uzluga.ru
добавить свой файл
Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 15 (251) “О результатах комплексной ревизии использования средств федерального бюджета, выделенных в 1999 - 2000 годах на строительство и содержание Балтийского флота”:

Утвердить отчет о результатах ревизии.

Направить представления Счетной палаты Российской Федерации Минобороны России, главнокомандующему ВМФ, командующему Балтийским флотом, заместителю Министра финансов Российской Федерации - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Направить отчет о результатах ревизии в Совет Федерации, Государственную Думу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Аудитору Счетной палаты Российской Федерации В. Г. Ульянову довести в установленном порядке результаты указанной ревизии до средств массовой информации.


ОТЧЕТ

о результатах комплексной ревизии использования средств

федерального бюджета, выделенных в 1999 - 2000 годах

на строительство и содержание Балтийского флота*


Комплексная ревизия проведена, в соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2001 год, в период с 1 февраля по 2 марта 2001 года группой инспекторов Направления по контролю расходов федерального бюджета на национальную оборону.

Цель комплексной ревизии

Определение эффективности и целесообразности использования средств федерального бюджета, выделенных на строительство и содержание Балтийского флота.


Комплексной ревизией охвачено 66 объектов.

Проведенной комплексной ревизией установлено

I. Финансирование расходов на содержание сил флота

1. Начиная с февраля 1998 года, Минобороны России и Главным управлением федерального казначейства Минфина России проводился эксперимент по финансированию расходов Балтийского флота через органы федерального казначейства по Калининградской области.

До марта 1999 года силы и войска флота финансировались Управлением федерального казначейства по Калининградской области и его отделениями по упрощенному варианту - только по фондам денежного довольствия и заработной платы, а с марта 1999 года и по другим статьям сметы Минобороны России.

В результате перевода финансового обеспечения флота через органы федерального казначейства повысилась финансовая дисциплина в использовании государственных средств, прозрачность проводимых финансово-хозяйственных операций.

В то же время переход на финансирование флота через органы федерального казначейства повлек увеличение сроков прохождения денежных средств от ФЭУ ВМФ до ФЭУ флота, а от него - до распорядителей и получателей бюджетных средств (по сравнению с прежней схемой финансирования) - на 3-4 дня, а в ряде случаев - на 5-6 дней, а также оплаты счетов за материальные средства, выполненные работы и оказанные услуги, что отрицательно влияло на своевременное обеспечение жизнедеятельности сил и войск флота и состояние его боевой готовности. Связано это, прежде всего, со значительно возросшим документооборотом в процессе финансирования, реализацией органами федерального казначейства функций предварительного контроля и нового порядка получения наличных денег бюджетополучателями.

Органы федерального казначейства, возложив на себя функции контроля цен, правильности заключения договоров, подменили тем самым довольствующие службы флота.

До настоящего времени не решен вопрос финансирования воинских формирований флота, переходящих на казначейскую систему в период их отмобилизования и функционирования в особый период. Вместе с тем этот вопрос напрямую связан с оборонной безопасностью России.

Статьей 26 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 год” установлено, что доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества организаций Минобороны России в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и полностью отражаются в сметах доходов и расходов указанных организаций. При этом поступающие доходы используются ими в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развитие их материально-технической базы и проводятся через лицевые счета указанных организаций в территориальных органах федерального казначейства Минфина России.

Однако в нарушение требований Управлением федерального казначейства по Калининградской области и его отделениями до настоящего времени не открыты воинским частям, учреждениям и организациям флота лицевые счета для учета и использования арендной платы, которая продолжает направляться в доход федерального бюджета, в результате флот недополучил доходов в сумме 3,0 млн. рублей.

2. Планирование и истребование бюджетных средств на содержание сил флота осуществлялось в соответствии с действующими руководящими документами, утвержденными нормами, штатами, заявками объединений, соединений, воинских частей и учреждений.

Анализ заявок, представленных в ФЭУ ВМФ, свидетельствует, что они были, в основном, объективными и отражали реальную потребность на содержание сил флота.

Выделенные флоту в 1999-2000 годах бюджетные ассигнования в ряде случаев не обеспечивали его потребности, что отрицательно влияло на выполнение возложенных на флот задач.

На содержание флота было выделено в 1999 году 1241,1 млн. рублей и в 2000 году 1705,4 млн. рублей, или, соответственно, 67 % и 77 % от годовой потребности (1845,5 млн. рублей и 2224,5 млн. рублей).

Из общего объема ассигнований, поступивших в 1999-2000 годах, было профинансировано денежными средствами 1202,8 млн. рублей и 1588,2 млн. рублей, путем проведения расчетов в централизованном порядке погашена кредиторская задолженность флота за коммунальные и транспортные расходы, капитальный ремонт техники и вооружения на унитарных предприятиях Минобороны России, строительные материалы для текущего ремонта зданий и сооружений в 1999 году на общую сумму 38,3 млн. рублей и в 2000 году на 117,2 млн. рублей.

