uzluga.ru
добавить свой файл
1


Санкт-Петербургская православная духовная академия


заочное отделение семинарии


РЕФЕРАТ


Тема: « Учреждение Ветхозаветного Священства, его права и обязанности».


Выполнил: Устинов Глеб Станиславович ,

Студент 1 курса семинарии

Проверил: ______________________


Санкт - Петербург

2011 г.

Содержание:



  1. Введение:

  2. Возникновение жертвоприношений и молитв. Патриархи.

  3. История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников. Первосвященники.

  4. Пастырская деятельность ветхозаветных пророков.

  5. Заключение

  6. Список используемой литературы




  1. Введение.



Служение пастыря Церкви Христовой высоко, священно и ответственно. Это единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений.

Дух дышит, где хочет. Благодать изливается на верующих путями непостижимыми и неведомыми, не будучи связана никакими внешними формами. Благодатью насыщена вся церковная жизнь. Кто же является естественным и необходимым посредником между Небом и землею в этом неустанном действии благодати на верующих? Священник, пастырь, настоятель… Он поистине может быть назван раздаятелем Христовой благодати. Перед ним открываются великие возможности ,в то же время на него возлагается великая ответственность.

Каким же путем идти ему и куда вести свою паству? Как для любого человека установлен завет усовершаться, все более уподобляясь Отцу Небесному, то для пастыря это смиренно-возвышенное подражание своему Пастыреначальнику является практическим заданием всей его жизни и деятельности. Это должно быть «... смиренное подражание тем, кто, подражая Христу, пришли к Нему, образуя своим опытом благодатный опыт Церкви - эту неисчерпаемую сокровищницу благодати, из которой и должен послушливо питать свою жаждущую душу пастырь.»1 Апостолы, святители, преподобные, праведники, пророки от первых веков христианства до нашего времени - вот практические учителя пастыря. Господь раскрывал природу истинного пастырства в форме притч, при этом используя ветхозаветный образ - пастыря мелкого скота, беззащитного, беспомощного . "Аз упасу овцы Моя и Аз упокою я, и уразумеют, яко Аз есмь Господь: погибшее взыщу и заблудившееся обрящу и сокрушенное обяжу и немощное укреплю и крепкое снабдю и упасу я судом"

(Иез. 34, 15-16). Пастырство есть самоотверженная забота о каждой овце, ухаживание и оберегание ее. С полной доверчивостью, с послушанием идет это стадо за таким пастырем. А если уклоняется в сторону пастырь, устремляясь за отбившейся овцой - стоит неподвижно дожидаясь его возвращения.

Для того, чтобы глубже понять это высокое служение пастыря в Церкви Христовой, необходимо нам совершить путешествие в истории, показать возникновение ветхозаветного священства и рассмотреть его характерные черты.

II. Возникновение жертвоприношений и молитв. Патриархи.

Еще тогда, когда Церковь состояла из двух первых человеков, имело место и силу пастырское служение. Адам до грехопадения имел непосредственное общение с Богом, "ходящим в раю" (Быт. 5, 8). Значит первоначально идею пастыря Бог благоволил проявить в Себе Самом. Когда человек пал, то он этим самым лишил себя непосредственного общения с Богом. Вместо непосредственного, живого общения с Богом первый человек прибегнул к посредственному общению через жертвоприношения и молитву. По мнению других отцов Церкви жертвоприношения возникли еще до извержения из рая и представляли собой «...жертвы хваления, поклонения, благодарения и прошения об исполнении заповеди Божией. Эти жертвоприношения носили характер преданности Господу, они сообщали людям благодатные силы, способствовавшие духовному развитию райского человека»2

Жертва стояла в центре всей ветхозаветной религии . Мы видим что жертва, являясь внутренней потребностью самого человека, составляет, главным образом, субъективно-человеческую сторону религии. Ветхозаветное священство стоит в самой неразрывной связи с жертвой, и уже поэтому можно сказать, что приносящий жертву священник есть представитель со стороны человека в его религиозном союзе с Богом.

