uzluga.ru
добавить свой файл
1 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«Прикладная юриспруденция», «Налоговое, бюджетное, банковское право», «Конституционное право, муниципальное право», «Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право», «Предпринимательское право, коммерческое право»


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«ПРИКЛАДНАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«Налоговое, бюджетное, банковское право


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«Конституционное право, муниципальное право»


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«Уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право»


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Юридический факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины


Философия права


НАПРАВЛЕНИЕ 030500.68 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»


МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА

«Предпринимательское право, коммерческое право»


СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ)

МАГИСТР ЮРИСПРУДЕНЦИИ


Форма обучения

заочная


Саратов, 2011

  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения учебной дисциплины «Философия права» являются:

    • формирование представления о специфике философии права как способе познания и освоения духовного мира

    • формирование представления об основных проблемах философии права и методах их исследования

    • формирование у магистров знаний, умений, навыков и компетенций в области правовых явлений, необходимых для успешной профессиональной деятельности

    • воспитание творческой и активной личности, которая способна создать правовое государство



2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры


Философия права относится к общенаучному циклу. По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого определения ее места и роли в системе философии и правоведения.

Эта дисциплина логически связана со всеми правовыми и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в рамках специальности «Юриспруденция».

Содержание дисциплины связано с такими понятиями, как правовое воспитание, правопорядок, законность, права и свободы человека, гражданина, ребенка. Эти категории изучаются в курсе всех отраслей права: конституционное, административное, гражданское и т.д., а также в рамках таких дисциплин, как сравнительное правоведение, актуальные проблемы теории государства и права и т.д.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:


Общекультурные компетенции:


ОК-1 (осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания);

ОК–2 (способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста);

ОК-3 (способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень);

ПК-1 (способность разрабатывать нормативные правовые акты);

ПК-2 (способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности);

ПК-3 (готовность к исполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства),

ПК-7 (способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты);

ПК-8 (способность принимать участие в проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности);

ПК-10 (способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности);

ПК-11 (способность квалифицированно проводить научные исследования в области права);

ПК-12 (способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне);

ПК-15 (способность эффективно осуществлять правовое воспитание) (наименование в соответствии с ФГОС ВПО).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен


  • Знать:

содержание основных философско-правовых концептов современности;

основные тенденции развития современного юридического знания и философии права;

факторы и условия, определяющие генезис государственных институтов, общественного строя, отраслей и институтов права, законодательства;

основные характеристики основных зарубежных правовых систем;

состояние разработки ключевых проблем юридической науки в теоретико-правовой литературе;

основы законодательства, необходимые современному специалисту для успешного осуществления личной профессиональной деятельности, а также организации коллективной работы и руководства трудовым коллективом;


  • Уметь:

выявлять закономерности и динамику развития государства и права в современных условиях;

связывать теоретико-правовые знания с практическими задачами решения общественных и экономических проблем;

анализировать источники зарубежного права;

анализировать процессы государственно-правового развития Руссии;

анализировать действующее законодательство с точки зрения содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники;

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;


• Владеть:


анализом определяющих тенденций государственно-правового развития общества;

раскрывать взаимосвязь социальных условий развития права и государства в разные эпохи;

умением сравнения зарубежного и национального права;

применением теоретико-правовых и сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов;

анализом основных проблем, связанных с технико-юридическими приемами и способами создания, интерпретации и реализации правовых актов;

применением приемов и методов аналитической и научно-исследовательской работы в избранной сфере профессиональной деятельности;


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 час.








Бюджет учебного времени

формы текущего контроля успеваемости)

)


















Семестр

Неделя

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

Очная полная программа




11.


Предмет, метод философии права, исторические типы философии права

Вопросы:

1.Предмет и метод философии права: определение и характеристика.

2.Философско-правовые концепции античности

3. Концепции философии права нового и новейшего времени.

4.Философия права в ХX веке.





11






1






15



Формы текущего контроля успеваемости: участие студентов в семинарских занятиях, контрольные вопросы, написание рефератов, контроль за самостоятельной подготовкой

22.

Правовая онтология и правовая аксиология: понятие, основное содержание.

Вопросы:

1.Правовая онтология: человек как правовое существо

2. Бытие и существование права.

3.Естественно-правовая аксиология.

4.Юридическая аксиология


11




1




15

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, проверка рефератов и контрольных работ

33.

Правовая антропология: ценностные основы права

Вопросы:

1.Природа человека и права. Сущность человека и идея права.

2.Философский смысл и обоснование прав человека.

3. Фундаментальный антропологический интерес как сохранение собственного я.

1 1






6

61

Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, проверка рефератов и контрольных работ

44.

Форма аттестации

1













Экзамен (9)





ИТОГО: 108





2

6

91





Содержание курса «Философия права».


