uzluga.ru
добавить свой файл
Основные характеристики первобытной культуры

От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее ни с чем не сопоставимая длительность. Она безраздельно господствовала минимум 35 из 40 тысяч лет существования человека. Всем остальным эпохам вплоть до современности, отведено лишь 5 тысяч лет. Несмотря на свою продолжительность, она несравненно однородней всех других эпох. Столетия и тысячелетия, и тем более, региональные различия для первобытной культуры не имеют значения, если сосредоточить свое внимание на ее существе.

Первобытность – первый и, следовательно, наиболее отстоящий от нас период или тип культуры. Но это вовсе не означает, что первобытность с ее культурой сошла с исторической арены. Территория, заселенная первобытными племенами неуклонно сокращалась на протяжении столетий и тысячелетий, но и сегодня еще преждевременно говорить о полном исчезновении первобытного человека и первобытной культуры. Вот почему для нас с вами первобытность и предельно отдаленная эпоха и чуть ли не современность. Во всяком случае, данное обстоятельство значительно облегчает изучение первобытной культуры из-за обилия классических этнографических работ, в которых детально описываются первобытные племена во всем многообразии проявлений их жизнедеятельности.

Изучение отставших в своем развитии племен является далеко не единственным источником постижения первобытной культуры. Многие ее черты сохраняются у народов, давно преодолевших первобытное состояние. Прежде всего, это касается т.н. народной, или низовой, культуры. Ее носителем выступает крестьянство, которому присущ традиционный уклад жизни, традиционно неизменный на протяжении столетий. Изучение крестьянского быта одновременно было и постижением некоторых черт первобытной культуры.

Кроме того, на сегодняшний день стало вполне очевидно не только то, что первобытность существовала в далеком и ближайшем прошлом, но и то, что его останки сохраняются рядом – первобытность еще и в нас самих. Иными словами, в душе современного человека сохраняются такие пласты, которые роднят его с первобытным человеком. Обыкновенно они находятся под спудом и не играют определяющей роли в жизнедеятельности. Но в сверхобычных, экстремальных ситуациях первобытность выходит на поверхность, и люди, как будто ничего не знающие о ней, чуждые мировоззрению той эпохи, начинают вести себя вполне первобытно. Таково, например, поведение человека в толпе. У толпы своя повадка и свои реакции, начисто исключающие индивидуальное самоопределение и ответственность составляющих ее людей. Ни свирепость по отношению к жертве, ни восторг толпы по отношению к вождю здесь не принадлежат никому в отдельности. Их способны разделять люди достаточно разных, а то и взаимоисключающих взглядов и убеждений. В толпе индивид пребывает в состоянии «мы-бытия», он принадлежит некоторой надличностной общности, в чьей душе растворяется его собственная душа. Когда толпа свирепо буйствовала, не отдавая никому и ни себе самой в первую очередь отчета о своих поступках, ее душа становилась невменяемой. Но стоило толпе выразить одобрение и восторг в адрес своего вождя, как она превращалась в его «тело». Он же становился ее душой, концентрируя в себе активно действующее начало толпы. И в одном, и в другом случае человек возвращался в первобытное существование, которое не знало ни личностного, ни устойчиво индивидуального измерения в человеке. В нем индивидуальное бытие совпадало или почти совпадало с коллективным или родовым. Существенная разница между поведением толпы и «мы-бытием» первобытной общности только одна. В толпу уходят и из нее возвращаются индивиды и личности. В первобытную же общность никто не уходил и из нее некому было возвращаться.

Особенно наглядно и концентрированно черты первобытного человека выражены у ребенка. В огромной степени мир детства и есть мир первобытности. Особенно в тех случаях, когда ребенок остается наедине с собой и себе подобными. Например, если ребенок ночью остается один в постели, в комнате все оживает. Нейтральных или мертвых вещей не остается. Комната населяется какими-то таинственными существами, которым что-то надо от струсившего и притихшего ребенка. Ребенку непереносимо страшно в темной комнате, и в этом его единственное отличие от первобытного человека. Потому что для последнего, как и для ребенка в темной комнате, в окружающем его мире нет ничего, кроме живых существ с их целями и намерениями. Но для него такой мир привычен и освоен. Близость или совпадение детства с первобытностью означает, что каждый за свою жизнь побывал первобытным человеком.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – период становления культуры. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации и современного физического типа человека. Культура начинается там, где есть свидетельства культуры.

