uzluga.ru
добавить свой файл
1



РЕКОМЕНДАЦИИ УВКБ ООН

ОТНОСИТЕЛЬНО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ ИРАКСКИХ ЛИЦ, ИЩУЩИХ УБЕЖИЩЕ, И БЕЖЕНЦЕВ



  1. Несмотря на передачу власти со стороны Временной коалиционной администрации Временному Правительству Ирака, состоявшейся 28 июня 2004г., и восстановление суверенитета в Ираке, ситуация в Ираке в отношении безопасности продолжает оставаться крайне нестабильной и опасной. Органы государственной безопасности Ирака, также как и иностранные войска по-прежнему не в состоянии обеспечить населению соответствующую физическую защиту. Общее отсутствие правопорядка усугубляется отсутствием должным образом функционирующей судебной системы. В результате в полицию не сообщается о многих преступлениях, а споры часто решаются посредством племенных механизмов правосудия или теми лицами, которые принимают решение вершить правосудие своими собственными руками. Кроме того, повседневная жизнь в Ираке характеризуется нерегулярным обеспечением основных услуг, таких как электричество и водоснабжение, отсутствием свободного жилья и высоким уровнем безработицы (более 50%).

  2. Хотя большинство инцидентов, произошедших до передачи власти Временному Правительству Ирака, были непосредственно направлены на военных и/или на граждан стран, участвующих в коалиционных силах, угрозы и нападения за последние шесть месяцев все чаще и чаще были направлены на иракских гражданских лиц, нанятых на работу в ООН, неправительственные организации и иностранных подрядчиков, а также иностранных граждан, работающих в вышеупомянутых организациях. Более того, представители иракской интеллигенции, медицинские работники, врачи, журналисты, художники, а также все, кто ассоциируются или воспринимаются как сторонники нового Временного Правительства Ирака, также часто становятся жертвами притеснения и насилия. Представители полицейских сил Ирака, а также потенциальные новые члены часто становятся жертвами смертельных для них нападений.

  3. Многие из этих актов насилия осуществляются исламскими экстремистскими группировками, которые затем помещают в Интернете свои заявления о совершенных актах. Другие акты насилия осуществляются лицами или вооруженными группировками, которые или все еще продолжают оставаться верными предыдущему правительству или продолжают выступать против присутствия многонациональных сил в Ираке и законности пришедшего к власти Временного Правительства Ирака, в то время как некоторые акты насилия являются ни чем другим, как актами личной вендетты. Основной целью является дестабилизация властей в Ираке, а также осуществление давления на иностранные правительства с целью заставить их вывести свои войска из Ирака. Несколько представителей Временного Правительства Ирака и другие политические деятели были убиты или едва смогли избежать непосредственных покушений на их жизнь. Один из самых недавних инцидентов произошел 24 августа 2004г., когда были взорваны две автомашины, где находились иракский Министр по делам окружающей среды и Министр образования Ирака. В этом инциденте было убито пять человек и четверо были ранены.

  4. Более того, за последние несколько месяцев ситуация в отношении безопасности в Наджафе, Фаллудже и близлежащих районах стала особенно опасна из-за продолжающегося конфликта, в котором различные вооруженные группировки противостоят полицейским силам Ирака и американским вооруженным силам, в результате которого сотни человек были убиты или были вынуждены покинуть свои родные дома.

  5. Хотя сложившаяся крайне тяжелая ситуация в отношении безопасности в районе Багдада широко признается и о ней повсеместно сообщается, условия в отношении безопасности в других иракских городах, включая провинции Дияла, Эрбиль, Фаллуджа, Киркук, Мосул и Сулаймания, также резко ухудшились, что вызвало озабоченность гуманитарного сообщества в отношении гражданского населения и его доступа к медицинскому обслуживанию, продовольствию и питьевой воде. Помимо продолжающегося роста числа жертв среди гражданского населения в Ираке, последствия затянувшихся столкновений различных сил затрудняют усилия в области реконструкции, а также предоставление международной помощи и выполнение различных проектов.

