uzluga.ru
добавить свой файл


Российский государственный социальный университет


ОТЧЕТ

(промежуточный)

По гранту РГНФ № 09-03-91716а/L


Тема:

Молдавские мигранты в России в условиях мирового финансового кризиса: миграционные настроения и ценностные ориентации, проблемы занятости, социальной защиты и адаптации


Москва 2009г.

Основные исполнители проекта

Сазонов Александр Александрович – руководитель проекта

Осадчая Галина Ивановна

Юдина Татьяна Николаевна

Носкова Антонина Вячеславовна

Михайлова Людмила Ивановна

Яковлева Марина Николаевна

Красниковский Владимир Ярославович

Сазонова Анна Львовна

Киреев Егор Юрьевич

Содержание







Стр.




Осадчая Г.И., Юдина Т.Н. Введение

4

Раздел 1

Сазонов А.А. Анализ данных экспертного опроса

17

Раздел 2

Анализ данных опроса мигрантов




2.1

Яковлева М.Н. Демографические и социально-статусные характеристики респондентов

28

2.2

Михайлова Л.И., Сазонов А.А. Цели и мотивы приезда жителей Молдовы в Россию

35

2.3

Красниковский В.Я. Социально-экономические условия труда мигрантов из Республики Молдова

47

2.4

Носкова А.В. Проблемы личной безопасности, адаптации, правовой и социальной защищенности, справедливой оплаты труда

73

2.5

Яковлева М.Н. Нелегальная миграция

88

2.6

Яковлева М.Н. Влияние последствий мирового финансового кризиса на миграцию граждан республики Молдова в Россию

91

2.7

Сазонова А.Л. Миграционные настроения

95

Раздел 3

Киреев Е.Ю. Анализ данных опроса россиян

104




Сазонов А.А. Заключение

111

Приложение 1

Линейные распределения результатов опроса мигрантов

112

Приложение 2.

Линейные распределения результатов опроса россиян

125

Введение


Международная миграция – один из глобальных процессов совре­менной жизни, в который вовлечены практически все регионы мира и многие государства.

Международная миграция – неизбежный спутник социально- экономического процесса, к тому же мигранты направляются в основном в ограниченное число больших агломераций. Это – крупнейшие города и агломерации в первую очередь развитых стран: США, Канады, государств Западной Европы. К примеру, в Канаде 55% всех родившихся за границей живут в трех крупнейших агломерациях – Торонто, Монреале и в Ванкувере, а в США половина их проживает всего в двух шта­тах – Калифорнии и Нью-Йорке1. В Лондоне сконцентрировано 45% этнических меньшинств Великобритании2, а в Парижской агломера­ции – 40%3. Неудивительно, что значительная доля населения круп­нейших городов развитых стран – это мигранты. Среди жителей Нью-Йорка родившихся за границей – 28,4%, Торонто – 38%, Франкфурта-на-Майне – около 30%. Даже в Стокгольме, где трудовая миграция из несеверных стран прекратилась еще в 1972 г, доля иностранцев – 14%4.

В последнее время международные мигранты стали существенным элементом жизнедеятельности столиц стран Южной Европы (Италии, Испании, Португалии), Японии, а также динамично развивающихся стран Азии (Южной Кореи, Тайваня, Сингапура) и нефтедобывающих стран Ближнего Востока. Так, Япония, которая всегда имела строгие законы против въезда неквалифицированных рабочих, принимает теперь мигрантов из Таиланда, Бангладеш, Пакистана, Филиппин, а в стране классической эмиграции – Италии – ныне проживает 0,5. мил­лиона мигрантов.

Сегодня уже можно говорить о сформированности миграционной карты мира, на которой представлены две категории государств: страны эмиграции и страны иммиграции. Первые отдают свое население, являясь поставщиками человеческого трудового ресурса для стран второй категории.

Россия столкнулась с активной международной миграцией срав­нительно недавно.

Ближнее зарубежье представлено всеми республиками бывшего СССР. Значительно увеличился поток мигрантов из Молдовы.

