uzluga.ru
добавить свой файл
1
Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Факультет искусств

Кафедра семиотики и общей теории искусства


Программа дисциплины «Семиотика искусства»

Раздел «Семиотика архитектурной среды»

для специальности 052300 «Изящные искусства»

(очная форма обучения)


Составитель: Зиновьева О.А., кандидат культурологических наук


Москва, 2012

1. Цель освоения дисциплины

Дисциплина «Семиотика архитектурной среды» направлена на развитие у студентов навыков самостоятельного анализа знаковых систем городской среды, путем постижения теоретических знаний, основ зарождения и изучения знаковых ансамблей, а также глубинного анализа Московского мегаполиса в качестве практического примера. Семиотика городской среды – это новая дисциплина, изучающая древние и современные способы организации окружающего человека пространства, включающего в себя искусственные и природные объекты.


2. Задачи курса

  • Материал курса призван суммировать и вывести на новый уровень осознание студентами архитектурных знаков (материала, фактуры, фигур) и закономерностей знакообразования, выраженной композицией, ритмом, формой и светом в архитектуре в исторической ретроспективе и связи с современностью.

  • Студенты получат представление о системе символов в городской среде, опираясь на градообразующие принципы, планировку улиц и площадей, архитектуру зданий, скульптуру и декор, а также об изменении соотношения принципа «польза-прочность-красота» в ходе исторического развития, использовании монументальной пропаганды и методов коммуникаций в урбанистике на фоне определенных политико-экономических картин.

  • Дисциплина «Семиотика архитектурной среды» направлена на развитие у студентов навыков самостоятельного анализа знаковых систем городской среды, путем постижения теоретических знаний, основ зарождения и изучения знаковых ансамблей, а также глубинного анализа Московского мегаполиса.


3. Предварительные требования


Данная дисциплина предполагает предварительное ознакомление студентов с такими курсами, как «История», «История и теория искусства», т.е. базируется на знаниях основных этапов стилевой эволюции искусства и зодчества в частности, крупнейших памятников и архитектурных ансамблей различных стран и эпох.

4. Основная компетенция

Полученные знания в ходе лекционного курса и самостоятельного группового проекта, изложенного в ходе семинара сформируют навыки в данной области, которые будут способствовать не только успешному написанию магистерской диссертации, ведению независимых исследований семиотики российских и зарубежных урбанистических образований в историко-культурном контексте.


5. Самостоятельная проект

Самостоятельный проект предполагает проведение анализа семиотики окружающей среды в небольших группах 2-3 человека с последующем представлением (10 минут) на одном из двух семинарских занятих по предложенным темам с использованием иллюстративного материала (с указанием адресов, автора и времени постройки) и источников. Предподчение отдается собственным фотографим студентов.

Рекомендуемые темы для самостоятельного проекта:

1. Концепция рая московской городской среде

2. Значение и влияние языческих и христианских символов в городской среде (на примере определенных объектов)

3. Зооморфизм и его значение для понимания городских коммуникаций и PR

4. Присутствие растений (деревьев, цветов, фруктов, овощей) в формах и декоре зданий – понимание коммуникационных сообщений

5. Культурная-историческая обращаемость к античности (архитектурные знаки, градообразующие принципы, композиция, мифология)

6. Изображения человека в городской среде – человек с улицы, архетип для подражания, герой, наставник или скрытое повествование.

7. Кремлевский  собор(ы): фигуры архитектурного знака и восприятие их современным сообществом.

8. Культурно-исторические диалоги ХIХ века – индустриальная революция и многообразие концепций прекрасного.

10. Знаковые системы абсолютизма империй XVIII-XIX веков

14. Короткие коммуникационные сообщения конструктивизма: демократия или ограничения.

15. Анализ фигур знака сталинских сооружений.

19. Язык наружной рекламы в городской среде

20. Мой современный город.

6. Контроль знаний студентов

Контроль знаний студентов осуществляется в ходе интерактивных лекционных занятий, а также на семинарских занятиях во время обсужедения самостоятельных проектов. По окончании курса проводится итоговый экзамен (зачет).

