uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
Положение о наградах Русской Православной Церкви

I. Преамбула.

Награды Русской Православной Церкви (далее награды) являются формой поощрения духовенства и мирян за понесенные труды и заслуги перед Православием – в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах.

Награды существуют двух видов: иерархические и общецерковные.

II. Иерархические награды Русской Православной Церкви.

Служат для поощрения архиереев и клириков, свидетельствуя о достойном прохождении ими церковного служения.

Иерархическими наградами являются:

- повышение в сане;

- элементы литургического облачения, несущие духовное значение;

- богослужебные отличия (служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни, или до "Отче наш")

В соответствии со своей градацией награды вручаются в строгой последовательности. Существуют награды для епископата, священства и диаконства. Возложение наград для священства и диаконства производится правящим епархиальным архиереем, либо, по его благословению – викарным архиереем. При возложении иерархических наград архиерей возглашает "аксиос". Награды клириков в форме служебных отличий регулируют иерархическое место священнослужителя во время богослужения при соборном служении. При наличии одинаковых наград преимущество принадлежит старшему по хиротонии.

1. Последовательными наградами для епископата являются:

- Возведение в сан архиепископа

- Возведение в сан митрополита

Награждение производится по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

2. Право ношения второй панагии, преднесения креста и примикирия за богослужениями.

Правом ношения второй панагии обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всея Японии.

Правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины).

Примикирий использует Святейший Патриарх за всеми богослужениями, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, Высокопреосвященнейшие митрополиты Токийский и всея Японии, Минский и Слуцкий, Кишеневский и всея Молдовы в пределах своих юрисдикций, епархиальные архиереи в пределах своих епархий.

3. Последовательными наградами для священства являются:

Набедренник - Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после хиротонии награждаемого.

Правила ношения: навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро.

Камилавка фиолетового цвета – Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после награждения набедренником.

Правила ношения: во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

Наперсный крест - Награждение производится Указом епархиального архиерея не ранее чем через 3 года после награждения камилавкой (для монашествующих – набедренником) и при сроке служения в священном сане не менее пяти лет.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Сан протоиерея, сан игумена (для монашествующих) – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет служения в священном сане.

Палица - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после возведения в сан протоиерея (для монашествующих – игумена)

Правила ношения – навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник слева.

Крест с украшениями - Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после награждения палицей.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Митра (для протоиереев), сан архимандрита (для монашествующих) – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.

Примечание: При возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра;

Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, возведенный в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии носит митру с крестом.

Правила ношения: исключительно во время богослужения (снимается в случаях, предусмотренных уставом)

Служение Божественной литургии отверстыми с Царскими вратами до Херувимской песни – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения митрой.

Служение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до "Отче наш…" – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, не ранее чем через 5 лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

Патриарший крест - Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Правила ношения: надевается за богослужением поверх облачения, в повседневной обстановке – поверх рясы.

Сан протопресвитера - Награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

4. Последовательными наградами для диаконства являются:

Двойной орарь. – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 5 лет после хиротонии награждаемого. Правила ношения – на левом плече, поверх стихаря, передний более длинный конец спускается с левого плеча под правую руку, затем им опоясывается спина, а затем спускается вниз через левое плечо

Возведение в сан протодиакона. – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 20 лет служения в сане диакона.

Камилавка фиолетового цвета – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через 10 лет после возведения в сан протодиакона.

Правила ношения: во время богослужения, (снимается в случаях, предусмотренных уставом), а также во время официальных и торжественных мероприятий.

Возведение в сан архидиакона /для монашествующих/ – Награждение производится Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви Божией.

Примечание: Саном архидиакона Указом Святейшего Патриарха может быть удостоен старший диакон Патриаршего Кафедрального собора.

5. Настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями.

6. Правила использования жезла и посоха.

Жезл служит "знаком власти над подчиненными и законного управления ими". Также жезл является символом апостольского преемства. Архипастырский жезл является внешним отличительным знаком архиерейского сана. Архипастырский жезл имеет также сулок (четырехугольный вдвое сложенный плат). Разновидностью жезла, употребляемого вне богослужения, является посох. Патриарший жезл является внешним отличительным знаком Патриаршего сана. Только Святейший Патриарх Московский и всея Руси может употреблять за богослужением жезл без сулка и входить с ним в алтарь через Царские врата.

