uzluga.ru
добавить свой файл
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Всероссийская академия внешней торговли

Министерства экономического развития Российской Федерации»


Утверждаю:

Проректор по учебной работе:

_____________ Вологдин А.А.

«____» ______________ 2012г.


Программа

Государственного междисциплинарного экзамена

по направлению «Менеджмент» 080200.68

для студентов 6 курса факультета внешнеторгового менеджмента

(магистратура)


Специализированная программа:

«Правовое обеспечение хозяйственной деятельности»


Москва

2012г.


Разработчики программы:


профессор кафедры менеджмента и маркетинга, д.э.н. Королев В.И.

профессор кафедры публичного права, д.ю.н.Шумилов В.М.

доцент кафедры частного права, к.п.н., к.ю.н. Забелова Л.Б.

доцент кафедры частного права А.Н.Присяжнюк

профессор кафедры технологии внешнеторговых сделок, д.э.н. Савинов Ю.А.


под общей редакцией декана факультета внешнеторгового менеджмента, профессора кафедры менеджмента и маркетинга, к.э.н. Карховой И.Ю.


«Менеджмент и маркетинг»


  1. Сущность менеджмента и его значение.

Организация как объект менеджмента. Понятие менеджмента. Менеджмент и управление. Основные уровни. Ключевые компетенции фирмы. Значения менеджмента. Особенности развития менеджмента.

  1. Основные функции менеджмента и их особенности.

Виды функций менеджмента и их взаимосвязь. Планирование его места развития организации. Организация как функция менеджмента. Мотивация

и её формы. Контроль в системе менеджмента. Координация как особая функция менеджмента.

  1. Сущность планирования. Система планов.

Понятие планирования. Основные этапы разработки плана. Планирование в различных экономических системах. Особенности различных видов плана.

Современная тенденция в развитии планирования. Зарубежный опыт планирования.  

  1. Бизнес – план: содержание, структура, значение.

Понятие бизнес – плана и его назначения. Требования, предъявляемые к бизнес – плану. Основные разделы бизнес – плана. Особенности планирования продаж, финансовые условия развития бизнеса. Место бизнес плана в организации работы фирм. 

  1. Современные тенденции в развитии менеджмента.

Особенности современного этапа развития менеджмента. Отход от классических школ менеджмента. Использование маркетинговой модели менеджмента. Развитие ситуационного управления. Изменение взглядов на место и роль персонала в развитии фирмы. 

  1. Основные методы прогнозирования деловой среды.

Понятие прогнозирования деловой среды. Прогнозирование и планирование. Виды прогнозов. Экономическое прогнозирование и его методы. Особенности технологического и политического прогнозирования. Пути развития форм делового прогнозирования в зарубежных странах.

  1. Основные проблемы развития менеджмента в российских предприятиях.

Условия применения менеджмента. Особенности использования зарубежного опыта менеджмента. Ресурсные возможности предприятий. Проблемы корпоративной культуры. Особенности использования методов управления персоналом.


  1. Особенности управления изменениями в компании.

Понятие и значение управления изменениями. Типы изменений. Стратегии осуществления изменений. Факторы, влияющие на изменения. Особенности изменений в различных отраслях. Изменения условий развития компаний. Зарубежный опыт управления изменениями компании.


 Литература к вопросам №№ 1-8

  1. Основы менеджмента. Под ред. Королева В.И. М., 2008

  2. Теория управления. Под ред. Васильева Ю.В., М., 2005.

  3. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент. М.,2005.

  4. Кабушкин Н.И. основы менеджмента Минск, 2002

  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2000

  6. Основы менеджмента. Под ред.Радугина А.А. М., 1997.

  7. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2004



  1. Современные тенденции развития стратегического маркетинга.


Трансформация концепции и многообразие толкований маркетинга. Классификация подходов к маркетингу. Изменение роли маркетинга в деятельности предприятия. Современные причины усиления роли маркетинга (развитие конкуренции, структурные изменения на рынках сбыта, IT технологии и др.) Субъекты и инфраструктура маркетинга. Определение и компоненты маркетинговой стратегии.

10. Стратегические маркетинговые исследования.


Содержание и применение результатов стратегических маркетинговых исследований. Основные этапы изучения потребителей. Выбор целевых рынков на основе критериев ранжирования рынков (емкость рынка, насыщенность рынка, состояние покупательной способности, инвестиционная политика, гос. регулирование экспортных и импортных операций и др.). Долгосрочные факторы формирования динамики потребления. Основные показатели состояния потребления. Особенности и структура отчета кабинетных исследований. Виды и технологии полевых маркетинговых исследований. Методика изучения конкурентов. Задачи прогнозирования в стратегическом маркетинге. Основные параметры и методы прогнозирования. Допустимые ошибки прогнозов и способы их снижения.

11. Маркетинговые стратегии в товарной политике


Стратегический подход к анализу составных частей товара и формированию товарной политики. Стратегии разработки новых товаров. Значение инноваций для формирования стратегических конкурентных преимуществ. Учет в маркетинговых стратегиях специфики различных видов потребительских и промышленных товаров.