Культура человечества начинается с охотничьей цивилизации верхнего палеолита. Это эпоха, которая породила основные символы коллективного бессознательного (т.н. архетипы), например, первыми в истории символов были знаки женского пола, затем круг, свастика, спираль.

Историю первобытного мира делят на:


Каменный век

Медный век

Бронзовый век

Железный век

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит) – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад.


Медный век (неолит) датируется 4 –3 тыс. до н.э.


Бронзовый век датируется 4 – начало 1-го тыс. до н.э.


Железный век датируется началом 1-го тыс. до н.э. и продолжается до наших дней.


Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (с греч. - соединение) – сочетание разнообразных воззрений и форм духовной культуры.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала формированию homo sapiens (человека разумного). В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества каменного века (т.е. цивилизации охотников) были звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской археологической культуре (Франция, поздний палеолит). Археологическая культура обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – т.н. «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Культурология придерживается следующей периодизации позднепалеолитических культур:

Ориньяк (30 –19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Маленькие женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола из бивня мамонта или мягкого камня. Весь этот период называют эпохой «палеолитических Венер». Появляется знак женского пола – первый символ в истории человечества.


Солютре (18 –15 тыс. лет). Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также - ножами и кинжалами. Появились кремневые проколки, иглы, жезлы. Изготавливались скребки, резцы, костяные наконечники, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не найдена.

Мадлен (15 – 10 тыс. лет). Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т.н. микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр (борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине), свастика. Однако вершиной мадленского (а также всего палеолитического, и даже первобытного) искусства становится пещерная живопись – поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративного искусства (рельефы, резьба по камню и кости), архитектуры (дольмены) и т.д.

Особой областью первобытного искусства является орнамент. Его расцвет приходится на эпоху неолита и бронзовый век. Появляется первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина, а с ней сформировался новый вид декоративно-прикладного искусства – керамика. Бронзовый век положил начало обработке металла: сначала они были кованные, затем изобрели литье. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались украшения и изделия из бронзы, золота, серебра. Древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Такие сооружения из огромных грубо отесанных камней сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной, полосе Европы распространились поселения и погребения. Поселения делят на неукрепленные стоянки и селища и укрепленные городища. Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Над некоторыми курганами могли возвышаться каменные надгробия, надмогильные статуи: каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов или женщин). Так в 3 тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути, «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.


Наиболее сложные сооружения первобытности – это погребения-мегалиты (от греч. – большой камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены и менгиры. Самые ранние из дольменов (с бретон. – каменный стол) – это четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую, служившую плоским перекрытием, - возведены племенами, освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди (более 4 тыс. лет назад). Менгиры (с бретон. – длинный камень) – отдельные каменные столбы, длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех (с бретон. – каменный круг). Самый знаменитый первобытный кромлех находится в Англии и известен под названием Стоунхендж.

Трипольская культура.

