uzluga.ru
добавить свой файл

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВАШЕМ РЕБЕНКЕ





  1. Наиболее важная вещь, которую вы должны знать о своем слепом или слабовидящем ребенке, заключается в том, что в первую очередь он - ребенок. У него те же желания и потребности, что и у всех детей. И на первое место должны быть поставлены потребности детства, а не слепоты

Вашему ребенку больше всего необходимо то, что необходимо всем детям: ваша любовь, ваше внимание, ваше терпение, дом и пища. Это самое важное.

  1. У вашего ребенка есть проблемы со зрением, но это вовсе не значит, что он страдает умственной отсталостью

Возможно, вначале некоторые виды деятельности будут даваться вашему ребенку трудней, чем его зрячим сверстникам. Это связано с тем, что недостаток или отсутствие зрения ограничивают возможности ознакомления с теми или иными видами двигательной активности. Незрячему ребенку требуется больше времени, помощи и практики. При вашей помощи ребенок научится делать то же самое, что и зрячие дети.

  1. Иногда ваш ребенок может что-то видеть (различать отдельные предметы)

Возможно, вам сказали, что ваш ребенок слепой и не может видеть, но иногда вам кажется, что он различает свет, движения или отдельные предметы. Вполне возможно, что вы правы, так как большинство “слепых” детей не являются тотально слепыми, а имеют остаточное зрение. Они могут различать предметы, если их поднести очень близко к лицу или если они ярко окрашены. Каждый ребенок индивидуален, и индивидуальны условия, при которых он может использовать остаточное зрение. Он может также держать предметы не прямо перед собой, а сбоку, или наклонять голову набок.

  1. Ваш ребенок должен использовать другие органы чувств (осязание, слух, обоняние и вкус) для ознакомления с окружающим его миром

Вот способы, которыми ваш ребенок может пользоваться для познания окружающего мира:

  • с помощью осязания он может научиться распознавать предметы домашнего обихода, одежду, игрушки и инструменты, распознавать ногами поверхность земли;

  • с помощью слуха он может научиться узнавать людей по их голосам, животных или предметы по звукам, издаваемым ими, ориентироваться в пространстве;

  • с помощью обоняния он может научиться распознавать пищу и такие места, как магазины, например, булочные или цветочные магазины;

  • по вкусу ребенок определит вид и характер пищи.

  1. Ваш ребенок может прикасаться к предметам ртом или языком

  2. Разговаривайте с вашим ребенком.

Вам необходимо постоянно рассказывать вашему ребенку о предметах, которые он не может увидеть. Объясняйте ему, что происходит вокруг, что вы делаете, где вы находитесь, к чему он прикасается, что он слышит, что ест или воспринимает с помощью обоняния. Например, если вы моете пол, рассказывайте ребенку, что собираетесь делать, чтобы он учился распознавать значения звуков.

  1. Давайте вашему ребенку точные указания

Давая ребенку указание или объясняя ему, где что находится, избегайте употребления выражений “там” или “здесь”, а также жестов. Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, эти слова и действия не несут для него никакой смысловой нагрузки. Будьте точны!



  1. Берите ребенка с собой

Не оставляйте вашего ребенка в одной и той же комнате на весь день. Берите его с собой, если вы работаете дома или в саду, если вы идете в магазин или в гости.

Ему необходимо учиться распознавать различные звуки, запахи, температуру или движения различных объектов. Беря ребенка с собой, рассказывайте ему, что происходит вокруг.

  1. Направляйте руки ребенка при ощупывании предметов

Осязание - один из важнейших органов чувств, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Возьмите руки ребенка и помогите ему “осмотреть” или почувствовать предметы. Направляйте его руки при ощупывании поверхностей предметов, нахождении отверстий, изучении размеров, формы или веса, определении способов движения предмета. Делайте это мягко, положив свои руки на его и аккуратно прикасаясь к предмету. Рассказывайте о том, к чему вы прикасаетесь.

  1. Помогайте своему ребенку узнавать, где какие вещи хранятся, напоминайте, что после использования их нужно класть на то же самое место

Вашему ребенку необходимо знать, откуда берутся предметы. Если он этого не знает, то ему проще думать, что они появляются “по мановению волшебной палочки”. Так будет происходить, если вы постоянно будете сами доставать вещи и передавать их ребенку в руки. Лучше, если ребенок будет доставать вещь вместе с вами. Например, если вы хотите поиграть с вашим ребенком в мяч, скажите где мяч хранится и как ребенку его взять.

Также очень важно возвращать вещи на место после того, как вы или ваш ребенок закончили пользоваться ими. Тогда ребенок в следующий раз сможет найти их самостоятельно. Зрячие дети могут быстро найти необходимую им вещь с помощью зрения. Слепому ребенку приходится медленно и тщательно ощупывать руками все поверхности, если вещь не лежит на определенном месте.

