uzluga.ru
добавить свой файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.00. ИСТОРИЯ ВОКАЛЬНЫХ ШКОЛ


1. Цель и задачи дисциплины


Курс «История вокальных школ» является дисциплиной важной в системе подготовки педагога-музыканта. Данный курс формирует у студентов установку на осознание музыкального исторического процесса как целостного явления , в основе которого лежит смена исследовательских систем мышления, проявляющаяся в смене художественных стилей и методов.

Цель дисциплины: оснащение педагогов-музыкантов знаниями в области вокального искусства, вооружение студентов знаниями основных принципов вокальной методики и теории вокального искусства, способами анализа различных точек зрения на природу вокального искусства в соответствии с актуальными проблемами современного музыкознания и музыкального образования.

Задачи курса: формирование у студентов

- знаний о периодизации развития музыкальной культуры Европы и России;

- взглядов на различные точки зрения о природе вокального искусства;

- знаний в области методики преподавания вокала в Западной Европе;

- знаний в области преподавания уроков пения в русской вокальной школе;

- правильного понимания точек зрения различных школ и выделение главного.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


По завершении изучения дисциплины студенты должны знать:

  • особенности анализа трактатов, посвященных вокальному искусству;

  • музыкальные особенности восприятия и усвоения школьниками основных вокальных установок при пении;

  • особенности каждой отдельной вокальной школы;

  • изучаемый музыкальный материал на слух;

  • историю развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности;

  • основные периодизации западноевропейской и отечественной музыкальной культуры;

  • ведущие стилевые тенденции русской и западной вокальной школы;

  • знать различные жанры и формы музыкальных произведений.


По окончании изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • дать музыковедческую характеристику той или иной историко-художественной эпохи;

  • уметь исполнить на инструменте темы наиболее значимых произведений;

  • давать историко-музыковедческий комментарий к исполнению разными исполнителями музыкальных произведений различных эпох и стран;

  • разбираться в стилях и манере исполнения произведений той или иной исторической эпохи;

  • анализировать, понимать и объяснять явления в музыке разных эпох и направлений;

  • разбираться в индивидуальном стиле композитора;

  • пользоваться профессиональной терминологией;

  • преподавать музыкально-теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного образования, используя классические и современные методики.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

4

Общая трудоемкость дисциплины

44

44

Аудиторные занятия

24

24

Лекции

12

12

Практические занятия

12

12

Семинары







Лабораторные работы







Индивидуальные практические занятия







Самостоятельная работа

20

20

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля

зачет

зачет


4. Содержание дисциплины


Развитие западноевропейской музыкальной культуры. Роль католической церкви в образовании певческих школ при соборах. Григорианское пение — основа католического богослужения. Обучение пению мальчиков при церквах. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта. Гвидо из Ареццо — реформатор Невминой нотации. Хоровая культура эпохи Средневековья. Взаимосвязь трех направлений (народного, религиозного, светского) в музыкальной культуре средних веков. Хоровая музыка эпохи Возрождения. Трактаты по искусству пения педагогов-итальянцев (Царлино, Каччини, Дуранте, Преториус, Този, Манчини). Школы пения в Италии. Западноевропейские школы пения в 17-18 веках. Вокальные школы Западной Европы в 19 веке. Трактаты педагогов-вокалистов (теоретиков пения). Становление русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в культурной жизни России. Христианское богослужебное пение. Развитие церковно-певческого искусства на Руси. Обучение пению в духовных академиях, Придворной певческой капелле. Русская вокально-хоровая школа. Вокально-хоровое обучение в России в 19 — начале 20 века. Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению. Обзор современного хорового и вокального исполнительства. Знаменитые мастера вокального искусства. Манера исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений.


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия или семинары

Лабораторные занятия

1

Развитие западноевропейской музыкальной культуры

2







2

Реформа Невминой нотации




3




3

Хоровая культура эпохи Средневековья

1







4

Хоровая музыка эпохи Возрождения

1

1




5

Западноевропейские школы пения 17-18 веков

1

3




6

Становление русской вокально-хоровой школы

1







7

Развитие церковно-певческого искусства на Руси

1







8

Русская вокально-хоровая школа

2

2




9

Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению

2







10

Знаменитые мастера вокального искусства




2




11

Манера исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений

1

1





4.2. Содержание разделов дисциплины


Тема 1. Развитие западноевропейской музыкальной культуры

Роль католической церкви в появлении певческих школ при церквах. григорианские песнопения и обучение мальчиков в школах при церквах. Григорианское пение- основной вид пения в католической церкви. Невмина нотация. Богослужение в католической церкви. Месса. Антигригорианские явления. Стиль исполнения григорианских мелодий. Строение григорианской мелодии (напева). Методика обучения пению григорианских песнопений.


