uzluga.ru
добавить свой файл
1 2
Районный конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»

(среди педагогов)


Номинация: Методика организации и проведения «Уроков

Мужества», торжественных мероприятий,

посвященных памятным датам.


Название работы: Методика организации и проведения торжественных

мероприятий, посвященных памятным датам.

Тематический вечер «Будем верны традициям

Отечества», посвященный Дню народного единства.


Автор: МОУ «Русско-Березовская основная

общеобразовательная школа»

учитель истории, обществознания и ПК

Оксененко Зоя Ивановна


Домашний адрес: 309323 Белгородская область, Ракитянский район,

с.В-Готня, ул.Лог,2


Телефон: 58-1-35 (рабочий)


2009 год


Пояснительная записка


Номинация: Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвящённых памятным датам.

Методика организации и проведения мероприятий, посвящённых памятным датам.


Методика организации и проведения мероприятий нацелена на решение конкретных и перспективных задач в патриотическом и духовно-нравственном воспитании.

Проводимые мероприятия предполагают приобщение школьников к культурно-историческим процессам через специально созданные образовательно-воспитательные ситуации, задача которых – вовлечение юных граждан в жизнь и культуру своего народа, проживание, а не просто изучение памятных событий истории России.
Выполнение различных обрядов, традиций, сюжетно-ролевых действий побуждают учащихся к активной разносторонней деятельности, приводит их к личному культурно-образовательному результату и непосредственно приобщает к культурно-историческому прошлому нашей страны.
Проводимые мероприятия достаточно информированы, насыщены, содержательны. Они помогают упорядочиванию жизненных впечатлений учащихся, осознанию каждым себя, своего места в жизни: они заполнены коллективной и индивидуальной работой, во время которой проясняется, актуализируется жизненный опыт каждого ученика.


Цели и задачи:
Основной целью работы является воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу, уважения к русской культуре и истории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить в полном объёме следующие задачи:
-познакомить с историей возникновения праздников, подчеркнуть значимость событий для дальнейшей истории страны;
-способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать чувства долга, патриотизма, любви к Родине, её народу;

- воспитывать духовно богатую личность.


Область применения: коллектив школы, сельский Дом Культуры.


Формы реализации: беседа, дискуссия, праздник, викторина, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер.


Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования.


Возрастные группы: учащиеся 5-9 классов.


Ожидаемые результаты (полученные результаты):
- формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

- формирование умения правильно ориентироваться в информационном пространстве и событиях;

- становление правильных мировоззренческих позиций;

- формирование у учащихся стремления равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине;

- социализация и воспитание творческой личности.


Содержательная часть.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он является составной частью мировоззрения, формирует поведение по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам.

В философском словаре патриотизм рассматривается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины».

Словарь современного русского языка так определяет качества человека-патриота: «…любящий своё отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины».
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Для формирования у учащихся духовно-патриотических ценностей, чувства патриотизма проводятся праздники, мероприятия, Дни, посвящённые знаменательным датам. Например, нельзя не отметить такое мероприятие, как тематический вечер, посвящённый 4 ноября «Будем верны традициям Отечества», где учащиеся знакомятся с историей возникновения праздника – Дня народного единства – подчёркивается значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны.



ЭТАПЫ

подготовки и проведения мероприятий, посвящённых памятным датам.


1-й этап: Процесс подготовки к проведению мероприятий, посвящённых памятным датам.

В процессе подготовки учитель использует возможности для формирования ценной для общества предметной направленности мотивов познания – направленности на такие знания, формирование которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию её разносторонности, гармоничности, целостности.

При подготовке к проведению мероприятий, посвящённых памятным датам необходимо придерживаться следующих правил:

Правило первое: мероприятия, посвящённые памятным датам

должны быть актуальными и интересными для того возраста, в котором находятся учащиеся данного класса.

Правило второе: материал, используемый при проведении мероприятий, посвящённых памятным датам должен быть ненавязчивым и отвечать потребностям школьников.

Правило третье: информация, которую предлагают дети и классный руководитель, должна быть новой для всех учащихся.

