uzluga.ru
добавить свой файл
1
подборка сочинений-рассуждений на лингвистическую тему:

Знаки препинания.


Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Каждая эпоха откладывала в общих принципах письма своё отношение к эстетической и смысловой стороне текста. Постепенно складывалась современная пунктуация, в древности была она сложной и запутанной.

Основная часть

У писателей есть свои предпочтения знаков. Карамзин уважает многоточие (которое и ввёл в письмо), Горький и Цветаева любят тире, а Константин Паустовский пишет о точке. Молодым писателем написал он плохой рассказ и дал для поправок опытному редактору. И вот... «Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...

— Это чудо! — сказал я. — Как вы это сделали?

— Да просто расставил все знаки препинания, - сказал он. - Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться...

После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя»

Современному человеку необходимо быть грамотным. Для этого нужно овладеть нормами литературного языка. Без знаний пунктуации это невозможно.

Дальше заменяем словосочетание основная часть на нужную:

1. Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки. На письме без знаков препинания обойтись невозможно.
Например, точка в конце предложения №1 и восклицательный знак в конце 19 предложения завершают их на письме. Это знак завершения и отделения. Внутри предложения №23 при помощи запятых выделен деепричастный оборот «красиво разбросав на нем несколько яблок, мандарины, орехи», а в предложении №33 при помощи запятой автор разделяет части сложносочиненного предложения. Это знаки выделения и разделения.

2. Запятые находятся внутри предложения и выполняют выделительную и разделительную функции. Например, в предложении №__ запятая разделяет части сложноподчиненного предложения. А в предложении №__ первая и вторая запятые выделяют вводное слово «наверное». Очень важно правильно расставлять запятые. Лучше это делать согласно пунктуационным правилам. Всем известен классический пример «казнить нельзя помиловать», когда жизнь человека зависит от правильного употребления запятой.

3. Точка — знак препинания, который используется в письменности для (привести примеры):
1. Обозначения законченной мысли/предложения
2. Краткой формы слов и выражений (сокращения)
3. Образования других знаков препинания (многоточие, двоеточие, точка с запятой)
Добавлено 11 месяцев назад


4. Точка с запятой — отделительный знак препинания. Точка с запятой впервые введена итальянским печатником Альдом Мануцием, использовавшим её для разделения противоположных слов и независимых частей сложносочинённых предложений. Шекспир уже использовал точку с запятой в своих сонетах. В русских текстах запятая и точка с запятой появились в конце XV в. (привести пример).В русском языке точка с запятой ставится :

1. В бессоюзном сложном предложении между составляющими его частями (обычно если они значительно распространены и имеют внутри себя запятые).
2. В сложносочинённом предложении между его частями, если они значительно распространены или имеют внутри себя запятые.
3. Между сильно распространёнными однородными членами предложения, особенно если внутри хотя бы одного из них есть запятые.
4. Между соподчинёнными придаточными предложениями, если они значительно распространены, имеют внутри себя запятые и не связаны сочинительными союзами.


5.Тире (от франц. — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.(примеры)

1. В ряде случаев между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки (А гений и злодейство — две вещи несовместные);
2. на месте пропущенных членов предложения и их частей (Всё лучшее — детям);
в значении «от — до» (поезд Москва — Севастополь; весна — осень; за первые десять — пятнадцать лет);
Добавлено 11 месяцев назад
3. между именами собственными, совокупностью которых называется учение, явление и т.п. (уравнение Менделеева — Клапейрона; матч Каспаров — Карпов);
4. перед обобщающим словом (И эти поездки, и наши с ней разговоры — всё проникнуто было щемящей, безысходной тоской);
5. после перечисления, если им предложение не заканчивается (Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах — происходили шумные разговоры);
6. обозначения прямой речи (— Именно то, что наиболее естественно, — заметил Бол-Кунац, — менее всего подобает человеку);

6. Двоеточие — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.
Также оно используется, чтобы разделить слова автора и прямую речь, и ставится после обобщённого слова в обобщении.