Кроме легальных мигрантов, т.е. на законных основаниях прибыв­ших в Москву, в составе международного потока присутствует боль­шая доля тех, кто, используя уникальную комбинацию социально-экономических, геополитических и правовых факторов, облегчивших возможность проникновения, оседания и трудоустройства в Москве, прибыл в нее нелегально. Присоединение России к Конвенции ООН 1951 г. о статусе беженцев и Протоколу к ней 1967 г., а также принятие в 1993 г. Закона РФ «О беженцах» без создания соответствующей ин­фраструктуры и необходимого финансового обеспечения привели к накоплению в Москве сотен тысяч нелегальных мигрантов.

Увеличение численности международных мигрантов в России и особенно в Москве по­рождает множество проблем – экономических, правовых, гуманитар­ных, экологических и т.д. Примеров тому можно привести множество.

Современная Москва представляет собой огромный мегаполис с населением более 10,5 млн. человек. Как наиболее развитый регион, она формирует миграционный вызов менее развитым странам. Именно замещающая миграция в последние 18 лет для Москвы была важнейшим фактором смягчения трех тенденций: снижения рождаемости коренного населения, заметного старения и расширения сферы труда непривлекательной для москвичей.

В свою очередь, этот спрос под давлением выталкивающих факторов порождал предложение в странах-донорах. Ежегодный миграционный прирост населения в 1991-2007 гг., прибывавшего на постоянное место жительство в столицу, составлял в 50 - 60 тысяч человек, что больше, чем в других субъектах РФ. В Москве коэффициент миграционного прироста был в четыре раза выше, нежели целом по России. По данным экспертов, масштабы временных миграций в столице в период сезонного пика превышали масштабы постоянной миграции в 3-6 раз. 1

Начиная с 2004 года, статистика фиксирует прирост международной миграции. Так, в 2007 году легальные иностранные работники составляли примерно 8% занятого населения Москвы, а в строительстве – 19%. 2 С учетом оценок нелегальной составляющей долю мигрантов в общей численности эксперты оценивают на уровне 12-14%. В структуре потока мигрантов, прибывших в Москву на постоянное место жительство в эти годы молдоване составляли в среднем 4, 9%.1

Таблица 1.1

Международная миграция2 (человек)




1998

2002

2006

2008

Прибыло в Российскую Федерацию – всего

513551

184612

186380

281614

в том числе:













из стран СНГ

488087

175068

177657

269976

Республика Молдова

10762

7562

8649

15519

Выбыло из Российской Федерации – всего

213377

106685

54061

39508

в том числе:













в страны СНГ

131050

52099

35262

26114

По данным текущей статистики РФ, в 2007 году в Москве миграционный прирост на 10 тысяч жителей достигал 48,6 человека, в то время, как в среднем по РФ он составлял 18,2 человека. Еще больше мигрантов оказалось в Московской области, где легче зарегистрироваться, дешевле жилье и слабее контроль со стороны органов внутренних дел (там миграционный прирост составлял 111 человек на 10 тысяч). Пожалуй, столь же привлекательно для мигрантов, как и Москва лишь малое число отдельных регионов России: Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край, Белгородская область и нефте-газодобывающие районы Западной Сибири.

В суммарном миграционном приросте 2006 года всех регионов, на Московский столичный регион пришлось 46,5% и еще 6% – территориально-сопряженные с ним области.

Рисунок 1.1

Нетто-миграция из стран СНГ, 2002–2006, %3




Разразившийся глобальный экономический кризис, несколько изменил общие итоги миграции и в России, и в Москве. В 2008 г. во внутренних миграциях РФ участвовало на 3,2% человек меньше, чем в 2007 г. Однако самую большую долю миграционного прироста в межрегиональных миграциях всего миграционного прироста, по-прежнему аккумулировали Москва и Московская область. Внешняя миграция в этом же году составила 14% от общего миграционного оборота (282 тысячи человек), а миграционный прирост – немногим более 242 тыс. человек. Среди мигрантов, прибывших из стран-участников СНГ в Россию в 2008 г. доля граждан РМ составила 5,1%1 (см. рис. № 1.2)

Рисунок 1 .2

Удельный вес иммигрантов из стран-участников СНГ по странам прежнего проживания в 2008 году (процентов)



За январь- июль 2009 года число мигрантов внутри страны еще сократилось на 167,1 тыс. человек, однако миграционный прирост в целом вырос, дал миграционный прирост и обмен населением с государствами-участниками СНГ. Вырос миграционный обмен с Молдавией. За 9 месяцев он составил +11967 человек (январь-сентябрь 2008 г. +10968).