Правило четвёртое: необходимо создание комфортной психологической атмосферы, где каждый учащийся имеет право на высказывание собственных чувств и мыслей.

Правило пятое: мероприятия, посвящённые памятным датам

должны развивать интеллектуальные умения учащихся (умение анализировать, сравнивать, обобщать, сопереживать, делать собственные выводы)

Для эффективной подготовки мероприятий можно и нужно использовать следующие формы работы:

- изучение документальных материалов по истории;

- изучение культурных традиций;

- изучение архивных документов, памятников истории;

- обработка полученной информации (составление папок, альбомов, презентаций).

- чтение и обсуждение журнальных публикаций, периодической печати, книг;

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

- конкурсы «Патриотической песни», рисунков, плакатов, газет.


Результат подготовки к мероприятиям, посвящённым памятным датам.

В ходе подготовки мероприятий, посвящённых памятным датам

учащиеся воспитываются на героических традициях российского народа.

Учитель побуждает учащихся к сбору дополнительного материала, у них вырабатывается стремление к овладению рациональными приёмами и способами самостоятельного познания.

По мере накопления такой материал тщательно систематизируется, оформляется в виде альбомов, папок, стендов.

При сборе документов учитель стремится к тому, чтобы этот богатейший, социально ценный материал осмысливался школьниками, добивается глубокого понимания того, что духовность, идейная убеждённость и преданность Родине помогли нашему народу совершить подвиги на разных этапах исторического прошлого.

В результате у учащихся обогащается опыт сбора дополнительного материала; развиваются навыки работы с научной литературой, архивными источниками, появляется умение наблюдать и анализировать.

Проводимая работа способствует росту сознания учащихся – школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей.

У учащихся формируется гуманистический мотив гражданского патриотического долга и ответственности, готовность к защите Родины – к выполнению одной из основных социальных функций российского человека.

Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине.


2-й этап: Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам.

Чтобы проведение мероприятий, посвящённых памятным датам, выполняло свои функции (формирование разносторонности и стержневых свойств личности учащегося), учителю необходимо иметь в виду не только воспитывающие, стимулирующие возможности содержания знаний и поисковой деятельности.

Учитель должен иметь:

  1. Чёткие представления о структуре учебно-воспитательного процесса.

  2. Соблюдать логику учебно-воспитательного процесса (она должна соответствовать логике развития личности в целом и формируемого качества в частности).

В структуре учебно-воспитательного процесса выделяются стадии, этапы, которые обеспечивают рост формируемого качества (мотивация познания, деятельности и поведения) до уровня, который определяется единством личностных, коллективных, общественных и государственных интересов.

Структуру мероприятий, посвящённых памятным датам нужно рассматривать как последовательную смену педагогических ситуаций. Каждая педагогическая ситуация представляет собой часть динамической структуры учебно-воспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность.

Учебно-воспитательная ситуация представляет собой:

  1. Единство содержательных и деятельностных характеристик;

  2. Взаимодействие педагогов, учащихся и приглашённых гостей.

Учитель ставит как общие цели для мероприятий, посвящённых памятным датам в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется формируемое качество в единстве со стержневыми свойствами личности школьника. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества.

При проведении мероприятий, посвящённых памятным датам

можно использовать следующие формы работы:

- тематический вечер;

- соревнование, викторина;

- беседа, диспут;

- блиц-турнир (по интересным и актуальным вопросам);

- конкурс на лучшего знатока истории;

- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

- музыкальные композиции и т.д.

Значение викторины в воспитательной работе и работе по патриотическому воспитанию очень велико. Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся. Викторина состоит из вопросов и ответов. Очень важно подобрать интересные вопросы, когда изучается сложный материал, который требует глубокого и детального усвоения, чтобы заинтересовать учащихся в деятельности.

Правила проведения тематической викторины:

- тема викторины должна быть актуальной для учащихся;

- вопросы должны быть четкими и понятными, учитывать возрастные особенности учащихся;

- поиск ответов не должен быть очень трудным для учащихся;

- в викторине должен быть победитель.

