uzluga.ru
добавить свой файл
МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

проф. В.В.Ушаков

_________________________

«_____»____________ 20___ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЭКОЛОГИЯ

(наименование дисциплины)


Направление подготовки:

270200 (653600) «Транспортное строительство»

Профиль подготовки 270205 (291000 со специализациями 29.10.01, 29.10.02, 29.10.03, 29.10.04 и 29.10.06) «Автомобильные дороги и аэродромы» («Автомобильные дороги»)



Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения : очная




Москва 2011 г.


Проверено ОМО _____________

Файл РП ____________________


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Главной целью является изучение вопросов охраны окружающей среды и основных вопросов экологии, связанных со строительством и эксплуатацией транспортных сооружений с учетом системного подхода и требований современных нормативных правовых и нормативно-технических документов.

Изучение экологии - системообразующей естественнонаучной дисциплины базируется на всех изучаемых ранее дисциплинах и является основой для специальных дисциплин.


  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина ___________________экология______________________ относится к циклу естестеннонаучных дисциплин (Б2).

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

знания истории культуры России, ее особенностей, традиций, места в системе мировой культуры и цивилизации; содержания основных концепций философии, научных картин мироздания; основных психических функций и их физиологических механизмов, основ российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов; правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности; основные понятия и категории экономики, экономические законы и закономерности, экономические системы; физику и химию, механику жидкости и газа, механику грунтов.

умения вести на иностранном языке беседу - диалог общего характера, читать литературу по специальности с целью поиска информации без словаря, переводить тексты по специальности со словарём; оценивать достижения культуры на основе знания исторического пути их создания, быть способным оценить образ того или памятника культуры в целом и архитектуры в частности; выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах профессиональной деятельности; применять фундаментальные основы высшей математики, включая алгебру, геометрию, математический анализ, теорию вероятностей и основы математической статистики; воспринимать оптимальное соотношение частей и целого на основе графических моделей, практически реализуемых в виде чертежей конкретных пространственных объектов; (перечислить основные),

владение способами и приемами деловых коммуникаций в профессиональной сфере; технологиями командной работы; основными методами решения математических задач из общеинженерных и специальных дисциплин профилизации; современными методами использования компьютеров для обработки информации и основами численных методов решения инженерных задач; графическими способами решения метрических задач пространственных объектов на чертежах, методами проецирования и изображения пространственных форм на плоскости проекции; современной научной аппаратурой, навыками ведения физического эксперимента; основными современными методами постановки, исследования и решения задач механики (перечислить основные).

Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин история, философия, правоведение (основы законодательства), экономика, математика, информатика, инженерная графика, химия, физика, механика (гидравлика, механика грунтов,); инженерное обеспечение строительства (геодезия, инженерная геология), основы архитектуры и строительных конструкций, материаловедение, технология конструкционных материалов и служит основой для освоения дисциплин безопасность жизнедеятельности, дорожно-строительные материалы, контроль качества дорожных работ, процессы теплопередачи в материалах строительные и дорожные машины, изыскания и проектирование дорог, изыскания и проектирование городских улиц и дорог, изыскания мостовых переходов и тоннельных пересечений, пути сообщений транспортных систем, инженерных и технологических сооружений, реконструкция автомобильных дорог, реконструкция городских улиц и дорог, расчёт и проектирование транспортных сооружений, дорожные условия и безопасность движения, безопасность функционирования автомобильных дорог, безопасность функционирования городских улиц и дорог, экономико-математические методы проектирования автомобильных дорог, экономико-математические методы проектирования городских улиц и дорог, транспортная планировка городов, автоматизированное проектирование автомобильных дорог, технические средства автоматизированного проектирования, методы оптимизации проектных решений при автоматизированном проектировании автомобильных дорог, дорожный сервис, эксплуатация автомобильных дорог, эксплуатация городских улиц и дорог, технология и организация строительства автомобильных дорог; технология и организация строительства городских улиц и дорог; производственная база дорожного строительства; инженерные сети и оборудование; метрология, стандартизация, сертификация; реконструкция автомобильных дорог; реконструкция городских улиц и дорог; управление качеством продукции; технология строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог; проектирование и строительство автомобильных дорог; технология дорожного строительства (перечислить или охарактеризовать группу дисциплин).


