uzluga.ru
добавить свой файл
1


ФГАОУ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет

повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ФПК и ППРО):

- кафедра управления образованием;

- научно-образовательный и просветительский центр содействия программам ООН, ЮНЕСКО и международным образовательным и научным ассоциациям;

- отдел инновационной политики и развития образовательного процесса.

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

основные положения развития на период до 2020 г. в деятельности ФПК и ППРО.


Актуальность Концепции непрерывного профессионального образования.

Одной из важнейших проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже ХХ-ХХI вв. – проблема модернизации непрерывного образования. Концепция модернизации, усовершенствования образования должна быть представлена как набор инновационных проектов, направленных на изменение конкретных элементов системы образования, поэтому относительно каждого проекта должен быть определен набор ясных и проверяемых индикаторов успешности его реализации.

Концепция непрерывного обучения в течение всей жизни не просто подчеркивает важность обучения и профессиональной подготовки взрослых, но подразумевает обучение на всех стадиях жизни, включая «обучение обучению», имея в виду школы и другие институты формального образования, охватывающие жизнь человека и на всем ее протяжении и во всем ее объеме.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования:

- формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

- развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;

- становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;

- формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований.

Главные факторы, влияющие на развитие образования в России сегодня – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и переход к рыночной экономике. Образовательная политика России в сфере непрерывного образования, в том числе, и дополнительном профессиональном образовании (постдипломном, надпрофессиональном) в начале XXI века открыла перед человеком новые социальные перспективы реализации интеллектуальных способностей и социокультурных потребностей: отечественное образование устойчиво развивается как непрерывное. В современной концепции непрерывного профессионального образования на протяжении профессиональной деятельности главной составляющей является воспитание гармоничной образованной личности. Life-Long Learning (L3) – магистральный путь России к экономике знаний. На сегодняшний день во многих странах приняты национальные стратегии развития непрерывного образования, поддерживаемые активными политическими мерами по разработке эффективного и гибкого законодательства; созданию соответствующей и необходимой инфраструктуры; расширению доступа к непрерывному образованию различным слоям и категориям населения.

Важнейшую роль в данном процессе призваны и играют современные институты высшего образования, прежде всего, университеты. Своей деятельностью и реализацией социальных функций, университеты способны создавать благоприятную среду для развития городских сообществ (communities), обеспечивая, тем самым условия для эффективного развития регионов и страны в целом. При этом реализация университетами стратегий непрерывного образования в целях территориального (городского) и регионального развития осуществляется во взаимодействии с другими участниками «пространства непрерывного образования», перечисленными выше. Опыт европейских университетов и университетов других стран показывает, что процесс регионального развития через эффективное использование возможностей непрерывного образования представляет собой сложноорганизованный процесс многостороннего взаимодействия и сотрудничества различных участников, составляющих «пространство непрерывного профессионального образования».

В Южном федеральном университете, на ФПК и ППРО Педагогического института развиваются научные исследования по проблемам андрагогики, постдипломного образования взрослых в мегауниверситете, создана издательская программа (6 научно-практических журналов), установлены партнерские взаимоотношения с органами управления образованием. Разработанные образовательные, исследовательские программы институционального развития ФПК и ППРО решают задачи организации целостности непрерывного образования и формируют университетский сектор непрерывного профессионального образования, образования взрослых на протяжении всей жизни как миссии ЮФУ в регионе. Созданный на ФПК и ППРО Педагогического института ЮФУ потенциал (образовательный, исследовательский, коммуникативный, издательский) дает основания для проектной деятельности, пилотной разработки и внедрения новых программ непрерывного профессионального образования в течение всей жизни именно в университетском образовании, в интегрированном образовательном пространстве Ростовской области.

Миссия - система непрерывного профессионального образования как стратегическое инновационно-ориентированные направление, объединяющей все виды и формы образовательной деятельности в макрорегионе в целях развития человеческого капитала современной экономики.

Компоненты непрерывного профессионального образования: программы профориентационного консультирования, основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

Цель концепции непрерывного профессионального образования состоит в изложении рамок, стратегических целей и направлений содействия развитию непрерывного профессионального образования, базирующихся на управлении знаниями и информацией создание условий для обучения в течение всей жизни.

