uzluga.ru
добавить свой файл
1

Профилактика преступлений и правонарушений в Чувашской Республике: опыт и проблемы



Вопрос предупреждения преступлений волнует человечество уже много столетий. Ставшее таким актуальным в наше время высказывание "лучше предупреждать преступления, чем карать за них" впервые произнесено выдающимся итальянским мыслителем ХVIII века Чезаре Беккариа.

В России частичное понимание необходимости государственного воздействия на преступность можно обнаружить еще в середине ХVII века, когда царским указом Алексея Михайловича предписывалось принимать меры по недопущению краж и грабежей. Через два столетия, в 1857 г., император Александр II утвердил Устав о предупреждении и пресечении преступлений. В нем содержались нормы, не только запрещавшие определенное поведение (пьянство, разврат, тайные собрания и т.д.), но и требующие от властей, полиции, духовенства применения мер по недопущению противоправных деяний. Устав вместе с внесенными в него изменениями действовал до 1917 г.

В 20-30 годы XX века появились и стали развиваться организационные формы участия общественности в профилактике противоправного поведения. Наиболее продуктивными стали 60-80 годы. Действовала целая система предупреждения правонарушений и преступлений от органов внутренних дел до общественных пунктов охраны порядка, добровольных народных дружин, товарищеских судов, общественных инспекций по делам несовершеннолетних, домовых комитетов, советов профилактики предприятий, комиссий по борьбе с пьянством и многих других. При всех недостатках данный механизм оказывал существенное позитивное воздействие на криминогенную ситуацию в стране.

Ослабление внимания к вопросам упреждения преступности со стороны государства, отсутствие спроса за положение дел на данном участке, способствовало резкому обострению криминальной обстановки. Сама жизнь подсказала, что идти вслед за событиями и только раскрывать преступления неправильно. Нужно стараться максимально упреждать преступность, влиять на негативные процессы как можно раньше, чтобы они не привели к тяжким последствиям.

В конце 2000 г. на основе анализа оперативной обстановки, которая отмечалась ростом подростковой преступности, прокуратурой республики был поднят целый пласт недостатков в работе по предупреждению преступлений несовершеннолетних. В ноябре 2000 г. на совместном совещании республиканских правоохранительных и властных структур и расширенном заседании коллегии прокуратуры и МВД ЧР были предложены конкретные меры не только правоохранительным органам, но и главам районных администраций, руководителям министерств и ведомств. Среди них: введение в Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и КДН каждого района (города) должности освобожденного ответственного секретаря, создание Советов по профилактике правонарушений, проведение ежемесячного анализа оперативной обстановки с последующим информированием глав администраций и внесением конкретных предложений по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, выявление и учет детей из так называемых "неблагополучных семей", создание в республике спецшколы для детей с девиантным поведением. Стало ясно, что на данном этапе, когда нет четкого взаимодействия между органами системы профилактики, именно прокурор, находясь как бы в центре событий, может обеспечить надлежащую координацию профилактической работы. Поэтому решением коллегии при горрайпрокурорах были созданы рабочие группы, в состав которых вошли представители органов внутренних дел, образования, здравоохранения, райвоенкоматов и местного самоуправления.

Цель деятельности рабочих групп - выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасных условиях; профилактическая работа с неблагополучными семьями, подростками, состоящими на различных учетах в органах внутренних дел, отделах образования; использование самых разнообразных форм адресной работы: профилактических бесед, трудоустройства и вовлечения в учебу; применение мер прокурорского реагирования, в первую очередь, в отношении взрослых, ставящих детей в тяжелые условия. Это и возбуждение административных, уголовных дел, и предъявление исков об ограничении в дееспособности, и лишение родительских прав, и т.д.

На заседаниях групп рассматриваются и решаются вопросы координации и взаимодействия субъектов профилактики и заинтересованных ведомств, обсуждаются итоги проведенных проверок, заслушиваются отчеты руководителей и должностных лиц. Сюда приглашаются подростки, вступившие в конфликт с законом, склонные к совершению правонарушений, а также их родители и лица, ненадлежащим образом исполняющие обязанности по обучению, воспитанию и содержанию детей. Члены групп посещают неблагополучные семьи для обследования жилищных, материальных условий содержания детей.