  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ОК-1, ОК-2, ОК-9)

принципы устойчивого функционирования экологических систем и биосферы (ОК-10), использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения экосоциальных и инженерно-технических задач (ОК-12, ОК-13)

способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ОК-15),

принципы здорового образа жизни (ОК-16)

способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности в транспортной отрасли (ПК-9),

готовность к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ПК-10).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ОК-1, ОК-2, причины возникновения экологического кризиса развития человечества (ОК-9), принципы устойчивого функционирования экологических систем и биосферы (ОК-10), экологические принципы рационального природопользования (ОК-15), основные механизмы и этапы международного сотрудничества в области защиты окружающей среды (ОК-15), принципы здорового образа жизни (ОК-16),

Уметь: использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения экосоциальных и инженерно-технических задач (ОК-12, ОК-13),

аргументировано прогнозировать возможные экологические последствия хозяйственных решений, знать существующие и перспективные возможности снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду (ОК-15);

- ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

- ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности в транспортной отрасли (ПК-9);

Владеть:

- способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ОК-15);

- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ОК-1, ОК-2, ОК-9);

- способностью ориентироваться в основных проблемах экологической безопасности по направлению будущей профессиональной деятельности (ОК-15),

- готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ПК-10).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Трудоемкость дисциплины

Семестры (кол-во недель в семестре)

Всего часов

Из них в интер-активной форме

5 (18)










Аудиторные занятия (всего)

54

40













в том числе:

Лекции (Л)

18

4
















Лабораторные работы (ЛР)

36

36
















Практические занятия (ПЗ)

-

-













Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:

54
















СРС

в семестре:

Курсовой проект (КП)

-



















Курсовая работа (КР)

-



















Расчетно-графические

работы (РГР)

-



















Реферат (РЕФ)

12



















Другие виды

самостоятельной работы

42
















СРС

в сессию:

Экзамен



















Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет
















Общая трудоемкость, ч.

108





































Общая трудоемкость, зачетные единицы

3

















4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и формируемые компетенции по разделам учебной дисциплины.


№ п./п.

Наименование раздела

дисциплины

Л

ЛР

ПЗ

СРС

Всего часов

(без экзамена)

Формируемые компетенции (ОК, ПК)

1

Модуль 1 «Общие вопросы экологии». Цель и задачи курса. Биосфера и человек. Структура биосферы. Экосистемы. Экология и здоровье человека. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы в дорожном хозяйстве.

Глобальные проблемы окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Взаимоотношения человека и окружающей среды. Виды и источники воздействия транспортного сооружения на окружающую природную и социальную среду.

Профессиональная ответственность. Основы экологического права в дорожном хозяйстве. Структура управления и контроля за экологической составляющей в дорожном хозяйстве.

8

16




20

44

ОК-1

ОК-2

ОК-10

ОК-15

ОК-16

2

Модуль 2 «Специальная часть». Экозащитная техника и технологии. Выполнение подготовительных и земляных работ. Буровзрывные работы, шумовое воздействие. Разработка карьеров местных строительных материалов и грунтов.

Экозащитная техника и технологии. Экология производства дорожно-строительных материалов. Ландшафтное загрязнение.

Экозащитная техника и технологии. Защита окружающей среды при строительстве и эксплуатации транспортных сооружений.

Экозащитная техника и технологии. Особенности зимнего содержания транспортных сооружений. Аварийно-залповые загрязнения.

Основы экономики природопользования. Эколого-экономический анализ.

10

20




34

64

ОК-9

ОК-10

ОК-12

ОК-13

ОК-15

ПК-1

ПК-9

ПК-10

Всего часов

18

36

-

54

108




(По видам занятий трудоемкость указывается в часах)


    1. Содержание дисциплины

Модуль 1. Общие вопросы экологии.

1. Цель и задачи курса. Биосфера и человек. Структура биосферы. Экосистемы. Экология и здоровье человека. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы в дорожном хозяйстве.

Цель и задачи курса. Взаимосвязь техногенной деятельности человека и состояния окружающей среды. Взаимное влияние транспортных сооружений и окружающей среды. Структура биосферы. Экология и дорожное хозяйство.

Воздействие основных вредных факторов на здоровье. Взаимосвязь вопросов охраны окружающей среды и оптимизации технико-экономических решений при строительстве и содержании автомобильных дорог.

2. Глобальные проблемы окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Планета как единая экосистема. Уровни воздействий: глобальный, континентальный, региональный, местный. Трансгрессия загрязнений. Роль и место дорожного хозяйства и транспортного комплекса на различных уровнях загрязнений. Аспекты международных природоохранных соглашений и их влияние на транспортный комплекс.

3. Взаимоотношения человека и окружающей среды. Виды и источники воздействия транспортного сооружения на окружающую природную и социальную среду.

Понятие дорожной среды. Основные термины, относящиеся к дисциплине: жизненный цикл транспортного сооружения, загрязнение атмосферы, уровень шума, загрязнение стока и поверхности земли, нарушения ландшафта. Вибрация. Негативные последствия вибрации. Ограничения на вибрационные воздействия с учетом сохранности зданий и сооружений. Сохранение культурно-исторических памятников.

