uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 20 21



М


инистерство образования и науки


Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


Славянский-на-Кубани

государственный педагогический институт




ДНИ НАУКИ


Сборник материалов

научно-практической

конференции

преподавателей и студентов


Выпуск 9


Часть 2





Славянск-на-Кубани

2


010

Б


БК 72


Д – 54


Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом СГПИ


Д – 54

Дни науки: Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей и студентов. Вып. 9. Ч. 2. / Отв. ред.: А.А. Маслак. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2010. – 207 с.

ISBN 978-5-91980-003-3


Авторы настоящего сборника – преподаватели, аспиранты, студенты СГПИ. В статьях отражены некоторые результаты в области основных направлений научных исследований, осуществляемых совместными усилиями преподавателей и студентов.

Материалы сборника адресованы специалистам, а также аспирантам, студентам педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами современного школьного и вузовского образования и воспитания.


Редакционная коллегия:

Маслак А.А. – доктор технических наук, профессор (отв. ред.)

Виноградов Б.В. – доктор исторических наук, профессор

Радченко Н.Е. – кандидат педагогических наук, доцент

Алексанова С.А. – доктор филологических наук, доцент

Синдеева В.Б. – кандидат филологических наук, доцент

Шишкин А.Б. – доктор физико-математических наук, профессор

Борцова М.В. – кандидат психологических наук, старший преподаватель

Гордиенко Л.Л. – кандидат педагогических наук, доцент

Устименко А.Л. – кандидат философских наук, доцент

Федоренко Л.П. – кандидат социологических наук, доцент

Цедринский А.Д. – кандидат педагогических наук, профессор

Шишкина И.Л. – кандидат педагогических наук, доцент

Поздняков С.А. – кандидат технических наук, старший преподаватель

Рысин И.М. – редактор издательского центра

Резец Д.В. – заведующий издательским центром


ISBN 978-5-91980-003-3


© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2010


Содержание



История и право, социология, философия




Армейская Е.С., Сечина У.И.
Научный руководитель Серогодский Н.А.
ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ О
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА КУБАНИ
КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ …………………….

8

Безнос С.А.
Научный руководитель Клочков О.Б.
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СТАНИЦЫ ПОЛТАВСКОЙ ……

12

Воронин Е.
Научный руководитель Клочков О.Б.
ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА х. ТРУДОБЕЛИКОВСКОГО …..

15

Головко Е.
Научный руководитель Комлевая О.В.
ПРАВОВОЙ СТАТУС АСПИРАНТА ………………………………..

19

Горбачев М.Н.
Научный руководитель Устименко А.Л.
ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА НАУКА? ………………………………………

24

Деркaч A.Ю.
Научный рук
oвoдитель Кoлесник Л.Л.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИСНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ СПАРТЫ И АФИН ………………………………...

27

Добрица Т.Г.

Научный руководитель Манузин Е.В.
АЛЕКСЕЙ ГУСЬКО — ВЕРНЫЙ СЫН ОТЕЧЕСТВА …………….

31

Другай Е.
Научный руководитель Федорин В.Е.
ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО ПРОТОКОЛА
К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ……

35

Другай Е.
Научный руководитель Суняйкина Т.В.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………

39

Другай Е. Ю.
Научный руководитель Чепцов А.С.
НАСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ …………………………..

43

Дpугaй E.Ю.
Нaучный pукoвoдитeль Фeдopeнкo Л.П.
УРОВЕНЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ CГПИ

47

Дымнич Т.В.
Научный руководитель Суняйкина Т.В.
ОТЕЦ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ
И ТЕНДЕНЦИИ В СОЦИУМЕ ХХI-го ВЕКА ……………………….

51

Зубалий М., Каспир О.
Научный руководитель Комлевая О.В.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ ………………………………..

55

Касютин А.А.
Научный руководитель Манузин Е.В.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ СТАНИЦЫ
СТАРОНИЖЕСТЕБЛИЕВСКОЙ –
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ …………………………………..

62

Кольчугина Д.И.
Научный руководитель Устименко А.Л.
ОБРАЗ СОКРАТА В КОМЕДИИ АРИСТОФАНА «ОБЛАКА»
И В ДИАЛОГАХ ПЛАТОНА …………………………………………..

69

Комлевая О.В.
Научный руководитель Южакова Т.Л.
ГРАЖДАНСКИЙ БРАК: ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ………………….