  6. Хотя в целом условия на севере страны кажутся лучше по сравнению с другими частями страны, ситуация там продолжает оставаться напряженной в силу целого ряда факторов, включая такие как политическая повестка дня и отношения между двумя основными курдскими партиями (Патриотический Союз Курдистана и Демократическая партия Курдистана), а также отношения между региональными правительственными властями Курдистана и Временным Правительством Ирака, продолжающиеся дискуссии, касающиеся модальностей конституционного процесса, а также создание представительного правительства и степень автономии районов, населенных курдами. На протяжении последних нескольких месяцев ситуация в Мосуле и Киркуке продолжала оставаться напряженной, и в обоих городах произошел целый ряд инцидентов, включая взрывы, нападения на полицейские участки и трубопроводы, убийства или покушения на жизнь политических деятелей. Самым недавним инцидентом был взрыв автомашины, случившийся 18 сентября в Киркуке, в результате которого погибли 23 человека и были ранены более 60 человек.

  7. Несмотря на создание Комиссии Ирака по рассмотрению имущественных исков (КИРИИ), этот орган все еще находится в стадии становления, и еще многое предстоит сделать (включая создание и оснащение офисов КИРИИ по всему Ираку, отбор и обучение сотрудников КИРИИ, а также создание механизма по выплате компенсаций), прежде чем КИРИИ будет в состоянии приступить к разрешению имущественных споров и тем самым дать возможность беженцам и перемещенным лицам вновь вступить во владение своих бывших домов. В этом контексте недавние сообщения о том, что официальные представители Патриотического союза Курдистана и Демократической партии Курдистана начали перераспределение земель, расположенных в Киркуке и конфискованных в ходя процесса арабизации, среди жителей Эрбиля и Сулаймании, являются особенно тревожными, принимая во внимание крайне чувствительные политические последствия такого перераспределения.

  8. Хотя ООН продолжает рассматривать возможность передислоцирования в Ирак своих международных сотрудников и в конце августа 2004г. послало для оценки гуманитарной ситуации небольшую группу своих сотрудников в Багдад на шесть недель под эгидой Специального Представителя Генерального Секретаря ООН, маловероятно, в свете продолжающихся проблем с безопасностью, что в ближайшем будущем возможно вести речь о каком-либо устойчивом международном присутствии в Ираке. Поэтому продолжает оставаться серьезно ограниченной способность УВКБ ООН и его партнеров предоставлять любую форму защиты, контролировать возвращение на родину беженцев и/ или заниматься деятельностью в области реинтеграции, способствующей устойчивому возвращению беженцев в Ирак. Далее также следует отметить, что Министерство по делам перемещенных лиц и по вопросам миграции все еще находится в процессе развития своего организационного потенциала и в настоящее время не имеет возможности предложить в распоряжение возвращающихся на родину иракцев никакого временного жилья или другой помощи. В этом контексте новый Министр по делам перемещенных лиц и по вопросам миграции недавно посетила несколько столиц европейских государств и еще раз подтвердила высказанный ее предшественником призыв к странам, принимающим у себя беженцев, воздержаться от возложения дополнительного бремени на Ирак, и особенно на ее Министерство, принуждая иракцев спешно возвращаться в Ирак в сложившейся на сегодняшний день обстановке. Существует риск того, что возвращение значительного числа беженцев в любую часть Ирака может подорвать усилия по созданию более безопасной окружающей обстановки, и что возвращение в сложившихся условиях может оказаться неустойчивым и привести к новому росту перемещенных внутри страны лиц.

  9. Принимая во внимание вышеупомянутые факторы, УВКБ ООН рекомендует придерживаться следующих руководящих указаний:



    • УВКБ ООН настойчиво рекомендует Государствам временно приостановить вынужденное возвращение иракских гражданских лиц во все части Ирака до дальнейшего уведомления.

    • УВКБ ООН обращается с просьбой к государствам отложить принятие мер, способствующих добровольному возвращению, включая возвращение лиц, по чьим делам было вынесено отрицательное решение. Сюда входят финансовые или другие стимулирующие факторы, и особенно это касается мер устрашения или штрафных санкций.

    • УВКБ ООН еще раз подтверждает свое требование в отношении того, что в рамках международной солидарности и разделения бремени, ищущих убежище лиц из Ирака не следует возвращать в страны этого региона независимо от их предыдущего пребывания в этих странах или транзита через эти территории.