Библия дает весьма немного примеров, когда человек по своим внутренним потребностям сам приносит жертву. Такой пример дает Библия в самом начале бытия земли и человека, когда Каин принес от плодов земли дар Господу (Быт. 4, 3), а Авель принес от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4). Очевидно, по Библии, первоначально человек, имея внутреннюю потребность принести жертву, сам и приносил ее.

И мы знаем, что Господь благоволил принять жертву Авеля, которая была принесена от чистого сердца, а Каинову жертву Господь не принял, она была не угодна Богу, потому что приносилась не от чистого сердца.

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Видишь первого священника Авеля, при первом творении мира, и досточтимого священника Ноя, при втором творении..., с которыми Сам Бог установил завет»3

Жертвоприношения были основой не только религии богоизбранного народа, но и любой другой языческой религии. В древности они являлись показателем осознания своей виновности человечеством перед Богом. Отсюда вытекала острая потребность в искуплении своих грехов с целью примирения с Таинственным, Непознанным. Таким средством к примирению человека с Богом и была жертва. «Жертва, была ничем иным, как громким и никогда не прерывавшимся воплем человечества к Нему о примирении с Богом, воплем, раздававшимся из всех пунктов земли и оглашавшим все тысячелетия истории; памятником, воздвигнутым между небом и землею, чтобы постоянно свидетельствовать о раскаянии человечества»4

Идея необходимого посредника в религиозных отношениях к Богу, вполне могла возникнуть на почве психологического сознания ветхозаветного человека. Психология греховного сознания заставляет человека представлять себе Божество только строгим и карающим.

Пред лице такого Бога предстать самолично всегда считалось страшным и небезопасным. И у народа зарождалось сознание того, что для него необходим особый представитель, который избавлял бы народ от непосредственных отношений к Божеству и один вступал бы в отношения с Иеговой.

Первоначально жертвы совершались каждым членом семейства в отдельности (Быт 4, 3-4), но когда грех стал все более проникать в жизнь рода человеческого и повреждать его природу, то Бог отвратил Свой Дух от людей, т.к.они сделались плотию, но не отвратил милосердия Своего от них. «Хотя и весь народ еврейский, как народ избранный, как собственность Иеговы, был народом священническим, святым — (Исх. 19, 5, 6; Чис. 16, 3 ), — но в действительности он не соответствовал своему назначению быть народом Божиим. Избранный народ всей своей историей разве только доказывал, что сила Божия в немощи совершается. Весь народ был недостоин непосредственнаго общения с Богом ( Исх. 19, 21–25).» 5

Для поддержания в людях духа благочестия и страха Господь избирает из людей старейших по возрасту и достойнейших по жизни; эти мужи назывались патриархами. Их жертвоприношения были угодны Богу, потому что они ходили пред лицем Его. «В религиозном отношении для членов своей семьи, а также для членов своего рода они были жрецами и служителями Истинного Бога, т.е. священниками. Они удовлетворяли все религиозно-богослужебные запросы своих единоплеменников. Это была как бы домашняя церковь, в которой они поучали их истинам веры в Единого Истинного Бога»6

Обязанности патриархов были широки-они давали имена младенцам (Быт. 16, 15; 23, 1), совершали обрезание (Быт. 17, 12; 17, 23),давали благословление на брак (Быт. 24, 60, 28, 1-3) и имели касательство ко многим событиям в жизни того либо иного рода (Быт. 20, 7; 27, 27-29; 28, 3).

В священнодействия патриархов включались воспоминания полученного ими от Бога обетования ,в частности о Спасителе мира, Которому надлежало явиться из их рода (Быт. 3, 15) молитвенные прошения пред Господом в которых они испрашивали у Бога помощи в различных аспектах жизни, семьи, дарования потомства , молились о грехах, которыми они оскорбляли величие Божие:"И... принесоша (Иов) о них жертвы по числу их, и тельца о гресе о душах их. Глаголаше бо Иов: нежели когда сынове мои согрешиша и в мысли своей злая помыслиша противу Бога" (Иов. 1, 5).

