uzluga.ru
добавить свой файл



Тема урока: Породы, слагающие земную кору

Цели и задачи:

  • Расширить знания учащихся о горных породах.

  • Сформировать представление о происхождении магматических и осадочных горных породах. Познакомиться с их свойствами.

  • Изучить происхождение метаморфических горных пород и их свойства.

  • Расширить знания о горных породах своей местности и их использовании в повседневной жизни.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Коллекция минералов и горных пород

  • Физическая карта России

Ход урока:

  1. Организационно-мотивационный этап урока (ОМО)

Сбор рюкзака геолога для геологической экспедиции

  • Как называются все неровности земной поверхности?

  • Твердая, верхняя оболочка земли, толщиной от 5 до 75 км.

  • Мощная, внутренняя оболочка, находящаяся под земной корой, покрывающая ядро Земли.

  • Из чего состоит или чем образована Земная кора?

  • Как называются горные породы, которые использует человек?

  • Какие полезные ископаемые вам известны и где их используют?

Переход: Итак, если горных пород так много, можно ли разделить их на группы и по каким признакам.

(цвет, твердость, растворимость, горючесть и негорючесть, происхождение)

  1. Изучение нового материала

Классификация горных пород по происхождению

Магматические горные породы.

Магма – подвижная часть мантии (100-200 км), которая проникла в земную кору.

В переводе с греческого – «густая мазь»

Горные породы, образовавшиеся из расплавленной магмы при ее остывании и затвердении

а) глубинные (плотные, с крупными кристаллами)

б) излившиеся (газ, вода)

Особенности: плотные, тяжелые, твердые

Осадочные горные породы.

а) горные породы, которые образуются только на поверхности земной коры в результате оседания под действием силы тяжести и накопления осадков на дне водоемов и на суше.

б) осадочные горные породы (неорганические, органические) (обломочные, химические;)

Особенности: слоистость, отпечатки растений и животных

Метаморфические горные породы

«метаморфоз» - превращение – горные породы, претерпевшие изменения, под воздействием высокой температуры и большого давления.

Пример:

Известняк –мрамор

Гранит – гнейс

Песчаник – кварцит

Хорошо? Рюкзак собран, классификацию горных пород изучили. А теперь я каждому из вас вручаю билет по маршруту: Опытная станция- уральские горы. Отправляемся в гости к Хозяйке «Медной горы».

В нашем поезде два вагона:

  1. Вагон – магматические горные породы

  2. Вагон – осадочные горные породы

Пока мы будем ехать, заполните, пожалуйста, проездные документы (билеты)

Проездной документ РЖД

Пункт отправления: (п.Опытная станция)

Пункт назначения: (Урал)

Фамилия, имя:

Вагон: «Магматические горные породы»

Организация и проведение досуга в пути:

  1. Определение магматических горных пород – написать

  2. Составить схему классификации магматических горных пород

  3. Рассмотреть образцы горных пород и определить их свойства

(Аналогично «Осадочные горные породы»)

  1. Закрепление

Хозяйка «Медной горы» ради встречи с вами. Назад она вас отпустит в том случае, если вы правильно выполните ее задание.

Задание Хозяйки «Медной горы»:

Описать горные породы по плану:

План описания магматических горных пород

  • Название горных пород

  • Кристаллическая или нет

  • Плотная или пористая

  • Масса

  • Блеск

  • Твердость

План описания осадочных горных пород

  • Название горных пород

  • Плотная, рыхлая или сыпучая

  • Масса

  • Цвет

  • Блеск

  • Твердость

Итог урока:

Итак, вы убедились и убедили Хозяйку «Медной горы» в том, что магматические горные породы – плотные, тяжелые, твердые; а осадочные – слоистые, сыпучие, рыхлые, имеются отпечатки растений и животных.

И эти свойства, мы добавим в свой рюкзак геолога. На обратную сторону рюкзака, вписываем особенности магматических и осадочных горных пород

И рюкзак стал тяжелее и, знаний прибавилось.



МОУ «Воротынская средняя общеобразовательная

Школа»

Учитель географии Присяжная Н.А. [Введите текст] Страница