Тема 2. Реформа Невминой нотации

Гвидо Аретинский — реформатор Невминой нотации. Устные и письменные традиции в передаче музыкального опыта. Обучение пению мальчиков в 10-13 веках. Новые техники письма (органум, дискант). Хоровое исполнительство в раннем средневековье, его сравнение с певческой культурой Античности.


Тема 3. Хоровая культура эпохи Средневековья

Взаимосвязь трех направлений в музыке (народного, религиозного, светского). Особенности напевов григорианских песнопений в Средневековье. Месса. Мотет. Кондукт. Методика обучения хоровому пению мальчиков при церквах. Стиль исполнения и вокальные навыки при обучении пению.


Тема 4. Хоровая музыка эпохи Возрождения

Хоровая музыка эпохи Возрождения. Полифония строгого письма. Дж. Палестрина. Обучение пению мальчиков. Новые жанры. Мадригал. Городские светские жанры 15-16 веков. Стиль исполнения. Роль полифонии при обучении пению. Трактаты Дж. Царлино, Л. Цаккони, Дж. Каччини, О. Дуранте, М. Преториуса. Мастера староитальянской школы (П. Този, Дж. Манчини). Итальянские вокальные школы как учреждения для подготовки кадров для оперной сцены. Методические указания по обучению пению.


Тема 5. Западноевропейские школы пения 17-18 веков

Западноевропейские школы пения в 17-18 веках. Вокальные школы в 19 веке. Трактаты педагогов-вокалистов. Методические установки и принципы работы по обучению пению. Теоретики пения. Музыкально-эстетические воззрения теоретиков на музыку и на вокальное искусство , в частности. Выдающиеся мастера вокального искусства. Творчество. Биографии. Анализ эволюции стиля и манеры пения вокальных произведений.


Тема 6. Становление русской вокально-хоровой школы

Становление русской вокально-хоровой школы как художественно-эстетического явления в культурной жизни России. Развитие христианской музыкальной культуры. Начало христианского богослужебного пения. Церковное пение в 1-10 веках. Становление русской хоровой культуры. Основы методики обучения древнерусскому певческому искусству.


Тема 7. Развитие церковно-певческого искусства на Руси

Певческое искусство Киевской Руси. Певческое искусство Московской Руси. Новгородская школа пения. Знаменное пение. Система осмогласия. Устные и письменные традиции в передаче музыкального опыта. Зарождение многоголосого пения. Строчное пение. Партесный стиль. Музыкально-теоретические работы. Обучение пению в духовных академиях, придворной певческой капелле, синодальном хоре. Стиль и манера исполнения знаменных распевов.


Тема 8. Русская вокально-хоровая школа

Вокально-хоровое обучение в России конца 19 — начала 20 века. Методика обучения пению в различных церковных заведениях 19 века (Петербургская школа, синодальный хор, БМШ, хор РМО, хоры в драматических театрах, хоры двух оперных театров России). Работа музыкантов в учебных заведениях 19 века (Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, А. Варламов, П. Чесноков, А. Никольский, А. Кастальский). Учебные пособия по пению М.И. Глинки и А. Варламова. Значение творчества П. Чеснокова, Никольского в развитии церковного многоголосного пения (концертов) в конце 19 века. Синодальное училище как заведение для подготовки профессиональных кадров. Методика работы с хорами Данилина Н.М., Климова М.Г., Свешникова А.В.


Тема 9. Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению

Обзор современного хорового и вокального исполнительства. Список литературы (методических пособий, научных трудов) начала 20 века. Знаменитые хоры и учебные заведения России 19-21 веков. Западная вокальная школа в России в 21 веке (обучение певцов по западному типу вокализирования. Русская вокальная школа в России (обучение певцов в исконно русских певческих традициях).


Тема 10. Знаменитые мастера вокального искусства

Федор Шаляпин. Антонина Нежданова. Максимова. Ирина Архипова. Борисова. Тамара Милашкина. Георгий Нэлепп. Владимир Атлантов. Иван Козловский. Сергей Лемешев. Георг Отс. Виктор Мазурок. Алексей Масленников. Зара Долуханова. Павел Лисициан. Александр Вертинский. Евгений Нестеренко. Николай Басков. Борис Штоколов. Александр Ведерников. Биографии. Роли в операх и на концертной эстраде. Манера исполнения. Индивидуальный стиль прочтения музыкальных произведений. Особенности вокальных данных. Значение их творчества.