Следовательно можно увидеть связь между молитвой и жертвоприношением,творители которых явились посредниками между Богом и своим родом.А так как при совершении жертвоприношений должны были присутствовать все члены рода,то можно провести параллель с общественным богослужением и молитвой.И хотя это служение и не было иерархическим ,потому что было основано на праве первородства,но идея священства уже просматривалась.


III. История возникновения иерархического священства в ветхозаветной Церкви. Основные обязанности и качества ветхозаветных священников. Первосвященники.

Хотя и весь народ еврейский, как народ избранный, как собственность Иеговы, был народом священническим, святым в смысле выделенности ( Исх. 19, 5, 6; Чис. 16, 3 ), — но в действительности он не соответствовал своему назначению быть народом Божиим. Своей историей он доказывал, что сила Божия в немощи совершается. Весь народ был недостоин непосредственнаго общения с Богом (Исх. 19, 21–25). Поэтому племя Левиино было выбрано и в религиозном отношении поставлено впереди всего народа. Причина этогов том,что «...колено Левиино воздержалось от поклонения златому тельцу при горе Синай.

К этому колену принадлежали Моисей и Аарон, великие вожди народа, ревностные блюстители нравственной чистоты его и строгие исполнители Божественных повелений...»7 Библия, говоря об учреждении левитского священства, ясно отмечает, что священники должны предстоять пред Богом от лица народа Господь говорил Моисею: возьми... Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне (Исх. 28, 1)

Священники — его представители народа в религиозном взаимоотношении Бога и людей. Аарона избрал Господь Бог твой из всех колен твоих, чтобы он предстоял пред Господом Богом твоим, служил и благословлял имя Господа Бога, сам и сыны его во все дни (Втор. 18, 5). Левитское священство стояло впереди народа и облегчало ему сношения с Богом (см.: Исх. 28, 38; Лев. 10, 17; 21, 8; Чис. 1, 53; 8, 19; 16, 5; 17, 5; 18, 23).

Весь народ еврейский называется царством священников (Исх. 19, 6; см.: Ис. 61, 6), народом священников. Можно думать, что таковым он был не сам для себя, а для других народов. Как священник стоял между Богом и человеком, так народ еврейский, согласно идее богоизбранности, стоял между Богом и языческими народами

«Принцип представительства в понятии священства сохраняется и здесь. Как видно из ритуала заклания пасхального агнца, его закалал каждый сам и евреи говорили, что в день пасхи все бывают священниками, то есть обходятся без посредства священников, сами непосредственно (хотя и с некоторыми ограничениями) приступают к Богу, а в остальное время их представителем и заместителем бывает священник»8

Основные обязанности ветхозаветных священников были определены Богом: "И сказал Господь Аарону... и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам Я дал в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти" (Числ. 18, 7).

Различались обязанности трех степеней священства : «Только один первосвященник мог входить во святое святых, священники исполняли свои обязанности во святилище, а низшая степень - левиты - прислуживали во дворе скинии. Сам Господь священническое и первосвященническое служение определил так: "Сохраните жречество ваше по всему образу алтаря, и еже внутрь завесы" (Числ. 18, 7). О левитском служении Господь сказал Аарону: "Братию твою, племя Левиино... приведи к себе, и да приложатся к тебе, и да служат тебе, и да блюдут стражбы твоя и страж-бы скинии: токмо к сосудам святым и ко алтарю да не приступают, да не измрут" (Числ. 18, 2-3). Из этих слов видно, что их служение и обязанности различны.»9

Обрядовые обязанности(забота о хлебах.святильниках,огне,созыв народа посредством труб) были ничем иным как учительством,нравственным воспитанием народа.Ведь большое количество законов ,обьявленных народу.не должны были со временем забыться,но твердо усвоиться в памяти народа и осуществляться им.

