uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3

Утверждаю



Ректор УрГПУ

Б.М. Игошев


ПОЛОЖЕНИЕ о вступительных испытаниях

по музыке в 2012 году


I. По направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование», для абитуриентов, имеющих среднее профильное профессиональное образование и поступающих на сокращенный срок обучения.


Вступительное испытание по музыке проводится в форме комплексного эк­замена, включающего два обязательных раздела:

1) исполнение программы на музыкальном инструменте: фортепиано, баян, аккордеон, духовые и струнно-смычковые инструменты, гитара, домра, балалайка;

2) исполнение программы по вокалу.

Требования к содержанию и критерии оценивания двух обязательных разделов комплексного экзамена различны. Суммарное количество баллов комплексного экзамена является суммой баллов, полученной в двух разделах. Максимальная оценка вступительного испытания по музыке составляет 100 баллов (50 баллов - за исполнение программы на музыкальном инструменте, 50 баллов за исполнение вокальных произведений).


Музыкальный инструмент

Абитуриент должен исполнить программу, состоящую из трех произведе­ний: полифонии, крупной формы и пьесы.

Примерный уровень сложности программы для абитуриентов, имеющих профильное среднее профессиональное образование:

- полифония: И.С. Бах. Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клави­ра», Французские или Английские сюиты (номера по выбору); Д. Шостакович, Р. Щедрин. Прелюдии и фуги (по выбору);

- крупная форма: И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Э. Григ - части сонат, концертов; вариации русских и зарубежных композиторов;

- пьеса: П. Чайковский. «Времена года»; С. Рахманинов «Прелюдии», «Музы­кальные моменты»; Ф. Шопен «Этюды», «Ноктюрны», «Прелюдии»; Р. Шуман «Фантастические пьесы»; К. Дебюсси «Прелюдии».

Примерный уровень сложности программы для абитуриентов, имеющих предпрофессионалъную подготовку:

- полифония: И.С. Бах. Трехголосные инвенции, Французские сюиты (номера по выбору), Маленькие органные прелюдии и фуги (обр. Д. Кабалевского); Н. Мяс­ковский, М. Глинка. Фуги (по выбору).

- крупная форма: И. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, М. Клементи - сонатины, первые части легких сонат; Н. Раков, Ю. Полунин - вариации;

- пьесы: Ф. Мендельсон «Песни без слов»; Э. Григ «Поэтические картинки»; А. Скрябин «Прелюдии» оп. 11; С. Рахманинов «Мелодия»; Д. Фильд «Ноктюр­ны»; Д. Кабалевский, Д. Шостакович «Прелюдии».

Программа исполняется наизусть.


Критерии оценивания


50 (пятьдесят) баллов: яркое и убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произ­ведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эстрадной выдержки, артистизм;

45 (сорок пять) баллов: убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эст­радной выдержки;

40 (сорок) баллов: достаточно убедительное раскрытие художественного образа исполняемых про­изведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эстрадной выдержки;

35 (тридцать пять) баллов: достаточно убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произведений, высокий уровень технического развития в целом, наличие незначительных недочетов, имеющих частный характер по отношению к целостной художественной форме, законченная отделка деталей исполнения;

30 (тридцать) баллов: достаточно выразительное воплощение композиторского замысла в исполняе­мых произведениях, в целом адекватный выбор исполнительских средств, нали­чие частных недочетов, не искажающих художественную идею произведений, уверенное исполнение нотного текста наизусть;

25 (двадцать пять) баллов: недостаточно выразительное воплощение композиторского замысла в испол­няемых произведениях, средний уровень владения исполнительскими приемами, наличие некоторых недочетов, не искажающих художественную идею произведения, незначительные погрешности в исполнении нотного текста наизусть;

20 (двадцать) баллов: маловыразительное исполнение, передающее художественный замысел в ос­новных чертах, отличающееся непродуманностью, неуверенностью; недостаточный уровень технического развития в целом, проблемы слухового самоконтроля, эстрадная нестабильность;