7. Многоточие — знак препинания в виде трёх поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.
В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».
В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:
1. Для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи. Например:
2. В начале текста для указания, что продолжается изложение, прерванное большой вставкой, или что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени. Примеры:
3. Для обозначения пауз при неожиданном переходе от одной мысли к другой, между законченными предложениями. Например:
4. В начале, в середине или в конце цитаты для указания на то, что пропущена часть цитируемого текс


8. Восклица́тельный знак— знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва для сильного чувства, волнения и тому подобное. Может утраиваться для выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для вопроса-восклицания (по правилам русской пунктуации сперва пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).
Встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII век


9. Вопросительный знак — знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.
Встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке.


Орфография— правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.
Одним словом, орфография нужна для написания текста или письма без ошибок , согласно правилам языка , чтобы читающий смог правильно вас понять.
Пример: казнить нельзя , помиловать . От одной запятой зависит судьба человека.
История русской орфографии начинается с работ Якова Константиновича Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (1873) и «Русское правописание» (1885). Своей главной задачей он считал приведение русского письма к максимальному единообразию.
Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.
Читая любой документ, мы невольно обращаем внимание на стиль изложения, легкость восприятия, содержательность и краткость повествования. Однако нередко мы сталкиваемся с опечатками и ошибками в документах. Они могут смазать все положительное впечатление об авторе, а порой и нанести серьезный урон бизнесу.
Общаясь на родном языке, мы практически всегда можем заметить, что в этом месте автор ошибся. Кроме того, мы обычно можем догадаться, что он имел в виду на самом деле. Гораздо сложнее дело обстоит в тех случаях, когда мы общаемся с иностранцами. Ошибившись в написании всего одного слова, можно значительно исказить смысл всего сообщения, и даже интуиция может не помочь получателю текста, поскольку язык общения для него не родной.


Морфоло́гия — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы). В задачи морфологии входит, таким образом, определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры.

Морфология, согласно преобладающему в современной лингвистике пониманию её задач, описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования, и т. п.), но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами, морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства грамматических морфологических значений и категорий (то есть морфологически выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).

Наряду с обозначением некоторой области лингвистики, термин «морфология» может обозначать и часть системы языка (или «уровень» языка) — а именно, ту, в которой содержатся правила построения и понимания слов данного языка. Так, выражение испанская морфология соотносится с частью испанской грамматики, в которой изложены соответствующие правила испанского языка. Морфология как раздел лингвистики является в этом смысле обобщением всех частных морфологий конкретных языков, то есть совокупностью сведений о всех возможных типах морфологических правил.

Морфология вместе с синтаксисом составляют грамматику; но этот последний термин часто употребляется и в более узком смысле, практически как синоним морфологии («грамматическое значение», «грамматическая категория).


I. Все основные характеристики в целом сохраняются.
 

  • Написание сжатого изложения.
     

  • Выполнение тестовых заданий (А – с выбором ответа, В – с кратким ответом).
     

  • Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или на тему, связанную с анализом содержания текста.
     

II. Система оценивания.

  • Сжатое изложение – 7 баллов.

  • Во второй части за каждый правильный ответ экзаменуемый получает 1 балл.  
     

  • За неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов. (Всего 17 баллов).
     

  • Сочинение-рассуждение – 7 баллов.
     

  • Практическая грамотность – 10 баллов.

Максимальное количество баллов – 41.

Заслуживают внимания уточнения критериев оценки практической грамотности:

Было

Стало

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

ГК1

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2 ошибки

1

Допущены 2-3 ошибки

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

Допущены 4 ошибки и более.

0

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

ГК2

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки

1

Допущены 3-4 ошибки

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

Допущено 5 ошибок и более.

1

ГК4

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

ГК4

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 3-4 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

Допущено 5 ошибок и более.

0



Необходимо обратить внимание на шкалу пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0-18

19-28

29-36

Из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4

37-41

 Из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4