Задачи концепции непрерывного профессионального образования:

- модернизировать систему управления развитием непрерывного профессионального образования на базе передового российского и зарубежного опыта;

- сформировать в макрорегионе открытую систему непрерывного профессионального образования как рекуррентного (возобновляемого) образования в течение всей жизни на основе Национальной квалификационной рамки, образовательных и профессиональных стандартов, государственных требований;

- развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ на основе принципа релевантности;

- содействовать становлению и развитию в кратчайшие сроки эффективной системы образования, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с мировыми национальными трендами в социально-экономическом развитии региона;

- разработать стратегии активного взаимодействия органов управления образованием макрорегиона с образовательными, общественными организациями, структурами бизнеса и социальной поддержки.

Основные функции

Концепции непрерывного профессионального образования:

- концепция непрерывного профессионального образования носит межсекторальный, межвузовский характер и обеспечивает подготовку, повышение квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную переподготовку, неформальное и спонтанное образование;

- функция диссеминации и модерации - изучение, обобщение, распространение опыта развития образования различных категорий обучающихся в системе непрерывного профессионального образования;

- функция организации исследовательских проектов в изучении проблем образования непрерывного профессионального образования;

- функция инновационная - создание инновационных образовательных программ очного и дистанционного обучения, с учетом российского и мирового опыта образования взрослых;

- функция содействия развитию новых образовательных технологий для менеджмента непрерывного профессионального образования;

- функция организация и координация фундаментальных и прикладных исследований в сфере непрерывного профессионального образования и просветительской деятельности, создания информационного поля профессионального общения специалистов в области образования взрослых – за счет проведения семинаров и конференций, формирования баз данных (библиографических, кадровых, идей и проектов), издательской деятельности;

- опытно-экспериментальная функция - выработка научно-обоснованных и экспериментально проверенных рекомендаций по развитию непрерывного профессионального образования.


Стартовые условия и предпосылки

внедрения Концепции непрерывного профессионального образования в макрорегионе- Юге России:


- наличие менеджерского потенциала в образовательных учреждениях макрорегиона для управления развитием непрерывным профессиональным образованием в долгосрочной перспективе;

- научно-образовательный потенциал в вузах макрорегиона;

- формирование экспертного пула (на уровне экспертов – управленческих кадров системы непрерывного профессионального образования Южного федерального округа, Ростовской области) для обобщения лучшего опыта, оказания экспертной и консультационной поддержки непрерывного профессионального образования;

- экспертная оценка эффективности текущих преобразований;

- Программа активности ЮФУ как мегауниверситета в регионе по развитию непрерывного профессионального образования в рамках сетевой Базовой кафедры «Образование взрослых в течение жизни»: образование взрослых в течение всей жизни, подготовка мероприятий конференции по образованию взрослых CONFINTEA V1, Дакарские рамки (Dakar Framework), научные исследования, диссеминация, бенчмаркинг, построение образовательных и коммуникативных сетей, просветительская деятельность, взаимодействие с кафедрами ЮНИТВИН/ЮНЕСКО, с отделением ЮНЕСКО в Ростовской области, неправительственными организациями и т.д.

- социальное партнерство в реализации непрерывного профессионального образования;

- расширение инновационного поля, распространение профессиональных, корпоративных, культурно-образовательных инициатив в развитии непрерывного профессионального образования;

- основные положения документа ВТО «Генеральное соглашение по торговле услугами/General Agreement on Trade in Services» (сокращенно – ГАТС/GATS).

Основные риски

для развития системы непрерывного профессионального образования:

- недостаточная финансовая поддержка образовательных инициатив, что предполагает развитие программ инвестиционной поддержки образования;

- преобладание оперативного управления (оперативный, а не стратегический менеджмент, формальное планирование непрерывного профессионального образования);

- низкий уровень социального диалога образовательных учреждений и регионального рынка труда, профессиональной занятости, привлечения социальных партнеров к планированию и реализации образовательных программ;

- низкое качество просветительской работы по развитию непрерывного профессионального образования в течение жизни, что предполагает диссеминацию идей ЮНЕСКО в образовательном пространстве Ростовской области.

Нормативная и правовая база:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

- Стратегия социально-экономического развития социально-экономического развития Юга России на период до 2020 года.

- Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.

- Программа развития Южного федерального университета (ЮФУ) до 2021 года.

- Закон «Об образовании РФ».

- «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 10.07.2000 № 92-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 25.06.2002 №71-ФЗ, от 10.01.2003 №11-ФЗ, от 07.07.2003 №119-ФЗ; с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.12.199 №19-П, от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).

