uzluga.ru
добавить свой файл
Практическая работа №3

Изучение физических свойств веществ

Цель работы: познакомиться с физическими свойствами веществ; научиться описывать свойства веществ.

Оборудование и реактивы: вода, химические стаканы, стеклянные палочки, шкала твердости, образцы поваренной соли, серы, меди, уксусной кислоты, растительного масла, мела, пробирки №1, 2, 3 с образцами сахара, железа, песка.


Экспериментальная задача I. Уровень I

Познакомьтесь с образцами выданных вам веществ и сравните результаты с данными таблицы:

Признаки

Вещества

Поваренная соль

Уксусная кислота

Растительное масло

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние

твердое вещество

жидкость

жидкость

твердое вещество

твердое вещество

твердое вещество

Цвет

белый

Без цвета

Желтый

Желтый

Красный

Белый

Блеск

Нет

Нет

Нет

Нет

Есть

Нет

Запах

Нет

Резкий

Слабый

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде

+

+

-

-

-

-


Экспериментальная задача I. Уровень II

Познакомьтесь с образцами выданных вам веществ и заполните таблицу до конца:

Признаки

Вещества

Поваренная соль

Уксусная кислота

Растительное масло

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние







жидкость







твердое вещество

Цвет

белый

Без цвета




Желтый







Блеск

Нет

Нет







Есть




Запах







Слабый

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде




+

-

-








Экспериментальная задача I. Уровень III

Одному не очень успешному ученику учитель дал задание познакомиться с выданными ему образцами веществ и заполнить таблицу. Тот быстро выполнил задачу, однако допустил ряд ошибок. Познакомьтесь с образцами веществ и их свойствами. Найдите в таблице все ошибки и исправьте их.


Признаки

Вещества

Поваренная соль

Уксусная кислота

Растительное масло

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние

твердое вещество

жидкость

жидкость

жидкость

твердое вещество

твердое вещество

Цвет

Желтый

Без цвета

Желтый

Белый

Серый

Белый

Блеск

Нет

Нет

Нет

Да

Есть

Да

Запах

Есть

Нет

Слабый

Нет

Нет

Да

Растворимость в воде

+

-

-

+

-

+


Экспериментальная задача I. Уровень IV

Познакомьтесь с образцами выданных вам неизвестных веществ и заполните таблицу.

Признаки

Вещества

Поваренная соль

Уксусная кислота

Растительное масло

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние



















Цвет



















Блеск



















Запах



















Растворимость в воде




















Бланк контролера:

Признаки

Вещества

Поваренная соль

Уксусная кислота

Растительное масло

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние

твердое вещество

жидкость

жидкость

твердое вещество

твердое вещество

твердое вещество

Цвет

белый

Без цвета

Желтый

Желтый

Красный

Белый

Блеск

Нет

Нет

Нет

Нет

Есть

Нет

Запах

Нет

Резкий

Слабый

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде

+

+

-

-

-

-

Экспериментальная задача II. Уровень I

Сравните твердость серы и меди, пользуясь шкалой твердости Мооса. Для справки: если ноготь оставляет след на поверхности вещества, значит твердость этого вещества меньше 2,5. Если даже стеклом нельзя сделать царапину, то твердость изучаемого вещества больше 5.

Заполните таблицу.

Вещество

Твердость вещества

Сера

2

Медь

2,5-3



Шкала твердости Мооса

Минерал

Относительная твердость

Тальк Mg3(Si4O10) (OH)2

1

Гипс Ca(SO4) ·2H2O

2

Кальцит CaCO3

3

Флюорит CaF2

4

Аппатит Ca5(PO4)3F

5

Ортоклаз K(AlSi3O8)

6

Кварц SiO2

7

Топаз Al2(SiO4)F2

8

Корунд Al2O3

9

Алмаз C

10

Экспериментальная задача III. Уровень I

Используя знания о физических свойствах веществ (см. таблицу), определите выданные вам образцы сахара, песка и железа в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:

В пробирке №1 –

В пробирке №2 –

В пробирке №3 –

Признак

Вещество

Сахар

Песок

Железо

Агрегатное состояние

Твердое вещество

Твердое вещество

Твердое вещество

Цвет

Белый

Желтый

Серый

Блеск

Нет

Нет

Есть

Запах

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде

Да

Нет

Нет


Экспериментальная задача III. Уровень II

Используя знания о физических свойствах веществ (см. таблицу), определите выданные вам образцы сахара, песка и железа в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:

В пробирке №1 –

В пробирке №2 –

В пробирке №3 –

Признак

Вещество

Сахар

Песок

Железо

Агрегатное состояние

Твердое вещество

Твердое вещество

Твердое вещество

Цвет

Белый







Блеск

Нет

Нет

Есть

Запах

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде












Экспериментальная задача III. Уровень III

Используя знания о физических свойствах веществ (см. таблицу), определите выданные вам образцы в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:

В пробирке №1 –

В пробирке №2 –

В пробирке №3 –

Признак

Вещество

Сахар

Песок

Железо

Поваренная соль

Сера

Медь

Мел

Агрегатное состояние

Твердое вещество

Твердое вещество

Твердое вещество

твердое вещество

твердое вещество

твердое вещество

твердое вещество

Цвет

Белый

Желтый

Серый

Желтый

Желтый

Красный

Белый

Блеск

Нет

Нет

Есть

Нет

Нет

Есть

Нет

Запах

Нет

Нет

Нет

Есть

Нет

Нет

Нет

Растворимость в воде

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет


Экспериментальная задача III. Уровень IV

Определите выданные вам образцы в пробирках №1, 2, 3. Запишите результат:

В пробирке №1 –

В пробирке №2 –

В пробирке №3 –


Отчетные задания

Вариант 1

  1. Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?

  2. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  3. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  4. Какие умения вы формировали, находясь в роли исполнителя?

  5. Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?

  6. Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?


Вариант 2

  1. Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?

  2. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  3. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  4. Какие умения вы формировали, находясь в роли контролера?

  5. Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?

  6. Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?


Вариант 3

  1. Какие физические свойства лежат в основе распознавания веществ?

  2. Дайте оценку каждому участнику вашей группы (насколько успешно справились со своими ролями, положительные моменты, недочеты).

  3. Какая роль (исполнитель, комментатор, контролер), по вашему мнению, является наиболее значимой при выполнении лабораторного опыта? Почему?

  4. Какие умения вы формировали, находясь в роли комментатора?

  5. Необходимо ли контролировать деятельность исполнителя и комментатора? Почему?

  6. Нужно ли делить деятельность в ходе лабораторного опыта на роли?