Таблица 1.2

Показатели международной миграции

 

Январь-сентябрь
2009г.


Справочно
январь-сентябрь 2008г.


число
прибывших


число
выбывших


миграционный
прирост (+), снижение (-)


число
прибывших


число
выбывших


миграционный
прирост (+), снижение (-)


Международная миграция

216071

24563

+191508

212867

30544

+182323

в том числе: с государствами-участниками СНГ1)

202079

15166

+186913

197176

19825

+177351

В том числе:

Республика Молдова

12433

466

+11967

11386

418

+10968


Приведенные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на кризис, потребность Москвы в мигрантах сохраняется, в том числе и в иностранных работниках. А если учесть прогнозируемое сокращение численности населения России к 2025 году в трудоспособном возрасте на 14 миллионов,1 то можно с уверенностью сказать, что эта потребность сохранится и в ближайшей, и более отдаленной перспективе, а международная миграция труда станет частью современной экономики столицы России. Это обстоятельство диктует необходимость учета в проводимой Правительством Москвы политике долгосрочной тенденции восполнения населения и трудовых ресурсов за счет постоянной и временной иммиграции.

Качественное своеобразие этой политике придают особенности иммиграции в постсоветский период в Москву, прежде всего из республик бывшего СССР. Они в значительной мере расширили и продолжают расширять ее этническую и культурную мозаику, обостряя этнокультурные противоречия, вызывая социальные напряжения. Москва, как принимающая сторона, заинтересована в более быстром выстраивании мигрантами своей новой идентичности. Рост культурной дистанции между прибывающими в последние годы в Москву и москвичами, требует проведения более продуманной, последовательной политики по их интеграции в московский социум, а также, постоянного анализа ситуаций, предупреждения конфликтов и межэтнических противостояний, своевременного выявления напряжений и дискриминаций в интересах стабильности города.


Методологические основы изучения проблемы

Говоря о международной миграции, нужно определиться в тер­минах и стоящих за ними понятиях. В нашем исследовании мы ба­зировались на определении международной миграции Ионцева В.А., которую он рассматривает в широком смысле и трактует как «территориальное (пространственное) передвижение людей через государственные границы, связанное с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленное различными факто­рами (семейными, национальными, политическими и другими) или с преобладанием в стране въезда мигрантов, имеющем долгосроч­ный (более 1 года), сезонный и маятниковый характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное». То есть, сам термин «международные ми­гранты» мы понимаем как мигранты без российского гражданства. Субъектами международной миграции, согласно классификации ООН, являются студенты-иностранцы; иностранцы, приехавшие с целью профобучения; различные категории трудящихся-мигрантов; мигранты, прибывшие с целью воссоединения или создания семьи; иммигранты (или мигранты-поселенцы); беженцы; лица, ищущие убежище; лица, которым разрешено пребывание по гуманитарным соображениям. В нашем исследовании при анализе легальной со­ставляющей миграционного потока мы базировали методологичес­кие основы социологического анализа на выделении следующих групп легальных мигрантов:

- трудовые мигранты из стран СНГ и Балтии, прибывшие работать по контрактам или трудовым соглашениям;

-трудовые мигранты из стран дальнего зарубежья, прибывшие рабо­тать по контрактам, трудовым соглашениям и лицензиям;

- иностранцы, прибывающие в Москву с целью обращения в Моск­ве в Региональное представительство УВКБ или московские миг­рационные органы для получения помощи: «нуждающиеся в убе­жище» и имеющие статус «мандатного беженца» ООН (лица, ищущие убежища).