- При посещении Святейшим Патриархом Московским и всея Руси епархий Русской Православной Церкви, епархиальный архиерей данной епархии имеет право употреблять посох в присутствии Святейшего Патриарха. Во всех других случаях архиереи Русской Православной Церкви не употребляют посох в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

- При проведении общецерковных мероприятий возглавляемых Святейшим Патриархом или с его участием жезл за богослужением и посох вне богослужения использует только Святейший Патриарх, в его отсутствие (или если он не совершает богослужение) первенствующий (совершающий богослужение) архиерей. Викарные архиереи не употребляют жезла при служащем епархиальном архиерее и посоха в присутствии епархиального архиерея.

- Настоятели (наместники) лавр и монастырей в сане архимандрита (игумена) могут быть награждены указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, правом употребления игуменского посоха за богослужением. Настоятель (наместник), награжденный правом употребления игуменского посоха за богослужением, имеет право употреблять посох и вне богослужения в пределах своей обители. Во время архиерейского богослужения настоятель (наместник) не имеет права употреблять игуменского посоха. Настоятель (наместник) может употреблять игуменский посох при совершении богослужения в присутствии молящегося в храме, но не совершающего богослужения, архиерея. В присутствии архиерея настоятель (наместник) не употребляет посох вне богослужения. В случае оставления должности настоятеля (наместника) архимандрит (игумен) не имеет права употреблять за богослужением игуменского посоха.

- Настоятельницы женских монастырей в сане игумении за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох.

7. Право награждения.

Решение о награждении набедренником, камилавкой и наперсным крестом находится в компетенции епархиальных архиереев. По всем остальным наградам епархиальные архиереи подают ходатайства о награждении достойных клириков и мирян Патриарху. Сведения о награжденных в течение года набедренником, камилавкой и наперсным крестом указываются в годовых отчетах епархиальных архиереев, подаваемых Святейшему Патриарху. В случае сокращения установленных межнаградных сроков по этим наградам, в отчете указываются причины их сокращения.

8. Порядок и сроки подачи ходатайств о представлении к наградам духовенства.

Ходатайства епархиальных архиереев о представлении к наградам должны быть направлены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси до начала Великого поста. Списки оформляются по нижеуказанной форме (Таблица 1) и подписываются епархиальным архиереем. На каждого клирика, представляемого к награждению саном протоиерея (для монашествующих саном игумена) и митрой (для монашествующих одновременно с саном архимандрита), прилагается послужной список с характеристикой за подписью епархиального архиерея (в одном экземпляре). Награждения производятся к празднику Пасхи.

Представление к внеочередным наградам подается отдельным рапортом с обоснованием причин сокращения установленных межнаградных сроков.

Межнаградные сроки могут быть сокращены при назначении клирика на требующую того должность, либо за особые церковные заслуги.

I I I. Общецерковные награды Русской Православной Церкви.

К общецерковным наградам Русской Православной Церкви относятся:

- Ордена и медали Русской Православной Церкви

- Патриаршие грамоты.

1. Ордена и медали Русской Православной Церкви.

В 1698 году Петром I был учрежден первый русский орден в честь святого апостола Андрея Первозванного. Им награждались за военные подвиги и государственную деятельность, "дабы взирая на сии явные знаки милости и преимуществ, ободрить и других к храбрым и верным услугам и к прочим подвигам в военное и мирное время". При императоре Павле I этот орден был пожалован митрополиту Гавриилу (Петрову). С этого времени православное духовенство стало награждаться следующими орденами Российской империи, которые при вручении освящались особым чином:

- Св. Андрея Первозванного;

- Св. Владимира, четырех степеней;

- Св. Александра Невского;

- Св. Анны, трех степеней;

- Орден святого Георгия Победоносца.

В ХХ веке Русская Православная Церковь учредила и свои собственные ордена и медали. Первой из них стал орден святого равноапостольного князя Владимира, учрежденный в 1957 году к 40-летию восстановления патриаршества в России.