Очень важной и одновременно сложной формой работы является организация диспута. Для его проведения требуется тщательная подготовка конкретных вопросов, ответы на которые могут иметь варианты в зависимости от личного мнения учащихся, их интересов, мировоззрения.

Цель диспута - развивать навыки комментирования происходящих событий, учить делать анализ и выводы из наблюдения за окружающей действительностью, сопоставлять факты, воспитывать готовность следовать идее служения Родине.

Музыкальные композиции, способствуют созданию определённого эмоционального состояния: торжественности, осознания важности мероприятия, его социальной и личной значимости; чувства причастности и сопереживания, чувства восхищения подвигом народа.

Результат проведения мероприятий.

В ходе проведения мероприятий школьники знакомятся с историей российского народа, его культурными традициями и духовными идеалами. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.


Итоги проведения мероприятий, посвящённых памятным датам.

Содержание мероприятий и сопутствующей им предварительной работы постепенно обогащается путём расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой её участники, усиливается направленность на формирование целостной личности.

Патриотическое воспитание должно стать основой программы сохранения собственного духовного, идеологического и культурного поля российской ментальности, самобытности народных традиций и обычаев. Важно, чтобы школьники усвоили, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.


Ход и содержание тематического вечера,

посвящённого Дню народного единства,

«Будем верны традициям Отечества»

Оформление:

  • исторические портреты Минина К., Пожарского Д., Сусанина И.;

  • аудиозаписи с музыкальным этюдом Шопена “Свобода”;

  • RW-диски с записью оперы М. Глинки “Иван Сусанин” на доске записаны тема внеклассного мероприятия и эпиграф, демонстрационные материалы, подготовленные для просмотра на компьютере;

  • стихи Р.Рождественского “Реквием”, К.Рылеева “Иван Сусанин”.

Предварительная подготовка:

  • заранее школьники получают задания для презентации, раздаются стихотворения для заучивания наизусть: Р.Рождественского “Реквием”, К.Рылеева “Иван Сусанин”;

  • подготавливаются рисунки, плакаты, газеты о Минине К., Пожарском Д., изгнании поляков из Москвы, раздаются роли участникам мини-спектакля.

Эпиграф:

Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.



1. О ПРАЗДНИКАХ ВООБЩЕ.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о приятных вещах, о праздниках. Некоторое время назад Президент Венесуэлы Уго Чавес призвал латиноамериканцев переименовать праздничную годовщину открытия Америки Христофором Колумбом в День индейского сопротивления. Так что страсть к переименованиям праздничных дат- это не только российская специфика. Хотя не следует забывать при этом, что праздничная ткань должна изменяться с большим тактом и умением.

Есть праздничные дни, есть профессиональные праздники, есть памятные даты. Из них только первые имеют сугубо правовой статус, а именно- праздничные дни- нерабочие на всей территории России, государственные выходные.

В нашей стране больше ста двадцати профессиональных праздников с неподвижными и подвижными датами (праздники, приходящиеся каждый год на разные числа). Тут и хорошо всем известные День физкультурника, День милиции, День ВДВ (Воздушно- Десантных войск), День печати, День геолога, День радио, День пограничника, День рыбака, День строителя, а также малоизвестные День архивов, День дипломатического работника, День Аэрофлота, День работников прокуратуры РФ. К тому же идёт постоянная работа по пополнению этого списка. Люди, желая иметь свой собственный профессиональный праздник, собирают подписи, чтобы добиться внесения его в заветный перечень. В России установлены памятные даты: День российского студенчества, День космонавтики, День Конституции Российской Федерации и др.

Памятные даты- это значимые, но рабочие для россиян дни. В эти дни по инициативе государственных организаций и общественных объединений могут проводиться массовые мероприятия.

Кроме того, в нашей стране есть большое количество религиозных праздников.

Некоторые праздники заимствуются у иностранных государств: День святого Валентина (День всех влюблённых), День изгнания злых духов (Хэллоуин), День святого Патрика. Наконец, есть ещё международные праздники Международный день защиты детей, Международный день молодёжи, Всемирный день защиты прав потребителей, День прав человека и другие.