Тема 11. Манера исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений

Научные исследования в области вокально-хорового обучения. Список литературы по обучению пению. Методические установки и принципы работы в классе по вокалу с учащимися. Охрана детского голоса. Правила ведения уроков по вокалу.


Практические (семинарские) занятия


Семинар 1. Темы 1,2,3.

  1. Роль музыки в воспитании подрастающего поколения в Древней Греции.

  2. Музыкальная эстетика Античности, Средневековья. Сравнительная характеристика.

  3. Значение григорианского пения. Григорианский хорал – основа в методике обучения пению в певческих школах при церквах.

  4. Стиль григорианских песнопений. Техника дисканта и органум.

  5. Вокальные навыки при обучении пению. Методические установки.

  6. Невмина нотация и реформа Гвидо Аретинского. Значение.


Семинар 2. Темы 4,5.

  1. Трактаты по искусству пения педагогов – вокалистов и теоретиков Италии.

  2. Основы методики обучения певческому искусству.

  3. Вокальные школы Западной Европы в 17 – 19 веках. Трактаты.

  4. Выдающиеся мастера вокального искусства. Творческие биографии.

  5. Доклады.

  6. Стиль и манера пения в различные эпохи. Сравнительный анализ.


Семинар 3. Тема 6.7.

  1. Церковное пение в 1 – 10 веках.

  2. Методика обучения древнерусскому певческому искусству.

  3. Певческое искусство Киевской Руси, Московской Руси, Новгорода.

  4. Знаменное пение. Система Осмогласия. Значение. Смысл.

  5. Значение для методики обучения пению мальчиков.


Семинар 4. Тема 8,9,10.

  1. Обучение пению в Синодальном училище.

  2. Обучение пению в Петербургской капелле.

  3. Уроки пения в Бесплатной музыкальной школе, в классах РМО.

  4. Пособие по пению М. И. Глинки и А. Варламова.

  5. Методика работы с хором: Н. М. Данилин. А. В. Свешников, М. Г. Климов.

  6. Методические пособия по обучению пения в 20 веке и их авторы.

  7. Учебные заведения 19 – 20 веков.

  8. Разбор и анализ двух школ: зарубежной и русской.

  9. Доклады о выдающихся мастерах вокального искусства.

  10. Стиль и манера исполнения вокальных произведений отечественной музыкальной культуры на музыкальных примерах.



5. Лабораторный практикум - не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Николаева, Е. В. История музыкального образования. Древняя Русь : Конец Х — середина ХVII столетия : учебное пособие для вузов / Е. В. Николаева. - М. : Владос, 2003. - 207 с.

  2. Никольская-Береговская, К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до 21 века : учебное пособие для вузов / К. Ф. Никольская-Береговская. - М. : Владос, 2003. - 304 с.

б) дополнительная литература:

  1. Алиев, И. Основы вокальной педагогики / И. Алиев. - Москва, 2001.

  2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. - М., 1994.

  3. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л. А. Безбородова, Ю. Б.Алиев. - М. : Академия, 2002. – 416 с.

  4. Дорошенко, С. И. Музыкальное образование в России : историко-педагогическое исследование / С. И. Дорошенко. - Владимир, 1999.

  5. Из истории музыкального воспитания : Хрестоматия / сост. О. А. Апраксина. – М. : Просвещение, 1990. – 380 с.

  6. Морозов, В. Резонансная история искусства пения / В Морозов. - Москва, 2001.

  7. Музыкальная культура Сибири : учебник для среднего специального (музыкального) образования / [авт. кол. : Н. М. Кондратьева, Л. П. Робустова, С. С. Гончаренко] ; Новосибирская государственная академия. - Новосибирск : Наука, 2006. - 423 c.

  8. Яковлева, А. Русская вокальная школа (исторический очерк развития от истоков до середины 19 столетия) : пособие по курсу «История вокального искусства / А. Яковлева. - Москва, 1999.

  9. Ярославцева, Л. К. Зарубежная вокальная школа : пособие по курсу «История вокального искусства / Л. К. Ярославцева. - Москва, 2001.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Компоненты учебно-методического комплекса, как основное средство обучения.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, музыкального инструмента, репродукций портретов и фотографий выдающихся деятелей музыкального образования.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


8.1. Методические рекомендации преподавателю

Данный курс направлен на выявление:

1) стилистики и манеры исполнения различных жанров разных эпох, направлений и стилей. Акцент на занятиях следует перемещать не на общественно-историческую обстановку в странах, а опираться на научные трактаты, которые описывали то, как должен звучать человеческий голос, что он может передавать и как им пользоваться;

2) изучая труды педагогов-вокалистов следует сравнивать их друг с другом, тем самым получая сравнительный анализ различных подходов к вопросу о вокальном искусстве Это поможет усвоению материала и придаст занятиям аналитическую составляющую процесса обучения студентов.

