uzluga.ru
добавить свой файл
Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых

в средней группе





п/п

срок

Содержание

Задачи




Сентябрь

Труд взрослых в детском саду

Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, медсестра и др.), о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.




Сентябрь

Профессия воспитателя

Дать детям представления о труде воспитателя: уметь шить и вышивать, и вырезать из бумаги, и клеить, и рисовать, знать песни и стихи, игры и считалки. Воспитатель должен любить и понимать ребенка. Понимать результат труда воспитателя – умные, добрые, умелые и любознательные человечки.




Октябрь

Наблюдение за трудом няни

Дать конкретные представления детям: няня чистит ковер пылесосом, чистит раковины пастой, моет окна, дверь и т.д. отметить добросовестное отношение взрослых к своей работе.




Октябрь

Целевое посещение кухни

Дать конкретные детям представления: повар делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит какое-либо блюдо – плов, тефтели. Познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчающими труд повара. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.




Ноябрь

Наблюдение за работой медицинской сестры

Закрепить представления: прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, дает лекарство, мажет ссадины, делает перевязку, закапывает лекарство, измеряет температуру, рост, ведет записи в карточке. Ввести в активный словарь: бинт, пипетка, градусник., таблетка, мазь, зеленка, ростомер, весы, медицинская карта. Воспитывать на примере труда взрослых взаимопомощь, гуманные чувства, уважение друг к другу.




Ноябрь

Труд прачки

Формировать у детей представления о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель. Материал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении; воспитывать уважительное отношение к труду прачки.




Декабрь

Труд музыкального руководителя

Формировать представления детей о профессии музыкального руководителя4 развивать у детей интерес к труду музыкального руководителя; обращать внимание на то, что воспитатель и музыкальный руководитель работают вместе.




Декабрь

Экскурсия на почту

Познакомить детей с трудом почтальона: почтальон разносит корреспонденцию по домам. Раскладывает ее по почтовым ящикам. Но сначала он сортирует корреспонденцию, надписывает номера домов и квартир. Для этого почтальон приходит на работу очень рано. Работа почтальона трудная и очень нужная. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.




Январь

Профессия водителя

Формировать представления о профессии шофера; ведет машину, сгружает грузы, приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует – накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно учиться.





Январь



Профессии цирка

Дать представление о людях сложного циркового искусства: жонглер (подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету); акробат (восхищает зрителей полетами под куполом цирка); дрессировщик (занимается с различными животными, крупными хищниками, с птицами, с обитателями морей; учит их танцевать, прыгать через обручи и т.д.); клоун ( всех смешит, развлекает); фокусник (исполнитель загадочных трюков). Развивать у детей познавательный интерес к людям разных профессий. Воспитывать уважительное отношение к творческим людям.




Февраль

Беседа о профессии артиста

Познакомить с особенностями необыкновенной профессии артиста. Главное в работе артиста умение во время спектакля перевоплощаться в другого человека. Помогают в работе артиста гримеры – они изменяют внешность актера с помощью гримировальных красок, клеящихся усов, бород, ушей, масок и париков. Костюмер – подбирает актерам такие костюмы, которые будут соответствовать характеру и сценическому образу героев; костюм – один из важнейших компонентов оформления спектакля.




Февраль

Профессия военного

Уточнить представления детей о профессии пап и дедушек; о профессии военного. Сформировать представления об особенностях военной службы: солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять, преодолевать препятствия. Военный – очень почетная профессия, они защитники нашей Родины; о военных написано много книг и снято много интересных кинофильмов. Воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.




Март


Профессия библиотекаря

Познакомить детей с работой библиотекаря: выдает книги; общается с читателем, отвечает на его вопросы советует, какую книгу прочесть; рассказывает о детских писателях, их новых книгах. Библиотекарь должен обладать великолепной памятью, выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.




Март

Профессии мам

Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам и женщин детского сада; воспитывать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться, доставлять радость своими поступками, действиями.





Апрель


Экскурсия в продовольственный магазин

Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Продавец – это человек, который продает нам различные вещи и продукты. С кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.