7. Программа курса (16 лекционных занятий, два дополнительных семинара)

1. Введение. Cемиотика городской среды как научная дисциплина, объектом которой является сфера знакового общения. Обозначение среды обитания человека и возникновение ее знаковых систем. Понятие знака, знакообразования. Символ, как важный компонент информационного коммуникационного поля, «генетический код» символа, причины появления, повторяемость возникновения, утрата «памяти» символа и обретение нового значения. Понятие системы визуальной коммуникации и монументальной пропаганды. Обращаемость к историческим знаковым системам в политико-экономическом контексте.

2. Объекты среды обитания человека. Архитектурные знаки, функциональное назначение, фигуры архитектурных знаков (местность, участок, членение, стена, крыша, отверстие) Принципы знакообразования в городской среде: композиция, ритм, свет (светотень). Символика городской среды как единое целое: градостроительные принципы, улицы и площади, здания декор. Социальная и историческая обусловленность. Общественная потребность – конструкция – форма – художественный образ. Современное понимание урбанистики.

3. Язычество древних славян и христианство Древней руси в борьбе за власть. Формирование византийского стиля, его долгая концептуальная жизнь в городской среде, причины возобновления в XVI, XVII, XIX и XX веках. От плинфы через белый камень к кирпичу – культурно-политические связи с Византией и Европой. Взаимодействие, взаимопроникновение и противоборство языческого и христианского знака. Роль языческого символа в городской среде – скрытого в христианской канве и вводимого альтернативно противоборствующим классом (архитектура Никона и московское барокко; народный стиль класса предпринимателей XIX века и классический стиль дворянства). Языческий образ как символ таинственного (романтизм классики и модерна).

4. Москва как пример понимания семиотики урбанистической среды, коммуникационных сообщений и монументальной пропаганды. Топонимика Москвы, переплетение стилистических концепций, градостроительных планов, поглощений малых поселений. Исторические знаки городской среды – просвещение или манипуляция? Использование исторического образа в политических и коммерческих интересах. Мифологизация образов в городской среде. Подлинность исторического знания и археология. Система знаков Московского Кремля.

5. Роль средневековых сооружений XVI века в понимании знаковой системы Москвы. Образ войны в развитии города и коммуникационных сообщений. Роль крепостных сооружений в современной урбанистической среде – стены, башни, монастыри, планировка улиц. Городские вертикали и горизонтали. Понятие «Культура Один» и Культура Два» (Владимир Паперный). Город и ландшафт в понимании средневековья.

6. Концепция яркого цвета и причудливой формы как результат завершения Смутного времени и участия в освободительном движении выходцев из разных слоев общества. Героика победы начала XVII века в отражении последующими поколениями в городской среде. Раскол и его образ в архитектуре. Становление знаковой архитектурной системы XVII века, причины ее востребованности и обращаемости к ней в XIX и ХХ веках.

7. Власть, абсолютизм, иерархия и стандартизация в архитектуре – барокко, классицизм, ампир (конец XVII – начало XIX века). Значение первых планов развития города как принцип красоты и «несвободы». Понятие утопии в урбанистике. (Луис Мамфорд. Город в истории.) Значение архитектуры и мифологии Древней Греции и Рима для развития образа Российского города. Иерархия и стандартизация формы, цвета, композиции. Театральность городской среды. Романтика «других» стилей (готика, Китай, Турция) в строгих рамках классики. Просвещенность, просвещение, объекты культуры, благотворительность как проявление личного и общественного самоутверждения. Вальяжность московских усадебных комплексов.

8. От мистического объединения культур до жесткого контроля над культурами – становление «национального стиля» в архитектуре, возврат к Византии. Проект Храма Христа Спасителя: с высоты Воробьевых Гор (1817) на низменность Чертолья (1837). Символика уничтожения (1931) и воссоздания (1990) как пример трансформаций.

