uzluga.ru
добавить свой файл
1
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ВЧ.ОП. Ритмика


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050146 «Преподавание в начальных классах»


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

В соответствии с учебным планом предусмотрено изучение дисциплины «Ритмика» в цикле вариативной части общепрофессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


Цель курса: овладение основами ритмики, необходимыми для работы с детьми школьного возраста.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- высказываться о характере музыки;

- правильно и точно реагировать на внезапное или постепенное изменение музыки;

- сохранять тот же темп движения и по окончании музыки;

- анализировать и самостоятельно отбирать музыкальный материал по ритмике;

- разобрать произведение на музыкальные фразы "квадраты";

- определять темп, ритм, размер;

-связывать форму произведения с развитием художественных образов музыки;

- различать контрастность и повторность построений музыкальных фраз, предложений, периодов, частей;

- воспроизводить хлопками, шагами разнообразные ритмические рисунки;

- выразительно исполнять различные виды основных и танцевальных движений, упражнений, танцы и музыкальные игры;

- выразительно исполнять элементы народного, бального и современного танцев;

- правильно показать комбинацию или движение;

- составлять композиции несложных танцев, вариантов игр и упражнений, образных движений, инсценирование песен в соответствии с характером, образами музыки и оценивать исполнение музыкально-ритмического движения.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


- основные понятия и термины курса "Ритмика";

- основные принципы отбора школьного музыкально-ритмического репертуара;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамические оттенки, метроритм и его выразительное значение и отражение в движении, форма музыкального произведения;

- разновидности ритмических движений: из области физкультуры (ходьба, бег, прыжки, перестроения, упражнения с предметами и без предметов), из области сюжетной драматизации;

- виды поскоков;

- выразительное значение размеров;

- основы классического, бального, современного, народного, национального танцев;


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:




практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме зачета






2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Ритмика




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения


1


2


3


4


Введение

Роль ритмики в музыкально-эстетическом развитии детей. Связь музыки и движений.

1

1


Раздел 1.

Музыкально-ритмичесие навыки.




21




Тема 1.1.


Характер музыки. Средства музыкальной выразительности. Темп и динамические оттенки.

Соответствие движений характеру музыки. Выразительное значение темпа. Умение согласовывать свои движения с темпом, с включением агогики (замедление и ускорение). Динамические оттенки.(p, f, sf, pp, ff, crescendo, diminuendo). Умение согласовывать свои движения с силой звучания музыки, выполнять их с различной амплитудой, эмоциональной яркостью, передавать контрастность движений.

1

2

Практические занятия

2




1.Прослушав музыкальное произведение, определить характер музыки, средства музыкальной выразительности. Согласовывать свои движения с яркими средствами музыкальной выразительности.








Самостоятельная работа обучающихся

2

Разучивание отдельных образцов и проведение «деловых игр», их анализ. Знать разновидности приёмов передачи музыкального материала путём основных шагов.




Подобрать танцевальную лексику, соответствующую данному музыкальному материалу. Ходьба, бег, прыжки, медленный шаг на заданную музыку или темп.

Тема 1.2

Форма музыкального произведения.


Одночастная форма: период, предложение, фраза, мотив. Формирование представлений о музыкальном синтаксисе в музыкально-ритмических движениях. Двухчастная, трехчастная формы. Форма рондо. Вариационная и куплетная формы. Вступление – подготовка к началу движения. Затакт – момент подготовки движения.

1

2

Практические занятия

5




Прослушав музыкальное произведение, определить форму.

Связать форму произведения с развитием художественного образа музыки. Уметь изменять движения в соответствии с формой музыкального произведения, быстро менять одно движение на другое, изменять характер, направление, вид движения.

В трехчастном музыкальном произведении менять движения со сменой частей; слышать и отмечать в движении музыкальные фразы, акценты.





Самостоятельная работа обучающихся

2

Форма: сочинить танцевальную комбинацию на 16 тактов на заданную музыку. Анализ музыкального фрагмента. Схематическая запись танцевальных комбинаций. Индивидуальный показ танцевальных комбинаций.




Тема 1.3

Метроритм, его выразительное значение и отражение в движении


Метр – как средство музыкальной выразительности, передающее определенное содержание и характер музыки. Воспринимать и передавать в движении метрическую сторону музыки, выразительное значение размеров: 2/4 – размер польки; 3/4 - размер вальса, мазурки, полонеза; 4/4 – размер марша; особенности размеров 3/8, 6/8, переменных размеров.

Ритмическая выразительность в музыке. Передача ритмического рисунка в музыке хлопками, притопами, шагами, ударами. Ритмы различных национальных, современных, балетных и пластических танцев.

1

2

Практические занятия

4




Определение размера незнакомого музыкального произведения. Выполнение несложных ритмических рисунков по памяти, воспроизведение ритмического «эхо» хлопками, шагами. Передача в движениях ритмических рисунков с пунктирными ритмами, триолями, синкопами.


Самостоятельная работа обучающихся

3




Передать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения.

Придумать и показать парный танец с разными перестроениями в зависимости от изменения характера и ритмического рисунка музыки.





Раздел 2.