Высшего развития своего культура неолитической эпохи достигла в культуре гли­няных мазанок и раскрашенной посуды, открытой впер­вые покойным В. В. Хвойко в бассейне р. Стугны и Крас­ной, в окрестностях села Триполья и названной поэтому триполъской культурой. Культура эта имела обширное распространение. Следы ее находят в области Десны в Черниговской губернии, в области Днепра в Киевской и в смежных частях Херсонской губернии, в Подольской, в Галиции, Бессарабии, Румынии и далее в славянских землях Балканского полуострова. Раскопки обнаружи­ли, что в это время люди жили в землянках, надстроен­ных сверху деревом, от 3 до 5 метров в длину и ширину. Стены этих жилищ устраивались из плетня или часто­кола и обмазывались глиной с примесью соломы или зерновой шелухи. В середине землянок находилась яма, в которой устраивался очаг. Эти ямы кроме золы напол­нены теперь остатками пищи в виде растворчатых рако­вин, костей оленя, дикой козы, свиньи, коровы, овцы, лошади, рыб и птиц, обуглившихся зерен пшеницы, проса, ячменя и конопли, а также черепками битой посуды и обломками орудий из камня, кости и рога. Рядом с этими землянками открываются сооружения особого рода — глиняные площадки. Они так же, как и землянки, обведены были стенками из кольев, бревен и прутьев, обмазанными глиной и иногда окрашенными. Но здесь нет центральных ям и очагов, нет и кухонных остатков. На полу, обмазанном глиной, стоят пирами­дально сложенные камни, глиняные столбы, в виде усе­ченного конуса, чашеобразные каменные плиты и ог­ромное количество сосудов, наполненных пережженными человеческими костями: черепа и скелеты лежат и пря­мо на полу. По-видимому, таким образом, эти глиняные площадки не что иное, как дома мертвых. Находимые в них сосуды самой разнообразной формы: двойные биноклеобразные, украшенные бороздчатым орнаментом, шарообразные, плошкообразные, покрытые коричневой краской, грушевидные с небольшим отверстием наверху, украшенные спиральным орнаментом. Оригинальной особенностью трипольской культуры являются глиня­ные статуэтки, свидетельствующие о больших успехах художественного вкуса и техники. Одна из этих статуэ­ток из темно-красной глины изображает, например, жен­щину, с лицом, очень похожим на совиное, другая, по­крытая коричневой краской, — женщину в сидячем положении с вытянутыми горизонтально ногами и сло­женными руками и т. д. Интересны глиняные площад­ки, открытые профессором фон Штерном в местечке Петренах, Бессарабской губернии. Здесь кроме урн с человеческими костями находились маленькие сосуды с золой, костями животных или просом; вокруг на земле попадались каменные молотки и топоры, ножи, пилы из кремня и другие предметы. Среди найденных здесь сосу­дов большая часть расписана красной, черной или фиоле­тово-коричневой краской, реже — двумя красками — черной и красной. На некоторых сосудах на местах, ос­тавшихся свободными от геометрического орнамента, изоб­ражены люди (невполне удачно) и животные — лошади, ослы, козы, собаки. Наряду с памятниками живописи здесь находятся и памятники глиняной пластики в виде человеческих фигур и быков с длинными расходящими­ся рогами. Судя по большому совершенству изделий, найденных в Петренах, археологи склонны видеть в пет-ренской культуре более поздний фазис развития той же самой трипольской культуры.

По вопросу о происхождения этой трипольской куль­туры высказывалось мнение, что в ней следует видеть отражение микенской культуры, распространенной на берегах и островах Эгейского моря и предшествовавшей эллинской культуре. Эта культура, распространившись среди варваров, населявших восточную Европу, понизи­лась качественно, подобно тому как произошло это впос­ледствии с эллинской культурой, распространившейся среди скифов и сарматов. Однако то обстоятельство, что население, строившее вышеописанные землянки и пло­щадки, не знало еще бронзы, известной носителям и творцам микенской культуры, и все орудия приготовля­ли из камня и кости, заставляет видеть в трипольской культуре самостоятельную культуру, предшествовавшую эгейской. По мнению проф. фон Штерна, индоевропейс­кое население, создавшее трипольскую культуру, добро­вольно или под напором других племен, покинуло свое первоначальное местожительство, подалось на юг и за­селило берега малой Азии, Эгейских островов и Греции. Здесь оно продолжало развивать свою культуру, кото­рая и достигла пышного расцвета в критско-микенской (эгейской) культуре. Этим переселением объясняется тот факт, что в переходную от каменных орудий к металли­ческим эпоху исчезла в нашей стране художественная керамика не существовала в бронзовом веке и вновь возродилась уже на греческой почве нашего юга, куда она перешла вместе с населением, ее создававшим.

К неолитической эпохе относятся еще так называе­мые мегалитические сооружения, хорошо известные в Западной Европе под именем менгиров, кромлехов и долменов. Менгиры — это большие глыбы камней, вод­руженные в виде обелисков в вертикальном положении. Сооружения из камней, расположенных в виде круга, называются кромлехами. Долмены представляют собой искусственные камеры из грубо обтесанных каменных плит. Менгиры находятся у нас в Волынской, Подольской и Херсонской губерниях; долмены — на Кавказе, в Кры­му и кое-где в Польше. По-видимому, это гигантские вариации тех же глиняных столбов и сосудов, которые находятся на глиняных площадках.