uzluga.ru
добавить свой файл
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Учебно-методическое объединение по образованию

в области строительства


Утверждаю :

Председатель совета


“___” _____________ 2012 г.


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Гидротехнические сооружения водного транспорта”


Рекомендуется для специальности подготовки

271101 “Строительство уникальных зданий и сооружений”


специализация

271101.03 “Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности”


Уровень подготовки - специалист


Москва 2012


1. Цели и задачи дисциплины


Цель дисциплины

Дисциплина «Гидротехнические сооружения водного транспорта» относится к дисциплинам специализации базовой части профессионального цикла примерной основной образовательной программы подготовки по специальности 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений», специализации 271101.03 «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности», и имеет своей целью освоение студентом знаний и умений, необходимых гидротехнику для проектирования, строительства, реконструкции гидротехнических сооружений внутренних водных путей, портов и морских промыслов.


Задачи дисциплины :

  • формирование знаний о работе водного транспорта, его возможностях и преимуществах;

  • изучение требований водного транспорта к естественным и искусственным судоходным путям;

  • изучение способов и методов улучшения судоходной обстановки на реках;

  • изучение сооружений искусственных водных путей и принципов их работы;

  • изучение принципов компоновки портов и принципов проектирования и расчетов портовых сооружений,

  • изучение гидротехнических сооружений морских промыслов,

  • изучение принципов проектирования и расчёта судопропускных сооружений.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Изучение дисциплины «Гидротехнические сооружения водного транспорта» направлено на формирование у студента следующих компетенций (в соответствии с ФГОС) :

  • способность разрабатывать проекты технико-экономического обоснования гидротехнических сооружений различных видов и их комплексов, а также руководить разработкой технического и рабочего проектов этих сооружений с использованием средств автоматизированного проектирования (ПСК-3.1);

  • способность организовать работу коллектива исполнителей, планировать выполнение работ по проектированию и строительству гидротехнических сооружений и их комплексов, принимать самостоятельные технические решения (ПСК-3.2);

  • способность организовать строительство гидротехнических сооружений и комплексов, совершенствовать применяемые при этом технологии и осваивать новые (ПСК-3.4);

  • способность осуществлять авторский надзор при строительстве гидротехнических сооружений и организовать его осуществление (ПСК-3.5);

  • способность проводить технико-экономическое обоснование строительства и мероприятий по эксплуатации гидротехнических сооружений и их комплексов (ПСК-3.6).


В результате изучения дисциплины «Гидротехнические сооружения водного транспорта» студент должен

знать:

  • роль гидротехнических сооружений для водного транспорта (по ФГОС),

  • современные типы судов, их устройство и перспективы развития водного транспорта (в соответствии с ФГОС),

  • требования водного транспорта к судоходным путям;

  • особенности и принципы работы гидротехнических сооружений внутренних водных путей, портов (по ФГОС);

  • основные принципы проектирования водных путей с применением комплексного и системного анализа (в соответствии с ФГОС),

  • основные принципы проектирования и методы расчёта воднотранспортных сооружений (в соответствии с ФГОС),

  • способы улучшения судоходной обстановки на свободных реках;

  • типы и конструкции искусственных водных путей;

  • назначение и трассы основных внутренних водных путей России;

  • виды портов и состав их сооружений.

  • схемы обустройства морских месторождений;

  • виды сооружений морских промыслов на континентальном шельфе и особенности их работы;

  • виды и принципы работы судоподъёмных сооружений;

  • состав конструкций судоходных шлюзов;


уметь :

  • разрабатывать компоновку портов и водных путей (в соответствии с ФГОС),

  • разрабатывать конструкции гидротехнических сооружений водного транспорта и обосновывать их расчётами (по ФГОС);

  • определить необходимые габариты сооружений водных путей;

  • выбрать тип и габариты конструкции судоходного шлюза;

  • определять волновые и ледовые нагрузки на сооружения;

  • вести статические расчёты элементов конструкции судоходных шлюзов и портов,


владеть:

  • навыками проектирования и расчёта гидротехнических сооружений внутренних водных путей, портов и морских промыслов (по ФГОС),

  • методиками расчёта ледовых и волновых нагрузок на сооружения,

  • определение габаритов судоходных сооружений;

  • гидравлических расчётов систем питания судоходных шлюзов;

  • определения грузооборота порта и грузопропускной способности шлюза.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы (108 часов).