Кроме указанных субъектов в составе международных потоков мы учитывали их нелегальную составляющую. К незаконным мигрантам как субъектам незаконной миграции мы относили усто­явшиеся в российской исследовательской практике следующие категории:

  • иностранные граждане, попадающие на территорию России неле­гально, минуя паспортный и иммиграционный контроль;

  • иностранцы из дальнего зарубежья, прибывающие в Россию легаль­но по действительным туристическим документам, частным пригла­шениям, гостевым и служебным визам, но с иной целью (чаще всего с целью занятия челночным или иным мелким бизнесом либо неза­конной экономической деятельностью);

  • иностранные граждане из дальнего и ближнего зарубежья и лица без гражданства, прибывшие в Москву в поисках убежища и не получив­шие статус беженцев;

  • транзитные мигранты с просроченными визами, въехавшие в Россию легально с конкретной целью проследовать в другие страны;

  • иностранные граждане, включая граждан стран СНГ, обучав­шиеся ранее в учебных заведениях Москвы и после завершения учебы не пожелавшие вернуться на родину в Силу различных об­стоятельств;

  • иностранные граждане, включая граждан СНГ, не прошедшие на российской территории в установленные законодательством сроки регистрацию по месту жительства или пребывания;

  • иностранцы, включая граждан СНГ, работающие с нарушением уста­новленных российским законодательством правил занятости, в том, числе работающие по межгосударственным соглашениям и контрак­там, срок действия которых уже истек1.

Целью данного исследования стало изучение проблем, связанных с пребыванием международных мигрантов – граждан Республики Молдова (РМ) на территории России .

В нём мы попытались тематически охватить следующие вопросы:

  • анализ нормативно-правовой базы, регулирующей жизнедеятельность иностранных граждан на территории России;

  • диагностика миграционных настроений граждан Молдовы и выявление в их структуре ориентаций на Россию;

  • мотивация приезда в Россию в корреляции с ценностными ориентациями, жизненными стратегиями, демографическими и социально-статусными характеристиками мигрантов;

  • причины нелегальной миграция из Молдовы;

  • основные виды деятельности мигрантов из Молдовы;

  • проблемы личной безопасности, правовой и социальной защищенности, справедливой оплаты труда, быта, языкового барьера;

  • социальной адаптации;

  • фиксация и измерение молдавского сегмента в структуре рынка труда Москвы и Московской области;

  • отношение россиян к мигрантам из Молдовы;

  • формирование социального портрета типичного молдованина-мигранта;

  • влияние мирового финансового кризиса на миграцию граждан Молдовы в Россию.

Исследование проводилось в Москве и Московской области, как регионах сосредоточения молдавских мигрантов в России (до75%).

Обследование представляло собой следующую подсистему сбора информации:

  • Анализ официальных данных, характеризующих ситуацию с пребы­ванием молдавских мигрантов в Москве.

  • Анализ нормативно-правовых документов, регулирующих жизнедея­тельность молдавских мигрантов в Москве.

  • Экспертный опрос.

  • Опрос москвичей и жителей Подмосковья на предмет отношения их к мигрантам из Молдовы.

  • Опрос молдавских мигрантов.


Анализ миграционного законодательства России и Молдовы

С 15 января 2007 года в РФ вступило в силу новое миграционное законодательство, которое придало миграционной политике России более либеральный характер. Значительно упростились правила регистрации иностранных мигрантов и выдачи им разрешений на работу.

Началом новой либеральной миграционной политики стали законодательные акты, принятые 18 июля 2006 года, а именно новый Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (№109-ФЗ) и закон «О правовом положении иностранных граждан (№110-ФЗ)», принятый в новой редакции. Можно сказать, что новое законодательство кардинальным образом изменило подход к регулированию миграции, который теперь базируется на принципе предоставления мигрантам большей свободы передвижения, достигаемой с помощью упрощения процедуры регистрации и трудоустройства, созданы условия для беспрепятственного правого оформления прибывающих на территорию России.