4. Профессиональная ответственность. Основы экологического права в дорожном хозяйстве. Структура управления и контроля за экологической составляющей в дорожном хозяйстве.

Роль и функции различных надзорных органов, при сопровождении строительства. Предпроектная стадия. ОВОС. Инженерный проект. Экологический контроль и мониторинг.

Модуль 2. Специальная часть

5. Экозащитная техника и технологии. Выполнение подготовительных и земляных работ. Буровзрывные работы, шумовое воздействие. Разработка карьеров местных строительных материалов и грунтов.

Особенности выполнения подготовительных и земляных работ. Правила производства работ в различных дорожно-климатических условиях с учетом минимизации воздействий на окружающую среду. Массовые и валовые выбросы. Организованные и неорганизованные выбросы.

Понятие о порядке производства буровзрывных работ. Основные виды воздействий при разработке карьеров местных материалов и грунтов. Правила устройства карьеров. Виды образующихся выбросов и порядок их оценки.

6. Экозащитная техника и технологии. Экология производства дорожно-строительных материалов. Ландшафтное загрязнение.

Характеристики технологии дорожно-строительных материалов. Основные типы технологического оборудования. Организованные и неорганизованные источники выбросов. Основные типы и характеристики оборудования для очистки воздуха и воды на предприятиях дорожного хозяйства. Лимиты размещения отходов.

Ландшафтные нарушения при строительных работах. Требования к озеленению. Животный мир и автомобильная дорога: последствия взаимодействия.

7. Экозащитная техника и технологии. Защита окружающей среды при строительстве и эксплуатации транспортных сооружений.

Основные виды воздействий на окружающую среду при производстве дорожно-строительных работ по технологическим переделам: удаление растительности, устройство корыта, отсыпка земляного полотна, устройство щебеночных слоев, асфальтобетонные и цементобетонные работы. Сезонные ограничения на производство работ. Особенности производства работ в условиях вечной мерзлоты. Требования к работам в полосе временного отвода. Рекультивация полосы отвода.

Нормативные работы по содержанию автомобильных дорог. Летнее содержание. Требования к уходу за растительностью. Озеленение автомобильных дорог.

8. Экозащитная техника и технологии. Особенности зимнего содержания транспортных сооружений. Аварийно-залповые загрязнения.

Особенности зимнего содержания автомобильных дорог с применением противогололедных реагентов. Воздействие противогололедных реагентов на окружающую среду и дорожно-строительные материалы.

Аварийно-залповое загрязнение. Основы борьбы с локальными загрязнениями.

9. Основы экономики природопользования. Эколого-экономический анализ.

Экономический анализ природоохранной деятельности.



    1. Тематический план практических занятий

Не предусмотрены

№ п./п.

№ раздела дисциплины

Темы практических

(семинарских) занятий

Трудоемкость,

ч.

Формы текущего контроля успеваемости



















    1. Тематический план лабораторных работ




№ п./п.

№ раздела дисциплины

Темы лабораторных работ

Трудоемкость, ч.

Формы текущего контроля успеваемости

1


2

5

Буровзрывные работы, разработка карьеров местных строительных материалов и грунтов.

Определение загрязнения воздуха.

8

Интерактивный опрос, защита работы

3


4


5

6

Определение эффективности работы газоочистного оборудования в помещении

Определение эффективности работы газоочистного оборудования на открытом воздухе

Оценка ущерба ландшафту и прилегающей территории при производстве работ

12

Интерактивный опрос, защита работы

6

7

8

7

Определение степени загрязнения воды.

Методика расчёта радиального отстойника.

Загрязнение воздуха пылью при производстве работ.

12

Интерактивный опрос, защита работы

9

9

Экономическая оценка экологического ущерба

4

Интерактивный опрос, защита работы




    1. Соответствие компетенций, формируемых при изучении дисциплины, и видов занятий с учетом форм контроля (пример)

(Информация в данной таблице приведена в качестве примера. При разработке РП автор-разработчик указывает перечень компетенций, виды занятий, формы контроля, соответствующие преподаваемой учебной дисциплине.)


Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л

ЛР

ПЗ

КР

КП

СРС




ОК-1

+













+

Тест, конспект

ОК-2

+

+










+

Тест, конспект

Защита лабораторной работы

ОК-9


+

+










+

Тест, конспект

Защита лабораторной работы

ОК-10

+













+

Тест, конспект

ОК-12

+













+

Тест, конспект

ОК-13

+













+

Опрос на лекции

ОК-15

+

+










+

Тест, конспект

Защита лабораторной работы

ОК-16

+













+

Тест, конспект

ПК-1

+

+










+

Тест, конспект

Защита лабораторной работы

ПК-9

+

+










+

Тест, конспект

Защита лабораторной работы

ПК-10

+













+

Тест, конспект




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для проработки и закрепления лекционного материала по дисциплине «Экология» применяются:

1. По каждой изучаемой теме: компьютерная презентация;

2. Комплект лекций в электронном виде на сайте кафедры и на сайте преподавателя (при наличии).