Но мы сегодня будем говорить о празднике государственном. В настоящее время в России отмечаются семь государственных праздников. Среди них - как те, что остались от предыдущих исторических периодов, так и те, которые связаны с новейшей историей страны- обретением суверенитета, изменением государственной идеологии. Число государственных праздников России не совпадает с числом официальных праздничных нерабочих дней: так, Рождество Христово является выходным днём, не имея при этом статуса государственного праздника.

А. Н. Сахаров дал следующее определение: «Государственный праздник- это средоточие основных общенародных тенденций самого позитивного, самого светлого, самого благородного начала, которое способствовало процветанию народа, сохранению его государственности, культуры, независимости, и всего, над чем трудился народ, все поколения, все сословия, все слои, все деятели в течение долгих веков. И такой праздник, такая дата, такое явление как бы суммирует все эти усилия народа, подчёркивает это и вдохновляет людей на будущие благородные светлые дела, на пользу Отечества».

- А как считаете вы:

Что такое государственный праздник и какую смысловую нагрузку он несёт?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Примерные ответы.

- Праздник- это то, что вызывает у всех радость.

- Ощущение праздника - это ощущение победы.

- Праздники - это историческая память народа.

- Праздник - это когда я беру флаг и выхожу на стадион в День России. Праздник- это когда я надеваю костюм Деда Мороза и выхожу на улицу после выступления президента страны по телевидению. Праздники должны приносить радость.

- Праздник - это когда у людей есть ощущение, что случилось что-то особенное, что оставило о себе такой след в истории, что хочется об этом вспоминать снова и снова и радоваться.

- Праздник- это дух, праздничное настроение, желание накрыть стол или, например, выйти на улицу и прошествовать с каким-то транспарантом, это что - то такое, что передаётся из поколения в поколение. Должно быть ощущение того, что это событие, навеянное веками, и оно связано с чем - то очень положительным, тем, о чём говорили бы все поколения.

Дополнительные факты – сообщения учащихся.


В мире ситуация немного другая, чем в России. Во многих странах праздники отмечают с давних пор, не отменяя их и не вводя ничего нового, чтобы сохранить свою историю от губительного воздействия времени. Праздники эти не несут в себе никакой политической окраски и идеологии. Например, в Японии с V века нашей эры отмечают День мальчиков. Политические же праздники естественны и понятны, как, например, День взятия Бастилии во Франции. Много праздников, связанных со старинными обрядами и традициями. Это и карнавал в Рио, и апельсиновая битва в Италии, и праздник урожая во многих странах мира. В бывших республиках СССР в последние годы идёт возвращение к национальным истокам (в Туркмении отмечают День ковра и там же празднуют День дыни).

В США, в отличие от России, хотя это тоже федеративное государство, нет единых праздников. В одних штатах - одни праздники, в других штатах- другие праздники. А вот во всех штатах отмечаются только четыре праздника: День независимости США (4 июля), День труда (первый понедельник сентября), День благодарения (последний четверг ноября), в память о первых колонистах, и в декабре отмечается Рождество во всех штатах (25 декабря). Эти четыре праздника отмечаются везде, а остальные праздники какие- то отмечаются в большинстве штатов, какие- то- только в некоторых штатах.

Есть три праздника, которые существуют в календарях всех европейских стран,- это Новый год, Рождество (часто два нерабочих дня) и Пасха.

Наименее идеологизирован праздничный цикл Великобритании, где вообще нет национальных праздников, а их место занимают bank holidays (банковские выходные).

Традиция не фиксировать дат у праздника, а относить её на определённый день недели (чаще всего понедельник) вообще свойственна праздничной англо- саксонской системе. Так, в США шесть из десяти выходных дней закреплены не за числами, а за днями недели.

В европейских странах 10-12 праздничных дней. Но при этом, скажем, в Германии каждая феодальная земля сама определяет их число. В Индии- 18 праздничных дней, а вот в Бразилии - 21.



следующая страница >>