Двигательные навыки







26




Тема 2.1

Движения из области физкультуры

Основные движения (основная стойка, исходное положение, позиции рук и ног); основные виды ходьбы (легкая, бодрая, спокойная, ходьба на носках, высокий шаг, торжественный шаг, координация рук и ног при ходьбе); виды бега (легкий, стремительный, широкий, пружинистый) виды прыжков ( легкие и сильные, энергичные поскоки с ноги на ногу) подпрыгивание на двух ногах, на одной ноге, со сменой ног; построения и перестроения (построение в колонну, шеренгу, круг, полукруг; ходьба по диагонали, «змейкой», «улиткой», перестроения из одного круга в два, четыре, «ручеек», «звездочка».

1

2



Практические занятия

2




Упражнения с музыкальными заданиями, развивающими музыкально-ритмические навыки. Упражнения с предметами. Усвоение основных видов ходьбы.




Самостоятельная работа обучающихся

2




Передать в движениях под музыку динамику: на «p» - двигаться на пальцах, на «mf» - целой стопой, на «f» - менять длину шага.




Тема 2.2

Сюжетно-образные движения


Инсценирование песен. Передача движениями сюжета песни (трудовые, игровые действия, повадки животных, птиц, характеры сказочных персонажей и т.д. Сюжетно – образные этюды. Особенности лексики детского танца: образная передача повадок зверей, птиц, насекомых. Принципы построения рисунка, танцевальных комбинаций.

1

3




Практические занятия

3




Инсценировка сюжетов игр, передача музыкально-игровых образов разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки, сопровождать песни плясовыми движениями хоровода.




Самостоятельная работа обучающихся

3

Самостоятельно сочинить танец зверей, птицы. Подобрать и проанализировать музыкальный материал. Подобрать и продумать лексику, композицию танца. Схематически зарисовать композицию танца. Зарисовать эскиз костюма. Импровизировать движения, подражая образам различных персонажей.




Тема 2.3.


Элементы танца


Основные движения классического танца: основные позиции ног, рук. Рas классического танца. Понятие: plie, Battemens-tendu, gettes.

1



1

Народный танец: основные позиции ног, рук. Основные шаги русского народного танца: с каблучка. дробный, переменный. Рисунок танца на примере русского народного танца – хоровод.


2



2

Бальный танец. Основные шаги и движения вальса. Элементы современных детских танцев. Формирование представлений о способе звуковедения в музыкально-ритмических движениях.


1



2

Практические занятия

6





В соответствии с разным характером вариаций чередовать движения русской пляски, передавать ее ритмичный характер. Составить разнообразные комбинации из танцевальных элементов.




Самостоятельная работа обучающихся

4

Составить композицию, используя разученные элементы танцев. Самостоятельно подобрать музыку к танцу.




Всего:

48



условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ритмики

Оборудование учебного кабинета: просторное помещение, зеркальные стены, паркетный пол, баян, банкетки.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Основные источники:

1. Бондаренко «Методика преподавания танца для школ». – Киев, 1964

2. Лифиц И.В. «Ритмика». – М.: 1999

3. Иова Е.П. «Утренняя гимнастика под музыку» -М.:1984

4. Костровицкая В. «Школа классического танца». – М.: 1968

5. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. - М., ФиС, 1985

6.Осеннева М.С. « Методика музыкального воспитания младших школьников» -М.:2001

7. Способин И.В. «Элементарная теория музыки». – М.: 1979

8 .Степанова Л. Народные сюжетные танцы. - М., 1969

9. Степанова Л. Народные танцы. - М., 1968

10.Степанова Л. Новые бальные танцы. - М., 1969


Дополнительная

1.Бекина А., Ломова А.,. Соковнина А. «Музыка и движение» – М.: 1984

2.Борзов В. «Русский танец». – М.: 1989

3.Верховинец В.М. «Теория украинского народного танца». – Киев, 1990

4.Костровицкая В. «100 уроков классического танца». – М.:1972

5. Раевская А. «Музыкально-двигательные упражнения». – М., 1991

6. Устинова Н. «Русский народный танец». – М.: 1976

Средства

Аудио-касеты, СД-диски:

1. Русские народные танцы "Светит месяц"

2. Русские народные танцы " Барыня"

3. Танцы народов мира "От Барыни до Сиртаки"

4. Танцы народов мира " От Лезгинки до Чардаша"

5. Танцы народов мира "От Кадрили до Кантри"

6. Шедевры этнической музыки "Арабесские мелодии"

7. "Танцевальная мозаика" Бальные танцы. Европейская программа

8. "Танцевальная мозаика" Бальные танцы. Латино-американская программа

9. "Танцы для детей"

10. "Кто такие птички" детский сборник

11. "Домисолька" детский сборник

12. "Планета детства" детский сборник

13. "Ассорти" детский сборник

14. "Спляшем, Ваня" детский сборник

15. "Шедевры русской классики"

16. "Лунный свет" сборник СД классической музыки

17. Лист "-he best of"

18. "Шедевры мировой классики" – "13 жемчужин"

19. "Шедевры мировой классики" – "14 жемчужин"