В настоящее время Русская Православная Церковь имеет следующие ордена и медали:

1. Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой;

2. Орден "Славы и Чести";

3. Орден святого равноапостольного великого князя Владимира, трех степеней;

4. Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси, трех степеней;

5. Орден святого благоверного князя Даниила Московского, трех степеней;

6. Орден преподобного Сергия Радонежского, трех степеней;

7. Орден преподобного Серафима Саровского, трех степеней;

8. Орден святителя Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, трех степеней;

9. Орден святой равноапостольной княгини Ольги, трех степеней;

10. Орден святителя Макария митрополита Московского и всея Руси, трех степеней;

11. Орден святого благоверного великого князя Димитрия Донского, трех степеней;

12. Орден преподобного Андрея Рублева, трех степеней;

13. Медаль святого благоверного князя Даниила Московского;

14. Медаль преподобного Сергия Радонежского, двух степеней;

15. Медаль святого преподобного Серафима Саровского, двух степеней;

16. Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;

17. Медаль святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси;

18. Медаль преподобного Андрея Рублева, двух степеней.

Кроме общецерковных наград Русской Православной Церкви в настоящее время существуют и церковно-общественные награды. К ним относятся:

19. Орден святого мученика Трифона, трех степеней;

20. Орден святого благоверного царевича Димитрия;

21. Медаль святого мученика Трифона.

2. Порядок утверждения, учреждения и награждения орденами и медалями.

1) Архиерейский Собор Русской Православной Церкви:

- Утверждает положение об орденах и медалях Русской Православной Церкви;

- утверждает статуты орденов и их описания;

- утверждает положения о медалях и их описания.

2) Святейший Патриарх Московский и всея Руси:

- принимает решение о награждении орденами и медалями Русской Православной Церкви;

- вручает ордена и медали Русской Православной Церкви;

- благословляет епархиальным архиереям, председателям синодальных отделов или другим лицам вручать ордена и медали награжденным;

- в случае необходимости образует своим указом наградную комиссию.

3) Священный Синод Русской Православной Церкви:

- принимает решения об учреждении орденов и медалей Русской Православной Церкви;

- направляет на утверждение Архиерейского Собора статуты орденов и их описания, положения о медалях и их описания;

- издает постановления о награждении Предстоятеля Русской Православной Церкви.

4) Епархиальные архиереи и председатели синодальных отделов, имеют право ходатайствовать о награждении отличившихся орденами и медалями Русской Православной Церкви, если иное не оговорено в статутах орденов или положениях о медалях. Порядок ходатайства о награждениях по Московской епархии устанавливается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

5) Награждаться орденами и медалями могут как отдельные лица, так и организации, если это оговорено в статутах.

6) Ордена и медали Русской Православной Церкви вручаются награжденным в торжественной обстановке. Одновременно награжденным орденом и медалью выдаются грамоты.

7) Архиереи Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей награждаются только орденами II и I степени. Клирики и миряне награждаются сначала орденом III степени, а потом II, если это предусмотрено статутом ордена. За особые заслуги перед Русской Православной Церковью они могут быть награждены орденом I степени.

8) Повторное награждение одноименным орденом или медалью той же степени не производится.

9) Выдача дубликатов орденов и медалей допускается лишь при их утере в результате случаев, когда не было возможности предотвратить утрату. Ходатайство о выдачи награжденному дубликата ордена или медали направляется на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси лицом, имеющим право ходатайствовать о награждении орденами и медалями Русской Православной Церкви, при наличии письменного прошения со стороны лица, утратившего награду.

10) Ордена и медали Русской Православной Церкви, а также грамоты к ним после смерти награжденного остаются у наследников для хранения как память без права ношения.

11) С согласия наследников, ордена и медали Русской Православной Церкви, а также грамоты к ним, после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи. Передача орденов и медалей Русской Православной Церкви и грамот к ним в государственные или частные музеи разрешается только с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или епархиального архиерея.

12) Святейший Патриарх Московский и всея Руси может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению.

13) Лишение орденов и медалей Русской Православной Церкви может быть произведено указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или определением Священного Синода в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются церковных орденов и медалей.

14) Канонические церковные учреждения не могут самостоятельно учреждать свои одноименные общим церковным орденам и медалям памятные знаки.

15) Межнаградные сроки для орденов Русской Православной Церкви составляют три года, а для медалей два года.

16) Ордена Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте.

17) Медали Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте.


следующая страница >>