Неразрывно с учением и заботой о спасении в обязанность священства входили и еще две должности - судебная и врачебная. Поэтому священству принадлежало право суда в области прегрешений каждого, кто нарушал заповеди Иеговы.

Строгие ограничения предьявляются к личным качеством священника:отсутствие физических недостатков , особые требования предъявляются к семье священника (см.: Лев. 21, 7–9). 4). эти ужесточения связанны с некоторым приравниванием чистоты священника,отсутствия недостатков к святости.

При Синае, выражаясь словами митрополита Филарета, было только «величественное обновление священства.Это обновление не коснулось основного принципа; произошла замена одних лиц другими, но и новые лица остались такими же представителями народа, его передовыми членами в религиозно-культовом смысле»10.

Высшим лицом ветхозаветной иерархии был первосвященник. . «Первосвященник являлся ближайшим служителем Иеговы, как высший посредник между Богом и народом. Его устами объявляема была воля Небесного Царя избранному Им народу, поэтому он один мог вопрошать Господа через урим и тувим; его руками избранный народ возносил благодарственные жертвы Господу Сил; его молитвами народ испрашивал у Господа милости, искал с Ним примирения. Как ближайший посредник к Богу, он имел право входить однажды в год во Святое Святых с кровью очищения. На нем лежала обязанность сохранять целость закона, изъяснять смысл его израильтянам, сохранять единство в управлении народом и пещись о его благополучии, обязанность главного надзора за богослужением и всем священством и сокровищами храма».11

Сирах, видя это высокое служение первосвященника и его превосходство пред священниками и народом, говорит: "Как прославлен бысть (первосвященник) в сожительстве людей... яко звезда утренняя посреде облаков, аки луна полна во днех своих, яко солнце сияющее на церковь Вышняго и аки душа светящаяся на облацех славы; яко цвет шипков во днех весенних, яко крини при исхо-дищах воды, яко стебло ливаново во днех жатвы; яко огнь и ливан на огнищи, якоже сосуд злат искован, украшен всяким каменем многоценным, яко маслина, износящая плоды и яко кипарис, возрастали до облак" (Сир. 50, 6-12).

Высота первосвященнического служения требовала и соответствующего посвящения.

IV. Пастырская деятельность ветхозаветных пророков.

С течением времени даже самые благочестивые представители народа впадали в различные прегрешения, идолопоклонство. Происходила постоянная борьба, временами затмевалось обетование Божие. И священство не являло собой исключения (Иез. 44, 10; Ис. 27, 28-43).

В качестве примера можно привести царя Ахаза (4 Цар. 16, 10-16), царя Манассию (4 Цар. 21, 4-7; 23, 4-6; 7, 11; Иерем. 7, 31).

Была утеряна книга закона, не было надлежащего пастырского попечения о заблудшем народе, благочестие было показное, авторитет священства падал.

"Народ мой, - говорит пророк Исайя, - вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили" (Ис. 3, 12). "Вы развращаете народ Господень", - говорит Илий сыновьям (Пар. 2, 24).

Господь не оставляет народ своей милостью. В эти тяжелые времена начинают действовать пророки.

Их отличием была свобода, независимость, они мало обращали внимание на средства к существованию, благосклонность царей. «...в период царей пророки берут на себя дело духовного развития и образования народа в истинной религиозности и нравственной чистоте; а священникам и левитам предоставляется лишь формальное исполнение богослужебных обрядов»12.

По Божиему повелению пророки обличали всех нарушителей Закона, противодействовали многобожию и суеверию, упадку нравственности.

Ратовали пророки не за обрядовость в вере, не за машинальное исполнение своих обязанностей, а на покаяние, плач о грехах своих, исправление внутреннего человека.