Апрель

Труд работников сельского хозяйства

Формировать представления детей о деревне: дома, чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношении. Познакомить с трудом доярки, птичницы, хлебороба и др.




Май

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории, окрашиванию, озеленению, уборке.

Развивать наблюдательность, умение отражать свои впечатления о труде взрослых в игровой деятельности.




Май

Наблюдение за трудом взрослых в детском саду: труд маляра, стекольщика, столяра, сантехника, электрика.

Знакомить с процессом работы людей различных профессий; закреплять представления о результатах труда, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Развивать любознательность, стремление подражать взрослым.



Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом людей

старших дошкольников





п/п

Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2.

Сентябрь

Труд людей в сельском хозяйстве: хлебороб

Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

3.

Октябрь

Труд работников почты

Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приемщица посылок принимает посылку, взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом.

4.

Октябрь

Посещение кинотеатра. Наблюдение за трудом кассира, контролера, буфетчицы.

Дать представление об устройстве зрительного зала и сцены; о подготовке декораций к спектаклю; об особенностях театрального искусства. Обогатить словарь детей: театр, актер (актриса), декорации, аншлаг, грим, зритель. Познакомить с правилами поведения в театре.

5.

Ноябрь

Особенности труда людей в библиотеке

Пополнять знания детей о профессии библиографа: в библиотеке устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Активизировать словарь детей: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки

6.

Ноябрь

Труд работников ателье

Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит, в примерочной делают примерки одежды.

Активизация словаря: разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.

7.

Декабрь

Труд строителей

Познакомить детей с обобщающим словом строитель. Дать представление детям строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. Учить детей группировать, объединять профессии по общему признаку.


8.

Декабрь

Беседа с плотником.

Уточнять представления детей, что в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. Активизировать словарь детей: молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.

9.

Январь

Экскурсия в парикмахерскую

Расширять знания о труде парикмахера. Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Приятно смотреть на себя в зеркало, ухоженный внешний вид. Активизировать словарь детей: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка.

10.

Январь

Беседа о труде медицинских работников

Углубить представление детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи»; благодарить за внимание и заботу.

11.

Февраль

Военные профессии

Дать представление детям о разновидности военных: танкисты, военные моряки, пограничники, подводники, десантники, саперы, строительные войска, ракетчики, военные медики. Все военные выполняют одну общую задачу – защищают наше Отечество. В этом им помогает современная техника. Пополнить словарь детей: танки, бронетронспартеры, ракеты, вездеходы, пушки, минометы, корабли, компьютеры.

12.

Февраль

Труд спасателей, пожарных.

Познакомить с особенностями профессии спасатель – бесстрашные люди оказываются в самых опасных местах нашей планеты, спасая жизни людей во время ураганов, бурь, снежных лавин. Углубить знания о профессии пожарного. Спасатели и пожарные бесстрашны, сильны, тренированны, самоотверженны.

13.

Март

Экскурсия в школу

Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена», учитель учит читать, писать, считать. Вызвать у детей желание пойти в школу

14.

Март

Экскурсия к светофору

Уточнять знания детей о том, что пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Правила должны знать и соблюдать все участники дорожного движения. Активизация словаря: светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор

15.

Март

Беседа с инспектором ДПС

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС

16.

Апрель

Труд работников сельского хозяйства: садовод, пчеловод, животновод, доярка, виноградарь, кроликовод

Расширять знания о труде людей, живущих в сельской местности, знакомить с сезонными работами людей (весной пашут землю, сеют хлеб, сажают овощи, кустарники, деревья; летом трудятся на полях, в садах, на сенокосе; зимой выращивают рассаду в парниках) углубить знания детей о труде доярки - используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара подбирают корове специальный рацион: витамины, добавки к еде. Активизация словаря: корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, корма, ветеринар.

17.

Апрель

Беседа о профессии космонавта

Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.




Май

Беседы о труде людей разных профессий

Человек славен трудом, экскурсии к памятным местам в честь героев труда.




Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых

в подготовительной группе



п/п

Срок

Содержание


Задачи




Сентябрь

Труд работников просвещения: детский сад, школа

Продолжать формировать понимание трудовых процессов сотрудников детского сада; учить строить наглядно-схематическую модель трудового процесса. Углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально-положительное отношение к школе и желание учиться.




