uzluga.ru
добавить свой файл
Содержание

1.Практически-нравственная ориентация русской философии до 18 века 2

Философские идеи Киевской Руси 2

2.Влияние Византии и философии Просвещения 4

Философская мысль в Византии 4

Список литературы 6



  1. Практически-нравственная ориентация русской философии до 18 века

Философские идеи Киевской Руси


Восточным славянам была чужда рабская психология, они не ждали Мессии, и у них постепень произошла переориентация с культа Христа культ Богородицы.

Авторитет греческих и византийских мыслителей в домонгольский риод был на Руси крайне высок. Но постепенно начинают появляться отечественные теоретики. Чаще всего это представители Церкви. Именно в религиозных учреждениях оказались сосредоточенными образованные л)0ди, собирались библиотеки, концентрировались светские и религиозные сочинения разных направлений, осуществлялась подготовка кадров для нужд Церкви и государственного управления.

Русь восприняла две византийские философские традиции. Первая объясняла мироздание и историю исключительно из богословских принципов (например, Георгий Амартол), диктовала жестко канонизированные христианские морально-назидательные кодексы. Вторая пыталась увязать религиозные догматы с античной мудростью. Авторы этого направления пытались представить естественный путь развития мира, разрабатывали свои суждения по поводу движения небесных тел, изменений среди растений и минералов, описывали круговорот воды и строение человека.

Среди первых русских мыслителей, которые начала разрабатывать философские проблемы, необходимо назвать Киевского митрополита Иллариона (XI в.)- В «Слове о Законе и Благодати» он рассматривает вопросы истории человечества и закономерностей его изменений. Ведущей причиной этих процессов автор считает смену форм религии. Благодаря этому формируется один из двух видов общественного устройства: либо подчинение одних народов другим, либо их равноправие. Илларион считает, что развивающаяся государственность Руси идет и всегда шла по второму пути. Углубить этот процесс можно, совершенствуя национальную культуру и познание, а богословие в этом процессе будет играть роль духовного наставника. Последователем Иллариона был выдающийся политик, мыслитель и общественный деятель Русской земли Владимир Мономах (1053- 1125). Это был практически первый европейски образованный правитель, создавший теоретическую светскую систему политической морали и стремившийся воплотить ее в жизнь в годы своего княжения. Мономах разрабатывал идеи индивидуальной неповторимости каждого человека, оценки его личностных качеств по трудовой созидательной активности, нравственной содержательности поступков, оптимизму духа. Он призывает относиться к Церкви с почтением, но без подобострастия.1

……………………
  1. Влияние Византии и философии Просвещения

Философская мысль в Византии


История Византии как средневекового грекоязычного государства началась в IV в. н.э., после разделения Римской империи. Если Западная Римская империя в 476 году была завоевана германцами, то Восточная Римская империя избежала варварского завоевания. Византией она была названа в трудах западноевропейских гуманистов лишь в XVI в., то есть уже после падения Константинополя и взятия его турками-османами в 1453, после гибели самой империи.

В истории Византии трудно провести четкую грань между античностью и средневековьем, как это было сделано в отношении Западной Европы, ибо все традиции Римской империи, греко-римского мира сохранялись здесь не прерываясь. Византийцы, как правило, с чувством большой гордости называли свою государственность «ромейской», то есть римской, Константинополь именовали Новым Римом, а себя - ромеями.

Термин «византизм» употребляется, как правило, для обозначения всей совокупности политических, этнографических и церковных особенностей восточной греко-римской империи. Основные его элементы начали складываться и формироваться еще при императоре Константине Великом (IV в.); систематическое развитие, оформление они получили в эпоху правления императора Юстиниана Великого (527 - 565), в эпоху же правления Македонской династии (IX - XI вв.) византизм достиг апогея своего развития.

Если описывать особенности византийской культуры в общем контексте культурно-исторического развития цивилизованного мира того времени, то главными отличительными чертами культуры Византии по сравнению со средневековой культурой Запада были: 1) длительное и устойчивое сохранение позднеантичных традиций; 2) огромное воздействие цивилизаций народов Востока - Сирии, Палестины, Ирана, Египта и т. п.; 3) влияние христианства в его особой восточной (православной) форме; 4) высокоразвитая государственность, построенная на абсолютной авторитарности.

В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция. Так, самым влиятельным философским направлением поздней античности был неоплатонизм: Плотин (II в.), Яме-лих (IV в.), Прокл (V - IV вв.). Наиболее значительной фигурой этого направления стал Псевдо-Дионисий Ареопагит (V в.), который изложил христианское вероучение в терминах и понятиях неоплатонизма, что послужило базой для развития мистического направления в богословии и философии как на Востоке, так и на Западе.

Список литературы


  1. Учебное пособие для вузов/Волкова А.Н.Горнев В.С., Данильчинко Р.Н. и другие; Под ред. Мапельман В.М.- М.: Издательство ПРИОР, 2002.-368с.

  2. Миронов В.В. Философия .- Учебник.-М.: ПБЮОЛ А.Ф., 2001-с.240

  3. Карулина Т.Б. Закат Европы . Современная западная философия. Словарь . М.: 2000г. – 358с.

  4. Спиноза Б. Антология мировой философии. Т. I. Ч. 2. С. 354.

  5. Спиноза Б. Избр. произв. В 2 т. Т. I. M., 1957. С. 82.




1 Учебное пособие для вузов/Волкова А.Н.Горнев В.С., Данильчинко Р.Н. и другие; Под ред. Мапельман В.М.- М.: Издательство ПРИОР, 2002.-129-131с.