uzluga.ru
добавить свой файл
1


Уважаемые господа,

Санкт-Петербург является одним из лидирующих регионов России по инвестиционной привлекательности и привлечению инвестиций. По данным Комитета по инвестициям и стратегической политике Санкт-Петербурга1 объем инвестиций в 2010 году составил более 5 миллиардов долларов США. В январе-сентябре 2011 года – почти 4 миллиарда долларов США, что составляет 106.7% к аналогичному периоду 2010 года.

Одним из ключевых государств, осуществляющих инвестиции в экономику Санкт-Петербурга, является Кипр. По данным на конец 2010 года Кипр находился на первом месте по объему накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику – 20,7 % от общего объема2.

Важным фактором инвестиционной привлекательности является возможность свободного учреждения компаний по российскому законодательству.

В связи с этим мы с беспокойством отмечаем негативную практику Инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу. С ноября 2011 года Инспекция отказывает в государственной регистрации создания или государственной регистрации внесения изменений в сведения или учредительные документы юридических лиц, участниками которых являются компании, зарегистрированные на Кипре, либо кипрские граждане.

Инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу незаконно требует, чтобы подпись заявителя – гражданина иностранного государства (Кипра) на заявлениях по установленным формам (Р11001, Р13001, Р14001 и другие) в обязательном порядке заверялась на территории России либо сотрудниками консульских учреждениях на территории иностранного государства. При этом заявления, подписи на которых заверены иностранными нотариусами и на которых проставлены апостили, незаконно признаются налоговой инспекцией не соответствующими российскому законодательству.

Следует отметить, что подобная практика отказов на данный момент существует только на территории Санкт-Петербурга. Налоговые инспекции других регионов продолжают принимать на регистрацию заявления, подписи иностранных участников на которых заверены нотариусами на территории иностранных государств, и легитимность которых удостоверена апостилем с приложением перевода на русский язык, заверенного российским нотариусом.

Мы полагаем такую практику Инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу незаконной, противоречащей международным соглашениям Российской Федерации и не соответствующей целям и задачам Федеральной Налоговой Службы России.

Необоснованные требования, предъявляемые Инспекцией ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, создают существенные сложности в осуществлении инвестиций в экономику Санкт-Петербурга и в некоторых случаях уже привели к отказу кипрских компаний и граждан от осуществления проектов на территории Санкт-Петербурга, что неизбежно приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет всех уровней.

В связи с изложенным просим принять меры к устранению необоснованных препятствий предпринимательской деятельности и иностранных инвестиций и письменно уведомить нас о принятых мерах.

Ниже приводится юридический анализ ситуации и обоснование нашей позиции по вопросу.

  1. Описание ситуации

Согласно ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации заявители предоставляют в налоговые органы заявления, сообщения и уведомления по установленной форме.

Подлинность подписи на таких заявлениях свидетельствуется в нотариальном порядке.

При этом российское законодательство, с учетом международных соглашений, не запрещает свидетельствование подлинности подписи иностранными нотариусами в случае подписания соответствующих заявлений за рубежом.

На протяжении многих лет заявления оформлялись следующим образом: (а) заявление подписывалось кипрскими физическими лицами, руководителями кипрских компаний на территории Кипра, (б) подпись свидетельствовалась кипрским нотариусом, (в) на заявлении проставлялся апостиль, (г) на территории России осуществлялся нотариально заверенный перевод на русский язык документа со всеми имевшимися на нем отметками, (д) документ предоставлялся в налоговый орган на государственную регистрацию.

Таким образом обеспечивалась достоверность сведений о заявителях, надлежащая проверка их полномочий (поскольку кипрские нотариусы наиболее сведущи в вопросах правоспособности кипрских граждан и полномочий руководителей кипрских компаний), и правильность перевода содержания документа.

С ноября 2011 года Инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу стала отказывать в приеме таких документов со ссылкой на ст. 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – «Основы»), указывая, что «нотариальные действия, совершаемые за пределами территории Российской Федерации, осуществляются уполномоченными должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации».

  1. Толкование норм российского законодательства

    1. Согласно п. 1.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «заявление <…> представляется в регистрирующий орган по форме <…> и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке». При этом не конкретизируется понятие нотариального порядка.

    2. Указание на то, что подлинность подписи должна быть засвидетельствована в порядке ст. 80 Основ содержится в (а) форме заявления Р11001, утвержденная Правительством РФ на основании ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и (б) п. 12 раздела II Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

    3. В соответствии со ст. 80 Основ законодательства о нотариате Российской Федерации: «Нотариус, свидетельствуя подлинность подписи, не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь подтверждает, что подпись сделана определенным лицом». Данное требование соблюдается при удостоверении подписи не только российским, но и иностранным нотариусом.

Необходимо при этом учитывать, что в настоящее время действуют несколько международных соглашений, устанавливающих правила признания документов, совершенных в иностранном государстве.

  1. Международные соглашения

    1. Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.01.1984 (далее – «Договор»)

Ст. 15 Договора определяет, что документы, которые выданы или засвидетельствованы по установленной форме и скреплены официальной печатью компетентного государственного учреждения или должностного лица одной из Договаривающихся Сторон, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения. Это относится также к подписям на документах и подписям, засвидетельствованным по правилам одной из Договаривающихся Сторон. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официального документа.

    1. Гаагская Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 05.10.1961 (далее – «Конвенция»)

Россия и Кипр ратифицировали Конвенцию.

В соответствии со ст. 1 Конвенции она распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства. При этом в качестве официальных документов рассматриваются, в том числе, нотариальные акты.

Согласно ст.ст. 2 и 3 Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

При этом по ст. 3 Конвенции апостилирование не может быть потребовано, если договоренность между двумя государствами отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации. Соответственно, Договор необходимо рассматривать в качестве такой договоренности.

  1. Выводы

Российское законодательство о государственной регистрации юридических лиц и законодательство о нотариате устанавливают требование о нотариальном удостоверении подписи на заявлении, представляемом в налоговый орган. Причем, по мнению Инспекция ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу, такое удостоверение может осуществляться за рубежом только консульскими учреждениями. В связи с этим следует учитывать, что согласно ч.1 ст.5 ФЗ от 05.07.2010 №154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» консульские учреждения совершают нотариальные акты только в отношении граждан России или российских компаний. Следовательно, кипрские компании и граждане Кипра, являющиеся участниками российских юридических лиц, не в состоянии засвидетельствовать на территории Кипра подлинность своей подписи на заявлениях в российские налоговые органы.

Мнение и действия Инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу противоречат Конвенции и Договору, которые предусматривают обязанность российских государственных органов принимать совершенные на Кипре нотариальные акты с проставлением апостиля или без дополнительного удостоверения соответственно.

Следовательно, является незаконной практика инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу по отказу в государственной регистрации на основании заявлений, подписи на которых удостоверены на территории Кипра.

Кроме того, при нотариальном удостоверении подписи на территории Кипра соблюдаются требования ст. 80 Основ, согласно которой нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, и не проверяет содержание самого документа.

Установленное (в том числе п. 38 Приказа Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации») требование о том, что свидетельствуется не только личность, но и полномочия на право подписи, также может быть в полной мере соблюдено применительно к кипрскому юридическому лицу именно при удостоверении подписи кипрским, а не российским нотариусом, поскольку российские нотариусы не владеют кипрским правом.