uzluga.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:


Одна из основных идей программы «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда — с далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников Мастеров Изображения, Украшения, Постройки — в создании среды жизни человека.

В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств.

Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира — дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.


:


Цели обучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе:


  • Развитие личностных качеств, интеллекта, духовно – нравственных качеств личности, максимальное развитие творческих способностей, индивидуальности детей;

  • Формирование общих представлений о мире искусства, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой

  • Воспитание духовной культуры

  • Овладение детьми элементарными средствами выражения своего отношения к миру искусства;

  • Расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся.



План изучения курса «Изобразительное искусство» в 3 классе

1 четверть.

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8ч)

2 четверть.

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)

3 четверть.

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ч)

4 четверть.

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8ч.)


Учебно- тематическое планирование

по курсу «Изобразительное искусство»

Класс 3

Учитель: Бурмистрова Татьяна Николаевна

Количество часов

Всего 34 ч; в неделю 1 час.

Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство» под рук. Неменского Б.М.




урока

Программная тема урока

Календар-

ные сроки

Вид занятия. Содержание.

Методические приёмы

Задания для учащихся



1.

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник





Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера — Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа — это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки.

Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке.

Вариант задания: создание игрушки из любых подручных материалов.

Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы.

Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала упаковок, ткани, меха.

Музыкальный ряд: русская народная музыка, П. Чайковский. детский альбом.

Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные

сказки.





2.

Посуда у тебя дома





Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция — форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.

Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая).

- Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.

Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).





3.

Мамин платок





Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения.

Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного).

Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага.

Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.


Музыкальный ряд: русская народная музыка с разным настроением.





4.

Обои и шторы в твоем доме





Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты.

Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа.

Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань.

Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.





5.

Твои книжки





Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги.

Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями.

Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки.

Материалы: для учащихся гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для у ч и т е л я — степлер.

Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке.

Литературный ряд: текст выбранной сказки.





6-7.

Поздравительная открытка





Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.

Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя.

Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных открыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские работы по теме.




8.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)





В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение.

На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ за период четверти.





9

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков





Памятники архитектуры — наследие веков

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры — это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест.

Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага.

Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.





10

Парки, скверы, бульвары





Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем.

Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж).


Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа).

Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.





11

Ажурные ограды





Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.

Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот вырезание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»).

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт-Петербурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).





12

Фонари на улицах и в парках





Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга, других городов.

Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножницы, клей.





13

Витрины магазинов





Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице.

Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (ПО выбору детей).

При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам).

Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.





14

Транспорт в городе





Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин.





15

Что сделал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы




Что сделал художник на улицах моего города

(села) (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы наши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?»

На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно разместить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов.

Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в создании облика города.





16

Художник и зрелище

Художник в цирке






Роль художника в цирке. Цирк образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности веселая тема детского творчества.

Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты циркового представления.





17

Художник в театре




Спектакль — вымысел и правда театральной игры. Художник — создатель сценического мира. декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления.

Задание: театр на столе создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.

Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников. Литературный ряд: выбранная сказка.





18-19

Маски





Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике.

Задание: конструирование выразительных и острохарактерных масок.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и театральных масок.





20-22

Театр кукол





Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм.

Задание: создание куклы к кукольному спектаклю.

Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы.

Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.





23-24

Афиша и плакат





Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт.

Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению.

Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата.

Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.





25

Праздник в городе





Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения: панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги и др.

Задание: выполнение рисунка украшения или иллюминации к празднику.

Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага.

Зрительный ряд: фото- и видеоизображения праздничного оформления города.





26

Школьный праздник-карнавал





Заключительный урок четверти предоставляет учителю различные возможности для его проведения. Это может быть театрализованное представление или спектакль с использованием сделанных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мастера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.





27

Художник и музей Музеи в жизни города






Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IУ четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры.

Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России — хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения.

В Москве есть музей — святыня русской культуры Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов.

Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию.

Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Музеи в жизни города

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города.

Рассказ учителя и беседа.

Задание: «Мы в музее» изображение музейного интерьера с фигурами зрителей.

Материалы: гуашь или графические материалы; бумага.

Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты видеофильмов с экскурсиями по музеям.

Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).






28

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж





Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи,

В. Ван Гога, К. Коро и т. д.

Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже.

Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий.

Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочного мазка».

Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага.

Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова,

А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога. Музыкальный ряд: музыка на этом уроке может быть использована для создания определенного настроения.





29

Картина-портрет





Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей — одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению).

Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по рисунку восковыми мелками, бумага.

Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.





30

Картина-натюрморт




Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины.

Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова,

В. Стожарова, В. Ван Гога и др




31

Картины исторические и бытовые





Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины.

Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события.

Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: дается общее представление об исторической картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюжета на уроке (картины русских художников начала ХХ века, например, А. Рябушкин. Свадебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; З. Серебрякова. За обедом; произведения В. Перова, А. Пластова.





32

Скульптура в музее и на улице





Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.

Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона.

Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев




33-34

Художественная выставка





Организация выставки лучших работ за год обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка — это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека?