uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3



GE.04-22245 (R) 090804 110804




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E






1




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.




TRANS/WP.5/2004/8

12 July 2004


RUSSIAN

Original: 




ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ


КОМИТЕТ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТРАНСПОРТУ


Рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта

(Семнадцатая сессия, 20-21 сентября 2004 года,

пункт 9 повестки дня)


ПОМОЩЬ СТРАНАМ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ


ОПЕРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Июль 2003 года - июнь 2004 года


Записка секретариата


I. ПРОЕКТЫ ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ СЕВЕР-ЮГ (ТЕА) И ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ (ТЕЖ)


В качестве Исполнительного учреждения проектов ТЕА и ТЕЖ ЕЭК ООН продолжала оказывать этим проектам техническую и административную поддержку. Под общим руководством директора Отдела транспорта ЕЭК ООН региональный советник в рамках своей компетенции обеспечивал стратегическое руководство, а также техническую и административную помощь проектам ТЕА и ТЕЖ и их странам-участницам посредством организации и проведения совещаний, подготовки документации, налаживания контактов с другими правительствами и учреждениями в целях привлечения их к сотрудничеству с этими проектами или оказания им поддержки и представлял доклады о ходе работы соответствующим органам ЕЭК ООН.

i) Обзор первоочередных потребностей в инфраструктуре, разработка обновленного перечня этих потребностей и реалистичного плана их удовлетворения (генеральные планы по проектам ТЕА и ТЕЖ)


На основе приоритетов, установленных в новой стратегии проектов, и возникающих потребностей в регионе ТЕА и ТЕЖ, руководящие комитеты проектов подготовили и в конечном счете одобрили положения о круге ведения для генеральных планов ТЕА и ТЕЖ, включая смету финансовых ресурсов, необходимых для их реализации.


Секретариат и ЦУП разработали стратегию для обеспечения необходимого совместного финансирования в целях осуществления этой работы. На своей шестьдесят пятой сессии в феврале 2003 года Комитет по внутреннему транспорту одобрил необходимость разработки генеральных планов ТЕА и ТЕЖ и просил страны - члены ЕЭК ООН вносить добровольные взносы для совместного финансирования работы над генеральными планами. После положительного ответа со стороны МСАТ, согласившегося поддержать работу по подготовке Генерального плана ТЕА путем выделения суммы в размере 100 000 шв. франков, 16 сентября 2003 года между МСАТ и ЕЭК ООН было подписано соответствующее соглашение по распределению и использованию взноса МСАТ.


Учитывая важность этой задачи и ограниченные финансовые ресурсы, выделяемые для этих проектов, ЦУП с помощью секретариата подготовили и представили руководящим комитетам проектов пересмотренные положения о круге ведения для реализации этой работы на основе имеющихся ресурсов. Пересмотренные положения о круге ведения были одобрены, и работа была начата в сентябре 2003 года и должна быть завершена к октябрю 2004 года. Секретариат в тесном сотрудничестве с ЦУП, ТЕА и ТЕЖ начал переговоры с проф. Д. Тсамбуласом из Национального технического университета Афин, и проф. А. Пирманом из Университета Лидса, с тем чтобы обеспечить необходимую техническую и научную поддержку этой работы. В октябре 2003 года с обоими профессорами были заключены контракты на предоставление консультативных услуг.


Работа по подготовке генеральных планов ТЕА и ТЕЖ разделена на девять пакетов предложений, которые будут разработаны центральными управлениями проектов ТЕА и ТЕЖ в тесном сотрудничестве с назначенными национальными экспертами из соответствующих стран. ЕЭК ООН и другие международные организации и органы, как ожидается, окажут поддержку этой работе.


Проект направлен на привлечение к участию 21 страны, расположенной в более широком регионе ТЕА и ТЕЖ, включая все страны - участницы ТЕА и ТЕЖ. Отдельные страны, не являющиеся участницами ТЕА и ТЕЖ, получили в декабре 2003 года письма, подписанные Исполнительным секретарем ЕЭК ООН г-жой Б. Шмегнеровой, в которых они были проинформированы об этой деятельности и им было предложено назначить национальных экспертов, которые смогут активно участвовать в этой важной работе. В число организаций и органов, которым также было предложено оказать помощь, входят ЕК, ЕКМТ, Всемирный банк, ЕБРР, ЕИБ, МСЖД, МСККП, КЛЕКАТ, Европлатформа и председатели панъевропейских коридоров.


В соответствии с положениями о круге ведения ключевая роль в осуществлении работы отводится двум группам, специально учрежденным с учетом потребностей генеральных планов, а именно Координационной группе по генеральному плану для осуществления контроля и координации работы и Группе экспертов по генеральному плану для объединения существенной информации о транспортных планах и первоочередных потребностях соответствующих стран, а также поддержания связи с соответствующими правительствами, ЕЭК ООН и ЦУП ТЕА и ТЕЖ. Координационная группа по генеральному плану, состоящая из внешних консультантов, уже собиралась три раза: в первый раз - 16 сентября 2003 года в Будапеште, во второй раз - 15 декабря 2003 года в Варшаве и в третий раз - 9 июня 2004 года в Женеве. Эти совещания были сосредоточены на организационных аспектах работы, а также на методологии осуществления проектов и потребностях в данных. До конца отчетного периода был подготовлен и утвержден проект доклада по пакетам предложений № 1-4, включая методологию работы, потребности в данных и соответствующие вопросники.


Первое совещание Группы экспертов по Генеральному плану ТЕА состоялось 9 февраля 2004 года в Братиславе, Словакия, а первое совещание Группы экспертов по Генеральному плану ТЕЖ - 10-11 февраля 2004 года в Будапеште, Венгрия. Второе и последнее совещание этой Группы экспертов запланировано провести 23-24 сентября 2004 года в Будапеште.


Дополнительную информацию, включая проекты докладов о проделанной работе и последние новости, можно получить на вебсайте Отдела транспорта ЕЭК ООН на специальной странице "Генеральные планы ТЕА и ТЕЖ".


ii) Интеграция ТЕА и ТЕЖ в панъевропейский контекст


Одним из главных выводов оценки состояния проектов и ключевых элементов плана действий, предложенного в новой стратегии, явилась необходимость дальнейшей интеграции проектов ТЕА и ТЕЖ в новый панъевропейский контекст, возникший в конце 90-х годов.


На последнем совещании Руководящего комитета панъевропейского коридора VI, состоявшемся под председательством Польши 7-8 апреля 2003 года в Гданьске, Польша, Председатель предложил центральным управлениям проектов ТЕА и ТЕЖ создать в рамках ЦУП отдельный секретариат для коридора VI: ТЕА - для автомобильного транспорта и ТЕЖ - для железнодорожного транспорта. 21 мая 2003 года министерство инфраструктуры Польши также официально обратилось с этим предложением к директору Отдела транспорта ЕЭК ООН.


На своей тридцать девятой сессии, проходившей 26-28 мая 2003 года в Женеве, Руководящий комитет ТЕА дал положительный ответ. В ЦУП ТЕА уже началась соответствующая работа. На своей семнадцатой сессии, проходившей 29 30 мая 2003 года в Братиславе, Словакия, Руководящий комитет ТЕЖ в принципе положительно оценил это предложение и попросил польские власти дать дополнительные разъяснения. Решение об участии ТЕЖ в работе секретариата коридора VI было принято 1 2 июля 2004 года в Милане на девятнадцатой сессии Руководящего комитета ТЕЖ.


iii) Укрепление сотрудничества ТЕА и ТЕЖ с другими форумами и соответствующими инициативами в целях создания необходимого синергического эффекта


После подписания меморандумов о взаимопонимании (МоВ), направленных на развитие сотрудничества ЕЭК ООН и МСЖД в рамках проекта ТЕЖ, между ЕЭК ООН и МСАТ и между ЕЭК ООН и АСЕКАП в рамках проекта ТЕА было совместно организовано несколько мероприятий и проведены серьезные обсуждения вопросов сотрудничества в области сбора данных и деятельности по картографированию с помощью ГИС, а также в других сферах, представляющих взаимный интерес.


Аналогичным образом развивалось сотрудничество проектов ТЕА и ТЕЖ с другими соответствующими организациями: МСККП1, Европалатой2, Европлатформой3 и т.д.


Переговоры между ЦЕИ, ЕЭК ООН, проектами ТЕА и ТЕЖ завершились на самом высоком уровне, чтобы обеспечить более тесное сотрудничество между ЦЕИ и проектами ТЕА и ТЕЖ. Уже были достигнуты необходимые договоренности, и было успешно проведено первое мероприятие по упрощению процедур пересечения границ на железнодорожном транспорте, которое было совместно организовано и профинансировано ЦЕИ и ТЕЖ во время шестого Экономического форума ЦЕИ на высшем уровне, состоявшегося 19 и 20 ноября 2003 года в Варшаве, Польша. Аналогичное мероприятие планируется организовать во время седьмого Экономического форума ЦЕИ на высшем уровне, который будет проходить 24 и 25 ноября 2004 года в Портороше, Словения.


iv) Другая деятельность


Среди национальных координаторов был распространен вопросник для самооценки хода работы в рамках проекта ТЕА в период текущего цикла проекта, завершающегося в декабре 2004 года, и для выяснения мнений стран-участниц о дальнейших задачах, которые необходимо выполнить, и были получены положительные оценки. Аналогичная процедура будет использована также в случае проекта ТЕЖ в соответствии с решением его Руководящего комитета.


На своей сорок первой сессии, проходившей 31 мая - 2 июня 2004 года в Анталии, Турция, Руководящий комитет ТЕА одобрил программу работы для нового этапа осуществления проекта, охватывающего 2005-2008 годы, в которую, в частности, были включены стратегические приоритеты КВТ в области развития евро-азиатских транспортных соединений, безопасности транспорта, взимание сборов за пользование инфраструктурой, телематики и РТС. Эти направления деятельности будут включены также в будущую программу работы в рамках проекта ТЕЖ, нынешний цикл которого завершается в 2005 году, в соответствии с последним решением его Руководящего комитета, принятым на его девятнадцатой сессии в Милане.


В приложении к настоящему документу приводится перечень совещаний и мероприятий, в организации и проведении которых в отчетный период принимал участие секретариат.


II. ЕВРО-АЗИАТСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ


По предложению пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея одобрила проект Счета развития Организации Объединенных Наций по созданию потенциала для развития межрегиональных транспортных соединений. В ходе реализации этого проекта ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН сосредоточили свои усилия главным образом на евро-азиатских транспортных соединениях, включая соединения по территории стран СПЕКА.


Странами-бенефициарами этого совместного проекта ЕЭК ООН/ЭСКАТО ООН являются: Азербайджан, Армения, Афганистан, Беларусь, Болгария, Грузия, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина. Завершение проекта ожидается к 2006 году. Цель проекта заключается в оказании помощи государствам - членам пяти региональных комиссий ООН в укреплении их национального потенциала для развития сухопутных и сухопутно-морских транспортных соединений и содействии межрегиональному сотрудничеству для облегчения межрегиональной торговли и туризма. Планируется следующая деятельность: проведение исследований; подготовка докладов по странам; организация рабочих совещаний; оказание консультативных услуг; создание вебсайта и т.д.


Исполнительные секретари ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН подписали совместное письмо в адрес 17 стран-бенефициаров, являющихся членами ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН, предложив им участвовать в этом проекте и назначить координатора. К Всемирному банку, ЕБРР и Азиатскому банку развития (АБР) обратились с просьбой оказать поддержку в осуществлении этого проекта и назначить координаторов. Большинство из стран-бенефициаров назначили своих национальных координаторов. Всемирный банк, ЕБРР и Азиатский банк развития (АБР) также назначили координаторов. Письма с напоминанием были направлены тем странам, которые еще не сообщили в секретариат названия назначенных национальных координаторов. Завершена разработка положений о круге ведения для подготовки внутреннего исследования, предусмотренного планом действий по осуществлению проекта, а также проекта вопросника для национальных координаторов.


В рамках этого проекта в результате тесного сотрудничества, продолжавшегося нескольких месяцев, ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН совместно организовали первое совещание Группы экспертов по развитию евро-азиатских транспортных соединений. Правительство Казахстана выступило в качестве стороны, принимающей совещание, и обеспечило все необходимые условия. В этом мероприятии активно участвовали назначенные национальные координаторы из следующих 16 стран: Азербайджана, Армении, Афганистана, Беларуси, Болгарии, Грузии, Исламской Республики Иран, Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Румынии, Таджикистана, Турции, Узбекистана и Украины. В работе совещания участвовали представители международных организаций и финансовых учреждений, таких, как ПРООН, ЕК, ОЭС, Всемирный банк, ЕБРР, АБР, МБР, МПК ТРАСЕКА, МСЖД и ОСЖД, а также представители частного сектора. Директор Отдела транспорта ЕЭК ООН и региональный советник по транспорту представляли ЕЭК ООН. В работе совещания принимали участие более 60 делегатов. Участие назначенных национальных координаторов и сотрудников ЭСКАТО ООН и ЕЭК ООН финансировалось из бюджета проекта.


Участники совещания согласовали основные элементы стратегии развития евро-азиатских транспортных соединений, включая сосредоточение внимания на главных маршрутах по четырем основным евро-азиатским коридорам, которые были согласованы на международном уровне и представляют собой продолжение панъевропейских транспортных коридоров в восточном направлении. Другие утвержденные элементы стратегии предусматривали следующее: главные маршруты по этим коридорам должны включать интермодальные компоненты, в том числе пункты перегрузки, и необходимо решать проблемы пересечения границ.


Деятельность по осуществлению этой стратегии будет разработана в три этапа в течение 2004, 2005 и 2006 годов. На первом этапе в 2004 году работа будет включать определение главных маршрутов евро-азиатского значения, сбор соответствующих данных об инфраструктуре и движении, обобщение и анализ этих данных и представление предварительной оценки приоритетных евро-азиатских транспортных маршрутов и приоритетных проектов на этих маршрутах, а также финансовых потребностей на втором совещании Группы экспертов, которое состоится осенью 2004 года. Затем будет проводиться деятельность, направленная на устранение препятствий и помех при пересечении границ, осуществление основных международных транспортных соглашений и конвенций, а также разработку и реализацию национальных планов действий.


Дополнительно информацию о проекте евро-азиатских соединений, включая доклады, справочные документы и карты можно получить на вебсайте Отдела транспорта ЕЭК ООН на специальной странице "Евро-азиатские транспортные соединения". В настоящее время ведется подготовка специальной публикации ЕЭК ООН, содержащей доклад о первом совещании Группы экспертов по развитию евро-азиатских транспортных соединений. Кроме того, по просьбе министерства транспорта Российской Федерации секретариат установил прямой контакт и наладил сотрудничество с соответствующими представителями российской стороны для подготовки третьей Евро-азиатской конференции по транспорту, которая состоялась 11-13 сентября 2003 года в Санкт-Петербурге. Директор Отдела транспорта ЕЭК ООН и региональный советник приняли активное участие в вышеупомянутом мероприятии и внесли свой вклад в подготовку итоговой Декларации.


После того как КВТ ЕЭК ООН одобрил совместную стратегическую позицию ЕЭК/ЭСКАТО по развитию евро-азиатских транспортных соединений и предложение о создании целевой группы для осуществления соответствующей планируемой деятельности, секретариат в тесном сотрудничестве с ЭСКАТО ООН занимается необходимой подготовкой последующих действий в связи с осуществлением проекта ЮНДА в области развития евро-азиатских транспортных соединений.


По приглашению директора Отдела транспорта, связи, туризма и инфраструктуры ЭСКАТО ООН региональный советник 9-10 декабря 2003 года посетил штаб-квартиру ЭСКАТО ООН в Бангкоке для проведения консультаций по совместной деятельности ЕЭК ООН и ЭСКАТО ООН в области евро-азиатского транспорта. В центре обсуждений находились стратегические вопросы евро-азиатской деятельности, проект ЮНДА в области развития евро-азиатских транспортных соединений, включая соответствующее внутреннее исследование и дальнейшую деятельность, предусмотренную проектами, разработка соответствующих карт с помощью ГИС и определение потребностей в данных, а также другие транспортные проблемы соответствующих регионов.



следующая страница >>