Тема 1. Предмет и метод, история философии права.

Право и государство как объекты философского исследования. Специфика философского учения о праве и правовых свойствах государства и закона.

Предмет и метод философии права: определение и характеристика.

Многообразие концепций философии права: история и современность. Либертарная юридическая концепция философии права.

Место и значение философии права в системе юридических наук.

Процесс формирования и развития основных школ, идей и концепций

философии права в истории философии и юриспруденции: Философско-правовые концепции античности: софисты, Платон, Аристотель, Цицерон, римские юристы. Философско-правовые концепции средневековья: Фома Аквинский, средневековые юристы. Концепции философии права нового и новейшего времени: Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Кант, Гегель, представители юридического позитивизма.

Философия права в ХX веке: концепция неокантианства, неогегельянства, экзистенциализма, «возрожденного» естественного права, онтологии права и аналитической юриспруденции.


Тема 2.Русская философия права.


Преображение западных концепций философии права в свете исторического опыта христианства. ( Концепции И.В.Михайловского, Е.В Спекторского, В.С.Соловьева, К.П.Победоносцева и др). Этический аспект древней онтологии в учениях русских философов.

Главная проблема русской философии как проблема отношения права и нравственности в учениях русских правоведов – философов. Закон как минимум нравственности. (Б.Н. Чичерина Н.М. Коркунов, А.С.Ященко, И.А.Ильин, Г.Ф.Шершеневич).

Идеи естественного права в интерпретации ученых.

Взгляд русских ученых на понятие свободы и справедливости.

Русские философы – правоведы о смысле и назначении государства. Учения о правовом государстве. ( С.Л.Франк, Л.И. Петражицкий, А.А. Мушников) .

Концепции русских ученых об особенностях правосознания и правовой культуре в свете ментальности.


Тема 3. Сущность и понятие права.


Философские проблемы сущности и явления в праве и государстве.

Многообразие определений права и единство понятия права.

Проблема синтеза различных определений права в едином понятии права. Понятие права и правовое понятие государства. Философско-правовые концепции определения сущности и понятия государства и права: история и современность.

Формальное равенство как принцип права. Содержание и смысл правового принципа формального равенства.

Абстрактно- всеобщий и формальный характер правового равенства. Формальное равенство как триединство всеобщей равной меры свободы и справедливости.

Формальное равенство и «фактическое равенство».


Тема 4. Право как форма и мера свободы.


Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы. Воля в праве: проблема разумности и свободы воли. Свобода воли и произвол. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей норме правовой свободы. Дозволения и запреты в праве.

Право и справедливость. История философско-правовых концепций соотношения права и справедливости. Справедливость как правовая категория и абстрактное выражение права. Неправовая « справедливость» и несправедливое «право» как формы выражения проявления произвола в общественных отношениях.

Прогресс содержания правового равенства и справедливости в социально- историческом развитии человечества.


Тема 5. Правовой синтез равенства, свободы и справедливости.


Момент единства равенства, свободы и справедливости в праве.

Правовое равенство как выражение свободы и справедливости. Свобода, отрицающая правовое равенство и справедливость, как насилие. Свобода как правовое выражение свободы и равенства.

Право и закон. Различение и соотношение ( совпадение или несовпадение) права и закона как исходная и основополагающая проблема философии права.

Основные типы правопонимания: легистский, естественноправовой, либертарный, юридический.

История крнцепций различения и соотношения права и закона. Проблема правового закона и правонарушающего законодательства.


Тема 6. Проблемы юридической онтологии, гносеологии, аксиологии.


Философско-правовой анализ онтологических, гносеологических и аксиологических проблем государства и права.

Взаимосвязь юридической онтологии (что есть государство и право), гносеологии (как они познаются) и аксиологии (в чем их ценность).

Позитивистские концепции юридической онтологии, гносеологии и аксиологии.

Естественно-правовые концепции юридической онтологии, гносеологии и аксиологии. Либертарно- юридическая концепция юридической онтологии. Гносеологии, аксиологии.


Тема 7. Права человека и гражданина.


Философско-правовое значение понятия «естественное право» в соотношении с понятием «позитивное право».

Концепции естественного права как частный случай общей теории различения права и закона. Позитивное право как объект философии права. Основные естественно- правовые концепции в разрезе истории.

Права человека и гражданина. Право как форма бытия и осуществления свободы человека. Концепции прав человека и гражданина: история и современность.

Идеи естественных, прирожденных, неотчуждаемых прав и свобод человека. Концепции «октроированных» прав.

Права человека и права гражданина: их различие и соотношение.


Тема 8. Философско- правовые концепции соотношения права и государства.


Философско-правовой анализ места, роли специфики права и государства в системе социальной регуляции. Особенности правового типа социальной регуляции. Право и религия, Право и мораль. Право и нравственность. Право и

политика.