№ п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7




1

Общая трудоёмкость

108

108




2

Аудиторные занятия

48

48




2.1

Лекции

32

32




2.2

Лабораторные занятия

4

4




2.3

Практические занятия

12

12




3

Самостоятельная работа

60

60




3.1

Курсовая работа

+

+




3.2

Расчётно-графические работы

+

+




3.3

Реферат








3.4

Подготовка к контрольным мероприятиям

+

+




4

Промежуточная аттестация

зачёт

зачёт





4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Раздел дисциплины

семестр

Лекции

Лабор. работы

Практич. занятия

1

Водный транспорт

7

2





2

Порты

7

8

2

2

3

Сооружения морских промыслов

7

6



2

4

Водные пути

7

6





5

Судопропускные сооружения

7

10

2

8


4.2. Содержание разделов дисциплины

№ темы

Наименование раздела (темы)

Содержание раздела

1

Водный транспорт

Значение водного транспорта, его преимущества и недостатки. Виды водного транспорта: судоходство и лесосплав. Суда и способы их тяги. Типы судов.

2

Порты

Порт как элемент транспортной системы. Грузооборот и судооборот порта. Основные виды перегрузочных операций. Классификация портов по назначению, грузообороту, естественным условиям. Состав и общее устройство порта.

Генеральный план и устройство порта. Компоновка оградительных и причальных сооружений порта. Виды конструкций оградительных сооружений портов. Виды причальных сооружений. Состав и основы их расчётов.

3

Сооружения морских промыслов

Морские промыслы и перспективы их развития. Бурение скважин на суше и на море. Основные схемы обустройства морских промыслов.

Основные типы гидротехнических сооружений континентального шельфа: морские транспортные эстакады, островные сооружения, платформы.

Защита окружающей среды на морских промыслах.

4

Водные пути

Классификация водных путей. Естественные и искусственные, внутренние и внешние водные пути. Водные пути России. Основные требования судоходства к водным путям (по глубинам, ширине, радиусам закругления, скоростям).

Понятие о судовом ходе и судоходных сооружениях.

Способы улучшения судоходства на свободных реках : дноуглубление, выправление русел, регулирование стока.

Назначение и особенности искусственных водных путей. Типы искусственных водных путей : шлюзованные реки, каналы, водохранилища, межбассейновые воднотранспортные соединения.

5

Судо-пропускные сооружения

Назначение и схемы работы судоходных шлюзов и судоподъёмников.

Состав сооружений судоходных шлюзов, основные принципы их конструирования. Системы питания шлюзов. Воздействие водного потока на суда при шлюзовании.

Устройство судоподъёмников.

Основы гидравлических и статических расчетов конструкций шлюзов.


5. Лабораторный практикум и практические занятия


5.1. Лабораторный практикум

№ п.п.

номер раздела

Наименование лабораторной работы

1

2

Определение волновых нагрузок на сооружение.

2

5

Определение гидродинамических нагрузок на шлюзующееся судно


5.2. Рекомендуемый перечень практических занятий

Практические занятия могут быть посвящены следующим вопросам :

№ п.п.

номер раздела

Тема практического занятия

1

3

Определение ледовых и волновых нагрузок на сооружения

2

2

Расчеты причальных сооружений

3

5

Определение габаритов сооружений судоходного шлюза

4

5

Определение грузопропускной способности шлюза

5

5

Гидравлический расчёт головной и распределительной систем питания шлюза

6

5

Расчёт стен камер шлюзов

7

5

Статический расчёт разрезных и неразрезных днищ шлюзов


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература


б) Дополнительная литература

  1. А.В. Михайлов. Внутренние водные пути. – М.: Изд-во АСВ, 2004.

  2. Михайлов А.В., Левачев С.Н. Водные пути. - М.: «Высшая школа», 1982.

  3. Г.Н.Смирнов и др. Порты и портовые сооружения. – М.: Изд-во АСВ. 2003.

  4. Б.Д. Носков, Ю.П. Правдивец. Сооружения континентального шельфа. – М.: Изд-во

  5. Гришанин К.В., Дегтярев В.В., Селезнев В.М. Водные пути: Учебник для вузов.- М.: Транспорт, 1986.- 400 с.

  6. АСВ, 2004.