- «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г.  № 7-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 26.11.96 г. № 174-ФЗ; от 08.07.99 г. № 140-ФЗ; от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ; от 28.12.2002 г. № №185-ФЗ, от 23.12 2003 №179-ФЗ).

- «О науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 19.07.1998 № 111-ФЗ, от 17.12.1998 № 189-ФЗ, от 3.01 2000 № 41-ФЗ, от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 29.12.2000 № 168-ФЗ, от 30.12. 2001 № 194-ФЗ, 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 №186-ФЗ), добровольности, законности и распределенного типа информационно-сотового управления.

- «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи, структура» от 26 июня 1995 г. № 610.

Основное содержание:


п/п

Направление/мероприятие

Контрольный показатель/вид документа

Результат(ы)

Предполагаемые действия

1

2

3

4

5

Этапы реализации Концепции непрерывного профессионального образования






ПОДГОТОВИТЕЛЬ-

НЫЙ ЭТАП

– 2011 ГОД




Консолидированное

участие образовательных учреждений в разработке стратегических документов по управлению развитием непрерывного профессионального образования на период до 2020 года




Разработка

пакета стратегических документов Концепции непрерывного профессионального образования:


Концепция

«Полисистемный подход к проектированию и развитию непрерывного профессионального образования в Ростовской области на период до 2020 года»


«Индикативная программа Концепции непрерывного профессионального образования на период до 2020 года»

.


Проекты по созданию и модернизации региональных центров развития непрерывного профессионального образования в Ростовской области.


Положение о Накопительной системе зачета (ов) кредитов в системе непрерывного профессионального образования.


Инвестиционная программа поддержки экспериментальных программ непрерывного профессионального образования.


Стажировочная площадка «Использование в учебном процессе современных форм и методов обучения и оценки знаний в соответствии с международными стандартами и национальными приоритетами в непрерывном профессиональном образовании» и ее сеть.


Разработка Комплекса образовательных и консалтинговых проектов по российско-европейской интеграции в непрерывном образовании управленческих и педагогических кадров в Болонском и Брюгге-Копенгагенском формате по реализации образования в течение всей жизни.


- Сетевая кафедра ЮНЕСКО при Педагогическом институте Южного федерального университета «Менеджмент непрерывного профессионального образования в образовательной, социокультурной и гуманитарной сферах: измерение «Европа – Юг России (Ростовская область) – Юг - Евразия».


Образовательный проект «Электронное обучение в системе непрерывного профессионального образования»



Целевая программа развития организационного менеджмента «Концепции непрерывного профессионального образования».


Создание экспертных групп для регулярных экспертных обсуждений реализации «Концепции непрерывного профессионального образования».


Формирование документов о стратегическом развитии системы непрерывного профессионального образования в Ростовской области на основе комплекса принципов: всеохватность, преемственность, индивидуализация, партнерство, целостность, саморазвитие







ПЕРВЫЙ ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ 2011- 2015




Академическая инфраструктура развития непрерывного профессионального образования


Организация целевой научно-методической программы по модернизации и оптимальному сценарию развития академической инфраструктуры.

SWOT –анализ для обоснования приоритетных видов деятельности

по созданию академической инфраструктуры в образовательных учреждениях:

- подготовка и внедрение новых учебных программ;

- разработка и реализация научно-исследовательских проектов для использования в преподавании соответствующих дисциплин;

- разработка и внедрение долгосрочной программы поддержки развития академических и профессиональных связей путем организации конференций и семинаров в поддерживаемых областях.

Инновационная академическая инфраструктура образовательных учреждений Ростовской области как комплекс документов, свод квалификационных требований в сфере непрерывного профессионального образования, квалификационные требования по различным предметам, правила описания учебных программ.


Структурирование регионального пространства непрерывного профессионального образования на основе менеджмента знаний.


Инновационная программа

«Управление знаниями в непрерывном профессиональном образовании»


Консалтинговый проект

«Модернизация

постдипломного образования в обществе знаний».


Целевая программа «Региональная интеграция образовательных учреждений для снижения влияния «внелокальных» рисков и вызовов глобализации непрерывного профессионального образования»



Организация областного научно-методического совета по развитию инновационной академической инфраструктуры образовательных учреждений.










Формирование квалификационной рамки для непрерывного профессионального образования как мета рамки, обеспечивающей возможность коммуникации и сопоставления между национальными квалификационными требованиями рынка труда.



Квалификационные рамки.