74

Кутукова К., Осипенко Ю.
Научный руководитель Серогодский Н.А.
ПОЛИТИКА ЛИКВИДАЦИИ КУЛАЧЕСТВА КАК КЛАССА
И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА КУБАНИ …………………………………..

79

Макичян А.А.
Научный руководитель Федоренко Л.П.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕМУ: «МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ СГПИ» ……….…….

84

Мостовой А.А.
ПЕШЕХОД   АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА …………………………...

88







Орловский В.
Научный руководитель Чепцов А.С.
ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ В ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ …………………………………………………………………..

91

Остапенко С.Н.
Научный руководитель Емельянов Ю.Н.
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЗАЧЕСТВА В
Г. СЛАВЯНСКЕ-НА-КУБАНИ (КОНЕЦ ХХ – НАЧАЛО ХХI ВВ.)

99

Репко А.
Научный руководитель Федорин В.Е.
РАДИЩЕВ А.Н. В ИСТОРИИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ …..

103

Ширинян М.К.
Научный руководитель Устименко А.Л.
МЕСТО И ПРЕДНАЗНОЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ИНДИЙСКОЙ
ФИЛОСОФИИ ………………………………………………………….

107







Филология




Бадалян М.
Научный руководитель Буряк И.В.
ПЕРЕНОСНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ТОПОНИМОВ ………………………

112

Белоусова Л.Л.
Научный руководитель Лисенкова И.М.
СВЕТСКИЙ ДИСКУРС СОВРЕМЕННЫХ СМИ
(на материале журнала COSMOPOLITAN) ……………………….

115

Дроздова С. М.
Научный руководитель Синдеева В.Б.
ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЩЕНИЙ В ТЕКСТАХ
АНГЛИЙСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН ……………………………….

119

Заикина Н.Ю.
Научный руководитель Беляева М.Ю.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЛАСТЫ ОНОМАСТИКОНА
ТРИЛОГИИ М. Г. УСПЕНСКОГО «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖИХАРЯ»

126

Зацепина А. В.
Научный руководитель Лисенкова И. М.
ШКОЛЬНЫЙ ЖАРГОН (НА МАТЕРИАЛЕ ЖУРНАЛА
«РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ КАЛАМБУР») ……………………………...

130

Куцель М.П.
Научный руководитель Мирошниченко Е.А.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КНИЖНОЙ
И РАЗГОВОРНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭМАХ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
«ПУГАЧЕВ» И «АННА СНЕГИНА» …………………………………

134

Лакомова М.А.
Научный руководитель Синдеева В.Б.
КОНТРАСТИВНЫЙ АНАЛИЗ СОМАТИЧЕСКИХ
ФРАЗИОЛОГИЗМОВ – ЭМОТИВОВ С КОМПОНЕНТОМ
Augen / глаза (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО
ЯЗЫКОВ) ……………………………………………………………….

140

Макаренко В.В.
Научный руководитель Морскова В.Ф.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК КОМПОНЕНТ
В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………….

147

Марченко К.А.
Научный руководитель Беляева М.Ю.
ИМЯ ИВАН В КОНТЕКСТЕ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ …….

151

Москаленко И.И.
Научный руководитель Морскова В.Ф.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


154

Небеснюк О.Н.
Научный руководитель Лисенкова И.М.
ПАРАДИГМА ОБРАЗА «СОЛНЦА» (НА МАТЕРИАЛЕ
СБОРНИКА «ПЕСНИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН») ……………………….

159

Огольцова Т.Н.
Научный руководитель Азбукина С.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ОПОР ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …..

163

Пашкова А.
Научный руководитель Гордиенко Л.Л.
КОНЦЕПТ «ПЕТЕРБУРГ» КАК ЭЛЕМЕНТ МАКРОКОНЦЕПТА
«РОДИНА» В ПОЭЗИИ Ю.ШЕВЧУКА
(на материале книги стихов «Сольник», 2009) …………………..

169







Пивнева Ю.М.
Научный руководитель Лисенкова И.М.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
МИРЕ О. МАНДЕЛЬШТАМА …………………………………………

174

Рожкова Е.В.
Научный руководитель Сартаева Л.И.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА
«ХОЛОДНАЯ ОСЕНЬ» ……………………………………………….

178

Рындина Е.В.
Научный руководитель Беляева М.Ю.
ИМЯ ГРИГОРИЙ С ПОЗИЦИИ ПРЕЦЕДЕНТНОСТИ …………...