Таким образом, начало было положено, а далее, осуществляя координацию борьбы с преступностью, мы наращивали свои усилия по организации профработы, вовлекая в этот процесс все больше и больше субъектов. За 3 года работы практически на каждом координационном и оперативном совещании коллегии прокуратуры ЧР обсуждаемые вопросы рассматривались через призму упреждения конкретных видов преступлений и правонарушений.

Указание ГП РФ от 28.08.2001 N 52/20 "Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений" придало дополнительный стимул. И расширенное координационное совещание 27 декабря 2001 г. с участием руководителей органов государственной власти, местного самоуправления, ведомств мы посвятили полностью проблемам профилактики, где предметно обсудили недостатки в данной работе, остановились на проблемах взаимодействия, в том числе с органами власти.

Направления выбирались не спонтанно: в 2000 г. лицами, ранее судимыми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения и неработающими, совершено от 40 до 70% всех особо тяжких и тяжких преступлений, в том числе убийств, причинений тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, грабежей, разбоев. 65% из общего количества убийств совершено на семейно-бытовой почве, 70% - в ходе распития спиртных напитков. Условия и причины обозначены, и с этим нужно бороться. Особо нуждались в социальной реабилитации лица, освобождаемые из мест лишения свободы. Ведь отлаженная некогда деятельность наблюдательных комиссий при районных органах власти была свернута. Выход виделся в воссоздании аналогичной структуры. Предварительно (до совещания) прокуратурой республики было разработано Примерное положение о деятельности комиссий содействия работе учреждений, исполняющих наказания, и социальной помощи лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы при местных администрациях. Целью деятельности комиссий являлось совместное с ГРОВД, УИН, службами занятости населения и другими заинтересованными структурами изучение и решение вопроса о возможности обеспечения жильем и местом работы лиц, прибывающих в район из мест лишения свободы. Копии Примерного положения переданы всем главам администраций тут же, на совещании.

Перед участниками координационного совещания были четко обозначены проблемы, связанные с распространением, омоложением пьянства в условиях, когда нет ЛТП, нет комиссий по борьбе с пьянством, нет ответственности за содержание притонов для употребления спиртного. При этом наряду с официальной торговлей спиртным возник огромный незаконный алкогольный бизнес.

Для изменения сложившейся ситуации предлагался ряд кардинальных совместных мер. Главам местного самоуправления было рекомендовано усилить контроль соблюдения законодательства при выдаче лицензий на право розничной торговли алкогольной продукцией, продления срока их действия; соблюдение торговыми предприятиями правил розничной продажи алкогольной продукции; возродить физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с целью отвлечения молодежи от злоупотребления спиртными напитками; создать при сельских и поселковых администрациях "общественные центры профилактики правонарушений на селе"; ввести в штаты местных администраций должность специалиста по профилактике алкоголизма и наркомании. А прокурорам совместно с ОВД поручалось провести соответствующие проверки соблюдения антиалкогольного законодательства, в том числе направленные на выявление фактов реализации спиртного подросткам. Милиции общественной безопасности также было предложено организовать совместно с представителями жилищно-коммунального хозяйства и другими органами паспортизацию жилых помещений. То есть осуществить обход всего жилого фонда. Выявить бесхозные квартиры, притоны, так называемые трудные семьи, лиц, незаконно проживающих в квартирах, неработающих, находящихся в розыске, а также подростков, не охваченных учебой и работой. В целях профилактики хищений муниципального имущества главам местных администраций предлагалось принять дополнительные меры по обеспечению охраны и укреплению объектов его хранения: оснастить освещением, сигнализацией, замками, решетками на окнах. Все эти решения брались на контроль прокурорами и начальниками РОВД.

Одним из направлений профилактики подростковой преступности стало проведение в сентябре-октябре 2002 г. акции "Молодежь за здоровый образ жизни". Решение об этом принято на расширенном КС РПО, проведенном с участием глав администраций. В ходе акции горрайпрокурорами совместно с субъектами профилактики были проведены рейды по торговым точкам и местам массового сбора молодежи; организованы "круглые столы"; родительские собрания, выставки, тематические конкурсы, встречи-беседы с подростками; выступления на радио, по телевидению; выезды агитбригад в населенные пункты. Особое внимание обращалось на выявление фактов нарушения антиалкогольного законодательства, реализации спиртных напитков несовершеннолетним. По выявленным нарушениям немедленно принимались меры: возбуждались административные дела, вносились акты прокурорского реагирования, аннулировались или приостанавливались действия лицензий частных предпринимателей на право продажи алкогольной продукции. Все это активно освещалось в средствах массовой информации.