9. Промышленная революция, знаковые системы производственных и транспортных сооружений XIX века и национальный стиль. Биржи, банки. Школы, приюты, больницы, университеты, театры, музеи. Понятие псевдо– или возрожденного стиля, сложные межкультурные диалоги. Переход усадебных построек из рук дворянства в руки предпринимателей. Возникновение буржуазной концепции застройки городской среды. Влияние Международных и внутренних выставок на развитие городской среды. Создание кустарных производств как восприятие «сельского» «городским».

9. Стиль модерн в Москве: знаковые фигуры древнерусской архитектуры, отражение природы, мистики и новейших технологий, влияние западных тенденций. Гимн старообрядчеству – инновации церковного строительства. Многоквартирный дом и становление интеллигенции. Отрицание стиля модерн советским официальным искусствоведением как пример «дисцанцирования» от культуры дореволюционной России.

10. Начало великой утопии – попытки решения социальных проблем методами архитектуры. Бумажная архитектура и великие планы. Корни конструктивизма, его воплощение и влияние на последующие эпохи. Условная независимость создателей стиля, объектов и градостроительных решений. Дома-коммуны, рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады-ясли, школы, университеты и заводы – утилитарность и основа будущей тоталитарной идеологии. Ленинский план монументальной пропаганды, антирелигиозная кампания, разрушение церквей, показное игнорирование памятников культуры прошлого. Мавзолей Ленина – закладной камень в основании новой «религии».

11. Значение сталинского стиля для городской среды. Формирование концепции советского стиля как национального. Генеральный план Развития Москвы 1935 года как идея создания сакральной столицы (идеология и практика). Символика городской среды, обращение культурам со сходной социальной структурой (неограниченная власть, владение природными и человеческими ресурсами, милитаризация). Становление довоенного стиля и концепция рая в монументальной пропаганде. Концепция вечности через обращение к египетской эстетике. Сохранение части памятников и церквей как легитимного наследства новой правящей верхушкой. Война как важный фактор формирования художественных концепций победы настоящей и будущей. Высотное строительство – храмы-башни сталинизма. Советский стиль в общем понимании арт-деко Европы и США.

12. Транспорт как средство наглядной агитации – Московский метрополитен и канал Москва Волга. От социальной революции к победам над природой. Дворцы метрополитена – практическое решение непрактических идей. Отвоевание «милости у природы». От искусственных озер усадебного парка XVIII века к масштабным водохранилищам середины ХХ века.

13. Город-утопия, сочетание науки и театральности, пропаганды и реальности. Знаковые системы и символика Выставочного комплекса ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ. ВСХВ-39 в контексте международной выставочной деятельности – Париж-1937, Нью-Йорк-1939. Временное или постоянное. От Хрустального дворца (Лондон-1851) до Шанхая 2010. Города в виртуальной сети – Second Life (от праздного досуга к серьезной занятости).

14. Политическое «дистанцирование» архитектурными методами. Хрущевская оттепель и уход от «излишеств» в архитектуре. Значение «пятиэтажек» и «новых черемушек». Упрощение, однообразие, «временность» -- потом будет как-то по-другому. Стагнация городской среды, всасывание новых территорий, уничтожение сельских построек. Исчезновение Арбатских переулков как символ ностальгии по прошлому. Гостиница «Россия» и Кремлевский дворец съездов – замена сложной исторической среды одним упрощенным монолитом политического назначения.

15. Перестройка – урбанистические мосты над советским стрем. Связь с дореволюционной Москвой и демонстрация ухода от «одинаковости». Обращение к стилю модерн и классике. Образы ремейков и копий – политический контекст. Понятие возобновленного «новоришества» в архитектуре. Восстановление и строительство храмов как еще одна подмена идеологии. Соотношение духовного и материального, символов и знаков при трансформациях церковь-музей-церковь.

16. Подведение итогов – Москва в зеркале современных урбанистических представлений и исследований семиотики городской среды. Знаки глобализации – офисы, аэропорты, молы, сетевые магазины и рестораны. Глобальные выставочные проекты, трансформация производственных комплексов в культурно-развлекательные структуры. Кондиционирование и глобальный климат. Противостояние глобализации или коммерческие уловки: осмысление среды обитания, поиски исторических корней и экологического равновесия. Москва – город прошлого или будущего?