Сентябрь

Труд работников торговли

Уточнять представления о труде работников торговли, о профессиях ( кассир, продавец, водитель, товаровед), о функциях, которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудовании, которыми пользуются.





октябрь

Труд людей на транспорте

Расширять представления работников транспорта (машинист поезда, помощник машиниста, проводник; летчик, штурман, бортрадист, бортпроводник; капитан, боцман, команда, матросы).




октябрь

Труд людей в библиотеке

Познакомить с историей происхождения и изготовления книги, ее составные части(обложка, переплет, страницы, иллюстрации); показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге. Познакомить с работой читального и абонементного залов. Формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря.




Ноябрь



Выдающиеся люди - художники

Расширить представления детей о выдающихся людях, деятелях изобразительного искусства; художник обладает хорошей памятью и различает самые тонкие оттенки цвета, познакомить с великими художниками – В.М.Васнецовым и И.И.Левитаном; Художники рисуют картины, которые хранятся в музее; картинки в книги (иллюстрации); календари; плакаты и др. воспитывать любовь к произведениям искусства. Уважение к труду художников, гордость за их произведения.




Ноябрь

Труд писателя

Познакомить с профессией писателя – она очень важна и почетна. Писатели пишут книги на разные темы: сказки, рассказы, справочники и др. Воспитывать любовь к произведениям русских писателей и поэтов. Воспитывать у детей уважительное отношение к результатам труда людей творческих профессий.




Декабрь



Экскурсия в парикмахерскую

Углубить представления детей о взаимосвязи труда всех работников парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу, эта профессия очень важна и нужна везде. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность, желание следить за своим внешним видом.





декабрь

Труд работников ателье

Расширять представления детей о взаимосвязи труда разных профессий, занятых на одном производстве: приемщица, закройщик, портной, модельер. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), определять их особенности. Модельеры разрабатывают новые современные модели обуви, платьев, костюмов и др. Чтобы стать модельером, нужно уметь рисовать и обладать хорошим вкусом; именно они диктуют моду для всех нас. Активизировать словарь детей: лекало, манекен, мерка, сантиметр, примерочная.




Январь

Труд людей – производство продуктов питания

Углубить представления детей о продуктах питания и их производстве, о взаимосвязи людей разных профессий ( фермеры и работники пищевой промышленности), о роли сельскохозяйственных машин и других механизмов в труде человека; воспитывать уважительное отношение к профессиям взрослых, участвующих в производстве продуктов питания; формировать представления о полезности продуктов питания для здоровья человека.





Январь




Труд работников ДПС

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.





Февраль




Труд военных, строителей, пожарных, спасателей.

Знакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать пожарных, спасателей.




Февраль

Труд медицинских работников

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, инфекциониста, хирурга, окулиста, стоматолога, рентгенолога. Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед.сестрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.




Март



Труд мам

Расширить представления детей о профессиях мам. Их важности для людей; воспитывать уважение к труду мамы и желание помогать ей.




Март

Труд людей в сельском хозяйстве

Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияния на результат труда (правильно и вовремя проведенные зимние и весенние работы – будет хороший урожай). Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывают влияние погодные условия. Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий ( рабочие в городах на заводах изготавливают с\х технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села, и т.д.)




Апрель

Наблюдение за работой сантехника, электрика, столяра, рабочего по ремонту мебели (в детском саду)

Формировать обобщенные представления о труде взрослых. О социальной значимости труда людей. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Воспитывать интерес и уважение к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам).




Апрель

Инженеры и изобретатели

Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях ( И.П.Кулибине, А.С.Попове, А.Н.Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.




Май

Профессия диктор радио и телевидения, журналист

Дать представления детям о профессии диктора. Диктор должен знать отлично родной язык, чтобы правильно и четко, без запинок произносить слова; он должен быть дисциплинированным и вежливым. Дать представления о профессии журналиста – она очень важная и почетная; журналист первым узнает все новости, а потом их рассказывает нам.




Май

Человек трудился всегда

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям