uzluga.ru
добавить свой файл

Развитие заинтересованности учеников с девиантным поведением при изучении физики и астрономии.


Общее у людей только одно: они все разные. Роберт Зенд


Под девиантным (латинское Dевиато - уклонение) поведением понимают: поступок, действие человека, не соотетствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, стандартам, шаблонам.

Согласно теориям Л.И. Гилинского, Н. Смелзера, Харре и С.Линга социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные причины, влияющие на появление . девиантного поведения, составляет более адекватное поведение, составляет более объективное представление о механизме социальной эволюции, т.к. пытаются объяснить.

а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего
наблюдателя представляет как акт агрессии;

б) почему в современных условиях все больше людей встают на путь
преднамеренного риска, неотъемлемого атрибута любой девиации;

в) как отклоняющееся поведение предстает «изнутри», не со стороны
внешнего наблюдателя, а субъекта девиации, какой ценностный смысл
последний знающий в такой нестандартной форме поведения.

Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия принципов, происходящих в сознании человека. Девиации направлены на преодоление препятствий, вставших на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустирующий блок, но и концентрацию энергии (физической или психической), необходимой для осуществления этого замысла. Характер действия поведения человека зависит:

  1. как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий;

  2. каким образом общество стимулирует социально инновационные, созидательные действия личности.

Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности.

Разрешительная девиация характеризуется достижением или без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за ^чет ухудшения адаптационных условий другой. Разрушительную (асоциальную) девиацию нельзя отождествлять только с преступностью. Преступность - поведение, уголовно наказуемое, запрещенное законом и является лишь одной из форм данного девиантного поведения.

Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека. Отклонения от общезначимых норм поведение, определяющее наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане вектор эволюционного развития общества.

Поскольку любая девиация первоначально заражается на уровне сознания отдельного человека и через его действие проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им определенных социально-ролевого поведения.

Особенность сегодяшнего времени - возростание числа лиц, вынужденных рисковать. Состояние риска - это граница разделяющая хаос и порядок, инновацию и устанавливающую нормативно-ролевую форму поведения. Современные разработки в области социальной психологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей основе становится рациональным. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Девиантный путь выбирают прежде всего люди не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легетимные каналы социальной мобильности. Все это приводит их к внутреличностному конфликту.

В общей структуре социальной дезадаптации четко прослеживаются групповые причины, которые способствуют развитию девиантного поведения: это

  1. социально-экономические;

  2. психолого-педагогические;

  3. медико-биологические.

Социальные факторы, влияющие на процесс становления личности -малые социальные группы (семья, дворовые группы), школа , общество в целом. Большое криминогенное влияние на малолетних оказывает семья; приобщение к пьянству, наркомании, дракам, скандалам, разобщенность в семье, совершение преступлений 1 «пассивной» пример безнаказанного поведения, которое подросток воспринимает как пример обычной повседневности. Выталкивание детей на улику приводит к разочарованию в родителях, чувству собственной неполноценности, обделённости.

Исследования показали, что у 90% подростков – преступников, в семье были постоянное пьянство и скандалы. Семья обязана обеспечить адаптацию ее членов к условиям и нормам общества.

Второй причиной совершения правонарушений есть употребление наркотический веществ. Тяга к курению. пьянству, наркотикам объясняется социальной и нервно-психическим напряжением. Алкоголизм и наркомания коренятся во внутреннем конфликте обусловленном стремлением подростка преодолеть чувство зависимости.

Его социальные предпосылки: суровое воспитание и дефицит
эмоционального тепла в раннем детстве ориентация на самостоятельность и высокая потребность в ее достижении в позднем детстве. Объединение этих двух моментов порождают у малолетних мотивационный конфликт, который находит сменное решение в алкогольном или наркотическом опьянении, что создаёт на малое время иллюзию свободы и независимости.


Работая на уроках физики и астрономии всегда помню и соблюдаю простое правило: нет плохих детей, есть плохое поведение. Поэтому давая оценку поведения не делаю акцент на личное: ребенка. Не следует говорить: «Ты - негодяй», а подчеркивать его действия. Нельзя сравнивать детей, каждый ребенок - неповторимая личность, у каждого свой темперамент и уровень развития. Сравнивать ученика можно только с ним самим, сравнивая его действия. Например: «Сегодня ты вел себя немного лучше, чем вчера». Чаще хвалить детей. Стараюсь приобщать учеников с девиантным поведением к выполнению определенного рода работ: например - выполнение демонстрационных опыте:1, для этого работаю с ними индивидуально, а затем они показывают эти опыты одноклассникам, это способствует воспитанию у них чувства собственного достоинства, развивает интерес к предмету, умение объяснять некоторые природные явления.

Для увеличения работоспособности иногда привожу в пример некоторых учеников физиков, показывая их отрицательные и положительные стороны. Например, Альберт Эйнштейн - фотография с высунутым языком, Эрнест Резерфорд - очень большой полноватый мужчина с огромными руками идеально проводил опыты и заслужил звание физик- экспериментатор и др. Провожу внеклассные мероприятия различной тематики, например «Юный космонавт» - посвященное Дню космонавтики, мероприятие, посвященное Чернобыльской трагедии. В этом учебном году было например проведено мероприятие «Физика за чашкою чая» с целью обобщения материала по тепловым процессам, развития логического мышления, умения вести себя в небольшой группе и поддерживать беседу, при проведении мероприятия использовать элементы культурологии. При проведении мероприятия хотела показать, что необязательно распивать спиртных напитков, можно просто посидеть за чашкою чая и общаться.


Литература:

  1. «Рідна школа» № 11-12, 2007 р.

  2. Управління школою № 7-9, 2011 р.

  3. Виховна робота в школі № 6, 2011 р.

  4. Директор школи № 8, 2010 р.

  5. «Рідна школа» № 10, 2006 р.

  6. «Рідна школа» № 5-6, 2006 р.

  7. «Рідна школа» № 2,2007 р.