Указанные суммы установленным порядком отнесены к финансированию расходов на содержание флота в 1999 - 2000 годах.

Из денежных средств, поступивших на содержание флота, было направлено на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала в 1999 году 886,1 млн. рублей и в 2000 году 964,7 млн. рублей, или, соответственно, 74 % и 61 процент.

Однако приоритетное направление денежных средств на выплату личному составу денежного довольствия и заработной платы не всегда обеспечивало их выплату в установленные сроки. В 1999 году денежное довольствие военнослужащим и заработная плата гражданскому персоналу выплачивались в основном с опозданием до одного месяца, а в 2000 году в отдельных случаях - от 10 дней до 20 дней. Выплата единовременного денежного вознаграждения по итогам 1999 года личному составу флота произведена в ноябре 2000 года, хотя срок его выплаты истек в первом полугодии 2000 года.

При этом, если потребность на выплату денежного довольствия и заработной платы за 2000 год удовлетворена на 100 %, другие расходы по содержанию сил и войск флота были профинансированы в размере от одного до пятидесяти двух процентов (боевая подготовка - 19 %; содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения и военной техники - 8 %; содержание, эксплуатация и текущий ремонт командных пунктов и других объектов специального назначения - 7 %; содержание аэродромов - 3 % и др.).

В 2000 году не финансировались расходы по содержанию, эксплуатации и текущему ремонту инженерной техники, техники связи, средств химической защиты и другие с общей потребностью на сумму 3,5 млн. рублей.

Систематическое недофинансирование расходов на содержание сил и войск флота привело к образованию кредиторской задолженности за полученные материальные ценности и оказанные услуги на 1 января 2001 г. в сумме 484,3 млн. рублей, а также отвлечению бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и заработную плату гражданского персонала, на другие неотложные расходы по обеспечению жизнедеятельности и боевой готовности флота и расходы, связанные с увольнением военнослужащих с военной службы. В 2000 году такое отвлечение составило 20,3 млн. рублей.

Сложная ситуация сложилась с финансированием установленных законодательством отдельных социальных и компенсационных выплат, которые в обревизованном периоде производились с опозданием от трех месяцев до двух лет. Задолженность по ним на 1 февраля 2001 г. составила 17,6 млн. рублей.

Длительные задержки в получении денежного довольствия, заработной платы, социальных и компенсационных выплат приводили к обращениям военнослужащих и лиц гражданского персонала в суды о взыскании причитающихся им выплат с воинских частей и учреждений флота в принудительном порядке.

В 2000 году по таким обращениям личного состава судами вынесено 3808 решений о взыскании с воинских частей и учреждений причитающихся военнослужащим и гражданскому персоналу выплат на общую сумму 44,9 млн. рублей.

По состоянию на 1 февраля 2001 г., исполнено 3627 решений судов на сумму 38,2 млн. рублей, в том числе 11,3 млн. рублей на индексацию выплат.

Кроме того, с воинских частей и учреждений взысканы исполнительские сборы судебным приставам в сумме 0,1 млн. рублей.

К числу факторов, негативно влияющих на общее финансовое положение флота, следует отнести дебиторскую задолженность, которая по состоянию на 1 февраля 2001 г. составила 145,1 млн. рублей.

Наибольшая сумма задолженности - 102,8 млн. рублей (71 % от общей суммы дебиторской задолженности) числится за учреждениями, финансируемыми в сметно-бюджетном порядке, за отпущенные им электроэнергию, воду, топливо и горючее, выполненные работы по текущему ремонту зданий и сооружений.

За унитарными предприятиями Минобороны России числится дебиторская задолженность в сумме 20,8 млн. рублей, строительными организациями флота - 8,5 млн. рублей, воинскими формированиями других министерств и ведомств (ФСБ, МВД, МЧС, ФПС, ФАПСИ) - 7,6 млн. рублей, другими организациями - 5,4 млн. рублей.

Из-за недостаточного финансирования тяжелое положение сложилось с вещевым обеспечением сил и войск флота.

По состоянию на 1 февраля 2001 г., обеспеченность военнослужащих флота вещевым имуществом составляла 53 %, в том числе по офицерскому обмундированию и обуви - на 59 %, женскому обмундированию и обуви - на 10 % и т. д.

Аналогичным образом удовлетворялся личный состав флота вещевым имуществом и в предыдущие годы, в результате чего за 1995 - 2000 годы военнослужащим, проходящим службу по контракту, не выдано положенного по нормам вещевого имущества на 95,3 млн. рублей.

Значительно ниже существующей потребности обеспечивались силы и войска флота горючим и смазочными материалами.

Обеспеченность флота горючим в 1999 - 2000 годах составила по автобензину, соответственно, 33 % и 38 %, дизельному топливу - 39 % и 24 %, авиакеросину - 13 % и 10 %, мазуту флотскому - 27 % и 28 процентов.

