uzluga.ru
добавить свой файл



Тема: Учись рассказывать о своей республике.

Материал для чтения: по С.Сарыг-оолу «Мой родной край Тува».

Слова для активного усвоения:

берет начало - эгелеп чыдар

дикие козлы - черлик ошкулер

Слова пассивного словаря: могучая, обычай, уважение.

Работа над произношением:

[ ф] В Туве много peк, peчек и озер

[ ф] много лесов, гopoдoв, нapoдoв

Цель урока:

1. совершенствование навыков выразительного чтения художественного текста;

2. формирование навыков работы над содержанием прочитанного текста и составлением связных текстов с помощью подстановочных таблиц;

З. активизация в речи учащихся слов на вопросы кого? чего?

4. воспитание любви к родному краю, к своему народу, обычаям и традициям своего народа; доброго, уважительного отношения к людям других национальностей. Воспитание бережного отношения к богатству родного края: животному миру, растительному, к природным ресурсам; к озерам, рекам и т.д.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

Начинаем разговор.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, посмотрите на доску и вполголоса прочитайте предложение, написанное на доске. А теперь послушайте меня. Я прочитаю это предложение вслух.

«Мой родной край -Тува»

(Далее дети читают вслух)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Мы будем говорить о нашей республике - Туве.

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить и читать о нашей Туве, а также будем учиться отвечать на вопросы что? кого? чего?

IY. Работа по теме.

- Ребята, посмотрите на карту. Это наша республика. Назовите столицу нашей республики. ( ученик читает сообщение и показывает слайды)

- В Туве 17 кожуунов. Самый древний город Тувы - ­Туран. Две реки - Бий-Хем и Каа - Хем - сливаются в одну, образуя великую сибирскую реку Енисей. Наша республика уникальна. Она очень красивая, богатая лесами, реками и озерами, полезными ископаемыми, животным и растительным миром. Здесь прекрасная природа, чистый воздух. Мы должны гордиться своей республикой.

1. Чтение рассказа С Сарыг - оола.

- А теперь, ребята, давайте послушаем, как рассказывает о нашей республике писатель Степан Сарыг-оол.

Будем учиться читать рассказ «Мой родной край - Тува». Но сначала познакомимся с новыми словами.

а) Словарная работа.

  • чтение учителем

  • чтение хором

  • чтение по-цепочке

берет начало - эгелеп чыдар

дикие козлы - черлик ошкулер

могучая - кучулуг

обычай - тыва ужур. чанчыл

уважение - хундуткел

Составление словосочетаний по таблице N 1.

Могучая река Уважение к матери

Могучий человек Уважение к народу

Могучие горы Уважение к учителю

б) Работа над произношением.

- Следующая наша работа - будем учиться читать и говорить трудные слова. Но сначала сделаем зарядку для язычка.

АФ-АФ-АФ-КУПИЛИ ШКАФ

ОФ-ОФ-ОФ- МНОГО СЛОВ

- На какой звук чистоговорка?

- На звук Ф.

- Что мы знаем об этом звуке?

- Звук Ф - согласный, глухой, может быть твердый или мягкий.

[ ф] в Туве много рек, речек и озер. [ ф] много лесов, городов, народов

  • чтение учителем

  • чтение хором

  • чтение по-цепочке

в) Работа над интонированием.

  • чтение учителем

  • хоровое чтение

  • индивидуальное чтение (2-3 ученика)

- А сейчас будем учиться правильно, красиво читать трудные предложения.

Дорогой друг! В Туве много рек, речек и озер. Главная река по-тувински называется Улуг-Хем, а по-русски-Енисей. В этих лесах разные звери: медведи, волки, дикие козлы, белки и много разных птиц. В них живут люди разных национальностей: и тувинцы, и русские. и хакасы. и алтайцы. Главный среди них - уважение к матери. к родителям и к старшим.

г) Образцовое чтение учителем.

д) Чтение про себя

е) Чтение вслух

ж) Работа по содержанию

- О чем рассказывает автор?

- Что написал он про Енисей? Найди и прочитай.

- Что написал он про леса? Найди и прочитай.

- Какие народы живут в нашей республике?

- Как живут люди разных национальностей? (С давних времен они живут дружно, уважительно относятся друг к другу)

- Что говорит Степан Сарыг-оол о добрых хороших обычаях своего народа? Найди и прочитай.

- Ребята, вы гордитесь своей республикой?

- Переведи последнее предложение на тувинский язык.

- Ребята, а какие вы знаете обычаи?

- Как тувинцы относятся к родителям, к братьям, к сестрам, к родственникам.

- Древние ТУВИНЦЫ называли мать богиней. На белом свете нет человека дороже матери.

Есть такая пословица: Кто обидел свою мать, тот не найдет места, где жить. Ни мужчина, ни женщина никогда не называли имя матери из-за уважения к ней.

Подростки и молодые тувинцы никогда не спорили с пожилыми и взрослыми людьми. Согласно традиции никто не носил чужую одежду, не присваивал чужие предметы и вещи, не крал чужой скот. Они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам.

Дети не должны обманывать. Когда старшие входят, молодые должны вставать в знак уважения к нему.

Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых.

Дети должны выходить из юрты, если старшие начинают разговаривать: дети не должны слышать разговоры взрослых.

Детям нельзя проходить перед взрослыми. Детям не положено прямо называть старших по имени. Когда взрослый человек дает детям что-либо, они должны принять вещь обеими руками. Спрашивают у взрослых, куда им можно идти. Даже приветствие у тувинцев особенное. Подают друг другу две руки, при этом старший ладонями вниз, а младший ­вверх. Если молодой дарит подарок старшему, то обязательно подает двумя руками.

Y. Закрепление рассказа.

(Дети рассказывают о своей республике. Кто затрудняется, использует таблицы)

ТаблицаN1

республике Туве

Автор рассказывает о

родном крае - Туве


Таблица N2

рек, речек и озер

В Туве много

лесов

городов и сел


Таблица N 3

хороших

У моего народа много добрых обычаев

Главный среди них ....

YI. Игра «Экскурсоводы»

YII. Работа в тетради.

- Будем учиться отвечать на вопросы ЧЕГО? КОГО? Работа по таблице.

(Чтение предложений)

- Что изменилось в словах?

Составление предложений. Запись в тетради.

YIII. Закрепление.

- А сейчас посмотрим, как вы усвоили материал. Поиграем в игру «Кто внимательный?» Я показываю картинку, вы отвечаете на вопрос МНОГО КОГО? (ЧЕГО?)

- На какой вопрос учились отвечать?

IX. Итог урока.

- Теперь подведем итог нашей работы на уроке. Вспомним все, о чем вы узнали, чему учились.

- Как называется рассказ, который мы читали?

- Кто его автор?

- Какие новые слова вы узнали на уроке?

- Какая главная мысль рассказа?

- Любить и беречь природу родного края, беречь богатство нашей республики. Это - животный мир, растительный мир, полезные ископаемые, леса, степи, реки, озера. Гордиться своей республикой. Любить и уважать свой народ, народные обычаи и традиции. Уважать людей других национальностей, уважать их традиции и обычаи.

- На какие вопросы учились отвечать?

Д.з. Пересказ.