написания двоичных чисел, символизирующего образ творения мира: “Imago Creationis”.

8 Цитируя Анисимова О.С.: «Строишь хорошие онтологемы - больше возможностей, плохие онтологемы – меньше возможностей. А когда не строишь онтологемы, то это детский лепет».