  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий и промежуточный контроль – осуществляются в соответствии с приказом ректора МАДИ от 17.10.2006 № 435 (о.в.), итоговый контроль осуществляется на основании результатов промежуточного и текущего контроля с учетом требований МАДИ к проведению устных экзаменов и зачетов.

Итоговый контроль – зачет

Вопросы к зачету по курсу «Экология»

Модуль 1:

1. Основные экологические проблемы развития общества.

2. Дайте определение терминов «экология», «биосфера».

3. Что такое «экосистема»?

4. Объясните термины «аутэкология», «синэкология» и «демэкология»

5. Основная цель и задачи экологии.

6. Основные законы экологии Б. Коммонера.

7. Строение биосферы.

8. Строение атмосферы.

9. Строение гидросферы.

10. Строение литосферы.

11. В чем заключается основная функция озонового слоя?

12. Перечислите и опишите основные функции живых существ.

13. Абиотические факторы, их описание.

14. Биотические факторы, их описание.

15. Деление растительности по отношению к солнечному свету.

16. Группы растений по отношению к влажности почв.

17. Атмосферное давление и атмосферные явления, связанные с ним.

18. В зимний период снежные заносы на дорогах более вероятны при циклоне или антициклоне, и почему?

19. Химический состав воздуха.

20. Изменения климата – основные причины и последствия для наземных транспортных сетей.

21. Почвенный покров. Основные виды почв.

22. При повышении температуры воды количество растворенного кислорода в ней снижается или повышается и как это может влиять на организмы, живущие в воде?

23. Биологические факторы и межвидовые отношения.

24. Воздействие экологических факторов на живые организмы: законы Либиха, Рюбеля, Вильямса и Шелфорда.

25. Объясните термин «экологическая пластичность». Правило 10 %.

26. Экологическая ниша.

27. Пищевые цепи и экологическая пирамида.

28. Объясните термин «экологическая сукцессия».

29. Охарактеризуйте основные биомы на территории Российской Федерации.

30. Антопогенная экосистема. Понятие, пример, положительные и отрицательные стороны.

31. Парниковый эффект. Причины и следствия. Вклад транспорта.

32. Разрушение озонового слоя. Причины и следствия. Вклад транспорта.

33. Кислотные дожди. Причины и следствия. Вклад транспорта.

34. Невозобновляемые и возобновляемые энергетические ресурсы.

35. Экологическая и технологическая целесообразность повышения энергоэффективности. Пример из предприятий дорожной отрасли (или при строительстве и эксплуатации аэродромов).

36. Чем «ТНЭ» отличается от «ТУТ»?

37. Проблемы конечности природных ресурсов.

Модуль 2:

38. Назовите основные виды воздействия транспортных сооружений (дорог) на окружающую природную и социальную среду.

39. Перечислите основные источники воздействия на окружающую природную и социальную среду транспортного сооружения (дороги) в жизненном цикле.

40. Дайте характеристику экологическим классам дорожных объектов.

41. Назовите наиболее чувствительные компоненты природной среды при строительстве, эксплуатации, содержании и ремонте дороги.

42. Назовите основные изменения в окружающей природной среде под воздействием транспортного сооружения (автомобильной дороги).

43. Охарактеризуйте этапы ОВОС, согласование их со стадиями проектирования и строительства дорог разных экологических классов.

44. Перечислите типовой перечень воздействий на окружающую природную и социальную среду, рассматриваемый при выполнении ОВОС.

45. Перечень мероприятий, обеспечивающих «экологическое благополучие придорожной полосы».

46. Условия, при которых проектное решение считается экологически безопасным.

47. Назовите основные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие.

48. В чем состоит экономический эффект развития дорожной сети ?

49. Назовите основные показатели транспортной работы дороги.

50. Какими показателями характеризуется удобство процесса движения?

51. Назовите типичные объекты дорожного сервиса, и какое воздействие на окружающую среду они могут оказывать.

52. Назовите виды ландшафтных нарушений и их причины.

53. Какие Вы знаете показатели оценки ландшафтных нарушений?.

54. Приведите примеры правильной и неправильной организации архитектурно-пространственной структуры ландшафта на придорожной территории.

55. Что входит в состав инженерно-экологических изысканий.

56. Назовите основные приемы декоративного озеленения.

57. Конструкция габионов, их преимущества и недостатки.