183

Тарасенко К.М.
Научный руководитель Сартаева Л.И.
БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ КАК СРЕДСТВО ХАРАКТЕРИСТИКИ
КНЯЗЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XI – XIII ВЕКОВ ……………………………………..

186

Трегуб И.В.
Научный руководитель Гордиенко Л.Л.
ПРИРОДА КОМИЧЕСКОГО В «СКАЗЕ ПРО
ФЕДОТА - СТРЕЛЬЦА...» ЛЕОНИДА ФИЛАТОВА ……………….

189

Федотов И.
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА …………………………………………...

195

Фомич О.И.
Научный руководитель Беляева М.Ю.
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ИМЕНА В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ
КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ ИМЕНИ АНДРЕЙ) ………………………………

201



ИСТОРИЯ И ПРАВО,

СОЦИОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ


Армейская Е.С., Сечина У.И.

Научный руководитель Серогодский Н.А.


факультет истории и юриспруденции


ВОСПОМИНАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ НА КУБАНИ

КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ


Все дальше уходит война в невозвратное прошлое. Но по-прежнему жива память о ней в сознании, сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – гитлеровским фашизмом? Четыре военных года по концентрации прожитого равносильны десяткам лет. Кроме того, война преподала истории и человечеству такие уроки на будущее, игнорировать которые было бы непростительно.

Однако человеческая память, к сожалению, ограничена в своих возможностях. То, что недавно было ярко, зримо, постепенно затягивается туманной дымкой забвения, порой уже требуется усилие, чтобы достоверно назвать имена иных фронтовых товарищей, даты боёв, села и урочища, врезавшиеся, казалось бы, на всю жизнь в человеческое сознание. С неотвратимостью пустеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы поведать о ней людям.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью достоверной оценки событий Великой Отечественной войны. Предавать забвению память о людях, пожертвовавших жизнь ради Родины и подаривших ее нам, мы не в праве. Помнить о них и знать, какой ценой досталась им эта победа, – это наш долг.

Воспоминания об этой страшной и коварной войне из уст очевидцев – самые достоверные и правдивые. Ни одна научная книга по истории не сможет рассказать о ней так, как «дети войны», то есть ветераны, прошедшие сквозь тяжелые четыре года.

Цель данной научной работы – на основе слов очевидцев изучить события Великой Отечественной войны на территории Краснодарского края.

В ходе написания научной работы нами было изучено множество источников, среди них есть и письма фронтовиков. Но всё же основной материал почерпнули из воспоминаний людей, переживших события 1941 – 1945 годов: Лактионовой Элеоноры Васильевны, Шароева Виктора Васильевича, Галкиной Татьяны Алексеевны, Любомирской Лидии Степановны, Приходько Тамары Прокофьевны, Сидоренко Натальи Семеновны, Сидоренко Дмитрия Ивановича, Карусевой Валентины Григорьевны, Пальчиковой Валентины Михайловны, Кудряшовой Любови Николаевны, Гостищевой Аллы Николаевны. Эти люди проживают на данный момент в Краснодаре и в станицах Краснодарского края. Именно они рассказали нам о событиях, которые запечатлелись в их сознании навечно.

Во время вторжения немецко-фашистских захватчиков на территорию Краснодарского края (лето 1942 год) некоторым информантам не исполнилось и восьми лет, не говоря уже о том, что многим из них не было даже и пяти. С того момента прошло более 60 лет, но никогда не сотрутся, не изгладятся из памяти те суровые будни войны.

Практически каждое воспоминание начинается со слов: «В августе 1942 года нам стало особенно жутко: выли собаки, где-то стреляли. А позже в городе появились захватчики и стали хозяйничать. По уцелевшим квартирам и домам распределяли на постой своих офицеров и солдат». А вот слова из воспоминания Галкиной Татьяны Алексеевны: «... Немцы свирепствовали. Устраивали облавы на рынках, искали партизан. Вешали прямо на уличных столбах людей, заподозренных в связях с партизанами. Мама, уходя из дома, всегда брала меня с собой, и я помню, как она велела мне смотреть под ноги, а не вверх и не по сторонам, чтобы я не видела людей, повешенных фашистами...». А вот воспоминания Сидоренко Натальи Семеновны: «Это был август 1942 года. Мне было 8 лет, среднему брату   6, а младшему братику   4 года. С нами был папа, Семен Андреевич Панкратов, демобилизованный по причине ранения обеих ног и воспаления почек. Папа был призван в армию в первые дни войны. На фронте его ранило и взрывной волной отбросило в яму, на дне которой была вода. Отец застудил почки и лежал, прикованный к постели, а когда пришли немцы, прятался на чердаке.

