uzluga.ru
добавить свой файл
Животноводство

(Автор программы Г. В. Пичугина)

Пояснительная записка


В соответствии с Законом РФ «Об образовании» учащиеся 10—11 классов могут получить профессиональную подготовку по одной или нескольким специальностям. Содержание такой подготовки определяется на региональном уровне, документ государственного образца (свидетельство) выдается после сдачи квалификационных экзаменов. Как возможный вариант профессиональной подготовки специальность «Мастер-животновод».

Содержание подготовки мастера-животновода заключается в освоении технологии производства и первичной переработки двух-трех наиболее распространенных в регионе видов животноводческой продукции. Эта специальность входит в интегрированную профессию «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)» в соответствии со стандартом ОСТ 9 ПО 02.245-95.

Цели курса:

— дать учащимся профессиональную подготовку по рабочей специальности, входящей в интегрированную профессию «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»;

— обеспечить преемственность знаний и умений для последующего получения начального профессионального образования по профессии фермер

Задачи курса:

— углубление и систематизация знаний и умений по технологии производства животноводческой продукции, полученных в основной школе;

— формирование знаний и умений, необходимых для сдачи квалификационных экзаменов и получения свидетельства о профессиональной подготовке по животноводству в соответствии с региональным компонентом начального профессионального образования по профессиям сельского хозяйства.

Учащиеся должны знать:

— традиционные для региона направления животноводства, средние показатели продуктивности животных и себестоимость продукции;

— состояние рынка животноводческой продукции в регионе, основных ее производителей;

— технологии производства и переработки традиционных для региона видов животноводческой про­дукции;

— новые и перспективные для региона направления животноводства;

— основы разведения и племенной работы, перспективные породы;

— организацию племенной работы в регионе;

— организацию ветеринарной службы в регионе;

— права и обязанности ветеринарного специалиста и владельца животных;

— производственно-технологические понятия: порода, линия, семейство, кросс, отбор, подбор, скрещивание, гибридизация, бонитировка;

— средства механизации технологических процессов для малых ферм.

Учащиеся должны уметь:

— оценивать рынок сбыта животноводческой продукции в регионе;

— выбирать направление животноводства с учетом конъюнктуры рынка;

— рассчитывать оптимальный размер поголовья для своей фермы с учетом имеющихся трудовых ресурсов, материальных возможностей и кормовой базы;

— составлять рационы кормления, нормированные по всем основным показателям для двух-трех видов животных;

— разрабатывать технологии производства двух-трех видов животноводческой продукции и оценивать их экономическую эффективность;

— приблизительно оценивать трудоемкость основных видов работ на ферме в конкретных условиях;

— оценивать по экстерьеру и конституции продуктивные качества животных при покупке и выбраковке;

— пользоваться средствами малой механизации для животноводческих ферм.

Основное содержание


10 класс (34 ч)

Основные направления животноводства в регионе, их показатели, состояние рынка сбыта продукции

Теоретические сведения: показатели основ­ных направлений животноводства, развиваемых в регионе, динамика изменения спроса и цен на продук­цию животноводства.

Практические (проектные) работы:

  • самостоятельный сбор информации о показателях отдельных направлений животноводства и состоянии рынка сбыта животноводческой продукции в регионе;

  • оформление аналитической справки.

Технологии производства и переработки продукции скотоводства


Теоретические сведения: технологии производства молока на малых фермах, системы и способы содержания крупного рогатого скота (КРС), выбор молочной коровы, техника разведения КРС, основные технологические периоды, связанные с физиологией животного, подготовка к отелу, получение здорового приплода; кормление молочного скота в различные периоды, особенности рационов и подготовки кормов к скармливанию, содержание и уход за скотом в разные периоды, технология доения и раздой коров, основы молочного дела, зоотехнический и хозяйственный учет, ветеринарно-профилактические мероприятия и лечение болезней КРС, переработка молока.

Выращивание телят, особенности кормления телочек и бычков, доращивание бычков и откорм на мясо, нагул КРС, правила пастьбы, обустройство пастбищ.

Практические (проектные) работы:

  • участие в бонитировке КРС, выбор молочной коровы;

  • участие в приеме отелов и обработке телят, уход за телятами;

  • ручное доение, ознакомление с переносными доильными аппаратами, их сборка и разборка, машинное доение, первичная обработка молока;

  • уход за коровой в различные периоды, подготовка кормов к скармливанию, первая помощь животным при травмах и неопасных заболеваниях;

  • ознакомление с оборудованием и процессами переработки молока: сепараторы, маслобойки;

  • уход за телятами, составление рационов для телочек и бычков разного возраста, пастьба коров и телят.

Технология получения продукции свиноводства, типы свиноводческих хозяйств

Теоретические сведения: основные элементы технологического цикла производства свинины, их продолжительность, возможность сокращения, хозяйства с полным циклом, откормочные, репродукторные. Размножение свиней, выращивание и откорм поросят. Подготовка животных к забою, правила забоя, оформление ветеринарной документации для реализации мяса, приготовление окороков, шпика, колбас, экономическая эффективность переработки, малогабаритное оборудование для переработки свинины. Расчет экономической эффективности производства свинины. Основные показатели работы свинофермы: расход кормов, оплата корма продукцией, себестоимость продукции, соответствие суточных приростов массы запланиро­ванным показателям.

Практические (проектные) работы:

  • расчеты основных экономических показателей работы свинофермы, их сравнение с данными по другим хозяйствам, анализ результатов, поиск возможных путей снижения себестоимости продукции;

  • обработка субпродуктов, приготовление колбас, шпика.

  • изучение рынка продукции свиноводства в регионе — динамика изменения спроса и цен за 2— 3 года.

11 класс (34 ч)

Основы разведения сельскохозяйственных животных


Теоретические сведения: основные породы сельскохозяйственных животных региона. Новые и перспективные породы. Основные методы разведения. Организация племенной службы в регионе. Особенности племенной работы на малых фермах. Зоотехнический учет.

Практическая (проектная) работа:

ознакомление с работой местной племенной станции, с документацией на породистых животных, заполнение журнала зоотехнического учета.

        Основные ветеринарно-профилактические мероприятия в животноводстве


Теоретические сведения: организация ветслужбы в регионе, права и обязанности ветеринарной станции, заполнение ветеринарной документации на животных, подлежащих перевозке, купле-продаже, убою.

Механизация технологических процессов на малых фермах


Теоретические сведения: средства ме­ханизации с механическим и электроприводом, серийно выпускаемая малогабаритная техника.

Практическая (проектная) работа: ознакомление с образцами техники для малых ферм.

Проекты:

  • оценка качества микроклимата в животноводче­ских помещениях и разработка комплекса мер по его улучшению;

  • анализ динамики изменения продуктивности животных в ЛПХ родителей, выявление причин сни­жения продуктивности;

  • расчет годового запаса кормов для ЛПХ и его стоимости;

  • анализ рынка сбыта животноводческой продук­ции в регионе за 2—3 года: динамика изменения спро­са и цен;

  • выбор наиболее перспективных направлений и разработка модели животноводческого хозяйства.