Лекции сопровождаются музыкальным материалом, который раскрывает стиль и манеру исполнения вокальных жанров различных эпох, стилей и направлений.

На практических занятиях рекомендуется знакомить студентов с творчеством выдающихся мастеров вокального искусства (как зарубежных, так и отечественных).


8.2. Методические указания для студентов


Примерный перечень тем рефератов


  1. Деятельность А.В. Свешникова

  2. Творческий портрет И.С. Козловского.

  3. Творческий портрет С.Я. Лемешева.

  4. Творческий портрет И.К. Архиповой.

  5. Творческий портрет В. Атлантова.

  6. Н. Дилецкий. Мусийская грамота.

  7. Деятельность Н. Данилина.

  8. Реформа Гвидо Аретинского.

  9. Система осмогласия, ее значение.

  10. Творческий портрет М. Каллас.

  11. Творческий портрет Л. Паваротти.

  12. Творческий портрет П. Виардо.

  13. Творческий портрет О. Петрова.

  14. Творческий портрет М. Фигнер.

  15. Творческий портрет Д. Фишер-Дискау.

  16. Обучение пению мальчиков в певческих школах при католических церквах.

  17. Обучение пению мальчиков в духовных академиях 17-19 веков.

  18. Вокальная школа пения А. Варламова.

  19. М.И. Глинка. Пособие по пению.

  20. Стиль bel canto в 19 веке.

  21. Русская вокальная школа 19 века.

  22. Зарубежная вокальная школа 16-18 веков.

  23. Труды педагогов-вокалистов эпохи Возрождения.

  24. Труды педагогов-вокалистов 17 века.

  25. Кастраты в опере.

  26. Стилистика григорианского пения.

  27. Стилистика знаменного пения.


Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Роль католической церкви в появлении певческих школ.

  2. Обучение пению на основе григорианских песнопений.

  3. Антигригорианские явления в музыкальной культуре Западной Европы.

  4. Реформа Гвидо Аретинского.

  5. Возникновение многоголосия. Органум. Дисканты.

  6. Роль музыки в эпоху Античности.

  7. Хоровая культура эпохи Средневековья.

  8. Хоровая культура эпохи Возрождения.

  9. Стилистика григорианских песнопений.

  10. Стилистика исполнения мадригалов.

  11. Трактаты 16 века по искусству пения.

  12. Мастера староитальянской вокальной школы.

  13. Итальянские вокальные школы. Сравнительная характеристика.

  14. Методические указания по обучению пению.

  15. Западноевропейские школы пения в 17-18 веках.

  16. Вокальные школы в 19 веке. Вel canto.

  17. Теоретические воззрения на вокальное искусство в 16-19 веках.

  18. Выдающиеся мастера вокального искусства Запада.

  19. Церковное пение в 1-10 веках на Руси.

  20. Основы методики обучения древнерусскому певческому искусству.

  21. Певческое искусство Киевской Руси.

  22. Певческое искусство Московской Руси.

  23. Новгородская школа пения.

  24. Система осмогласия. Значение и роль в обучении пению мальчиков в духовных академиях.

  25. Музыкально-теоретические работы 17-18 веков в области пения.

  26. Стиль и манера исполнения знаменных распевов.

  27. Вокально-хоровое обучение в России конца 19 — начала 20 века.

  28. Музыкальные учебные заведения 19 века в России.

  29. Полная школа пения А. Варламова.

  30. Пособие по пению М.И. Глинки.

  31. Методика работы Н. Данилина.

  32. Методика работы М.Г. Климова.

  33. Методика работы А.В. Свешникова.

  34. Учебно-методические пособия и научные исследования по вокально-хоровому обучению.

  35. Сравнительный анализ западной вокальной и отечественной (русской) школ.

  36. Знаменитые мастера вокального искусства.

  37. Манера исполнения и стиль вокальных жанров различных эпох и направлений в отечественной музыке.

  38. Правила ведения уроков по вокалу. Методические принципы обучения пению.



Программа учебной дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 071300.62 «Народная художественная культура с циклом специальных дисциплин по вокально-хоровому искусству».