  7. Г.В.Симаков, Д.В.Марченко, А.С.Смелов. Морские гидротехнические сооружения на континентальном шельфе. – Л.: Судостроение. 1989.

  8. С.И.Пиляев, Ф.В.Морозов. Судоподъемные и судоспускные сооружения. – М.: МИСИ. 1989.

  9. И.Ш.Халфин. Сооружения континентального шельфа. – М.: Недра. 1990.


в) Нормативно-справочная литература

  1. СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения.

  2. СНиП 2.06.04-82*. Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов). – М.: Стройиздат, 1986.

  3. СНиП 2.06.07-87. Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения.


6.2. Компьютерное программное обеспечение и электронные информационные ресурсы

операционная система (например, Microsoft Windows 7 Professional RUS),

комплект прикладных программ Microsoft Office,

графический редактор Autocad,

http://www.rsl.ru/ сайт Российской государственной библиотеки,

http://www.gpntb.ru/ сайт Государственной публичной научно-технической библиотеки России,

http://elibrary.ru/ сайт Научной электронной библиотеки,

http://lib.mgsu.ru/ сайт Научно-технической библиотеки ФГБОУ ВПО “МГСУ”.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


7.1. Лабораторное оборудование и приборы

Специализированная учебная лаборатория, позволяющая изучать вопросы формирования волновых нагрузок на сооружения и вопросы гидравлики гидротехнических сооружений. В составе лаборатории возможно наличие бассейнов и волновых лотков, оборудованных волнопродукторами.


7.2. Технические средства обучения

Для проведения лекционных занятий необходима аудитория, оснащенная компьютером и мультимедийным оборудованием.

Для выполнения расчётно-графических работ необходим компьютерный класс, оборудованный проектором и экраном, а также персональными компьютерами из расчёта один компьютер на одного обучающегося, с обустроенным рабочим местом преподавателя.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1. Образовательные технологии

В учебном процессе используются следующие образовательные технологии :

  1. чтение лекций потоку студентов,

  2. самостоятельная работа студентом над тематикой дисциплины на основе литературных и интернет-источников,

  3. выполнение студентом лабораторных работ с их последующей обработкой и защитой,

  4. проведение практических занятий по темам выполнения курсовой работы,

  5. выполнение студентом курсовой работы с последующей её защитой,

  6. показ видеофильмов и иных визуальных материалов.

  7. проведение ознакомительных экскурсий на сооружения внутренних водных путей и в порт,

  8. контроль усвоения материалов с помощью коллоквиумов и контрольных работ,

  9. промежуточная аттестация в виде зачёта.


8.2. Формы контроля

8.2.1. Формы текущего контроля

Текущий контроль изучения студентом разделов дисциплины может осуществляться:

  • при выполнении и защите студентом лабораторных работ,

  • при выполнении курсовой работы,

  • при проведении коллоквиумов (контрольных работ).

По разделу “Порты” рекомендуется проведение коллоквиума.


Обязательным элементом изучения дисциплины должно быть выполнение студентом курсовой работы. Курсовую работу рекомендуется выполнить на тему «Судоходный шлюз». В курсовой работе необходимо:

  1. Определить размеры сооружений судоходного шлюза и его причального фронта.

  2. Рассчитать грузопропускную способность шлюза.

  3. Выбрать тип системы питания и произвести её гидравлический расчёт,

  4. Выбрать конструкцию камеры шлюза,

  5. Выполнить статические расчеты основных элементов камеры в соответствии с принятыми конструктивными решениями.

Возможно выполнение курсовой работы «Причальное сооружение», в этом случае вопросам проектирования судоходного шлюза необходимо посвятить расчётно-графическую работу.


8.2.2. Формы промежуточной аттестации

В качестве промежуточной аттестации предусматривается проведение зачёта (в 7 семестре).


Программа дисциплины «Гидротехнические сооружения водного транспорта» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки по специальности 271101 «Строительство уникальных зданий и сооружений», по специалиализации 271101.03 «Строительство гидротехнических сооружений повышенной ответственности»


Разработчики :

  1. _____________________ профессор, д.т.н. Кантаржи И.Г.

  2. _____________________ профессор, к.т.н. Левачев С.Н.

  3. _____________________ доцент, к.т.н. Саинов М.П.


Эксперты :

  1. __________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________