uzluga.ru | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.00. ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНЫХ ШКОЛ 1. Цель и задачи дисциплины Курс «История вокальных школ» является дисциплиной важной в системе подготовки педагога-музыканта. Данный курс формирует у студентов установку на осознание музыкального исторического процесса как целостного явления , в основе которого лежит смена исследовательских систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов. Цель дисциплины: оснащение педагогов-музыкантов знаниями в области вокального искусства, вооружение студентов знаниями основных принципов вокальной методики и теории вокального искусства, способами анализа различных точек зрения на природу вокального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания и музыкального образования. Задачи курса: формирование у студентов - знаний о периодизации развития музыкальной культуры Европы и России; - взглядов на различные точки зрения о природе вокального искусства; - знаний в области методики преподавания вокала в Западной Европе; - знаний в области преподавания уроков пения в русской вокальной школе; - правильного понимания точек зрения различных школ и выделение главного. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины По завершении изучения дисциплины студенты должны знать:
По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины Развитие западноевропейской музыкальной культуры. Роль католической церкви в образовании певческих школ при соборах. Григорианское пение — основа католического богослужения. Обучение пению мальчиков при церквах. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта. Гвидо из Ареццо — реформатор Невминой нотации. Хоровая культура эпохи Средневековья. Взаимосвязь трех направлений (народного, религиозного, светского) в музыкальной культуре средних веков. Хоровая музыка эпохи Возрождения. Трактаты по искусству пения педагогов-итальянцев (Царлино, Каччини, Дуранте, Преториус, Този, Манчини). Школы пения в Италии. Западноевропейские школы пения в 17-18 веках. Вокальные школы Западной Европы в 19 веке. Трактаты педагогов-вокалистов (теоретиков пения). Становление русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в культурной жизни России. Христианское богослужебное пение. Развитие церковно-певческого искусства на Руси. Обучение пению в духовных академиях, Придворной певческой капелле. Русская вокально-хоровая школа. Вокально-хоровое обучение в России в 19 — начале 20 века. Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению. Обзор современного хорового и вокального исполнительства. Знаменитые мастера вокального искусства. Манера исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Развитие западноевропейской музыкальной культуры Роль католической церкви в появлении певческих школ при церквах. григорианские песнопения и обучение мальчиков в школах при церквах. Григорианское пение- основной вид пения в католической церкви. Невмина нотация. Богослужение в католической церкви. Месса. Антигригорианские явления. Стиль исполнения григорианских мелодий. Строение григорианской мелодии (напева). Методика обучения пению григорианских песнопений. Тема 2. Реформа Невминой нотации Гвидо Аретинский — реформатор Невминой нотации. Устные и письменные традиции в передаче музыкального опыта. Обучение пению мальчиков в 10-13 веках. Новые техники письма (органум, дискант). Хоровое исполнительство в раннем средневековье, его сравнение с певческой культурой Античности. Тема 3. Хоровая культура эпохи Средневековья Взаимосвязь трех направлений в музыке (народного, религиозного, светского). Особенности напевов григорианских песнопений в Средневековье. Месса. Мотет. Кондукт. Методика обучения хоровому пению мальчиков при церквах. Стиль исполнения и вокальные навыки при обучении пению. Тема 4. Хоровая музыка эпохи Возрождения Хоровая музыка эпохи Возрождения. Полифония строгого письма. Дж. Палестрина. Обучение пению мальчиков. Новые жанры. Мадригал. Городские светские жанры 15-16 веков. Стиль исполнения. Роль полифонии при обучении пению. Трактаты Дж. Царлино, Л. Цаккони, Дж. Каччини, О. Дуранте, М. Преториуса. Мастера староитальянской школы (П. Този, Дж. Манчини). Итальянские вокальные школы как учреждения для подготовки кадров для оперной сцены. Методические указания по обучению пению. Тема 5. Западноевропейские школы пения 17-18 веков Западноевропейские школы пения в 17-18 веках. Вокальные школы в 19 веке. Трактаты педагогов-вокалистов. Методические установки и принципы работы по обучению пению. Теоретики пения. Музыкально-эстетические воззрения теоретиков на музыку и на вокальное