uzluga.ru |
|
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа | Объём часов | Уровень усвоения | Введение |
| 4
| 1 |
| 1.Обьект изучения биологии. Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. | 2
|
| Самостоятельная работа: роль биологии в формировании современной естественно - научной картины мира. | 2 |
| 1. Учение о клетке.
|
| 16
|
| 1.1 Клетка – элементарная живая система.
| 1.Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Химическая организация клетки. | 2
| 1 | 1.2 Строение клетки и обмен веществ.
| 2.Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. | 2
| 1 | 1.3Клеточное ядро. Хромосомы.
| 3.Строение и функции хромосом. Биосинтез белка в клетке. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. | 2
| 1 |
| 4.Лабораторные работы: №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. № 2.Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 | 2 |
| 5.Семинарское занятие по теме. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Многообразие клеток. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. | 6 |
| 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
|
| 13 |
| 2.1Организм. Индивидуальное развитие организма. | 1.Организм - единое целое. Многообразие организмов. Размножение. Онтогенез.
| 2 | 1 | 2.2 Развитие организмов | 2.Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 2 | 1 |
| 3.Лабораторная работа №3: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. | 2 | 2 |
| 4.Семинарское занятие по теме. | 2 | 3 | Самостоятельная работа: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
| 5 |
| 3. Основы генетики и селекции. |
| 22 |
| 3.1Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. | 1. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
| 2 | 1 | 3.2. Законы генетики.
| 2. Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание.
| 2
| 1 | 3.3.Хромосомная теория наследственности.
| Взаимодействие генов. Генетика пола.
| 2
| 1 | 3.4 Закономерности изменчивости.
| 4.Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость.
| 2
| 1 | 3.5 Генетика – теоретическая основа селекции.
| 5.Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Селекция: основные методы и достижения.
| 2
| 1 | 3.6 Биотехнология: достижения и перспективы развития. | 6. Методы биотехнологии. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии.
| 2
| 1 |
| 7. Лабораторные работы: | 2 | 2 |
| Лабораторная работа №4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Лабораторная работа №5 Решение генетических задач. Лабораторная работа №6 Анализ фенотипической изменчивости.
|
|
|
| 8.Семинарское занятие по теме.
| 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека их причины и профилактика. | 6 |
|
|
|
|
| 4. Эволюционное учение. |
| 22 |
| 4.1 Развитие биологии в додарвиновский период. | 1.История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б.Ламарка.
| 2
| 1 | 4.2 Эволюционное учение Ч.Дарвина.
| 2.Предпосылки возникновения. Искусственный отбор. Значение теории Ч. Дарвина. | 2 | 1 | 4.3 Естественный отбор. | 3.Естественный отбор – главная движущая сила эволюции. Движущая и стабилизирующая формы отбора. | 2 | 1 | 4.4 Вид: критерии и структура.
|
4. Определение вида. Критерии вида.
| 2 | 1 | 4. 5 Популяция – структурная единица вида и эволюции.
| 5Определение популяции. Ареал, численность, структура, состав.
| 2 | 1 | 4.6 Синтетическая теория эволюции.
| 6.Микроэволюция, макроэволюция.
| 2 | 1 | 4.7 Сохранение видов. | 7.Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного её развития.
| 2 | 1 |
| 8.Семинарское занятие по теме. | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Современные представления о видообразовании (работы С.С Четверикова и И.И.Шмальгаузена). Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. | 6 |
| 5.История развития жизни на Земле. |
| 14 |
| 5.1 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 1.Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.
| 2 | 1 | 5.2 Современные представления о возникновении жизни. | 2.Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
| 2 | 1 |
| 3-4. Лабораторные работы: Лабораторная работа №7. Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Лабораторная работа №8.Приспособление организмов к разным средам обитания. Лабораторная работа №9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека | 4 | 2 |
| Самостоятельная работа: Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.
| 6 |
| 6.Основы экологии. |
| 21 |
| 6.1 Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. | 1. организм и окружающая среда. Экологические факторы.
| 2
| 1 |
6.2 Экологические системы.
|
2. Структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
|
2
| 1 |
6.3 Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
|
3. Конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
|
2 | 1 | 6.4 Биосфера – глобальная экосистема.
| 4.Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.
| 2 | 1 | 6.5 Биосфера и человек.
| 5. Последствия деятельности человека в окружающей среде.
| 2 | 1 |
| 6. Лабораторные работы: №10. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. №11. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в биосистеме.
|
| 2 |
| 7. Семинарское занятие по теме | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы. Воздействия производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Экология как теоретическая основа рационального природопользования. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Правила поведения людей в окружающей природной среде. | 7 |
| 7.Бионика.
|
| 4 |
| 7.1 Бионика как одно из направлений биологии кибернетики. | 1.Особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем. | 2 | 1 |
| Самостоятельная работа: Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей многофункциональных черт организации растений и животных. | 2 |
|
| Итоговая тестовая контрольная работа | 2 | 3 |
| Самостоятельная работа: подготовка к контрольной работе. | 2 |
| Итого: | 120 | 120 |
|
|
|