uzluga.ru
добавить свой файл

О НЕОБХОДИМОСТИ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ



Н.С. Дмитрусенко, кандидат технических наук, доцент,

О.А. Платонова, кандидат физико-математических наук, доцент,

Л.В. Пугина, кандидат физико-математических наук, доцент

Московский государственный университет путей сообщения, Россия

KVM_MIIT@mail.ru


К началу ХХ века в Московском университете путей сообщения сложилась система вступительных экзаменов, которая с некоторыми изменениями просуществовала более 100 лет. Эта система имела свои достоинства и недостатки, но, жёсткая по форме и высокая по уровню требований, она была ориентирована на отбор учащихся с аналитическими способностями. Кроме того, уровень сложности задач, предлагавшихся на вступительных экзаменах, в значительной степени соответствовал сложности учебного процесса по определенной специальности. В силу этого абитуриент имел четкие ориентиры и либо заранее усиленно готовился к поступлению, либо выбирал иную специальность.

Безусловно, сдача выпускных экзаменов в средней школе и затем вступительных экзаменов в вуз в течение трех летних месяцев – нелегкое испытание. Замена такой системы Единым государственным экзаменом преследует ряд целей, в том числе и уменьшение неизбежных умственных и психологических нагрузок. Однако, как показала практика, школьный экзамен по математике в форме теста и упрощенная процедура поступления в вуз не устраняет, а лишь на время отодвигает проблему перегрузок. Во-первых, поверхностный курс математики в старших классах школы создает иллюзию легкости предстоящего обучения в вузе. Во-вторых, первокурсники оказываются дезориентированными в отношении требований к стартовому уровню подготовки, которые предъявляет каждая конкретная специальность в соответствии с Госстандартом и Учебной программой. Постепенно студент начинает осознавать свою неподготовленность. Вот тут-то и начинаются настоящие перегрузки, если он все-таки намерен успешно сдать зимнюю сессию и продолжить обучение.

Таким образом, в последние годы при высоких оценках в аттестатах студентов нового набора результаты сдачи первого экзамена по высшей математике оказались гораздо ниже ожидаемых для подавляющего числа технических специальностей университета. В сложившейся ситуации преподаватели кафедры «Высшая математика» стали проводить входной контроль знаний первокурсников с целью выявления пробелов в школьных знаниях и давать рекомендации студентам по их самостоятельному устранению. Однако самостоятельной работы у большинства первокурсников не получилось как по причине отсутствия справочной литературы по элементарной математике, так и неумения и нежелания с ней работать. Студенты находились в плену своих высоких оценок по ЕГЭ и были обескуражены тем, что этого недостаточно. О закономерно последовавших многократных пересдачах экзамена после зимней сессии говорить не приходится.

Проанализировав накопленный двухлетний опыт, кафедра изменила форму работы со студентами первого курса. В текущем учебном году было принято решение включить входную контрольную работу по элементарной математике в число обязательных семестровых работ. Их своевременное выполнение освобождает студента от сдачи экзамена во время сессии и позволяет получить оценку по результатам успеваемости в течение семестра. На первом семинарском занятии студентам было объявлено о предстоящем контроле, предоставлена неделя для повторения материала, в том числе и по методическим указаниям, подготовленным на кафедре.

Контрольная работа рассчитана на два академических часа. Один из типовых вариантов приведен ниже. Обязательным является выполнение любых 5 номеров из 13.


ВАРИАНТ 0

1). Решить уравнения:

а). б). в).

2). Разложить на множители .

3). Выделить полный квадрат .

4). Вычислить: .

5). Решить уравнение: .

6). Решить неравенства: а). б). .

7). Освободить знаменатель дроби от иррациональности .

8). Упростить: .

9). Решить уравнение: .

10). Вычислить: .

11). Решить уравнение: .

12). Решить неравенство: .

13). Произвести деление многочленов: .

Кафедра готовит студентов по 16 техническим специальностям. Анализ результатов показал, что, как и в предыдущие два года, от 40% до 60% первокурсников не справились даже с минимальным заданием. Причины неуспехов те же, что и прежде.

С целью повышения успеваемости и уменьшения отсева студентов кафедра приняла решение проводить дополнительные занятия по элементарной математике организованно, под руководством лекторов. Была разработана программа, предусматривающая повторение основных разделов в объёме 20 часов. Студенты с недостаточным уровнем подготовки были организованы в группы по 11-14 человек. Занятия проходили в течение месяца для студентов многих специальностей.

Повторное тестирование показало, что 80% от общего числа неуспевающих студентов повысили свой уровень знаний и справились с заданием в требуемом объёме. Вполне успешно эти студенты сдали и зимнюю сессию.

Подводя итоги трёхлетнего зачисления в университет по результатам ЕГЭ, можно констатировать, что система входного контроля знаний становится неотъемлемым фактором в работе кафедры «Высшая математика». Контрольная работа по элементарной математике дисциплинирует студентов первого курса и помогает включиться в учебный процесс с первых же дней. Рекомендательный характер работы по устранению пробелов в знаниях целесообразно заменить на обязательный под руководством преподавателя. Студенты- первокурсники нуждаются в организации и направлении их деятельности, поскольку опыт самостоятельной работы с учебной и справочной литературой у них отсутствует. Кафедра решила распространить опыт проведения интенсивных занятий по элементарной математике на все специальности.