"К чему Мне множество жертв ваших, -говорит пророк Исайя слова Господни, - Я пресыщен всесожжениями овнов и туков волов, и не угодна Мне кровь быков, и агнцев, и козлов. Когда вы приходите являться пред лице Мое, то кто требует от вас, чтобы вы попирали дворы Мои? Не приносите больше лицемерных даров: курение - мерзость предо Мною, новомесячия и субботы, сование собраний нестерпимы Мне; беззаконие - и священное собрание! Моя душа ненавидит ваши новомесячия и ваши праздники: они - бремя для Меня" (Ис. 1, 11-14)."Можно ли угодить Господу хоть тысячами овнов или бесчисленными потоками елея?" - спрашивает пророк Михей (6, 7). За бесчестие народа и священников Господь попускал даже разрушение храмов. Богу нужно чистое и непорочное сердце. "Небо -престол Мой, и земля - подножие ногам Моим; где же вы построите Мне дом и где место для присутствия Моего" (Ис. 56, 1).

Во все времена, включая и нынешние, народу внушается необходимость и обязанность внешних обрядовых отправлений, строгой исполнительности постов, молитв ,богослужений. Но именно это и было не угодно Богу по проповедям пророков!

« Не суббота ли и Пасха, не посты ли и священные собрания, не жертвы ли и все их обряды узаконились и вводились в народную жизнь через страх даже смертной казни (Исх. 12, 15-19; Лев. 23, 27—32; Числ. 15, 35)? И если все эти постановления о внешне законной праведности и религиозности отменялись как неблагоугодные Богу, то что же оставалось делать еврейскому пастырству, когда ему именно и было заповедано "научить сынов Изра-илевых всем уставам, которые изрек Господь через Моисея?" (Лев. 10, 11)»13.

Пророки, повинуясь Богу, должны были обличать отступников, иначе они сами были бы отвергнуты Богом: "Когда Я скажу беззаконнику, - говорит Господь устами пророка Иезекииля, - беззаконник! ты смертью умрешь; а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет, но кровь его взыщу от руки твоей" (Иез. 23, 8)

Пастыри стали более мирскими, появилось некоторое наемничество. Они больше не радели за овец пасомых, а большей частью за собственное благополучие.. "Вы пасли самих себя, - говорит пророк Иезекииль от лица Божия, - ели тук и волною одевались; откормленных закалали, правили или с насилием, или с жестокостью" (Иез. 34, 2-4).

Потомки Левия не могли благотворно влиять на народ. "Соль, предназначенная к охранению Израиля от нравственной порчи, выветрилась и потеряла свою силу", - говорит пророк Михей.

Пророки не только обличали в безнравственности священников и левитов, но и указывали им средства врачевания: восстановление союза с Богом, Который не вечно гневается, но любит милость (Мих. 7, 18).

Пророки требовали духовного понимания и выполнения закона, чтобы и ветхозаветные священники служили со страхом и трепетом Царю царствующих и Господу господствующих.

И, наконец развращение, богоудаленность достигло небывалых пределов, Иегова не приемлет жертв и праздников, народу угрожает погибель.(Ам. 5, 21-24)Несмотря на неприемлемость этого народом, так как тот уверен в своей богоизбранности, пророк несомненно имел полное право утверждать подобное, т.к. и нравственно и духовно пророк был несравним со средой проживания.

Трудно было осознавать, что Бог правды, во имя справедливости может отречься от Своего народа. особенно пророку Осии, но он, как истинный пророк, не должен был скрывать приговора Иеговы. "Я - Господь Бог твой... и нет Спасителя, кроме Меня (Ос. 13, 4). Пусть вернется народ к своему Богу, ибо Он поразил нас и исцелит, - восклицает пророк, - уязвит и уврачует нас" (Ос. 6, 2).

V. Заключение.

История непрерывна в своем развитии...меняются эпохи, появляются и исчезают народы, страны. Но непрерывно лишь идет борьба добра со злом, сердце человека укореняется во грехе, перестает слышать Бога и исполнять повеления. А ,значит, и пастырство остается по сути таким же, как и в древние времена, по крайней мере цели и способы их достижения остались теми же.

Священство берет свое начало со времени грехопадения первых людей. После нарушения заповеди люди лишились общения с Богом, восстановить которое они стремились посредством жертвоприношений и молитв.