В адрес Президента ЧР направлена информация, итогом рассмотрения которой стал Указ Президента "О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства" от 4 декабря 2002 г.

Но не все можно сделать на уровне республики. С 2001 г. официальная статистика регистрируемых преступлений, в том числе совершаемых несовершеннолетними, стала заметно меняться в сторону сокращения. Чтобы реально разобраться в положении дел, вскрыть латентную преступность, особенно распространение наркотических средств в учебных заведениях, грабежи, вымогательства, прокуратурой республики было разработано и внедрено в практику анонимное анкетирование подростков. Это дало положительный результат.

К примеру, в декабре прошлого года такое анкетирование проведено среди учащихся всех школ и училищ республики. Одновременно в те же анкеты были включены вопросы для установления случаев вовлечения подростков взрослыми лицами в совершение преступлений и занятие антиобщественной деятельностью, употребление алкоголя и наркотиков. Результаты анкетирования показали, что вымогательствам подвергалась третья часть (33,7%) учащихся профессиональных училищ и четвертая часть школьников. При этом у учащихся училищ, в основном вымогают посторонние лица. А у школьников - свои же одноклассники и старшеклассники непосредственно в стенах школ. По сведениям преподавателей училищ, совершение таких преступлений по времени приходится на дни получения стипендий.

8% учащихся (938 чел.) школ и училищ признались в том, что взрослые предлагали им совершать кражи, вымогательства и другие преступления. 18% опрошенных подвергались жестокому обращению со стороны родителей, 5% по причине отсутствия в семье продуктов питания и одежды вынуждены были заниматься попрошайничеством. По результатам анкетирования в каждом районе была развернута работа, направленная на выявление преступных проявлений и привлечения виновных к ответственности.

За 3 месяца текущего года количество зарегистрированных фактов вымогательства увеличилось на 1250% (6-81). По фактам вовлечения взрослыми подростков в совершение преступлений возбуждено 22 (16) уголовных дела. Выявлено 18 (2) фактов вовлечения несовершеннолетних в занятие антиобщественными действиями и т.д.

В плане профилактики подростковой преступности были использованы и другие формы работы. Например, с начала текущего года определенную обеспокоенность вызывают г.Канаш и Канашский район, где отмечается резкий рост преступности среди несовершеннолетних. Побывав там с проверками в феврале, представители аппарата прокуратуры ЧР провели расширенное координационное совещание городских и районных руководителей правоохранительных органов и субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Затем под руководством межрайпрокурора с участием глав местного самоуправления, представителей правоохранительных органов и субъектов профилактики в Канашской городской администрации был проведен "круглый стол" на тему: "Причины подростковой преступности и меры по их предупреждению". Этим мероприятиям предшествовал тщательный анализ причин и условий роста преступности и правильный выбор мер, поэтому итоги работы за 3 месяца свидетельствуют о том, что темпы прироста преступности в городе существенно сократились, а в районе рост преступности и вовсе приостановлен.

С этого года налажены и совместные выездные заседания Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и прокуратуры ЧР, на которых обсуждаются причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними особо тяжких преступлений, вырабатываются меры по их предупреждению (г.Шумерля, г.Мариинский Посад).

В марте этого года по инициативе прокуратуры республики в каждом районе проведены профилактические мероприятия для лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Собрав на совещания осужденных, а несовершеннолетних - вместе с родителями, прокуроры, начальники УИИ и ГОРВД (ПДН, УУМ), председатели КДН повели разговор о том, как уберечься от совершения повторных преступлений и правонарушений, разъяснили нормы действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, сделав серьезный акцент на практику замены условного наказания на реальное. Акция получила неплохой резонанс, в том числе в республиканских средствах массовой информации. Борьба с преступностью и, конечно же, ее упреждение невозможны без взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. У нас в республике такое взаимодействие налажено, и оно дает положительные результаты.