15 (пятнадцать) баллов: невыразительное исполнение, отличающееся технической и ритмической не­стабильностью, неадекватный выбор исполнительских средств, многочисленные ошибки в нотном тексте; проблемы слухового самоконтроля, отсутствие эстрадной выдержки;

10 (десять) баллов: исполнение, искажающее авторский текст и замысел, неадекватный выбор ис­полнительских средств, многочисленные технические затруднения, отсутствие слухового самоконтроля, эстрадной выдержки; незнание нотного текста наи­зусть;

5 (пять) баллов: несоответствие исполняемой программы репертуарным требованиям, негра­мотная расшифровка нотного текста; незнание нотного текста наизусть.


Вокал


Исполнить наизусть два вокальных произведения - романс (арию) в сопро­вождении концертмейстера и народную песню a capella.


Критерии оценивания


50 (пятьдесят) баллов: яркое и убедительное исполнение программы, свободное владение голосом в звуковысотном рабочем диапазоне 1,5 октавы и навыками правильного певческо­го дыхания; непринужденное округлое звукообразование в высокой певческой позиции; свободная артикуляция; ясная, четкая дикция; точное интонирование; наличие яркой тембровой окраски голоса; эстрадная выдержка, артистизм;

45 (сорок пять) баллов: убедительное исполнение программы, свободное владение голосом в звуковы­сотном рабочем диапазоне 1,5 октавы и навыками правильного певческого дыха­ния; непринужденное округлое звукообразование в высокой певческой позиции; свободная артикуляция; ясная, четкая дикция; точное интонирование; наличие яркой тембровой окраски голоса; эстрадная выдержка;

40 (сорок) баллов: выразительное, грамотное исполнение программы; свободное владение голо­сом в звуковысотном рабочем диапазоне 1,5 октавы и навыками правильного певческого дыхания; непринужденное округлое звукообразование в высокой певческой позиции; свободная артикуляция; ясная, четкая дикция; точное инто­нирование; наличие яркой тембровой окраски голоса; эстрадная выдержка;

35 (тридцать пять) баллов: выразительное пение, грамотное исполнение программы; достаточно свобод­ное владение голосом в звуковысотном диапазоне 1,5 октавы и навыками пра­вильного певческого дыхания; достаточно свободное и непринужденное звуко­образование в высокой певческой позиции; свободная артикуляция; четкая дик­ция; точное интонирование; наличие яркой тембровой окраски голоса;

30 (тридцать) баллов: достаточно выразительное, грамотное исполнение программы; владение голо­сом в звуковом диапазоне 1,5 октавы с некоторыми недостатками в звукообразо­вании; ясная и четкая дикция; точное интонировании; наличие тембровой окра­ски (допустимо подсипывание, вследствие временного нездоровья);

25 (двадцать пять) баллов: недостаточно выразительное исполнение программы; владение голосом в зву­ковысотном диапазоне 1,5 октавы с недостатками в звукообразовании; не всегда ясная и четкая дикция; неточное интонирование; наличие тембровой окраски (сип, наличие носового звучания);

20 (двадцать) баллов: маловыразительное, но грамотное исполнение программы; владение голосом в звуковысотном диапазоне 1,5 октавы с недостатками в звукообразовании; вялая дикция, дефекты произношения; неточное интонирование, неяркая тембровая окраска с различными призвуками (сип, носовое, горловое звучание); отсутствие опоры, короткое дыхание; отсутствие высокой позиции на всем диапазоне, реги­стровая неровность голоса, отсутствие грудного или головного резонирования;

15 (пятнадцать) баллов: недостаточно выразительное исполнение программы; ограниченный диапазон голоса; вялая дикция, дефекты произношения; неточное интонирование; неяркая тембровая окраска голоса с различными призвуками (сип, носовое, горловое зву­чание);

10 (десять) баллов: невыразительное, безграмотное исполнение программы; ограниченный диапа­зон голоса; вялая дикция, дефекты произношения; фальшивая интонация; туск­лая тембровая окраска голоса при наличии различных призвуков; зажатость мышц артикуляционного аппарата; регистровая неровность голоса на всем диа­пазоне;

5 (пять) баллов: полное отсутствие данных к вокальному обучению, невыполнение экзамена­ционных требований.


По направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Музыкальное образование», для абитуриентов поступающих на полный срок обучения.


Вступительное испытание по музыке проводится в форме комплексного экзамена, включающего два обязательных раздела:

1) исполнение одного музыкального произведения наизусть на любом музыкальном инструменте (по выбору абитуриента) или голосом;

2) проверка уровня знаний, умений, навыков по теории музыки и сольфеджио или элементарной теории музыки.

Требования к содержанию и критериям оценивания двух обязательных разделов комплексного экзамена различны. Суммарное количество баллов комплексного экзамена состоит из суммы баллов двух разделов. Максимальная оцен­ка вступительного испытания по музыке составляет 100 баллов (50 баллов — за исполнение музыкального произведения, 50 баллов - за уровень знаний, умений, навыков в области сольфеджио и теории музыки).


Критерии оценивания исполнения музыкального произведения


50 (пятьдесят) баллов:

яркое и убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произ­ведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эстрадной выдержки, артистизм;

артистизм, ярко выраженная эмоциональная отзывчивость на музыку; высокий уровень развития звуковысотного слуха, метроритма; свободное владение голосом, навыками певческого дыхания; четкая дикция; точное интонирование;

45 (сорок пять) баллов:

убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эст­радной выдержки;

ярко выраженная эмоциональная отзывчивость на музыку; высокий уровень развития звуковысотного слуха, метроритма; достаточно свободное владение голосов, навыками певческого дыхания; четкая дикция; чистое интонирование;

40 (сорок) баллов:

достаточно убедительное раскрытие художественного образа исполняемых про­изведений, высокий технический уровень воплощения исполнительского замысла, охват формы в сочетании с законченной отделкой деталей исполнения, наличие эстрадной выдержки;

эмоциональная отзывчивость на музыку; высокий уровень развития звуковысотного слуха, метроритма; владение голосом в рабочем диапазоне, навыками певческого дыхания; четкая дикция; точное интонирование, незначительные недостатки в звукообразовании (вследствие временного нездоровья);

35 (тридцать пять) баллов:

достаточно убедительное раскрытие художественного образа исполняемых произведений, высокий уровень технического развития в целом, наличие незначительных недочетов, имеющих частный характер по отношению к целостной художественной форме, законченная отделка деталей исполнения;

неярко выраженная эмоциональная отзывчивость на музыку; высокий уровень развития звуковысотного слуха, метроритма; владение голосом в рабочем диапазоне, навыками певческого дыхания; четкая дикция; точное интонирование, четкая дикция; незначительные недостатки в звукообразовании;

30 (тридцать) баллов:

достаточно выразительное воплощение композиторского замысла в исполняе­мых произведениях, в целом адекватный выбор исполнительских средств, нали­чие частных недочетов, не искажающих художественную идею произведений, уверенное исполнение нотного текста наизусть;

слабо выраженная эмоциональная отзывчивость на музыку; средний уровень развития звуковысотного слуха, метроритма: выполнение предложенных заданий с некоторыми ошибками; владение голосом в рабочем диапазоне; неточное интонирование, четкая дикция; недостатки в звукообразовании;

25 (двадцать пять) баллов:

недостаточно выразительное воплощение композиторского замысла в испол­няемых произведениях, средний уровень владения исполнительскими приемами, наличие некоторых недочетов, не искажающих художественную идею произведения, незначительные погрешности в исполнении нотного текста наизусть;

отсутствие эмоциональной отзывчивости на музыку; средний уровень развития звуковысотного слуха, метроритма: выполнение предложенных заданий с некоторыми ошибками; недостаточное владение голосом в рабочем диапазоне; неточное интонирование, вялая дикция, недостатки в звукообразовании;

20 (двадцать) баллов:

маловыразительное исполнение, передающее художественный замысел в ос­новных чертах, отличающееся непродуманностью, неуверенностью; недостаточный уровень технического развития в целом, проблемы слухового самоконтроля, эстрадная нестабильность;

