uzluga.ru
добавить свой файл
1
Понятие и правовой режим континентального шельфа

Континентальный шельф прибрежного государства — это морское дно и его недра подводных районов, простирающиеся за пределы территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние (ст.76 Конвенции ООН по морскому праву - Внешняя граница континентального шельфа прибрежного государства не может находиться далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии одинаковых глубин) и в любом случае не должна проходить далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает создание Комиссии по границам континентального шельфа (приложение II к Конвенции по морскому праву). Границы, установленные по рекомендации этой Комиссии, будут окончательными и обязательными для всех государств (ст.76, п.8).).

В основе разграничения континентального шельфа между двумя противоположными государствами лежит принцип равного отстояния и учета особых обстоятельств (принцип эквидистантности). Прибрежные государства обладают суверенными правами в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том случае, что если государство не осваивает континентальный шельф, то другое государство не может этого делать без его согласия (ст.77). Следовательно, суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф же суверенитета государств на территориальные воды и их недра, являющиеся частью государственной территории.

Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе (ст.81); сооружать искусственные острова, установки и сооружения, необходимые для разведки и разработки континентального шельфа (ст.80); разрешать, регулировать и проводить морские научные исследования. Все государства (а не только прибрежные) имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. (ст.79).

Вместе с тем права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами и, следовательно, никак не влияют на режим судоходства и воздушной навигации. Вопросы континентального шельфа Российской Федерации регулируются российским законодательством. Согласно Конституции Российская Федерация “обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе ... в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права” (ст.67, п.2). Определение статуса и защита границы континентального шельфа Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (ст.71, п.”н”). Согласно Указу Президента РФ “Об охране природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономические законы РФ” 1992 г. осуществление права распоряжения природными ресурсами континентального шельфа входит в компетенцию Правительства РФ и специально уполномоченных органов государственного управления (см. также гл.VIII федерального Закона “О континентальном шельфе Российской Федерации” 1995 г.). Согласно этому Закону устанавливается порядок изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов (гл.II), изучения и использования живых ресурсов (гл.III), создания искусственных сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе (гл.IV), морских научных исследований (гл.V), защиты и сохранения минеральных и живых ресурсов, захоронения отходов и других материалов (гл.VI) и др.

Конвенция ООН по морскому праву устанавливает режим морского дна за пределами национальной юрисдикции. Район1 и его ресурсы являются “общим наследием человечества” (ст.136); деятельность государств в Районе осуществляется “на благо всего человечества” (ст.140). Район открыт для использования его исключительно в мирных целях (ст.141)2, в соответствии с принципами Устава ООН, положениями Конвенции ООН по морскому праву, нормами и принципами современного международного права (ст.138). Ни одно государство не может претендовать на суверенитет какой бы то ни было части Района или его ресурсов (ст.137), которые не подлежат отчуждению. Морские научные исследования в Районе также осуществляются “исключительно в мирных целях и на благо всего человечества” (ст.143), от имени которого выступает Международная организация по морскому дну (Орган)3. Разработку ресурсов Района может осуществлять не только Орган, но и суверенные государства. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе. Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в районе на основе контракта с Органом1. Научные исследования могут осуществляться как Органом, так и государствами.

Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества.



11) Понятие "Район", используемое в Конвенции, означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции государств, т.е. за пределами 200-мильных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств, когда он выходит за пределы этих зон.

22) При этом необходимо иметь в виду, что согласно Договору о морском дне государствам запрещается размещать на дне морей и океанов и в его недрах за пределами 12-мильной зоны ядерное оружие и другие виды оружия массового уничтожения, а также любые устройства и сооружения, предназначенные для хранения, испытания и применения такого оружия.

33) Под "Органом" в Конвенции понимается международная организация, через посредство которой государства-участники организуют и контролируют деятельность в Районе. Структура Органа: Ассамблея, Совет и Секретариат. В Совет должны входить 36 членов, избираемых Ассамблеей. Местом пребывания Органа является Ямайка.

11) Деятельность российских юридических и физических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа регламентируется Указом Президента РФ “О деятельности российских физических и юридических лиц по разведке и разработке минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа” от 22 ноября 1994 г. и Постановлением Правительства РФ “О порядке осуществления деятельности российских физических и юридических лиц по освоению минеральных ресурсов морского дна за пределами континентального шельфа” от 25 апреля 1995 г.