К примеру, по информации прокуратуры ЧР, Правительство республики изыскало возможность профинансировать строительство спецшколы для детей с девиантным поведением, с января 2002 г. данное специализированное заведение успешно функционирует. Постановлением Кабинета Министров упорядочена розничная продажа алкогольной продукции, а именно: установлен порядок для определения территорий, прилегающих к детским, учебным, культурным и другим учреждениям, на которых запрещена розничная торговля спиртными напитками.

Обстоятельная информация прокуратуры предшествовала и изданию Указов Президента ЧР "О дополнительных мерах по усилению контроля за потреблением алкоголя, профилактике алкоголизма и пьянства", "О годе семьи", "О годе молодежи и здорового образа жизни".

Госсоветом ЧР поддержана инициатива прокуратуры по созданию административных комиссий при районных администрациях по включению в Закон ЧР "Об административных правонарушениях" статей об ответственности за изготовление в целях сбыта и сбыт спиртных напитков кустарного изготовления, семейно-бытовое дебоширство. Приняты Законы "О профилактике правонарушений в Чувашской Республике" и "О добровольных народных дружинах".

Значительным потенциалом обладают и органы местного самоуправления. К их полномочиям в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Поскольку формы ведения профилактической работы в должной мере законодательно не определены, мы стремились вовлечь глав местных администраций в этот процесс, приглашали их на координационные совещания, коллегии, предлагали те или иные формы работы.

Достаточно эффективным оказалось проведение выездных координационных совещаний руководителей правоохранительных органов республики в районах, наиболее пораженных преступностью, например, в г.Мариинский Посад, где с начала 2003 г. сложилась крайне неблагополучная криминогенная обстановка. Данному совещанию предшествовала комплексная межведомственная проверка деятельности не только правоохранительных и контролирующих структур, но и органов власти города и района. Соответственно в ходе обсуждения результатов проверки, куда были приглашены представители из близлежащих районов, критиковались не только упущения в деятельности правоохранительных и контролирующих структур, но и пассивность органов местного самоуправления.

С удовлетворением констатирую, что большинство глав откликается на все наши предложения, берет эту деятельность под свой контроль, проявляя собственную инициативу. Так, на сегодня во всех районах республики приняты финансово обеспеченные комплексные программы по борьбе с преступностью, при администрациях созданы Комиссии содействия работе учреждениям, исполняющих наказания и социальную помощь лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, Советы по профилактике правонарушений. В 6 районах аналогичные Советы созданы и при сельских администрациях, идет процесс создания постоянно действующих народных дружин. В 19 районах они уже созданы.

При надлежащей организации работы эти структуры вносят неплохую лепту в профилактику преступлений. К примеру, Совет по профилактике правонарушений при администрации Яльчикского района создан в мае 2003 г. За год им проведена работа с 48 нарушителями общественного порядка, 19 родителями, оказывающими отрицательное воздействие на детей. Организован летний труд и отдых 68 детей и подростков. Оказана помощь правоохранительным органам в выявлении и направлении на лечение 14 хронических алкоголиков.

На Совете общественности Чебоксарского района заслушиваются родители из неблагополучных семей, лица, склонные к совершению правонарушений, готовятся материалы о лишении родительских прав, с участием населения обсуждаются вопросы борьбы с пьянством.

Созданными при 20 сельских администрациях Цивильского района Советами общественной безопасности совместно с участковой службой милиции и ПДН РОВД практикуются совместные рейды, беседы с неблагополучными семьями.

Но прокурорские проверки высветили и другое. В ряде районов выявлена имитация "бурной деятельности", а к настоящей работе там еще не приступали. В марте текущего года прокуратурой республики в адрес глав местных администраций районов с неблагоприятной криминальной обстановкой направлена аналитическая информация с предложениями безотлагательно провести ряд, на наш взгляд, необходимых мероприятий, среди которых: собрать внеочередное Собрание депутатов, сходы граждан с приглашением всех заинтересованных структур, в том числе глав сельских администраций; заслушать отчет начальника ГРОВД, информацию прокурора, обсудить состояние преступности в районе и недостатки профилактической работы, определить пути их устранения; проанализировать ход исполнения районной комплексной программы по борьбе с преступностью на 2004-2006 годы; организовать работу добровольных дружин; совместными усилиями выявить все криминогенные объекты, расположенные на территории муниципального образования, и принять реальные меры по обеспечению правопорядка. Главы неформально подошли к предложениям прокуратуры и провели соответствующую работу, о чем представили подробную информацию.