В связи с недостаточным финансированием лечебных расходов военно-медицинских учреждений флота, резким снижением централизованных поставок лекарственных препаратов и медицинского имущества в настоящее время обеспеченность по медицинской службе достигла критического уровня.

Обеспеченность лечебных учреждений флота лекарственными препаратами в 1999- 2000 годах составляла в среднем от 40 % до 50 %, а по состоянию на 1 февраля 2001 г. - 60 % от потребности. Лечебные учреждения обеспечены в основном устаревшими морально и физически образцами медицинской техники, более 60 % которых выслужили предельные сроки эксплуатации.

Недостаточное финансирование квартирно-эксплуатационных расходов не позволило содержать на должном уровне казарменно-жилищный фонд, котельное оборудование и гидротехнические сооружения. Из 8450 зданий и сооружений у 3112 износ составил свыше 60 %, 263 здания находились в неудовлетворительном состоянии. В пяти основных котельных 9 котлов (выпуска 1946-1950 годов) находились в аварийном состоянии, 23 очистных сооружения не соответствуют нормативным требованиям, а 15 из них находятся в нерабочем состоянии.

3. Несмотря на острый дефицит бюджетных средств, сложное экономическое и финансовое положение Вооруженных сил Российской Федерации и Военно-Морского Флота, проведенной ревизией выявлены факты нарушений в использовании государственных средств, выделенных на содержание флота.

3.1. Организация централизованных поставок Центральным продовольственным управлением Минобороны России (ЦПУ МО РФ) и закупок продовольственной службой флота носила несогласованный характер, что приводило к неравномерному выполнению государственного оборонного заказа (ГОЗ). Просчеты в планировании не обеспечили содержание запасов продовольствия в соответствии с установленными нормами. Переходящие запасы текущего обеспечения по отдельным видам на 1 января 2001 г. превышали установленные нормы от 23 суток до 87 суток, в то же время недоставало муки - 54, мясопродуктов - 35, сахара - 32 суточных нормы.

3.2. Практически по всем основным продуктам питания потребность флота может быть обеспечена местными поставщиками, цены которых были во многих случаях ниже цен закупленного продовольственной службой флота и поставленного ЦПУ МО РФ продовольствия из других регионов России. В эти цены не включались таможенные и транспортные расходы, особенно дорогостоящая оплата перевозок грузов по территории Литвы и Республики Беларусь. Например, средняя стоимость перевозки 1 тонны крупы от Москвы до Калининграда, по состоянию на 14 февраля 2001 г., составляла 521,4 рубля, в том числе: по территории России 72,5 рубля, по территории Республики Беларусь и Литве - 15,7 долл. США или 448,9 рубля, т. е. удорожание транспортных расходов увеличилось более чем в 6 раз.

Анализ поставок продовольствия на 998 военный склад, на который возложено продовольственное обеспечение 49 % личного состава приписанных к флоту воинских частей показал, что поступление отдельных видов продовольственных товаров производства Калининградской области осуществлялось нестабильно и составило в разные периоды незначительные объемы, в том числе: по рыбе свежей в 1999 году - 8 %, в 2000 году - 20 %, маслу животному - 61 % и 4 %, консервам овощным - 1 % и 12 %, консервам мясным - 28 % и 25 %, мясу - 20 % и 17 %, соответственно.

Потребность флота в продовольствии была обеспечена следующими поставками:

(в процентах)




1999 год

2000 год

Централизованные поставки ЦПУ МО РФ

42,6

29,7

По прямым договорам с поставщиками продслужбы БФ

47,0

60,0

От военных сельхозпредприятий

9,9

9,8

От подсобных хозяйств воинских частей флота

0,5

0,4

В проверенном периоде объем централизованных поставок начал несколько сокращаться, хотя по отдельным видам продовольствия эти поставки были основными. Значительный их объем на общую сумму 72,3 млн. рублей, или 40 % от их общей стоимости был произведен по контрактам ЦПУ МО РФ с Государственным комитетом Российской Федерации по государственным резервам (ныне - Российское агентство по государственным резервам “Росрезерв”). По жизненно важным видам продовольствия эти поставки характеризуются следующими данными:

(в тоннах)


Наименование

продовольствия

1999 год

2000 год

Всего

поступило

В т. ч. из

Росрезерва

Удельный вес поставок из Росрезерва

Всего поступило

В т. ч. из

Росрезерва

Удельный вес поставок из Росрезерва

Мясо говядина 1-ой категории

969,8

130,0

13

-

-

-

Консервы мясные

1067,6

575,8

54

692,8

203,0

29

Консервы рыбные

147,7

93,2

63

148,5

5,0

3

Сахар

886,8

856,8

97

686,3

252,8

37

Масло животное

391,6

126,2

32

574,0

60,0

10

Молоко сгущенное

168,7

110,3

65

161,5

59,4

37

Следует отметить, что за этот период на продовольственное обеспечение флота был получен от Росрезерва значительный объем продовольствия с истекающими и истекшими гарантийными сроками хранения. Только 998 военным складом было получено более 1,0 тыс. тонны таких продуктов.