uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3


Священник Вячеслав Зуев


Если вы пришли в тюрьму…


В помощь православному миссионеру:

священнослужителю и мирянину


Пермская епархия

г. Кунгур


2005 год.





По благословению Благочинного Кунгурского округа Пермской епархии, секретаря Пермского епархиального управления митрофорного протоиерея Олега Ширинкина.


От автора.

Зуев Вячеслав Анатольевич. Родился 6 ноября 1970 года в Пермской области. С 1988 по 1990 год служил в рядах Советской Армии в Германии. С 1991 по 1998 год проживал в городе Кургане, где работал в коммерческом торговом предприятии. К вере пришел в 2000 году и несколько месяцев прожил как паломник в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, где и было положено христианское основание. Осенью 2000 года волей случая приехал в г. Кунгур Пермской области, где и работаю в Свято-Никольском храме. Область деятельности миссионерство и катехизация. Образование высшее, окончил Курганский Государственный Университет по специальности «история». Работой в режимных учреждениях занимаюсь с 2001 года.


Работа написана из практических соображений по просьбе игумена одного из Пермских монастырей, поэтому язык изложения несколько суховат и напоминает инструкцию. Я старался сделать ее максимально объективной и полезной для того, кто встанет на непростой путь тюремного служения, сверяя некоторые части как с осужденными, так и с сотрудниками.


Введение

Работа с режимными учреждениями ГУИН (главное управление исполнения наказаний) отличается своей особой спецификой и является одним из самых сложных направлений в миссионерском служении Православной Церкви. Для успешной многолетней работы одного состава людей в режимном учреждении необходимо учитывать специфические особенности данного направления служения.

Желательно не менять часто людей занимающихся служением, так как контингент привыкает, «испытывает» человека и нарушать установленный контакт, значит заново строить доверительные отношения. Священнослужитель изучая свою тюремную паству знает и ее особенности: кому он наложил епитимию, кому нельзя подходить ко причастию, кому нельзя на исповеди на глазах у других осужденных прикладываться ко кресту и Евангелию. Кроме того, у каждого верующего свои особенности характера и такие тонкости нужно знать – вы будете общаться не с простыми прихожанами. Для налаживания работы следует поставить некоторые основные вопросы и ответить на них.

В России сотни тюрем и они поставляют ежедневно, как машина людей побывавших «по ту сторону забора». Если преступление не серийное, не хорошо спланированное, а на бытовой почве (для некоторых преступлений сложились даже свои определения, например «кухонные бойцы», это те, кто попал в тюрьму, совершив преступление в быту), то человек, попавший в зону вовсе не закоренелый преступник, а такой же как мы с вами обыватель, только нарушивший закон. Может, он сделал это в нетрезвом состоянии (таких преступников большинство), или в состоянии аффекта, потеряв на какое-то время контроль над собой. Такие люди пройдя лагерную школу, зная уже что такое тюрьма легко идут на преступление снова и снова, как говорится: в тюрьму тяжело садиться только первый раз… Таким людям чаще других нужна духовная поддержка, еще она нужна молодым ребятам из неблагополучной социальной среды, они промышляли, что бы выжить, мелкими кражами и никогда не видели тепла и сочувствия.

Получается замкнутый круг: с одной стороны тюрьма мало кого лечит, а в основном калечит, с другой – не спросить за преступление, значит, настроить на безнаказанность. Вот почему присутствие Церкви так необходимо в колониях, кто еще сможет поддержать в человеке человеческое против звериного и даже научить правильно жить духовной жизнью. Каждый день армия прошедших лагеря, озлобленных, обиженных жизнью людей растет, и они наполняют наши улицы брошенные государством и отверженные обществом.

Наверно, каждому, кто занимается служением в МЛС (местах лишения свободы), хотелось бы, (это естественно) чтобы у него были прихожане такие, каких он себе нарисовал. Как в Евангельской притче, основная часть прихожан, люди не слишком авторитетные в колонии, хотя при правильном подходе к работе будут и такие. В основном – это все те же жаждущие и страждущие, нищие и прокаженные. В городе каждый живет своей жизнью, и никому нет дела, кто рядом с ним стоит на службе, какой у него социальный статус. Здесь все друг друга знают, живут в одном или соседнем бараке и представьте себе, что часто случается, унижающий и унижаемый встанут рядом. Им придется по настоящему, а не лицемерно ломать свою гордыню, а значит и привычный уклад жизни, только тогда собравшихся в храме можно будет назвать общиной.