8. Литература

Основная

  1. Лободанов А.П. Семиотика искусства. История и онтология. — Москва. Государственный институт искусствознания, 2011.

  2. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. — М., 1985

  3. Лотман Ю. Архитектура в контексте культуры.

  4. Лотман Ю. Семиосфера. - СПб.: "Искусство - СПб", 2000.

  5. Эко У. Функция и знак. Семиология архитектуры.

  6. Габричевский А. Г. Теория и история архитектуры: Избранные сочинения / Под ред. А. А. Пучкова— Киев, 1993.

  7. Пучков А. А. Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев, 2005.

  8. Ревзин Г. И. Семиотика в архитектуроведении: проблемы взаимоотношения с другими научными парадигмами // Теория архитектуры. Сб. науч. тр. Под общ. ред. И. А. Азизян. — М., 1988. — С. 56—74.

  9. Бурцев А. Г. Семиотика в архитектуре: Учебное пособие. — Екатеринбург, 2007.

  10. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.

  11. Зиновьева О.А. Символы сталинской Москвы

Дополнительная

  1. Бурцев А.Г. Пограничная архитектура. http://archvuz.ru/numbers/2009_4/01 Кафедра теории архитектуры и профессиональных коммуникаций



  1. Паперный В. Культура Два. — М.: Новое литературное обозрение, 2006, 408 стр.

  2. Раппапорт А. Г. О методах и критериях анализа в архитектуре (к проблеме теории проектирования) // Архитектура СССР. — 1971.— № 10.

  3. Lewis Mumford. The city in the history, The Harvest book, Harcourt, Inc, San Diego, New York, London, 2008. С. 657. Льюис Мамфорд. Город в истории. http://ukrainica.org.ua/ukr/projects/misto_i_chas/993

  4. Carolyne Steel. Hungry City. How Food Shapes our Lives. Vintage Books. London. 2008. C. 383.

  5. Balter M. The Goddess and the Bull. Catalhoyuk: An Archeological Journey to the Dawn of Civilization. Free Press 2009, page 175

  6. Каганов Г. З. Санкт-Петербург: Образы пространства.— 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2004.

  7. Ревзин Г. И. Стиль как семантическая форма общности. К проблеме культурологического изучения архитектуры // Архитектура и культура. Сб. науч. тр. под ред. И. А. Азизян и Н. Л. Адаскиной. — М., 1991. — С. 69—103.

  8. Ревзин Г. И. Очерки по философии архитектурной формы. — М.: ОГИ, 2002

  9. Никитин В. А. Развитие представлений об анализе архитектурной формы // Архитектурное творчество в Украинской ССР. — Киев, 1988. - С. 45–49.

  10. Лисовский, В. Архитектура России XVIII – начала XIX века. Поиски национального стиля, Белый город. М. 2009. С. 245

  11. Громов Е. Сталин: Искусство и власть. М.: Алгоритм, 2003. С. 245.

  12. Иллюстрированная энциклопедия символов. – М.: АСТ. Астрель. 2003. – С.723.

  13. Федосюк Ю.. Лучи от Кремля

  14. Романюк С. Из истории московских переулков

  15. Романюк С. Московские слободы

  16. Баранова С. Москва изразцовая

  17. Лопатин. История Москвы

  18. Московское наследие

  19. www.oldmos.ru

  20. www.archnadzor.ru

  21. www.sovarch.ru

  22. www.metro.ru

  23. www.vskhv.ru



Мультимедийный презентационный комплекс -1 шт.

Ноутбук Toshiba - 1 шт.

Проектор LG-RD-JT90 - 1 шт.

Презентации (16) Microsoft Powerpoint - 450 слайдов.


Программа одобрена на заседании Ученого Совета факультета искусств МГУ от ….. 2012 года, протокол № …...