  1. Кладите свои руки поверх рук ребенка и направляйте его действия, стоя за его спиной

Когда вы обучаете ребенка каким-либо новым действиям, встаньте, сядьте или опуститесь на колени позади него и положите свои руки на его, чтобы направлять его движения. Например, стоя за его спиной, показывайте ему, как мыть посуду, как застегивать рубашку. Для ребенка проще имитировать ваши движения, если вы стоите за его спиной, так как он ощущает движения вашего тела.

  1. Предотвращайте вредные привычки


Иногда, если слепые дети скучают или чувствуют себя некомфортно, они делают движения, которые не привлекательно выглядят, а, возможно, бывают вредными для ребенка. К ним могут относиться покачивание тела, вращение глазами, похлопывание руками и т.д. Вы можете предотвратить укоренение этих вредных привычек:

  • давая ребенку какой-нибудь интересный предмет для игры;

  • изменяя позу или местоположение ребенка;

  • отвлекая внимание ребенка, играя с ним.




  1. Помогите своему ребенку развить хорошую осанку

Хорошая осанка важна для каждого из нас. Это помогает не только поддерживать мускулатуру в хорошем состоянии, но также делает нас визуально более привлекательными. Вид людей с хорошей осанкой побуждает нас исправлять свою. Слепые дети не имеют такого постоянного стимула. Помогите своему ребенку развить привычку стоять прямо и ровно. Если вы видите, что он опускает голову или горбит плечи, напомните ему о необходимости стоять прямо: “Ты так прекрасно выглядишь, когда не горбишься”.


  1. Помогите своему ребенку развить привычку поворачивать лицо к собеседнику

Напоминайте своему ребенку о необходимости поворачивать лицо к человеку, разговаривающему с ним. Это поможет говорящему узнать, что его действительно слушают. Это также проявление уважения к собеседнику.

  1. Предоставьте вашему ребенку как можно больше условий для приобретения опыта

Ваш ребенок узнает окружающий мир по вашим рассказам, но еще больше он узнает, принимая непосредственное участие в происходящем или прикасаясь к предметам, которые вы описываете.

Например, ваш ребенок лучше поймет, как готовится пища, если вы позволите ему помогать вам при подборе продуктов и непосредственно при приготовлении пищи, чем если он только будет слушать ваши рассказы.


Не жалейте и не балуйте своего ребенка!

Ваш ребенок нуждается в вашей поддержке и ободрении, чтобы увериться в своих силах. Если же вы будете жалеть его, то он вырастет несамостоятельным, неуверенным. Если вы или другие люди будут из жалости баловать незрячего ребенка, он вырастет эгоистичным и не сможет найти себе друзей. Обращайтесь с незрячим ребенком как со зрячим, приучайте его к дисциплине так, как если бы вы воспитывали зрячего ребенка.

  1. Позвольте своему ребенку принимать полноценное участие в делах семьи.

Позвольте своему ребенку помогать вам в ежедневных делах, так как вы позволяли бы это зрячему ребенку. Он сможет помогать вам как дома, так и на улице. Вам придется первое время направлять движения его рук и несколько раз повторять инструкции, поскольку он не может вас видеть, чтобы имитировать ваши движения.

Важно, чтобы как можно раньше ваш ребенок начал принимать участие в ежедневной работе по дому, это позволит ему чувствовать себя полноценным членом семьи, а также вырасти самостоятельным человеком, жизнь которого не будет зависеть от посторонней помощи.

  1. Поощряйте своего ребенка играть со зрячими детьми

Как и все дети, ваш ребенок нуждается в друзьях, с которыми он мог бы играть. Вам не следует ограничивать круг общения вашего ребенка только другими слепыми детьми. Для него очень важно научиться чувствовать себя уверенно в обществе зрячих детей. Когда зрячие и слепые дети играют вместе, они часто находят возможности изменения правил игры таким образом, чтобы в них могли принимать участие все.

  1. Чтобы познавать окружающий мир, вашему ребенку необходимо быть активным

Так как ваш ребенок имеет проблемы со зрением, вы, возможно, очень боитесь, что он поранится. Все дети, а особенно слепые, должны проявлять активность при познании окружающего мира. Все дети набивают себе шишки, пока растут. Слепые дети не более хрупкие, чем зрячие, им просто необходимо быть более осторожными. Но не мешайте ему принимать участие в активных играх или исследовании окружающего пространства.


Спасибо за то, что вы прочитали эту статью!

Надеемся, что эти правила заставили вас задуматься о воспитании вашего ребенка и вы будете придерживаться их!


Перечитайте их через некоторое время …