    • В странах, находящихся за пределами региона, где международная защита не предоставляется на групповой основе (де-юре или каким-либо другим способом), УВКБ ООН продолжает поддерживать необходимость возобновления процедуры определения статуса беженцев с целью выявления нужд в международной защите. Это будет особенно касаться тех лиц, которые оказались в неопределенной и опасной ситуации, а также тех лиц, которые считаются особенно уязвимыми (например, семьи матерей-одиночек , не имеющих поддержки, или лица, страдающие от различных заболеваний).

    • При определении статуса беженцев в соответствии с Конвенцией 1951г. следует учитывать как и убедительные причины, проистекающие из факта преследования в прошлом, так и настоящие нужды в международной защите. Следует отметить, что преследование по причинам, предусмотренным в Конвенции, продолжает иметь место в Ираке в дополнение к широко распространенной междоусобице. Это особенно очевидно, поскольку в настоящее время в обстановке роста насилия власти не в состоянии обеспечить эффективную национальную защиту, а также по причине того, что некоторые группы становятся жертвами насилия из-за подлинных или воспринимаемых таковыми политических убеждений, этнических или религиозных различий. Помимо лиц, принадлежащих к группам риска, упомянутых в разделе 2, будут и другие категории лиц, которые, может быть, смогут доказать факт вполне обоснованного опасения стать жертвой преследования несмотря на изменение политического режима в Ираке, и которые поэтому заслуживают получение статуса беженца, а не какой-либо менее эффективной формы защиты. К этим лицам относятся, хотя их число этим не ограничивается, те, кто были вынуждены обратиться в бегство, спасаясь от преследования, связанного с совершением преступлений чести, представители религиозных меньшинств и другие лица, ставшие жертвой преследования со стороны различных негосударственных агентов по причинам, связанным с пятью признаками, указанными в Конвенции. Если лицо, ищущее убежище, не признается беженцем, УВКБ ООН далее рекомендует предоставление этому лицу какой-либо дополнительной формы защиты в соответствии с международными принципами в области прав человека. Для получения последней информации о ситуации в Ираке, пожалуйста, обратитесь к информационной справке УВКБ ООН, составленной в августе 2004г.

    • УВКБ ООН также рекомендует не отказывать в рассмотрении дел по причине наличия альтернативы бегства или переселения внутри страны (1). Переселение в некоторые части Ирака не имеет смысла и небезопасно по соображениям, связанным с логистикой и отсутствием безопасных условий. Более того, поскольку в настоящее время отсутствуют эффективные механизмы национальной защиты, переселение вряд ли решит проблему, связанную с угрозой преследования. Поскольку в Ираке существуют широко распространенные и влиятельные племенные и клановые структуры, переселение лица без получения предварительного согласия местных племенных/ клановых лидеров может поставить его перед лицом серьезного риска быть отвергнутым местной общиной, что может стать причиной физической небезопасности и приведет к ненужным лишениям. Такое положение вещей приобретает особую остроту на севере страны и в сельской местности.



  1. УВКБ ООН продолжит информировать потенциальных добровольных репатриантов о ситуации в Ираке, а также о том, что в силу отсутствия сотрудников на местах, УВКБ ООН не может ни контролировать процесс возвращения на родину, ни обеспечивать какой-либо помощью возвращающихся в Ирак лиц. Хотя УВКБ ООН все еще не поддерживает добровольное возвращение, агентство будет по-прежнему способствовать, в тесном сотрудничестве с иракскими властями и правительствами принимающих стран, возвращению лиц, выразивших добровольно свое желание вернуться в Ирак, несмотря на сложившиеся условия и полностью осознавая все связанные с этим трудности. С этой целью и по мере возможности, УВКБ ООН будет продолжать использовать свою Форму по Добровольной Репатриации. На данной стадии помощь возвращающимся лицам может состоять из помощи по представлению иракским властям их заявлений о возвращении страну для получения соответствующего допуска, а также другой помощи в виде транспорта и соблюдения формальностей при выезде из страны.



УВКБ ООН, Женева, Сентябрь 2004г


___________________________________

(1) См. Документ УВКБ ООН «Руководящие принципы по международной защите: «Альтернатива бегства/ переселения внутри страны» в контексте Ст. 1А(2) Конвенции 1951г. и/ или Протокола1967г., касающихся статуса беженцев», HCR/GIP/03/04, 23 июля 2003г., пара.7