uzluga.ru
добавить свой файл
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя обще образовательная школа № 34


Проект «Праведники» Н. С. Лескова на страницах рассказов «Старый гений» и

«Однодум».


Выполнила: учащаяся 8 «Б» класса

Зотова Серафима Максимовна.

Проверила: Шайхудинова А. Н.


Сургут, 2011г.

Оглавление

Введение

Глава 1. «Значение слова «Праведник»………………………………………………… 1 стр.

Глава 2. «Знакомство с биографией Н. С. Лескова»………………………………. 2 стр.

Глава 3. «Цикл «Праведники». История создания»……………………………… 3 стр.

Глава 4. «Анализ рассказов Н. С. Лескова «Однодум» и «Старый гений»: Нахождение ответов на поставленные нами цели и задачи……………………………………… 4 стр.

Глава 5. Экономический расчет проекта……………………………………………….. 5 стр.

Заключение ……………………………………………………………………………………………. 6 стр.

Использованные ресурсы ……………………………………………………………………… 7 стр.


Введение

Нам часто приходиться в жизни сталкиваться с несправедливостью, жестокостью.… И мы задумываемся, почему люди бывают такими жестокими, бесчестными? Пытаясь найти ответы на эти мучительные вопросы, я обратилась к жизни и творчеству Н.С. Лескова тем более 04.02.11. исполниться 180 лет со дня его рождения. Как писал о нем поэт Игорь Северянин: «…Есть ли, кто деликатней, чем любовным вниманием воскрешённый Лесков? Независимый, гневный, надпартийный, прямой. Потому-то любое разукрасят жилище, эти книги премудрости вечной самой…»

«Книги премудрости вечной самой»…, которые помогают нам «задуматься о самих себе», о духовности нашей. На страницах повести Н.С. Лескова мир предстает как спор о жизни, как постижение истины, как размышление о нравственных и философских проблемах. Размышляя в этом диалоге, будим учиться видеть проблемы жизни и находить пути к их решению.

Цель нашего проекта:

- Познакомить учащихся с «Праведниками» Н. С. Лескова на примере рассказов «Старый гений» и «Однодум», помочь сверстникам в поиске ответов на вечные вопросы: «Кто я?» «Зачем я живу?»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать рассказы Н.С. Лескова «Старый гений» и «Однодум»

-раскрыть значение слова «Праведник»

- найти в произведениях Н. С. Лескова созвучия нашим сегодняшним мыслям о смысле жизни.

- Познакомить учащихся с биографией Н.С. Лескова, чтобы понять на примере его жизни как правильно, «праведно» жить.

-создать слайды.

- рассчитать экономическую составляющую проекта.

- подготовить презентацию.


Глава 1.

Значение слова «Праведник»

И так. Каково же значение слова «Праведник»? Обратимся к словарю Ожегова. Слово имеет два значения:

  1. Уверующий, человек, который живёт праведной (благочестивой соответствующей религиозным правилам) жизнью.

  2. Человек, не чем не погрешающий против правил нравственности, жизнь которого основана на правде.

В произведениях Н.С. Лескова слово «праведник» объединяет в себе оба значения. Лесков считал, что « Бодрый, мужественный пример часто служит ослабевающим и изнемогающим в житейской борьбе. Воодушевить угнетённого человека, сообщив его душе бодрость – почти во всех случаях – значит спасти его.


Глава 2.

Биография Н.С. Лескова.

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789 – 1848), выходец из духовной среды, по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в орловскую палату, где дослужился до чинов, давших право на потомственное дворянство, и по свидетельству современников, приобрел репутацию проницательного следователя, способного распутать сложные дела. Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) была дочерью обеднёвшего морского дворянина. Одна из её сестер была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая – за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях. Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальником, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья – супруги, трое сыновей и две дочери – переехала в село Панино (Панин хутор) неподалеку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его знакомство с народным языком.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Н. С. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. Проводя аналогию с Н.А. Некрасовым, Б. Бухштаб предполагает: «В обоих случаях, очевидно, действовали – с одной стороны, безнадзорность, с другой – отвращение к зубрёшке, к рутине и мертвечине тогдашних казённых учебных заведений при жадном интересе к жизни и ярком темпераменте».

В июле 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение

по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению – перемещение в штаб Киевской казенной палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В 1857 года Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое ( по его словам) пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие – либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. «…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я видел и жил легко», - позже вспоминал Н.С. Лесков.

В этот период (до 1860 года) он жил с семьей в селе Райском Городищенского уезда Пензенской губернии.

Глава 3.