Пример жертвоприношения Каина и Авеля (Быт. 4, 3-5) свидетельствует, что первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи, в дальнейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств. Таким образом опровергаются несостоятельные версии происхождения священства как выдумки жрецов и законодателей. Мы видим, что сам институт гораздо древнее соответствующих персонажей.

О том, что пастырство в Ветхозаветной Церкви учреждено именно Богом, а не человеком, свидетельствует нам Писание. А также и предостерегает нас от наказания, происшедшего с Кореем, Дафаном, Авироном , которые хотели присвоить себе священническое достоинство (Числ. 16, 5-20). А то обстоятельство, что пророки свое призвание и общественное служение полностью принимали только от Бога, а не от людей (3 Цар. 19, 16; Числ. 12, 6), более наглядно показывает, что пастырское служение не было зависимо от человеческих прихотей.

«Любовь Божия, как Свет Солнца, падает на все человечество, и если некоторые убегают от животворного солнца в свои мрачные и сырые подвалы мысли и чувств, - разве повинно в том Солнце Правды, сияющее над злыми и над добрыми?»14 Св. Димитрий Ростовский говорит: «Условием истинного пастырства должна быть убежденность, что стадо, пасомое пастырем и охраняемое им от врагов, есть стадо не его собственное, но стадо Христово, которое в Нем и в Отце Его имеет свою охрану и через то дает земному пастырю дерзновенную надежду на достойное совершение пастырского подвига»15

Св. Григорий Богослов пишет,подводя итог размышлениям о ветхозаветном священстве: «Полагаю, что заключающееся в Писании не без цели написано, и не одна куча слов и предметов, собранная для развлечения слушающих... Здесь все с целью написано и сохранено на память. Цель их писаний - служить памятниками и уроками, как судить в подобных, если встретятся, обстоятельствах»16



  1. Список используемой литературы



Источники:



  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.М.,2007.

  2. Прп.Ефрем Сирин.Творения.СПб.2000

  3. Св. Григории Богослов. Творения.-репринт изд.1911.

  4. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Творения, т. 1. Изд. Сойкина.М.1914

  5. Митр. Филарет Московский. Слова и речи, т. 4. М., 1882



Исследования:



  1. Архим.Константин(Зайцев).Пастырское богословие.М.1995.

  2. Геттингер. Апология христианства, Спб, 1872,

  3. Проф. В.Ф. Певницкий. Священство. Основные пункты в учении о пастырстве. Киев, 1872

  4. Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001

  5. Свящ. Г. Титов. История священства и левитства Ветхозаветной Церкви. Тифлис, 1878

  6. Еп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2. Казань, 1906




1


1 Архим.Константин(Зайцев).Пастырское богословие.М.1995.стр.17


2 Геттингер. Апология христианства, Спб, 1872, ч. 2, стр. 341

3 Прп.Ефрем Сирин.Творения.СПб.2000.стр.26

4 Проф. В.Ф. Певницкий. Священство. Основные пункты в учении о пастырстве. Киев, 1872, стр. 1

5Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.18



6 Там же,стр.19

7 Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.24

8 Архим.Константин(Зайцев).Пастырское богословие.М.1995.стр.29

9 Свящ. Г. Титов. История священства и левитства Ветхозаветной Церкви. Тифлис, 1878, стр. 154

10 Митр. Филарет Московский. Слова и речи, т. 4. М., 1882. стр. 194.


11 Свящ. Г. Титов. Цит. соч., стр. 62

12 Схиархим.Иоанн(Маслов).Лекции по Пасторскому богословию.М.2001.стр.33


13 Там же,стр.41

14 Еп. Антоний. Полное собрание сочинений, т. 2, ч. 2. Казань, 1906, стр. 224.

15 Св. Димитрий, митрополит Ростовский. Творения, т. 1. Изд. Сойкина, стр. 927.

16 Св. Григории Богослов. Творения, ч. 1, 3-е Слово, стр. 60.