1.Знакомство.

1.1.…на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7).

Как говорил один из первых церковных миссионеров нашего времени о. Глеб Каледа: «Наши тюрьмы, наши лагеря, наши заключенные всегда остаются с нами, как наши кровоточащие и гноящиеся раны. И нам их лечить». В последнее время делается активный упор на работу психологов в колониях. Но психологи не могут в полном объёме решать возникающие вопросы, так как психология – это наука о душе, а вопросы духовного возрождения через покаяния психология не решает. Без покаяния, о чём свидетельствует Евангелие, преображение личности невозможно, а значит, невозможен доступ Благодати в душу человека.

Все люди, которых мы встретим в тюрьме рано или поздно выйдут, хоть на какое-то время на свободу и тогда перед ними встанет выбор жизненного пути. По словам самих же осужденных человек боится попасть в тюрьму только в первый раз, а потом, когда психологический порог уже перешагнут, они больше склонны к преступлению и гораздо равнодушнее его совершают. Поэтому, служение в колонии говоря казённым языком является «профилактикой предотвращения правонарушений». Не нужно забывать, что раньше государство проявляло социальную заботу об освободившихся, а теперь полностью самоустранилось от обязанности помогать трудоустройством и жилплощадью. У многих после освобождения прерываются контакты с родственниками, нет жилья и работы. За годы, проведенные в лагере, они отвыкают самостоятельно мыслить, и когда встаёт вопрос нравственного выбора между преступлением и поиском выхода из жизненных ситуаций, его личная воля должна быть употреблена на доброе разрешение сложных вопросов.

По словам заместителя начальника по воспитательной работе одного из режимных учреждений, в наше время как никогда часто совершение преступлений повторяется, один и тот же человек возвращается в «родную» зону второй и даже третий раз. Этот подполковник охарактеризовал положение как катастрофическое.

Церковь во все времена рассматривала помощь людям, находящимся в заключении как богоугодное дело: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо…в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя…в темнице, и пришли к Тебе?». И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так-как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25; 34:40).

Не забывайте, что люди находящиеся в заключении нуждаются в вашей помощи. Правда реально желающих научиться христианской жизни с каждодневной молитвой, преодолением лености и ложного стыда будет не больше, чем в миру. Не более чем в обыкновенном Российском городе - примерно 2% - 2,5%. Если в колонии «сидит» две тысячи человек, то в вашей общине будет 35 - 40 постоянных прихожан. Но именно эти люди и станут опорой в вашем служении.


1.2.С кем нужно познакомиться.

Как театр начинается с вешалки, так и тюрьма начинается со штаба. Один штаб вне пределов колонии называется «вольным», второй – на территории самой колонии. В нём проходят внутрилагерные мероприятия, например, комиссии по помилованию или суды.

Чаще всего вам придётся «сталкиваться» с начальником колонии, заместителем начальника по воспитательной работе, отделом безопасности и оперативным отделом.

Главный человек способный помочь вам в работе является начальник колонии, он может разрешить одним словом любую вашу проблему (не забывайте, что у нас пока правит барин, который «приедет и рассудит»), однако, ваша деятельность попадает под воспитательный отдел и все текущие вопросы вы будете решать с заместителем начальника по воспитательной работе. От его отношения к православной вере зависит многое в вашем служении. Постарайтесь беседовать ненавязчиво с ним при возможности, убеждать его примерами из жизни и истории, что православие всегда играло огромную роль в России, если у него есть понятия о чести офицера, или чувство долга, то он будет прислушиваться к вам со временем. Установить хорошие отношения с этими людьми, залог начала успешной деятельности.

Если вы настроились на продолжительное служение, попросите сделать вам и всем кто будет регулярно посещать осужденных постоянный пропуск в колонию, для удобства в работе. Не спешите, однако, делать его всем кто только не изъявит желание работать, романтика быстро проходит и остаются будни, пусть человек сначала походит по временным пропускам.