искусство , в частности. Выдающиеся мастера вокального искусства. Творчество. Биографии. Анализ эволюции стиля и манеры пения вокальных произведений. Тема 6. Становление русской вокально-хоровой школы Становление русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в культурной жизни России. Развитие христианской музыкальной культуры. Начало христианского богослужебного пения. Церковное пение в 1-10 веках. Становление русской хоровой культуры. Основы методики обучения древнерусскому певческому искусству. Тема 7. Развитие церковно-певческого искусства на Руси Певческое искусство Киевской Руси. Певческое искусство Московской Руси. Новгородская школа пения. Знаменное пение. Система осмогласия. Устные и письменные традиции в передаче музыкального опыта. Зарождение многоголосого пения. Строчное пение. Партесный стиль. Музыкально-теоретические работы. Обучение пению в духовных академиях, придворной певческой капелле, синодальном хоре. Стиль и манера исполнения знаменных распевов. Тема 8. Русская вокально-хоровая школа Вокально-хоровое обучение в России конца 19 — начала 20 века. Методика обучения пению в различных церковных заведениях 19 века (Петербургская школа, синодальный хор, БМШ, хор РМО, хоры в драматических театрах, хоры двух оперных театров России). Работа музыкантов в учебных заведениях 19 века (Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Варламов, П. Чесноков, А. Никольский, А. Кастальский). Учебные пособия по пению М.И. Глинки и А. Варламова. Значение творчества П. Чеснокова, Никольского в развитии церковного многоголосного пения (концертов) в конце 19 века. Синодальное училище как заведение для подготовки профессиональных кадров. Методика работы с хорами Данилина Н.М., Климова М.Г., Свешникова А.В. Тема 9. Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению Обзор современного хорового и вокального исполнительства. Список литературы (методических пособий, научных трудов) начала 20 века. Знаменитые хоры и учебные заведения России 19-21 веков. Западная вокальная школа в России в 21 веке (обучение певцов по западному типу вокализирования. Русская вокальная школа в России (обучение певцов в исконно русских певческих традициях). Тема 10. Знаменитые мастера вокального искусства Федор Шаляпин. Антонина Нежданова. Максимова. Ирина Архипова. Борисова. Тамара Милашкина. Георгий Нэлепп. Владимир Атлантов. Иван Козловский. Сергей Лемешев. Георг Отс. Виктор Мазурок. Алексей Масленников. Зара Долуханова. Павел Лисициан. Александр Вертинский. Евгений Нестеренко. Николай Басков. Борис Штоколов. Александр Ведерников. Биографии. Роли в операх и на концертной эстраде. Манера исполнения. Индивидуальный стиль прочтения музыкальных произведений. Особенности вокальных данных. Значение их творчества. Тема 11. Манера исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений Научные исследования в области вокально-хорового обучения. Список литературы по обучению пению. Методические установки и принципы работы в классе по вокалу с учащимися. Охрана детского голоса. Правила ведения уроков по вокалу. Практические (семинарские) занятия Семинар 1. Темы 1,2,3.
Семинар 2. Темы 4,5.
Семинар 3. Тема 6.7.
Семинар 4. Тема 8,9,10.
5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Компоненты учебно-методического комплекса, как основное средство обучения. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, музыкального инструмента, репродукций портретов и фотографий выдающихся деятелей музыкального образования. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Данный курс направлен на выявление: 1) стилистики и манеры исполнения различных жанров разных эпох, направлений и стилей. Акцент на занятиях следует перемещать не на общественно-историческую обстановку в странах, а опираться на научные трактаты, которые описывали то, как должен звучать человеческий голос, что он может передавать и как им пользоваться; 2) изучая труды педагогов-вокалистов следует сравнивать их друг с другом, тем самым получая сравнительный анализ различных подходов к вопросу о вокальном искусстве Это поможет усвоению материала и придаст занятиям аналитическую составляющую процесса обучения студентов. Лекции сопровождаются музыкальным материалом, который раскрывает стиль и манеру исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений. На практических занятиях рекомендуется знакомить студентов с творчеством выдающихся мастеров вокального искусства (как зарубежных, так и отечественных). 8.2. Методические указания для студентов Примерный перечень тем рефератов
Примерный перечень вопросов к зачету
Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству». |