Прибежавшая к нам соседка сказала, чтоб мы намочили одеяло и сидели под ним, так как «немцы пускают газы...».

Крики, шум, взрывы бомб, грохотание снарядов, гул самолетов – вот что осталось в памяти каждого из «детей войны». Вот слова из воспоминаний Любомирской Лидии Степановны: «Первая ужасная картина, запечатлевшаяся в детской в детской памяти, – взрыв элеватора масложиркомбината. В воздух взметнулись языки пламени, раздался страшный грохот, взрывная волна разрушила черепичную крышу дома. Меня, брата Валю и бабушку Пашу засыпало обломками черепицы. Спасла нас от смерти огромная вишня, что росла около дома и своими ветками удержала большую часть черепицы.

Далее наша жизнь проходила в траншее, что была выкопана в саду между яблоней и черешней. Взрослые считали, что траншея нас убережет, а мы, дети, с любопытством спускались туда по земляным ступенькам…

Утром нас, детей, разбудили громкие голоса, плач, непонятная речь. Мама позвала нас, и, вылезая из траншеи, мы увидели оккупантов. Немцы тыкали автоматами, кричали: «Хзнде Хох!», «Шнэль!». Обстреляв траншею, фашисты ушли…». Воспоминания Пальчиковой Валентины Михайловны: «Мне запомнилось очень жуткое событие прошедшей войны. Был налет немецкой авиации, зенитчики сбили самолет, мы видели дымовой шлейф, взрыв. Все, и мы, детвора, побежали к месту падения. Горели упавшие части самолета, и лежала оторванная до локтя рука немецкого летчика, а часы на руке… шли…».

Единственной фразой, которая утешала в той или иной мере напуганный и измученный горем народ, являлась – «Товарищи, держитесь, верьте, скоро придет освобождение!». В разгаре войны все люди стали одной семьей, стали друг другу родными и близкими.

Воспоминания периода освобождения Краснодара и Краснодарского края от захватчиков самые жестокие и мучительные. Вот как запомнилось это событие пятилетней Валентине Григорьевне Карусевой: «Очень хорошо я запомнила освобождение. А было это так: ночью я проснулась, при свете керосиновой лампы увидела плачущую маму, стоявшую около плиты и помешивавшую в выварке белье. Я с тревогой спросила: «Что ты плачешь?». Она ответила, что плачет от радости, так как наши пришли. И я увидела спящих на полу мужчин. А мама продолжала плача говорить, что они пришли такие грязные, уставшие и что ей так больно за этих ребят.

Это были наши освободители, передовая часть Красной армии. Солдаты искупались, переоделись в папину одежду и уснули на том, что постелили на полу. Мама стала кипятить их белье, так как оно все кишело вшами. Вот так воевали наши солдаты, которые первыми ворвались в город…». Слова из воспоминаний об освобождении Краснодара и Краснодарского края Кудряшовой Любови Николаевны: «Помню день, когда немцы уезжали из нашего села. Грабили, разрушали, жгли курятники и пристреливали животных. Когда пришли в наш двор, тут же появился наш постоялец-генерал, дал команду солдатам, и все ушли.

Мой папа в рядах народного ополчения воевал за освобождение Кубани, погиб смертью храбрых в 1943 году в боях за Славянск-на-Кубани. Там же похоронен в братской могиле. Его фамилия занесена в Книгу Памяти Краснодара. Я горжусь своим отцом. Светлая ему память…».

Анализируя воспоминания очевидцев войны, можно говорить о большой базе данных, передающей душевные переживания нашего народа. В каждую кубанскую семью война принесла горе. Сколько их стало неполными? Невозможно остаться равнодушным к крикам души людей, погибших за свободу и жизнь будущих поколений. Только анализируя воспоминания «детей войны», мы, в малой степени, можем пережить ужас войны.

С исторической точки зрения воспоминания – достоверный источник изучения фронтовой и тыловой жизни, позволяющий раскрыть и создать полновесную картину событий, произошедших на территории Краснодарского края в 1941 – 1945 годах. Рассказы очевидцев воскрешают великое прошлое со всеми подробностями, неповторимыми приметами времени. Это настоящая летопись мужества, страданий и подвигов народа. Это бесценный памятник для потомков, красноречивое свидетельство величия человеческого духа, исключительной отваги и самоотверженности советского воина.



следующая страница >>