Попросите вышеуказанных лиц дать вам советы по особенностям вашего служения, во-первых, начальник и зам. по воспитательной работе обычно люди с большим опытом и им есть, чем поделиться, а это в первую очередь полезно вам, во-вторых, люди, особенно наделённые властью, любят, когда их спрашивают. Полезно будет побеседовать с оперативниками, даже по той причине, что если вы «попадёте» с запрещёнными предметами, то говорить о том, что «я не знал, мне не говорили» будет уже поздно и слушать ваши объяснения, рассуждения и возмущения никто не станет. Имейте в виду, что если из чувства жалости вы решили пронести запрещенные вещи и вас поймали, то пострадаете в первую очередь не вы, а Церковь. И проблемы будут не у вас, а у тех должностных лиц, кто вас направил на служение: настоятелей, игуменов, благочинных.


1.3.К чему нужно быть готовым?

Не старайтесь проносить запрещённые предметы, это нарушение установленного порядка и закона. Конечно, никто не станет это делать сознательно, во вред себе, но так всегда случается, когда хочется сделать «доброе дело». Сегодня без разрешения вы принесли полкилограмма конфет, завтра понесёте «на волю» письма, послезавтра принесёте деньги. Схема вашего грехопадения будет достаточно проста: «заблудший раб Божий» слёзно попросит отправить мамочке, братику, любимой девушке и т.д. письмо ведь, по его словам, письма из колонии не доходят или идут очень долго. Как правило, это уловка, так как сейчас нет ограничений на общем и строгом режиме для отправки писем. Скорее всего, либо в письме лежит открытка сделанная своими руками, либо содержится информация нежелательная для глаз оперативников, либо вас просто проверяют. Вполне возможно, что человек «работает» на оперативников, и они его сами к вам заслали. После того, как вы поддадитесь на уговоры, вас сделают постоянным курьером и в какой-то момент, когда вы понесёте всё подряд: чай, конфеты, сигареты, конверты, ручки и т.д. вас «подставят», вот тогда вы жестоко поплатитесь за свою беспечность. Имейте в виду, что дружба с оперотделом будет длиться до той поры, пока вас не «возьмут», а случайности бывают не часто, информация обычно проверенная. Понимайте, что здесь свои законы, люди находятся на работе, и не злитесь на тех, кто вас обыщет и найдет запрещенные предметы. Ведите себя достойно, не ругайтесь, может кто-нибудь ждет вашего «взрыва», да и таким поведением вы только усугубите обстановку. После этого начнется неприятная процедура составления разных бумаг и вы вынуждены будете отвечать на вопросы. Не удивляйтесь осведомленности оперативников, в вашей общине обязательно будет доносчик, или просто желающий заработать поощрение.

Кроме того, в колонии, среди служащих всегда есть люди, которым не нравится ваша миссия, будь то сектанты, атеисты, просто циники, и они с радостью раздуют мелкий проступок до масштабов всего управления по области и возможно, вы «прогремите» на всю епархию. Я не хочу вас напрасно пугать, но чтобы не смущаться, обезопасьте себя заранее, чтобы ваши благие намерения не оказались дорогой в ад и позором для тех, кто возложил на вас это ответственное служение.

В храме одной из колоний области я знаю случаи, когда «подбрасывали» деньги в шкаф для хранения церковной утвари, только лишь благодаря внимательности верующих, деньги были своевременно обнаружены и спрятаны. Через несколько минут пришли оперативники и «перевернули» весь шкаф, но то, что искали, не нашли. Если бы нашли, то сняли бы старосту, или посадили в изолятор. Между прочим, человека совершившего этот поступок не установили даже сами осужденные. По этому поводу нужно привести комментарий одного работника колонии, вот что он говорит: На самом деле, даже если человек работает на оперативников и по их указанию подбросил деньги, то это вовсе не означает, что у него не было выхода. Если бы он отказался от такого поступка, то его никто не стал бы наказывать, сажать в изолятор, например. Вообще, непонятно, как такой человек умудряется ходить в храм, исповедоваться, наверно причащаться и делать такие вещи. Не думайте, что все сотрудники настроены против храма (он это сказал потому, что некоторые считают, будто через храм в зону идет много запрещенного - авт.), кто-то понимает значение Церкви, кто-то подходит к этому чисто материалистически и ему всеравно храм это или что-то иное. Вот мнение этого человека.

