uzluga.ru
добавить свой файл
1

СТАДИИ И УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

ВИДЫ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ


СЕНСОРНАЯ


Научение: привыкание

низший

развитая раздражимость;

примитивные элементы чувствительности

Биотические воздействия: изменение скорости и направления движения; слабая пластичность

Простейшие, низшие многоклеточные (амеба, инфузория)

высший

наличие ощущений;

челюсти — орган манипулирования;

способность к формированию элементарных условных рефлексов

Абиотические воздействия: четкие реакции, развитая двигательная активность (ползание, плавание); способность избегать неблагоприятные условия среды и вести активный поиск положительных раздражителей; опыт научения не развит; жесткие врожденные программы

Кишечнополостные, нисшие черви, высшие черви (кольчатые), моллюски, брюхоногие, улитки, беспозвоночные

ПЕРЦЕПТИВНАЯ



Научение: опыт

низший

отражение внешней действительности в форме образов предметов

Формирование двигательных навыков; двигательная способность сложная, многообразная (бег, ходьба); активный поиск положительных раздражителей и избегание отрицательных; развитое защитное поведение

Рыбы, низшие позвоночные (рептилии: змеи, черепахи, крокодилы, ящерицы), высшие беспозвоночные (членистоногие)

высший

элементарные формы мышления;

складывание определенной «картины мира»

Высокоразвитые инстинктивные формы поведения; способность к научению

Позвоночные (птицы, млекопитающие)

ИНТЕЛЛЕКТ

перенос найденного принципа в новые условия;

способность решать одну задачу разными способами;

способность к познанию окружающей действительности независимо от наличия биологических потребностей


Выделение специализированных органов манипулирования (лапы, ласты); развитие исследовательских форм поведения с использованием ранее приобретенных ЗУН

Обезьяны, высшие позвоночные (дельфины, собаки)