История создания цикла «Праведники»

История создания цикла «Праведники» интересна и даже кажется немного
«мифической». Однажды Н. С. Лескова обвинили в том, что он во всех соотечественниках видит лишь одни гадости и мерзости. Тогда писатель дал обет: найти среди «грешных» мира сего кристально чистого человека, праведника, показать величие души.

И стал Лесков «искать праведных» по всей земле русской: в столицах и в глуши, в преданьях старинных и газетных сводках, среди разных сословий и укладов. И нашёл их

-Бескорыстных чудаков и мастеров-самоучек, мучеников и страдальцев, человеколюбцев и философов…

В цикл вошли такие известные произведения Лескова как «Очарованный странник», «Левша», «Кадетский монастырь» и др. Но мы раскроем тему о других двух произведениях Н.С. Лескова «Старый гений» и «Однодум».


Глава 4.

«Старый гений» и «Однодум»

Вот два героя, два «праведника» «Старый гений» и «Однодум». Один бескорыстный чиновник низшего ранга, другой никогда не бравший взяток городничий. За что они получили сваи «прозвища»? Что делает их «праведными»? И какова их роль в произведении? Попробуем ответить на эти вопросы.

В рассказе «Старый гений» говориться о человеке, чья изобретательность помогла бедной, беззащитной старушке. Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой остались бы без крова, если бы не этот человек. Великосветский наглец обманом взял взаймы у пожилой женщины крупную сумму денег, которые обещал вернуть по приезду в Петербург. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, почти не показывается в этом произведении. Лесков практически ничего о нем не говорит, не приводит каких-либо подробностей, касающихся его жизни. Но, тем не менее, он является главным героем в произведении. Бедный чиновник получил своё «прозвище» за невероятную находчивость и умение распутывать самые безнадёжные дела.

Что же о «Однодуме»?

В повести «Однодум» говориться об Александре Рыжове, который воистину вел праведную жизнь. Уже в 14 лет считал грехом, есть материнский хлеб и сам зарабатывал себе на жизнь. Позже поступил в пешую почту, а уж потом и в городничие. Был он самым честным и бескорыстным городничим. Не имел ли Рыжов общей многим самоучкам слабости считать себя умнее всех? Умнее – это неизвестно, но он не был горд, и своих верований и взглядов он никому никогда не навязывал и даже не сообщал, а только вписывал в большую тетрадь с синими листами под одной обложкой с многозначительным названием «Однодум». Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги он получил прозвище Однодум, которое прикрепилось к нему до конца жизни. «Предсказания» внесённые им в свой «Однодум» сбывались, за что Новый Костромской губернатор С.С. Ланской наградил его Владимирским крестом, дарующий дворянство.

«Праведники»? Являлись ли они «праведниками»? Ответ: да. Несомненно, эти люди были «праведны» и в делах своих и в мыслях они были чисты. Они оба искали и находили свою истину, и души их были непоколебимо сильны. Два добрых, бескорыстных человека, два честных, справедливых «праведника» Лескова. Лесков искал «кристально чистых» людей, и он их нашел. Он искал их не только для себя, нет, он искал их для нас! Для того чтобы показать всю красоту русской души, чтобы показать что есть на свете люди способные быть честными и творить добро. Сумел ли он убедить нас в этом? Я считаю что да. Лесковские «праведники» доказали нам это.

Жизнь коротка. Мы все хотим быть счастливыми. Но что для этого нужно? Конечно, это каждый сам решает для себя, но самое главное не творить зло. «Не греши – жалей душу свою» Все возвращается : и добро, и зло, а грех – «себя вовеки не прощает».

Глава 5.

Экономический расчет проекта.

Экономическую составляющую проекта мы подсчитали по формуле А+В= С, где

А – стоимость распечатки листов = 5х15 = 75

Б – стоимость папки = 45

С – стоимость выполненной работы составляет 120 руб.


Заключение.

Поставленной цели «Познакомить учащихся с праведниками Н.С. Лескова на примере рассказов «Старый гений» и «Однодум», помочь сверстникам в поиске ответов на вопросы «Кто я?» «Зачем я живу?» мы достигли. Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи.

- Проанализировали и составили вывод по рассказам Н. С. Лескова «Старый гений» и «Однодум».

- Из всего прочитанного и найденного нами выбрали подходящий к нашей теме материал.

- Раскрыли значение слова «Праведник»

- Познакомили учащихся с биографией Н.С. Лескова.

- Подготовили презентацию.

Также мы рассчитали экономическую составляющую проекта. Для выступления была подготовлена презентация.


Использованные ресурсы.

http://www.Wikipedia.org/wiki/Лесков

http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/leskov.html