отсутствие эмоциональной отзывчивости на музыку; низкий уровень развития звуковысотного слуха, метроритма: выполнение предложенных заданий с многочисленными ошибками; недостаточное владение голосом в рабочем диапазоне; фальшивая интонация, вялая дикция, недостатки в звукообразовании;

15 (пятнадцать) баллов:

невыразительное исполнение, отличающееся технической и ритмической не­стабильностью, неадекватный выбор исполнительских средств, многочисленные ошибки в нотном тексте; проблемы слухового самоконтроля, отсутствие эстрадной выдержки;

отсутствие эмоциональной отзывчивости на музыку; низкий уровень развития музыкальных способностей: звуковысотного слуха, метроритма; наличие ритмических ошибок; не владение голосом в рабочем диапазоне; фальшивая интонация, вялая дикция, дефекты в произношении; недостатки в звукообразовании;

10 (десять) баллов:

исполнение, искажающее авторский текст и замысел, неадекватный выбор ис­полнительских средств, многочисленные технические затруднения, отсутствие слухового самоконтроля, эстрадной выдержки; незнание нотного текста наи­зусть;

отсутствие эмоциональной отзывчивости на музыку; низкий уровень развития музыкальных способностей: звуковысотного слуха, метроритма; наличие многочисленных ритмических ошибок; не владение голосом в рабочем диапазоне; фальшивая интонация, вялая дикция, дефекты в произношении; недостатки в звукообразовании;

5 (пять) баллов:

несоответствие исполняемой программы репертуарным требованиям, негра­мотная расшифровка нотного текста; незнание нотного текста наизусть.

низкий уровень развития музыкальных способностей: звуковысотного слуха, метроритма; не владение голосом в рабочем диапазоне; фальшивая интонация, вялая дикция, дефекты в произношении и в звукообразовании, зажатость мышц артикуляционного аппарата.


Критерии оценивания знаний по теории музыки и сольфеджио


50 (пятьдесят) баллов: высокий уровень знаний и умений в области теории музыки: грамотное определение структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; сво­бодное ориентирование в музыкальных жанрах, направлениях, стилях, эрудиция;

45 (сорок пять) баллов: высокий уровень знаний и умений в области теории музыки: грамотное определение структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; грамотное ориентирование в основных художественных направлениях, музыкальных жанрах, стилях;

40 (сорок) баллов: достаточно высокий уровень знаний, умений в области теории музыки: грамотное определение структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; незначительные затруднения при ответе; ориентирование в музыкальных жанрах, направлениях, стилях;

35 (тридцать пять) баллов: достаточный уровень знаний, умений в области теории музыки: грамотное определение структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; отдельные погрешности в их определении; наличие общих представлений о художественных, музыкальных направлениях, жанрах, стилях;

30 (тридцать) баллов: средний уровень знаний, умений в области теории музыки: неточное опреде­ление структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; недостаточная ориентированность в музыкальных жанрах, направлениях, стилях;

25 (двадцать пять) баллов: средний уровень знаний, умений в области теории музыки: неточное определение структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; слабая ориентированность в музыкальных жанрах, направлениях, стилях;

20 (двадцать) баллов: низкий уровень знаний, умений в области теории музыки: многочисленные ошибки в определении структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; наличие некоторых представлений о музыкальных жанрах, направлениях, стилях;

15 (пятнадцать) баллов: низкий уровень знаний, умений в области теории музыки: многочисленные ошибки в определении структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; наличие незначительных представлений о музыкальных жанрах, направлениях, стилях;

10 (десять) баллов: низкий уровень знаний, умений в области теории музыки: многочисленные ошибки в определении структуры аккордов, типов мелодических оборотов, отклонений; незнание музыкальных жанров, направлений, стилей;

5 (пять) баллов: искаженные представления в области теории музыки; невыполнение экзаменационных требований; незнание музыкальных жанров, направлений, стилей.



следующая страница >>