uzluga.ru
добавить свой файл
1
Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Современный урок русского языка и литературы с использованием электронных образовательных ресурсов. Преимущества и возможности»


План-конспект урока русского языка


9 класс


«Синтаксис предложения (общие понятия). Простые и сложные предложения»


Учитель русского языка и литературы

Егорова Ольга Александровна,

высшая кв. категория


2011 год

ТЕМА: Синтаксис предложения (общие понятия). Простые и сложные предложения.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация PowerPoint, презентации учащихся, распечатанные тексты, учебник под редакцией М.М.Разумовской.


ТРЕБОВАНИЯ к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны:

  1. Знать виды простых предложений

  2. Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, интонационно выразительно читать, умело пользоваться синтаксическими синонимами.



Х О Д У Р О К А


  1. Организационный момент.



НА ДОСКЕ: Синтаксис

Предложение

Простое предложение

Сложное предложение

Грамматическая основа

Стилистика

Коммуникативная функция

Человек не создаёт язык, но

открывает его, как открывает

новый материк.

Э. Аветян

- Урок русского языка. (Тема). Нас ждут новые открытия. (СЛАЙД 1,2)


  1. Введение в тему урока. Мозговой штурм.


- Что изучает синтаксис? (Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения) (СЛАЙД 3)

- Что мы называем предложением? (Предложение - основная единица синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию, т.е. служащая не для названия, а для сообщения)


Предложение – это высказывание, обладающее определённым значением, которое заключается в том, что содержание высказывания понимается нами либо как реально осуществляемое в настоящем, прошедшем или будущем времени, либо как только желаемое, предполагаемое:

(СЛАЙД 4)

Мы гуляем по осеннему лесу.

Мы гуляли по осеннему лесу.

Мы пойдём гулять по осеннему лесу.


- Составьте предложение, в котором содержание высказывания воспринималось бы как только желаемое


Мне хотелось бы погулять по осеннему лесу. (разбор, характеристика, тип сказуемого)


И даже в тех случаях, когда предложение по объёму совпадает со словом (равно слову), оно отличается от него грамматическим значением и функцией в речи. Это различие можно обнаружить при сравнении слова «ОСЕНЬ», взятого в ряду слов на ту же букву с предложением в тексте:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. (СЛАЙД 5)


Содержание предложения соотнесено с действительностью, т.к показана реально существующая осень. К тому же предложение характеризуется интонационной законченностью.


Исходя из сказанного, закончите мысль ПРЕДЛОЖЕНИЕ – синтаксическая единица, для которой характерны следующие признаки:


  1. Коммуникативная функция: функция общения (СЛАЙД 6)

  2. Грамматическое значение

  3. Интонационная завершённость.


- В чём заключается грамматическое значение? (в основе)

- Что такое грамматическая основа?


ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА – центр высказывания, передающий следующую информацию: о чём говорится в предложении (ПОДЛЕЖАЩЕЕ) и что об этом говорится (СКАЗУЕМОЕ). В предложении может быть несколько грамматических основ.


- Как характеризуются предложения по числу грамматических основ?

- Дайте определение каждому типу.


3.Практикум. (СЛАЙД 7)


Работа с текстом (на листах)

- Прочитайте

- Сформулируйте идею текста (Картина Левитана «Золотая осень» помогла автору обрести родную страну, понять, как сильно он любит Россию)

- Укажите номера сложных предложений (3,4,6,7)

- Выделить грамматические основы

( П Р О В Е Р К А) (СЛАЙД 8)


  1. Сообщение цели урока.

- Исходя из выше сказанного, какие цели мы перед собой ставим сегодня на уроке? (сами формулируют цель)

1. Учимся различать простые и сложные предложения.

2. Формируем действия производить структурно-смысловой анализ предложений, интонационно выразительно читать, умело пользоваться синтаксическими синонимами. (СЛАЙД 9)


  1. Объяснение нового материала.


- Прочитаем в учебнике, чем ещё характеризуются сложные предложения (стр. 28)

Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью. В составе сложного с простыми происходят изменения: они лишаются своей интонационной законченности, между ними устанавливаются определённые смысловые отношения.


6. Стилистический эксперимент.


-Сравним простое предложение со сложным: (СЛАЙД 10)


Листья опадают. Дождик моросит.


Перед нами два фрагмента осеннего пейзажа.


Листья опадают, дождик моросит. – общая картина осени. Для решения этой задачи автор объединил простые в сложное. Сложное предложение способно в сознании человека рождать тот или иной художественный образ. (СЛАЙД 11)

Таким образом, употребление в речи простых и сложных предложений определяется исключительно коммуникативной задачей.


Сложные предложения способны более точно выразить нашу мысль.

В художественных произведениях разное отношение к сложным предложениям. Одни авторы предпочитают простые предложения, другие широко применяют сложные синтаксические конструкции.


  1. Проверка индивидуального домашнего задания.


Учащимся было предложено провести небольшое исследование. В чём его суть и к каким выводам они пришли, мы сейчас узнаем.


( В Ы С Т У П Л Е Н И Я У Ч А Щ И Х С Я ):


  1. Пушкин А.С. и Чехов А.П. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА)

  2. Гоголь Н.В. и Толстой Л.Н. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА)

  3. Гвоздев А.Н. и живопись. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА)




  1. Закрепление изученного материала.




  1. Наблюдение над стилистикой простого и сложного предложения


- Сравним два текста. (СЛАЙД 12)


1. Редела тень. Восток алел. 2. Редел на небе мрак глубокий,


Огонь казачий пламенел. Ложился день на тёмный дол,

«Полтава»

Взошла луна.

«Кавказский пленник»


- Чем отличаются эти отрывки?

- В чём проявляются выразительные особенности синтаксиса речи в них?

(Во 2-м тексте – повествование плавное, создаётся единая картина, один образ)


Насколько меняется стилистический характер отрывка, в частности, его эмоциональная окраска, в зависимости от замены простых предложений сложными, можно видеть, сравнивая отрывок из «Капитанской дочки» с его переработкой, выражающейся в объединении простых предложений в сложное.


(СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ) (СЛАЙД 13)

- Сравним (переработка отрывка)


При такой переделке не только получают отчётливое выражение взаимоотношения между предложениями, на которые в 1-м отрывке были лишь намёки, но, главное, весь отрывок получает характер спокойного повествования, приближающегося к деловому сообщению, тогда как у Пушкина взволнованный, напряжённый рассказ, показывающий выразительные средства живой устной речи.


  1. Творческое задание (работа в тетрадях) (СЛАЙД 14)


- Составьте один из двух вариантов описания картины Шишкина «Осенний пейзаж»: одни с использованием простых предложений, другие – сложных. (СТИКЕРЫ: зелёный – простые, красный – сложные)


  1. Итоги урока


- Как характеризуются предложения по числу грамматических основ?

- Расскажите о выразительных особенностях простых и сложных предложений?


  1. Домашнее задание


Отредактировать текст, объединив (где это возможно) простые предложения в сложные. Выполнить задания (текст раздаётся каждому) (СЛАЙД 15)


Р Е Ф Л Е К С И Я (СЛАЙД 16)


( Выходя из кабинета оставшийся стикер прикрепляется к «улыбке» или «грусти»)