Матрица БКГ: сущность, использование для выбора стратегических альтернатив в зависимости от стадий жизненного цикла товара.

Модель М. Портера пяти сил конкуренции и конкурентные маркетинговые стратегии.

12. Маркетинговые стратегии в ценовой политике

Стратегические решения в ценовой политике. Различные подходы к формированию цены. Виды цен и ценовых показателей на рынках потребительских и промышленных товаров. Учет ценовой эластичности. Анализ издержек и цен предложений конкурентов. Понятие цены потребления и иные критерии ценности товара для покупателя. Виды ценовых политик.

13. Маркетинговые стратегии в коммуникационной и сбытовой политике.


Формирование коммуникационной политики в рамках маркетинговой стратегии. Новые тенденции и стратегические перспективы развития системы маркетинговых коммуникаций. Современные тенденции развития брендинга.

Стратегические подходы к проблеме организации сбыта и продаж. Новые явления в формировании и деятельности сбытовых каналов и их звеньев. Организационные структуры торговых служб компаний. Критерии деления рынка на сбытовые секторы. Планирование численности торговых агентов. Современные стратегии в сфере розничной торговли.

 Литература к вопросам №№ 9-13:

1.Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. 3-е изд.- М.: Омега-Л, 2008. 472 с.

2.Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. -М.: Экономика, 1991. 230 с.

3.Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг: Учебник – СПб.: Питер. 2008. – 796 с. Серия: Классика МВА.

4.Панкрухин А.П. Маркетинг: Учебник. 6-е изд. -М.: Омега-Л, 2009. 656 с.

5.Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач.

6.-М.: Кнорус, 2007. 464 с.


«Управление международной компанией»

14. Понятие, организационная структура, стратегии международного бизнеса, особенности системы управления международными компаниями различных организационно-правовых форм собственности и отраслей экономики.

Структура внешнего и внутреннего окружения функционирования международной компании (глобализация, интернационализация, взаимодействие с органами власти, альянсы, слияния и поглощения, управление, финансы и инвестиции, международный маркетинг, логистика, риск-менеджмент, PR, корпоративная культура и управление персоналом, отраслевая специфика). Основные характеристики эволюции перехода национальной компании в статус международной. Формы организационной структуры, функции и службы управления международной компанией. Создание стратегических альянсов для повышения конкурентоспособности бизнеса. Оценка стратегического курса предприятия и видов ресурсного обеспечения для последующего ранжирования стратегических приоритетов.

15. Управление отношениями международной компании с государственными и муниципальными органами власти.

Управление отношениями международной компании с государственными и муниципальными органами власти на основе сочетание экономических интересов и параметров деятельности международной компании. Алгоритмы использования международной компанией синергетической системы объединения федерального, регионального и муниципального уровней власти для повышения конкурентоспособности бизнеса.

16. Стилевые особенности управления в международной компании.

Уровни, классификация, факторы управления, типы корпоративной культуры. Западный стиль управления. Азиатский стиль управления. Особенности других стилей управления. Деловой этикет вне зависимости от стиля управления. Переговорный процесс в международном бизнесе.

17. Разработка управленческих решений с использованием финансовых и информационных технологий, методов налогового администрирования в целях обеспечения конкурентоспособности международной компании.

Инструменты получения знаний из международного информационного пространства для подготовки эффективных решений. Валютно-финансовая среда международного менеджмента. Методы ресурсного обеспечения (алгоритм поиска недостающих ресурсов), финансирования и хеджирования внешней торговли. Особенности системы управленческого учета (во взаимосвязи с бухгалтерским, налоговым и статистическим учетом) для управления результатами функционирования международной компании. Интегральные ключевые показатели эффективности налогового администрирования, сценарное моделирование возможных налоговых преференций. Позиционирование и выработка инструментов управляющих воздействий в сфере международных сопоставлений налоговых систем с учетом налогового климата и налогового администрирования. Налоговая дискриминация, возможности и ограничения установления налоговых льгот. Особенности стран по использованию упрощенного налогообложения.

18. Практика использования антикоррупционных схем в деятельности международной компании.

Типология коррупционных отношений. Правовые аспекты транснациональной коррупции. График Индекса контроля коррупции. Кластерный анализ для объединения в группы по характеру коррупции. Международный опыт формирования институциональной структуры и схемы борьбы с коррупцией в международной компании с использованием информационных технологий.

19. Учет факторов антимонопольного регулирования в реализации стратегических и тактических решений обеспечения конкурентоспособности международной компании.

Х-неэффективность производства в условиях монополии. Модели определения доминирующего положения компании на рынке, индексы Джини и Херфендаля-Хиршмана. Оценка степени неравномерности распределения долей международной компании в отрасле («лук Лоренца», коэффициенты Лернера, Тобина, Бэйна, Папандреу), барьеров входа компании на рынок. Измерение излишней конкуренции. Стратегические и тактические решения в международной компании по учету требований антимонопольного регулирования, ценообразованию и развитию конкуренции.