Одежду вешать на общую вешалку можно и даже желательно, осужденные тонкие психологи и замечают недоверие с вашей стороны, но имейте в виду всё вышесказанное.


1.4.Что такое зона?

Территорию зоны можно охарактеризовать как государство в государстве. Не смотря на то, что почти все осужденные с кем-то переписываются, общаются на «свиданках» с родственниками, смотрят телевизор, читают прессу, но всё равно, тюрьма – отдельная система со своими законами жизни. Все отношения между «смотрящими», «мужиками», теми кто «шестерит» и «опущенными», похожи на взрослую игру, если бы игра не была для всех принимающих в ней участие жизнью. Отчасти, как бы вы не хотели быть вне игры, вы всё равно её часть. Не нужно только забывать, что Церковь Христова надмирна и живёт Святым Духом. Это её главное отличие от клуба, барака, промзоны и училища – замкнутого круга тюремной жизни.

Когда вы будете проходить мимо строя осужденных идущих такой же колонной как в армии на обед, на вас в это время будут внимательно смотреть сотни глаз и далеко не все дружелюбно. Вы услышите и неприятные слова и смех в ваш адрес, но и Христос был поносим и Он терпел человеческую злобу и вы должны быть готовым ко всяким неожиданностям. Старайтесь хотя бы внешне быть невозмутимыми, даже если очень хочется ответить или навсегда оставить это служение. Сделайте им снисхождение, если в миру люди могут расслабиться дома, отдохнуть с близкими, какое-то время не общаться ни с кем, то здесь они находятся в постоянном напряжении, как в армии всё время вынужденно проживают вместе, в одном бараке. Если в миру за стенами тюрьмы много зла, то в тюрьме, всё это зло собралось вместе. У большинства людей нарушена от долгого пребывания в тюрьме психика. Конечно, они этого не замечают, потому что находятся в замкнутом пространстве. К тому же на них «давит» совершённое преступление, даже если они этого и не осознают, многие обозлены на весь мир и это проявляется внешне в цинизме.

В каждом лагере есть «черные» и «красные». «Черные» – это те, кто назначены от воров контролировать зону и помогать им (допустим, собирать общак). Их называют смотрящими. Сегодня им гораздо легче держать связь с волей, потому что появились сотовые телефоны. Кроме того, с давних времен практикуются «воровские прогоны» - это такие письма, которые обходят лагеря и, передаваясь из рук в руки, по необходимости переписываются заново. Однако, говорят, что «прогоны» сейчас бывают редко, так как уклад жизни в лагерях сегодня меняется не в лучшую сторону – нарушается установленный порядок. Появляется много наркоманов, даже среди «смотрящих», а «воровские прогоны» по понятиям осуждают наркотики, поэтому сегодня сложилось так, что многим «прогоны» мешают жить. Так что не обольщайтесь, что вы недосягаемы, если кто-то в тюрьме для какой-то цели захочет изучить вашу автобиографию, то это можно сделать не выходя из зоны.

С «красными» иначе, их можно разделить на две группы: Первые - те, кто официально назначен администрацией выполнять определенную работу, то есть «работать на администрацию». По УИС они приравниваются к сотрудникам и в случае причинения физического вреда, например, завхозу, уголовная ответственность за него последует как за сотрудника. И второе - тот «стукач» который будет под видом верующего посещать вашу общину, тоже «красный». Для чего это надо знать вам? Для того чтобы при выборе старосты взвесить все «за» и «против». Если вам слишком навязчиво предлагают какого-то человека (не важно кто предлагает) у вас есть все основания ни в коем случае не ставить его на такую ответственную должность. Очень сложно не ошибиться в первый раз, потом, уже будет значительно легче: и люди появятся на кого можно опереться, и сами опыта наберетесь. Нужно обязательно молиться и внимательно смотреть за реакцией обеих сторон.



следующая страница >>