В тоже# время сегодня серьезно мешает развернуть работу надлежащим образом отсутствие навыков, методик и законодательной базы. Поэтому в прошлом году мы предложили Госсовету ЧР принять соответствующий закон и взяли на себя обязательство разработать такой нормативный правовой акт, что было сделано. Принятый осенью Закон о профилактике представляет собой основу ведения профилактической деятельности, определяет круг ее субъектов, порядок их взаимодействия, принципы и формы работы. А по сути - это всего лишь очертания правоотношений, которые следует развивать и конкретизировать. И эта работа уже ведется. Так, реализуя положения Закона, в феврале сего года принято постановление Кабинета Министров "О Республиканской комиссии по профилактике правонарушений в Чувашской Республике" - органа, который согласно республиканскому закону о профилактике, должен нести функцию координатора.

Первое заседание Комиссии под председательством Президента Чувашии Н.В.Федорова уже состоялось, приняты конкретные решения, а именно: введение в городах республики дополнительных стационарных постов милиции, подключение к совместному с органами внутренних дел патрулированию на улицах курсантов правовой академии и народных дружин. Мы возлагаем немалые надежды на Комиссию, которая должна отслеживать происходящие процессы, вырабатывать соответствующие подходы, методы работы, готовить правовую базу, распространять положительный опыт, формировать правовое поведение через средства массовой информации, заслушивать ответственных лиц и многое другое.

Во всех этих хороших начинаниях есть одно "но". Сегодня нет надлежащих кадров для организации профилактической деятельности, не хватает людей, знающих, что делать.

В этой же связи сегодня необходимо принять законодательные акты по затрагиваемой нами проблеме на федеральном уровне. Это не только определило бы нужный вектор нашей работы, но и позволило бы повысить ответственность чиновников за бездействие, задействовать научный потенциал и силы общественности для решения стоящих задач по обеспечению правопорядка. А пока в данной сфере ощущается нормативно-правовой голод. Канули в лету уголовная ответственность за нарушения правил административного надзора, за систематическое мелкое хулиганство.

Сегодня, к сожалению, нельзя законодательно повлиять на нерадивого собственника, заставить его обеспечить надлежащее укрепление и защиту своего имущества. В тоже# время на органы внутренних дел возложена обязанность по раскрытию и расследованию хищений чужого имущества. Вот и получается, что у правоохранительных органов только обязанности, а у субъектов, например, частного бизнеса, только права - требовать скорейшего раскрытия преступного деяния и возмещения ущерба. Согласитесь, здесь есть над чем подумать.

Я стараюсь избегать цифр, хотя на протяжении ряда лет позитивная динамика с преступностью в республике имеет место. Но это положение пока еще настолько нетвердо и изменчиво, что подводить итоги рано. И все же несколько цифр я назову. В 2003 г. в Чувашской Республике при росте преступности на 23% удалось не допустить роста особо тяжких преступлений, сократить количество тяжких преступлений (- 9%), убийств, изнасилований, разбоев. При этом удельный вес особо тяжких и тяжких преступлений уменьшился с 48% до 36%. На 35% больше выявлено фактов угрозы убийством, на 48% - истязаний, на 44% - побоев. В 3 раза увеличилось количество выявленных фактов жестокого обращения с детьми и вовлечения несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

Этих преступлений не стало больше, мы просто стали на них обращать внимание. Почти 900 случаев угроз убийством, более 2 тысяч фактов побоев, около 200 истязаний и 100 случаев жестокого обращения с детьми могли привести еще ни к одной смерти или причинению тяжкого вреда здоровью, но были вовремя пресечены, и преступники предстали перед судом. Разве эти цифры не говорят сами за себя в пользу усиления профилактической деятельности?


С.П.Зайцев,

прокурор Чувашской Республики,

государственный советник юстиции

второго класса


14 июля 2004 г.