Национальные квалификационные рамки.

Европейские квалификационные рамки.

Программы образования взрослых в системе непрерывного профессионального образования как образовательная индустрия.


Неакадемические квалификации.


Бенчмаркинг.

Изучение процесса самооценки своей деятельности.

Внедрение разнообразных методов бенчмаркинга: общую схему оценки (Common Assesment FrameworkCAF), ее российские эквиваленты и их производные; различные кодексы, уставы своей деятельности, оказания услуг.


Создание

в регионе теоретической и научно-методически обоснованной базы подготовки специалистов - андрагогов на основе мирового опыта разработки квалификационных рамок.





Создание информационного банка стержневых компетенций образовательных учреждений, актуальных для региональной системы образования.


Создание вариативной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования на основе бенчмаркинга по проблеме развития квалификационных рамок.


Создание сценариев, многовариантности развития непрерывного профессионального образования с обоснованием предела социальной цены.


Создание на базе Педагогического института ЮФУ Андрагогического научно-образовательного центра.







ВТОРОЙ ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ 2016- 2019




Развитие внутри- и межсекторального сотрудничества образовательных учреждений региона для реализации стратегии непрерывного профессионального образования


Развитие межрегионального и международного сотрудничества в области преподавания и научных исследований в ходе реализации Комплексной программы.

- Мобильность, обмены и другие формы сотрудничества в Комплексной программе: стратегии интернационализации непрерывного профессионального образования, характеризующие политику стран Болонского и Брюгге-Копенгагенского процесса в этой сфере:

  1. согласованный подход [Mutual understanding approach],

  2. поддержка миграции квалифицированных сотрудников [Skilled migration approach],

  3. стратегия, основанная на получении дохода [Revenue-generating approach],

стратегия получения дополнительных возможностей.


Анализ академических возможностей и направлений поддержания

В развитии регионального сотрудничества (в том числе – международного):

- TEMPUS: Широкий охват, многостороннее партнерство, механизмы сотрудничества, BRIDGE: широкий охват, разные уровни, двойные дипломы, валидация программ;

- EUROFACULTY: Региональный подход, ориентация на рынок труда, единый сертификат, единые программы;

- CBU (Cross-Border University): региональный подход, элитные программы;

- GRUNDVIG – образование взрослых и др.




Подготовка рекомендаций с точки зрения организации подготовки и реализации новых возможных проектов для реализации непрерывного профессионального образования в регионе.


Инициативные проекты для адаптации и социально-педагогической поддержки детей мигрантов, беженцев, перемещенных лиц в образовательное пространство непрерывного профессионального образования Юга России.


Разработка комплекса образовательных, просветительских программ для взрослых региона с любым уровнем образования.








Создание эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования по проблемам социальной безопасности



Создание эффективной региональной системы непрерывного профессионального образования по проблемам социальной безопасности: интеграционные модели образовательных учреждений в непрерывное образовательное пространство ЮФО,

- исследования и образовательные программы по миграции;

- исследования и образовательные программы по предупреждению наркозависисмости и агрессии;

- исследования и образовательные программы по проблемам терроризма;

-исследования и образовательные программы по толерантности;

- создание ассоциативной региональной управляющей системы непрерывного профессионального образования для реализации образовательных и исследовательских программ;

- принцип интеграции в региональную систему безопасности социокультурной сферы и образования.



Комплекс

образовательных программ по управлению социальной безопасностью для системы непрерывного профессионального образования





Третий, аналитический этап 2020 год


Образовательная система региона как региональная суперсистема непрерывного профессионального образования.



Расширение круга операторов образовательных программ в системе непрерывного профессионального образования:

- корпоративные проекты;

- корпоративные университеты;

- независимые, аккредитованные консультанты.


Создание сетевых межвузовских базовых кафедр по развитию непрерывного профессионального образования


Некоммерческое сетевое партнерство «Научно-исследовательский институт междисциплинарных исследований непрерывного профессионального образования» на платформе Южного федерального университета.


Образовательный кластер непрерывного профессионального образования на платформе ЮФУ




Создание комплекса программ глобального, регионального трансграничного развития, обеспечивающие трансфер компетенций, релевантных на протяжении всей жизни.


Разработчики: Сухорукова Л.М., Власова В.Н., Ераносян В.П., Задорожняя И.В.

Тел.8-863-2726-755 ФПК и ППРО Педагогического института Южного федерального университета. 2 декабря 2011 г.