Философско-правовые учения о взаимосвязи права и государства. Трактовка права как продукта государства (этатистские концепции права).Либертарно-юридическая концепция государства как правовой формы организации публичной власти свободных людей.

Взаимодействие права и государства: правовые формы организации государства, государственные формы признания. Выражения и защиты права.

Смысл, цели и назначение права и государства в социальной жизни.


Тема 9. Концепции общего блага и его философско-правовое значение.


Понятие «общего блага» как фундаментальная категория философии права. Идея «общего блага» в философско-правовых концепциях античности, средневековья. Нового и новейшего времени. Общее благо, равенство и справедливость. Государство и законы как форма выражения и утверждения общего блага. Согласование и компромисс интересов в концепции общего блага. Место и значение индивидуального блага в концепции общего блага.

Философско-правовой анализ понятий «общее благо», «общая воля» и «воля всех» в их различии и соотношении.

История философско-правовых идей и концепций правой государственности. Философско-правовой анализ свойств правового государства. Правовое государство и государство законов

Конституционная модель российской правовой государственности: философско-правовая характеристика.


Тема 10. Философско-правовой анализ юридического правопонимания действующей Конституции РФ.


Особенности конституционного правопонимания как своеобразного естественно-правового варианта общей концепции различия и соотношения права и закона. Прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека как исходные начала и основы конституционного правопонимания. Общеправовой смысл общерегулятивная значимость конституционных положений о правах и свободах человека.

Конституционные положения, выражающие требования правового закона и запрет антиправового (правонарушающего) закона.

Конструкция правового государства как институционально-властный аспект выражения и оформления конституционного правопонимания. Правовые требования к законотворческой. Правоприменительной и правозащитной деятельности государства, его органов и должностных лиц.


5. Образовательные технологии


В процессе изучения дисциплины «Философия права» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное обучение), так и инновационные (ситуативно-ролевое обучение, способствующие развитию критического мышления, личностно-ориентированное обучение, технология теоретического моделирования) технологии обучения. Для достижения целей изучения дисциплины используются активные (лекции, семинары) и интерактивные (ролевые игры осуществление научных проектов, диспуты, дискуссии) формы проведения занятий.

В рамках учебных курсов предполагается участие в заседаниях Областной Думы при рассмотрении проектов законов.


Темы активных лекций и семинаров:


  1. Нравственность и право в учениях русских правоведов

  2. Правовое равенство : понятие и возможность

  3. Соотношение права и закона.

  4. Философская и правовая антропология: современная проблематика

  5. Концепции прав человека и гражданина: история и современности.

  6. Философско-правовой анализ места, роли специфики права и государства в системе социальной регуляции.

  7. Общеправовой смысл общерегулятивная значимость конституционных положений о правах и свободах человека.



Темы ролевых игр:


  1. Заседание конституционного суда по конкретному делу, где требуется применение общеправового принципа «справедливость»

  2. Заседание конституционного суда по конкретному делу, где требуется применение общеправового принципа «законность»

  3. Разработка проекта закона на актуальную тему «прав человека».



Вопросы для изучения деятельности государства в области социальной политики:


  • Изучение Концепции молодежной политики страны

  • Изучение современной законодательной базы по делам несовершеннолетних в Саратовской области

  • Закон Саратовской области об инспекциях по делам несовершеннолетних

  • Проекты законов в социальной сфере в текущем году.

  • Изучение «Концепции социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы» как нового этапа формирования общего социального пространства.



6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


В качестве оценочного средства для текущего контроля является написание рефератов и эссе.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Актуальные философские проблемы современности.

  2. Т.Гоббс о естественном законе, естественном праве и государстве.

  3. Коммуникативная теория права Ю.Хабермаса.

  4. Закон как минимум добра в учениях русских правоведов.

  5. Формальное равенство как триединство всеобщей равной меры свободы и справедливости.

  6. Философские проблемы сущности и явления в праве и государстве.

  7. Неправовая « справедливость» и несправедливое «право» как формы выражения проявления произвола в общественных отношениях.

  8. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей нормоправовой свободы.

  9. Либертарный тип правопонимания.

  10. Легисткая теория правопонимания.

  11. Правовое равенство: понятие, содержание, черты

  12. Соотношение права и закона в философских концепциях.

  13. Философская и правовая антропология: современная проблематика

  14. Философско-правовые взгляды Ф.Ницше

  15. Концепции прав человека и гражданина: история и современности.

  16. Черты современной парадигмы интерсубъективности.

  17. Либертарно-юридическая концепция права.

  18. Правовое государство и государство законов.

  19. Конституционная модель российской правовой государственности: философско-правовая характеристика.

  20. Теория Кельзена о соотношении государства и права.

  21. Амбивалентность правотворчества и правоприменения в посттоталитарных государствах.





следующая страница >>