Изменения коснулись в первую очередь регистрации по месту пребывания, т.е. мигрантов, прибывающих на территорию России на короткий срок. Разрешительная регистрация по месту пребывания заменена уведомительным миграционным учетом. Теперь, чтобы встать на учет, мигранту достаточно представить принимающей стороне только паспорт и миграционную карту с отметкой о въезде в страну. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления. При этом уведомление теперь можно сдать не только в милицию, но и отправить по почте в местное управление миграционной службы.

В качестве принимающей стороны может теперь выступать не только арендодатель, но и работодатель, посредническая или другая организация. До максимума сокращен перечень требуемых для постановки на учет документов.

При заключении мигрантом трудового договора, повторным уведомлением его пребывание может быть продлено до 12 месяцев, а затем – новым повтором – еще на 12 месяцев.

Изменен и порядок получения разрешения на работу. Если ранее разрешение на наем иностранной рабочей силы выдавалось работодателю, что ставило мигрантов в зависимое положение от него и провоцировало развитие внеправовых практик найма, то с введением нового миграционного законодательства, разрешение на работу выдается лично мигранту. Таким образом, мигранты получили право свободного поиска и смены работы, а работодатель – свободного найма иностранного гражданина, имеющего разрешение на работу. Законом определен 10- дневный срок выдачи разрешений на работу.

Упрошенный порядок получения разрешений на работу распространяется лишь на трудовых мигрантов из безвизовых стран, то есть стран СНГ, которые составляют подавляющее большинство иностранной рабочей силы в России. Это преимущества перед мигрантами из других стран заключаются в упрощенных процедурах получения разрешений на работу и разрешений на временное проживание (до 3-лет). Кроме этого, работодатели, нанимающие временных мигрантов из этих стран, освобождены от необходимости получать разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Новое миграционное законодательство повышает ответственность самих мигрантов за незаконное пребывание и трудоустройство в России. Возросли размеры административных штрафов за незаконное пребывание и трудоустройство. Они стали составлять от одной до пяти тысяч рублей. Еще больше повышена административная ответственность тех, кто будет способствовать нарушению мигрантами правил. Установленных законодательством, либо препятствовать им в выполнении этих правил.

Квотированный прядок выдачи разрешений на работу сохранен, но требования к квотированию расширены. Теперь квоты должны устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации мигрантов, страны их происхождения, а также по регионам России. При этом квоты не распространяются на квалифицированных специалистов, трудоустроившихся по своей специальности.

В миграционной политике Молдовы современный этап регулирования миграционных процессов можно отнести к маю 2006 года, когда началось проведение институциональной реформы, тесное сотрудничество с Евросоюзом и активное противодействие нелегальной, в том числе транзитной, миграции.

Нормативно - правовая база регулирования миграции представлена Концепцией миграционной политики Молдовы, законом «О миграции», законом «О гражданстве», законом «О въезде и выезде в республику Молдова», законом «О правом статусе иностранных граждан и апатридов в Республике Молдова», законом «О статусе беженцев» и законом «О предупреждении и противодействии торговле людьми». В стране имеется нормативная база в области менеджмента миграции, включающая: программу деятельности правительства на 2005-2009 гг. «Модернизация страны – благосостояние народа», Национальный план мер в области миграции и убежища, Национальный план предупреждения и противодействия торговле людьми на 2008-2009 гг., Программу мер по поддержке выходцев из Республики Молдова, проживающих за рубежом (молдавской диаспоры) на 2006-2009 гг. и др.

Отношения Молдовы с ЕС являются ключевым фактором в опросах миграции на современном этапе. Эти отношения строятся на основе договора о партнерстве и сотрудничестве и плане действий Молдова –ЕС. Последний документ предусматривает гармонизацию национального законодательства республики Молдова с европейскими нормами. Так подписано совместная декларация ЕС и Молдовы о партнерстве в вопросах мобильности, направленная на совершенствование управления миграционными процессами.